16+
Лайт-версия сайта

О школе и воспитании.....

Литература / История, естествознание / О школе и воспитании.....
Просмотр работы:
05 сентября ’2013   17:41
Просмотров: 20880

Дорогие мои друзья хочу предложить Вашему вниманию статью столетней давности в которой руссуждают о воспитании нового человека......Я публикую первую часть окончания этой статьи что бы Не перегружать Вас информацией да и печатать я быстро не умею--у меня это занимает изрядное время.....))))))

Революция и школа (окончание)

В первой статье мы указали, что в школьном деле русская революция провозгласила три лозунга: свобода, демократизация и децентрализация образования. Мы, кроме того, выяснили, что идея свободного воспитания возникла задолго до революции и прежде всего не у нас, а в Западной Европе. Но и в России она давно уже культивировалась в некоторых педагогических кружках.
Идею свободного воспитания в России давно уже пропагандирует редактируемый И.Горбуновым-Посадовым журнал: «Свободное Воспитание», редакция которого издала большую серию книжек и брошюр (116 выпусков), посвящённых разработке различных педагогических проблем в духе свободного воспитания. Москва в России является центром, откуда расходились идеи свободного воспитания. Лет 15 тому назад здесь в отделе семейного воспитания при Московском педагогическом обществе возникла особая комиссия по нравственному воспитанию.
Перед самой почти революцией русские крайние сторонники свободного воспитания резюмировали свои педагогическия идеи в следующих положениях. Свободное воспитание основным своим принципом выдвигает индивидуальность ребёнка. Каждый ребёнок есть живой материал, следующий в своём развитии своим собственным законам, определяемым его индивидуальностью. Основная задача воспитания открыть эти законы развития данной индивидуальности, понять её всю в ея целом и дать ей возможность развернуться во всей ея полноте и красоте.
В самом процессе воспитания должно быть выдвинуто на первый план начало активности и самодеятельности воспитания во всех ея формах. К области духовного развития на первом плане должно быть развитие воли, и лучшим средством для этого является творческий, производительный труд среди природы, каждая воспитываемая личность должна сама для себя создать и нравственный идеал. Воспитатель не должен навязывать воспитаннику и религию: он должен только помочь ребёнку создать творческим путём самому свою собственную религию. Теория свободного воспитания предполагает право за детьми не повиноваться своим родителям, если то, чего требуют родители, нарушает права детей.
Для осуществления свободного воспитания должна быть перестроена и современная семья, а в связи с этим стоит и задача переустройства общества. Сторонники свободного воспитания требовали создать в России школы новой, независимой, свободной, самоопределяющейся, со всем многообразием программы, доступной и безплатной для всего народа; они настаивали, чтобы к внутреннему строительству школьной жизни привлечены были в самых широких размерах и без всякого ограничения само общество в лице родительских организаций и сами учащиеся с их инициативною, самостоятельною деятельностью въюношеских организациях; они отстаивали право каждой национальности учиться на своём родном языке и возставали против всех национальных ограничений в области образования. Все эти пожелания, вытекавшия из идей свободного воспитания, относились уже к области организации воспитания.
Что разуметь под провозглашённым, русской революцией, лозунгом свободы образования и преподавания? Совершенно очевидно, что тут разумеется не теория свободного воспитания во всей его совокупности.
Эта теория у нас насчитывает пока очень мало сторонников, да и сама по себе она вовсе не является последним словом педагогики, как науки. Это только одно из современных педагогических течений, импонирующих своей новизной и своим общим призывом к свободе, «к освобождению ребёнка, освобождению самого себя и освобождению общества», как формулирует К.Н.Вентцель основные идеалы свободного воспитания, которые всегда и всюду находили сочувственный отклик в моменты революций.
Спор между поклонниками и пртивниками свободного воспитания имеет за собой уже более, чем стлетнюю историю. «Эмиль» Руссо вышел в свет в 1786 г. Для огромного большинства педагогов спор этот представляется давно законченным: истины признаны истинами, парадоксы Руссо остались парадоксами. Но в последней четверти прошлаго века спор снова возродился. Л.Толстой выступил ещё раньше этого времени, и теория свободного воспитания, выставив новые аргументы в сою пользу, снова стала собирать вокруг себя массу преверженцев.
Спор ведётся и в русской педагогической литературе. Против теории свободного воспитания выступали и русские теоретики-педагоги: Золотарёв, Нечаев, Каптерев, Поварнин и др.
Возражения против этой теории можно формулировать в следующих 8 пунктах. 1. Сторонники свободного воспитания, не вмешиваясь активно в воспитание, Этим самым как бы устраняют себя от воспитания, подрывая в корне свою задачу. 2. Они не учитывают наследственности. 3. Свободное воспитание не подготовляет к жизни, которая сразу и грубо ограничит свободно-воспитанного человека. 4. Воспитание нуждается в известной степени принуждения, так как развитие питомца должно быть сообразовано с определённым идеалом личности и обусловлевается сообщением воспитаннику определённой суммы знаний и умений. 5. При полном непризнании подчинения питомца приходится отрицать всякое воспитательное значение не только советов и указаний воспитателя, но и примера его, так что при свободном воспитании воспитатель лишён самых необходимых средств воздействия на питомца. 6. Цель воспитания нельзя ограничить указанием на необходимость создать из ребёнка личность: эту цель нужно заполнять указанием, что личность должна быть, кроме того ценной в нравственном отношении. 7. Индивидуалистическаго воспитания, в строго смысле слова, не существует, потому что нельзя уберечь ребёнка от влияний общества. 8. Свободное воспитание противоречит современному строю общественной жизни.
Сторонники свободного воспитания посильно борются с этими возражениями; но их борьба носит чисто словесный характер, так как по существу эти возражения почти неопровержимы, и для опровержения их, сторонникам свободного воспитания, пришлось бы идти на компромиссы со своими собственными взглядами, суживая свои положения и задачи.
В русской педагогической литературе идеи свободного воспитания часто культивировались в одиночку, применительно к решению отдельных педагогических вопросов и особенно вопросов методическаго характера; Очень часто оне проводились в педагогических статьях помещаемых в общей литературе, где эти вопросы ставились однако лишь слегка, применительно к модным течениям педагогической мысли. Эти идеи легко находили отзвук в широкой публике, легко разбирающейся в педагогических проблемах.
Со времени революции идеи эти не раз провозглашались и в революциях учительских съездов, но опять лишь вразброд, в соответствии с другими лозунгами политическаго или социальнаго характера. И особенно посчастливилось тем лозунгам в духе свободнаго воспитания , которые касаются внешней организации школьнаго дела или соответствуют провозглашаемому революцией принципу национальнаго самоопределения народов.






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 сентября ’2013   17:47
Ну прям как у нас сейчас!!У нас тожа - ежели ребенок пожалуецца в полицию на то,что папа дал ему по попе - то папу могут посадить в тюрьму за избиение!Вот и свободное воспитание в действии))Хотя - с другой стороны - нельзя,чтобы ребенок был забитым и всего боялся - из такого только шестерка и получится...))
62

Оставлен: 05 сентября ’2013   17:50
Знаешь Алла....я думаю что если заложено в него быть шестёркой то он всё-равно ей станет......((((((
Родители тут уже бессильны что-либо изменить.....((((((((

Оставлен: 05 сентября ’2013   17:56
Нет,Димуль,честно - от родителей зависит!!Мой младший,когда маленький был - все время дрался и меня вызывали в школу...я дома с ним разговаривала,и выяснялось,что он не первый начинал...его учительница все пыталась ему внушать,что не нужно драться,а нужно прийти и сказать,что его обижают...а я дома внушала ему обратное.Правда - нам потом пришлось школу поменять,потому что его хотели отдать в спецшколу для гиперактивных детей)))
62

Оставлен: 05 сентября ’2013   18:07
Во во--ДУРДОМ!!!!!
Меня тоже песочили....(((((
Грозились передать документы в комиссию по делам несовершеннолетних только за то что я на переменах баловался.....Мама плакала--её постоянно вызывали в школу и она ходила.... А родители настоящих хулиганов там вообще не появлялись....
В итоге я школу закончил с аттестатом где половина пятёрок было и мама очень жалела потом что ходила и трепала себе нервы......)))))))

Оставлен: 05 сентября ’2013   19:21
Ну вот видишь)))
62


Оставлен: 05 сентября ’2013   17:54
Воспитатель не должен навязывать воспитаннику и религию: он должен только помочь ребёнку создать творческим путём самому свою собственную религию.---------- Слава Создателю, не внедрили)))
Ювенальная юриспруденция нынче хвост поднимает. Считаю бредом. Столько уже примеров по Европе!
Развитие свободной личности - это развитие в человеке способности чувствовать меру. А законы этики заложены в человеке как обязательная программа. ИМХО

Оставлен: 05 сентября ’2013   18:02
Светочка.....я полностью с тобой согласен!!!!!))))))


Оставлен: 05 сентября ’2013   20:20
У меня огромное количество журналов "Родина" 1900 - 1913 гг. Начитался много интересного. Увы, к старым добрым временам Россия никогда уже не вернётся....

Оставлен: 05 сентября ’2013   20:25
Ну это наверное и хорошо?????)))))
Будет НОВАЯ Россия!!!!!))))))
Просто мы 70 лет под коммуняками жили.....нелегко вытравить этот срок из нашей инертности......(((((((
А у тебя Лёша не было желания выставить что-нибудь интересное из тех журналов здесь????))))))
Я думаю что нашлись бы люди кого это заинтересует......)))))


Оставлен: 05 сентября ’2013   22:39
Спасибо, Дима, просветил. Не всё, как сейчас, но сходство есть. А я против свободного воспитания.
40

Оставлен: 05 сентября ’2013   22:42
Тогда это была ещё только теория а сейчас это уже попробовали на практике.....)))))
Конечно полный бедлам получается в мозгах ребёнка.......(((((((
Согласен с тобой Лариса.....)))))))
Спасибо тебе что заинтересовалась.....)))))))

Оставлен: 05 сентября ’2013   23:00
А мне нравятся такие закидоны из прошлого.
40

Оставлен: 05 сентября ’2013   23:08


Оставлен: 05 сентября ’2013   23:41
Цитата:  111Demen-Keaper, 05.09.2013 - 20:25
Ну это наверное и хорошо?????)))))
Будет НОВАЯ Россия!!!!!))))))
Просто мы 70 лет под коммуняками жили.....нелегко вытравить этот срок из нашей инертности......(((((((
А у тебя Лёша не было желания выставить что-нибудь интересное из тех журналов здесь????))))))
Я думаю что нашлись бы люди кого это заинтересует......)))))
У меня нет сканера, а перепечатывать - нет столько времени....

Оставлен: 16 сентября ’2013   20:08
Статья заслуживает внимания, так как не только выдвигаются идеи, но и есть их анализ и попытка объективной оценки. Идеи свободного воспитания неплохи сами по себе, но мало применимы на практике, как формула движения шарообразного коня в вакууме  : приходится учитывать, что форма коня не шарообразная, что движется он не в вакууме, а в среде с определенным сопротивлением, что имеет определенные способности и темперамент и прочие моменты в результате чего выясняется, что красивая формула годна только для бесплодного мудрствования и никчемных мечтаний. Педагогам же приходится иметь дело не с "идеальными объектами",а с живыми детьми, которые имеют определенную наследственность, воспитывались в определенной системе ценностей. Причем, часто с довольно большим числом (от десяти до тридцати и более) - тут без жесткой дисциплины не только не возможно какое-либо обучение чему-либо, но и просто сохранить детей живыми и здоровыми. Приходилось видеть продукты воспитания вальдорофских школ, которые ожидают, посколько им внушают мысль о дружественной вселенной, что с их индивидуальностью будут носится, как с писаной торбой. В результате трудности с трудоустройством (даже если в ВУЗе кое-как протянули за счет родительских взносов)- кому нужны сотрудники не умеющие трудится, но требующие к себе особого отношения -, неурядицы в семейной жизни: такой индивид осведомлен о своей значимости и исключительной личности, но не в состоянии представить, что другой партнер тоже личность и не менее значимая и исключительная чем он (она). Не знаю почему, но такие выпускники часто попадают в секты. Истина, вероятно, в разумном компромиссе принуждения и свободы. Не забивать до бессловесного состояния (но затаенной ненависти в душе), но и не распускать до полной безалаберности - границы и нравственные ориентиры все-таки должны быть.

Оставлен: 17 сентября ’2013   10:06
Елена....с огромным удовольствием прочитал Ваш коментарий.....)))))
Вы очень умная женщина--с ТАКИМИ общаться одно удовольствие.....)))))
Я думаю что на заре 20 го века нужны были такие эксперименты.....)))))
Человечество ищет новые пути для своего развития и самосовершенствования.....))))
На протяжении всей истории человечества таких примеров полно.....
Где то в определённых условиях результаты были положительными(например воспитание мальчиков у Спартанцев).....
Где-то наоборот (как в описываемом Вами случае)....
Спасибо Вам от всей души за Ваш интерес и время что Вы мне уделили.....))))))

Оставлен: 17 сентября ’2013   12:37
Благодарю за добрые слова в свой адрес. Действительно, начало двадцатого века было временем экспериментов и разного рода революционных идей, в том числе и педагогических. Конечно с высоты прожитых лет, своего и чужого опыта они кажутся несколько наивными. Но, я считают, они заслуживают того, чтобы их знали. Хотябы для того, чтобы избежать повторения в худшем варианте.

Оставлен: 17 сентября ’2013   15:36



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft