-- : --
Зарегистрировано — 120 470Зрителей: 63 817
Авторов: 56 653
On-line — 8166Зрителей: 1565
Авторов: 6601
Загружено работ — 2 075 424
«Неизвестный Гений»
Цыб С.В. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ
06 февраля ’2013 23:08
Цыб С.В. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ
Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет"
Изучение хронологии Начальной летописи убеждает нас в том, что в счете лет жители Киевской Руси использовали системы, сложившиеся из элементов двух времяисчислительных традиций. Первая -- древнерусская языческая -- восходила к устным народным представлениям о "премененьи времени", сформировавшимся еще в дохристианскую эпоху и не исчезнувшим в последующие столетия. Втора традиция восточнохристианская - была позаимствована древнерусскими писателями из греко-болгарской письменности и византийской церковно-служебной практики.
По поводу языческой традиции еще в начале XIX в. было предположено, что она существенно отличалась от последовательного линейного счета лет Мироздания, зафиксированного в летописании1. По одной версии, сложившейся еще в прошлом веке (ее сторонниками были тогда С.М. Соловьев и Л.Л. Шахматов, позже -- Д.С. Лихачев, М.Х. Алешковский, А.Г. Кузьмин и др.), первоначальный русский счет времени был "непогодным", что вызывает у нас серьезные возражения. Действительно, историко-хронологической науке не известна ни одна архаичная система учета времени, которая бы исключала из своей структуры годовые единицы; уже сама повторяемость сезонных циклов, бывшая для всех древних народов естественным мерилом времени, предполагала установление границ между однообразными временами года, и если мы не можем сейчас с полной определенностью сказать, как намечались такие границы нашими предками, это еще не означает, что их не было на самом деле.
Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет"
Изучение хронологии Начальной летописи убеждает нас в том, что в счете лет жители Киевской Руси использовали системы, сложившиеся из элементов двух времяисчислительных традиций. Первая -- древнерусская языческая -- восходила к устным народным представлениям о "премененьи времени", сформировавшимся еще в дохристианскую эпоху и не исчезнувшим в последующие столетия. Втора традиция восточнохристианская - была позаимствована древнерусскими писателями из греко-болгарской письменности и византийской церковно-служебной практики.
По поводу языческой традиции еще в начале XIX в. было предположено, что она существенно отличалась от последовательного линейного счета лет Мироздания, зафиксированного в летописании1. По одной версии, сложившейся еще в прошлом веке (ее сторонниками были тогда С.М. Соловьев и Л.Л. Шахматов, позже -- Д.С. Лихачев, М.Х. Алешковский, А.Г. Кузьмин и др.), первоначальный русский счет времени был "непогодным", что вызывает у нас серьезные возражения. Действительно, историко-хронологической науке не известна ни одна архаичная система учета времени, которая бы исключала из своей структуры годовые единицы; уже сама повторяемость сезонных циклов, бывшая для всех древних народов естественным мерилом времени, предполагала установление границ между однообразными временами года, и если мы не можем сейчас с полной определенностью сказать, как намечались такие границы нашими предками, это еще не означает, что их не было на самом деле.
Комментарии:
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор