16+
Лайт-версия сайта

ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК НЕ ТЕРПИТ НЕПОТРЕБНОСТЕЙ

Блоги / Блог пользователя tetsugakusha / ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК НЕ ТЕРПИТ НЕПОТРЕБНОСТЕЙ

17 января ’2024   01:46

При наведении внутреннего порядка следует избегать непотребностей. Что же такое непотребности?

О НЕПОТРЕБНОСТЯХ (70)

В связи с тем, что человек в сравнении с другими земными существами в силу своих неограниченных физических и умственных возможностей стоит на самой вершине развития жизни на земле, перед ним открывается широкое поле применения этих возможностей, и если он, используя свои возможности не по назначению, наносит вред окружающему миру, то природа начинает ему мстить, а это может привести его к гибели. Порой человек не может понять механизм так называемых наказаний, обрушивающихся на него с Неба, и только мудрецы способны умозрительно установить причинно-следственные связи, глубоко лежащие в возникающих проблемах человечества. Даосы, имеющие тесную связь с природой, всегда открывали людям глаза на многие их ошибки и давали советы, как уберечься от «небесных наказаний». Прежде всего они приучали людей к умеренности. Природа экономна, и только в порождении жизни расточительна, потому что благодаря постоянному рождению она обновляется и наполняет мир жизнью, но она также и беспощадна, и может в любое время устраивать катаклизмы, похищая человеческие жизни. Поэтому человек должен учиться жить у природы. Самое ценное в человеческих знаниях – это природные знания. Мудрец Лао Цзы о природных знаниях говорил так:

ПРИРОДНЫЕ ЗНАНЬЯ

Даос Юй Сюн, наставник чжоуского царя Вэньвана,
Познанья излагая древних мудрости глубокой,
Предупреждал, что в государстве главное - охрана
Природы, в ней скрыта суть жизни той поры далёкой.

Он говорил: "Быть хочешь если твёрдым, крепи твёрдость
Своею мягкостью, береги слабостью все силы,
Кажись всем мягким, слабым, свою подавляя гордость,
Отдайся ходу времени, природу не насилуй.

Кто собирает мягкое, тот твёрдым в жизни станет,
Кто собирает слабое, тот силу обретает,
Следи, что собирается, чтоб знать, что же настанет:
Беда иль счастье, что из будущего пребывает.

Так сильный побьет слабого, но с равным проиграет.
Всех слабый победит, сила его неизмерима,
Могущество всё погибает, так всегда бывает,
Всё крепкое ждёт силу, сила силой одолима.

Всё мягкое и слабое есть суть жизни продленья,
Всё твёрдое и сильное сопутствует лишь смерти,
Где гибнет в схватке сильное, там слабого рожденье
Находит к становлению путь в общей круговерти.

Умом подобные обликом могут различаться,
А обликом подобные умом могут разниться,
Мудрец с подобным по уму себе может сближаться,
А дюжинный с подобным лишь по облику сроднится.

С подобным себе видом мы сближаемся и любим,
От отличающегося видом мы сторонимся,
По нашим представлениям лишь обо всех мы судим,
На нас всех непохожих избегаем, их боимся.

На нас похожего лишь человеком называем,
Но есть средь них, кто и звериным сердцем обладает,
Но мы звериного в них ничего не замечаем,
Их облик человеческий звериное скрывает.

Того, кто, обнажит клыки иль когти выпускает,
Вперёд с рогами на четвереньках передвигаясь,
Иль с крыльями и клювом, кто по воздуху летает,
Их зверем или птицей назовём, остерегаясь.

Но звери, птицы сердце человека иметь могут,
Однако мы всегда их из боязни сторонимся,
Так как из-за несхожести их облика страшимся,
И страх перебороть к ним наши чувства не помогут.

Но не всегда природа соблюдала все законы,
И не всегда облик людей хранил былой обычай,
У императора Фуси было тело дракона, (1)
А земледелец Шэньнун обладал головой бычьей. (2)

Хоть и не все из них имели облик человечий:
Великие Вожди несли тигриное обличье, (3)
Цари из рода Наогун имели облик птичий,
Но в свойствам их мы видим величье мудрецов вечных.

С жестокостью звериной и правители бывали:
Они жизнь не ценили многих тех, кто был в их власти,
Так как звериными сердцами сами обладали:
Му Чуский (4), Луский Хуань (5), Ся Разрывающий на Части. (6)

Держась за облик, так человек дюжинный в познанье
Не обретает Истины, и в ней не утвердится.
А Жёлтый Предок в борьбе с Предком Огня через знанья (7)
Привлёк к себе зверей и птиц, победы чтоб добиться.

Там волки и медведи в авангарде с ним сражались,
Пантеры, барсы, тигры всех врагов одолевали,
Орлы над полем Баньцюань знаменосцами держались,
Одной лишь силой воли с ним победу одержали.

Раз Кую (8) Высочайший (9) музыкой дал управленье,
Одной пластиной в ритме ударяя о другую,
Сыграв песнь девять тактов лишь "Великое цветенье",
Зверей всех в пляс пустил он под мелодию такую.

Под ритм к зверям пара фениксов присоединилась,
Объединила так природа всех в своём величье,
Раз с музыкой такое привлеченье получилось,
Так разве в сердцах птиц, зверей и наших есть различье?!

По облику иль голосу кто может отличаться,
Не знает тот, как подойти в зверям без пониманья,
Мудрец способен лишь с умом и примененьем знанья
Привлечь на свою сторону их и распоряжаться.

У птиц, зверей и человека цели ведь едины,
Они стремятся свою жизнь продлить и сохраниться,
Но звери в страхе избегают местности равнинной,
Держась всех неприступных мест, чтоб можно защититься.

Самец и самка спариваясь, любят там друг друга,
Мать над детёнышем трясётся, от беды спасаясь,
Так стадом, стаей, выживают звери, собираясь,
Детёнышей и слабых ставя в середину круга.

Когда есть пища иль вода, друг друга призывают,
И люди в древности с животными передвигались,
Язык их раньше знали все, сейчас не понимают.
Тогда звери и птицы человека не боялись.

Во времена царей, вождей все начали пугаться,
Меняясь, люди забывали их язык, повадки,
А при убийствах в рассыпную стали все бросаться,
И от людей, несущих смерть, бежали без оглядки.

Язык их знающие люди всё же сохранились,
Но эти знанья они все приобрели случайно,
Никто не знает, откуда тем тайнам научились,
А со зверьём и птицами общаются лишь тайно.

Даосы древности язык всех тварей понимали,
И, знанья черпая от них, разумными все были.
И для общения вокруг себя всех собирали.
Но ныне люди знанья все природные забыли.

Примечания:

1. Легендарный император Фуси изображён на древних фресках с туловищем дракона.

2. Священный Земледелец (Шэньнун) - изобретатель земледелия в древнем Китае, имел бычью голову.

3. Великие Вожди (Сяхоуши) - род Молодого Дракона (Юя) - великого покорителя потопа. Даты покорения потопа - 2286 - 2278 гг. до н.э., даты соправления с Ограждающим (Шунем) - 2224 -2203 гг. до н.э., самостоятельного правления - до 2198 гг. до н.э. Его потомки обладали внешностью тигра.

4. Му - царь, правивший в Чу с 625 по 614 г. до н.э.

5. Хуань - царь, правивший в Лу с 712 по 695 г. до н.э.

6. Ся Разрывающий на Части - последний правитель династии Ся (Цзе, даты правления - 1818 - 1767 г. до н.э.)

7. Предок Огня - (Янь-ди или Ю Янь, также Юань Кэ) - один из предков китайцев, прибывший на землю из космоса.

8. Куй - музыкант, Орфей китайской мифологии.

9. Высочайший (Яо) - правитель, позже обожествлявшийся конфуцианской религией. Даты правления - 2357 - 2258 гг. до н.э.


Главные непотребности человека в жизни – это жадность и корысть. Об этом Чжуанцзы говорит в своей притче.

КОРЫСТЬ

Цзэнцзы дважды служил, его чувство дважды менялось,
Живя с родителями, мало получал вначале,
Был рад. После их смерти, сердце горем омрачалось,
С потерей, богатство не выводило из печали.

Вначале получал он по три фу как награжденье, (1)
Родителям всё слал до зёрнышка, сам голодая,
Затем пять тысяч чжунов получил как повышенье,
Любил отца и мать, но вот послать им забывая.

Узнав это, ученики Конфуция спросили:
- "Цзэнцзы в корысти предъявить можно ли обвиненье?
Ведь он всегда им помогал по мере своей силы,
А после смерти испытывал даже угрызенья".

Конфуций молвил: "Корысть была. Он был рад вначале,
Когда им помогал, его душа была открыта.
От корысти свободный предавался бы печали?
Смотрел бы на фу, чжуны, как та пташка - на москита".

Примечанье:

1. "Фу... чжун..." - меры объёма (жалованье выдавалось в зерне).


Человеку в жизни нужно мало, лишь столько, сколько ему требуется, чтобы прокормиться и обогреться, остальное всё – лишнее. Все излишества обычно приводят человека к несчастию и даже к смерти. Да и земли ему нужно немного, небольшое поле может прокормить его семью. Так считали даосы. Чжуанцзы приводил пример из истории, когда один государь отказался от спорных земель, чтобы сохранить свой народ.


СПОРНЫЕ ЗЕМЛИ

Два царства Хань и Вэй за землю спорили друг с другом,
Договориться не смогли, готовились к захвату,
Распоряженья военные разослали слугам,
В стране готовы были горло перегрызть брат брату.

Учитель Хуанцзы во время с царём Хань свиданья
Заметил, государь вид опечаленный имеет,
Спросил: от земель спорных отказаться ли сумеет,
Читал ли он на древней стеле умное преданье:

"Когда возьмёшь спорную землю, после огорчишься,
В беде потом ты ни на что её не обменяешь,
Возьмёшь правой рукой, левой руки своей лишишься,
Возьмёшь если левой рукой, правую потеряешь.

Взяв землю спорную, всей Поднебесной овладеешь".
Но Чжуа-хоу, царь ханьский, учителю признался:
- "Я был б единственный, кто от земли бы отказался,
Взяв землю спорную, пролив кровь, сам же пожалеешь".

Воскликнул радостно учитель: "Мыслите чудесно!
Ведь царство Хань для Поднебесной сохранить нужнее,
Земля та меньше царства, царство меньше Поднебесной,
Важней царства две руки, двух рук тело важнее".

- "Прекрасно! - царь воскликнул, - многие советы были,
Руководить достойно как, и поступать отважно,
Но вы единственный мудрец, из тех, кто научили,
Соотношенье как познать - что важно и неважно".


Как же нужно жить, чтобы избегать непотребностей? Ответ: во всём нужно знать меру и необходимо освобождаться от всех излишеств. Так считали даосы, предпочитаю пустоту наполнению. Чжуанцзы говорил о секрете пустоты так:


СЕКРЕТ ПУСТОТЫ

Рождает проницательное зренье прозорливость,
И звуки различающий слух острый - пониманье,
Проникновенный, склонный к обобщенью ум - сметливость,
А проницательное сердце создаёт все знанья.

Так проницательные знанья создают все свойства,
Не хочет из путей тех ни один быть прекращённым,
Лишь с прекращеньем пути возникают беспокойства,
Преграды только поборов, путь будет обретённым.

Имея знанья, все вещи зависят от дыханья,
Дыханье если не глубоко, в том вина природы,
Чтоб не было вреда, не допускают забиванья,
Ведь циркуляция везде идёт через проходы.

Важна в утробе пустота, где голод возникает,
Необходимо естественное сердцу движенье,
Как в доме ссоры меж свекровью и снохой бывают,
С избытком чувств в сердцах рождается столпотворенье.

Насколько человеку хороши леса и горы,
Где от всего мирского он найдёт отдохновенье,
Отсутствуют где столкновенья, споры, разговоры,
Лишь там он обретает в Истину проникновенье.


В некоторых положениях (о правильном и неправильном образе жизни) Чжуанцзы из области философии переходит в область медицины. Однако главным достоинством человека даосы считали уединение и нахождение в пустоте, где в полной мере осуществляется осмысление жизни и погружение в Недеянье.

Чжуанцзы также полагал, что скромности и разумности человек должен учиться у тени. Чтобы тянуться к свету жизни, нужно видеть свои тёмные стороны. Даосы считали, что чтобы знать своё будущее, нужно внимательно наблюдать за своей тенью.


СВЕТ ЖИЗНИ

Раз призраки у человеческой Тени спросили
(Они всем изменениям её всегда дивились,
Ведь сами полутенями, носясь а пространстве, были,
И несмотря на свет иль тьму по воздуху носились):

- "Вы раньше вниз смотрели, а теперь всё вверх глядите,
Пучком держались волосы, а ныне распустились,
Сидели раньше иль лежали, а теперь стоите,
Всё раньше двигались, а почему остановились"?

Тень им ответила: "Я делаю, как мне удобно,
Я просто двигаюсь везде, я этим обладаю,
Быть может, сброшенной змеиной коже я подобна,
А может, не подобна, я ведь этого не знаю.

Тянусь всегда я к свету, в тёмной ночи исчезаю,
А днём при свете и сиянье дня вновь появляюсь,
От них завишу, отчего зависят те - не знаю,
Я думаю, что тенью света я всегда являюсь.

Когда приходит свет к нам, и я прихожу с ним вместе,
Его я как бы малую частичку составляю,
Ведь свет всегда меняется и не стоит на месте,
С его движеньем я движенье жизни представляю".


Даосы считают, что человек должен быть во всём умеренным, и особенно в своих словах. Они издревле учили народ: «Нужно быть экономным и в своих речах, а лучше всего учиться говорить без слов». Мысль без слов чаще всего бывает истиной мыслью. Чжуанцзы говорил так:


МЫСЛЬ БЕЗ СЛОВ

При ловле рыбы пользуются сетью рыболовной,
А, рыбы наловив, её в покое оставляют,
На зайцев же охотятся с ловушкою удобной,
Когда поймают зайца, то ловушку ту бросают.

Словами пользуются все для мысли выраженья,
Мысль обретя, её лишь чтут, слова все забывая,
Всю жизнь ищу того, кто мог бы выражать сужденья
И свои мысли излагать, к словам не прибегая.


Проживая долгую жизнь, человек совершает много непотребностей, накапливает в себе и рядом с собой много бесполезного, забывая, что главной ценностью его жизни является сама жизнь. О ценности жизни Чжуанцзы говорил так:


ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Народом правил царь Даван, и все его хвалили, (1)
Но на него Люди-Олени как-то раз напали,
Он им поднёс шкуры, шелка, но те всё возвратили,
Поднёс коней, собак, жемчуг, нефрит, но те не взяли.

Они всё требовали землю, где с царём те жили,
Поэтому от них не приняли те подношенья,
Сказал царь: "Земли нам для прокормления служили,
Нельзя народ губить, то брать, что служит для кормленья.

Не потерплю я, когда сосед брата убивает,
Отец - сына, не заставляйте здесь меня остаться,
Какая разница вам всем, кто вами управляет,
Служите тем рогатым, чтобы с жизнью не расстаться".

Тут взял он кнут и прочь пошёл, на посох опираясь,
Народ последовал за ним огромной вереницей,
Затем создали царство вновь, с ним вместе оставаясь,
И стали землю обживать с отстроенной столицей.

Покинуть ради жизни всё - не лёгкое решенье,
Так царь не стал всех подданных губить из-за богатства,
Народа сохранение - достойно уваженья,
Так люди, много потеряв, в живых смогли остаться.

Богатый знатный кто, способен сам, жизнь уважая,
Всё потерять, пройти чрез бедность, всякие лишенья,
Не станет из-за выгоды, в опасность вовлекая
Свою жизнь и чужую, гибнуть ради прокормленья.

А ныне чин, высокого достигнув положенья,
При всех своим почётным рангом похваляться любит,
Завидя выгоду иль лёгкое приобретенье,
Теряет разум, легкомысленно себя сам губит.

Примечанье:

1. Царь Даван - Великий государь Отец Верный (Даван Дань фу) - один из основных предков племени Чжоу. Ему посвящена в древней книге "Шицзин" ("Книге песен") песня "Тыквы взрастают одна за другой на петлях".


И ещё, даосы смотрели на весь мир через космическую призму и видели, что вся Вселенная наполнена вечным ростом, и поэтому считали, что главное для человека – это сохранение собственной жизни. Когда человек сохраняет свою жизнь, то к ней всё приложится, и только в жизни существует вечный рост. Об этом Чжуанцзы говорил так: «В мире не существует никаких ценностей, если нет жизни. И справедливость, и добродетель – это пустые слова, когда человек лишается жизни. Тогда всё становится фикцией. Хоть и существует вечный рост, но растёт только живое».

ВЕЧНЫЙ РОСТ

Обычно добродетель, через край переливаясь,
Всё побеждает, переходя в славу, без усилья,
Затем повсюду слава та, легко распространяясь,
Всех подавляя под себя, становится насильем.

Из крайностей рождаясь, замыслы все возникают,
А знания все глубокие рождаются из споров,
У нас всех независимость тогда лишь возникает,
Когда мы на своём стоим во время разговоров.

Дела правителя успешными тогда лишь будут,
И планы все его только тогда осуществятся,
Когда народ его признает нужным, не осудит,
И сможет с доброй волей всем приказам подчиняться.

Весной деревья, травы все растут неудержимо,
Но тут серпа, мотыги, косы дружно в ход пускают,
А травы поднимаются вновь больше половины,
Так происходит почему - никто того не знает.


В. Ф. Власов

(продолжение следует)



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

За туманом огонёк

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft