16+
Лайт-версия сайта

Родовая Хроника. Хаирзаман (1857-1932)

Литература / История, естествознание / Родовая Хроника. Хаирзаман (1857-1932)
Просмотр работы:
31 марта ’2020   11:12
Просмотров: 7910

Мой прадед по бабушке Хаирзаман Фаттахов родился, по свидетельству моего отца Михрафа Нуруллина, в 1857 году в деревне Сынгрэн (сейчас Сынгряново Илишевского района Башкортостана). Судя по языку его многочисленных потомков, он был по национальности татарином (волжским булгарином), однако в ревизской сказке 1834 года его предки отмечены как башкиры. В метрической книге Сынгрэна за 1857 год его имя отсутствует и, скорее всего, он родился в Амикеево Муслюмовского района Татарстана, как его отец, дед и прадед. Его отец Габделфаттах (1828-1900) был имамом в Сынгрэне с 1858 по 1900 год (он скончался от туберкулёза) значит, уже в 1858 году Хаирзаман проживал в Сынгрэне. «Хаир» означает благополучный, счастливый, «заман» означает эпоха, период, так что имя Хаирзаман означает счастливый человек своей эпохи. Его деда звали Габделмалик Хамитов (род. в 1805), женой которого была Хабибьямала Абдулмуклимева (род. в 1812), прадеда звали Габделхамит Ахмеров (1772-1834) , женой которого была Ямиля Мурсалимова (род. В 1777). Первые части имён предков Хаирзамана «Габдел» означает на арабском раб, и вторые являются одними из 99 имён Аллаха: Фаттах – открывающий врата добра, Малик – владыка, Хамит – достойный похвалы. Его прапрадеда звали Ахмер, что означает в переводе с арабского красный, розоволицый ребёнок, интересно, что это свойство, связанное, очевидно, с хорошим кровообращение лица, сохранилось спустя 7 поколений у меня, например. Ахмер родился примерно в середине 18 века. У Хаирзамана было, как минимум, два брата и одна сестра: Ахматшакир - мулла из Амикеево и Шейхезаман - мулла из Тукай-тамака Илишевского района Башкортостана и Бибифэрдэнэ, умершая в Сынгрэне в 1894 году в возрасте 21 года от болезни лёгких. В 1894 году Хаирзаман ещё проживал в Сынгрэне, поскольку там в этом году родился его сын Мирзажан, которому по семейной легенде суждено было утонуть, как и неизвестно когда родившемуся сыну Мергази. Во всяком случае мы не знаем ни одно из потомков этих его детей. Согласно записям моего отца, моя бабушка Эркия Нуруллина (Хаирзаманова) родилась в 1896 году, скорее всего в Старом Агбязово Актанышского района Татарстана. В 1921 году она вышла замуж за муллу Габдуллу Нуруллина. Умерла от рака поджелудочной железы в городе Чайковском Пермского края в 1971 году. Следующий ребёнок Хаирзамана Тархан Фаттахов родился в 1900 году в селе Табынлы Куль Актанышского района Татарстана.В 1920-х годах он женился на Хазясте Кашафовне Тукаевой из рода народного поэта Татарстана Габдуллы Тукая.В июле 1942 пропал без вести на фронте.
Население вышеупомянутых сел занималось в 19 веке земледелием, скотоводством и пчеловодством, были развиты и сельские ремёсла, в частности, в Амикеево изготавливали сани, сабаны (плуги). Повсеместно устраивались базары и ежегодные ярмарки. Моя бабушка, например, ежегодно ездила за шерстью в Татарстан, сама пряла шерсть и вязала шапочки, носки и варежки всем детям и внукам, думаю, это было многовековой традицией. Хочу добавить, что я никогда не видел свою бабушку праздной, даже когда появился телевизор. Во многих сёлах были мечети и медресе (религиозные школы), так что уровень грамотности в сельской местности в Татарстане был выше, чем в среднем по России, поскольку муллы были одновременно и учителями. В Амикеево, например, с населением около тысячи человек в начале 20 века были три мечети и три школы. Как правило, муллы владели тремя языками: татарским, арабским и русским, и их, без натяжки, можно считать сельскими интеллигентами. Женщины тоже были иногда образованными: моя бабушка, дочь муллы, владела этими тремя языками и толковала Коран. Муллы не только были учителями в медресе, но также вели учёт родившихся и умерших, т.е. выполняли государственные функции, вот почему они были Указными муллами, поскольку служили согласно Указу Императора. Можно добавить, что татарский язык в Поволжье и даже на Кавказе в 19 веке был языком межнационального общения, именно поэтому не только волжских булгар и жителей Крыма русские называли татарами (см., например, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого). Следующим местом проживания семьи Хаирзамана, скорее всего, была деревня Чуракай, сейчас Чуракаево Актанышского района Татарстана, где он был муллой. Его первую жену звали Мафтуха и она работала учительницей в Чуракае. Она родила от Хаирзамана четырёх известных нам детей, но, скорее всего, были ещё другие дети. Примерно в 1905 году случилось несчастье: Мафтуха наткнулась на вилы на сельхозработах и слегла. Перед смертью она выбрала Хаирзаману будущую жену, свою ученицу Омегельсум Фаттахову (Гумерову), которой было только 18 лет. Омегельсум была против замужества за человеком, старшим её на 30 лет, и даже грозила утопиться, но её родители очень уважали Хаирзамана и дали своё согласие. Хаирзаман был очень добрым и щедрым человеком, например, приношения прихожан он постоянно отдавал бедным. Омегельсум сдалась и родила от Хаирзамана семерых детей Рабигу (1909), Куттуса (1916), Мухлесу, Балкис (1918), двойняшек Банию и Баданию(1923) и Ульфата (1927). Таким образом, его последний ребёнок был ровесником его внука (моего отца) и было тогда Хаирзаману 70 лет! Кстати, Ульфат имел прекрасное здоровье и прожил 90 лет, также как и Бания!
Массовые репрессии в СССР против духовенства в 1929-1930 г.г. непосредственно коснулись семьи Хаирзамана. Очевидно, он был приговорён к расстрелу или высылке в Сибирь со всей семьёй только за то, что был муллой. Об этом его известил, рискуя жизнью, председатель сельского совета, бывший красноармеец, которого Хаирзаман спрятал от белых во время гражданской войны. Он даже дал Хаирзаману лошадь и ночью, на одной телеге, взяв только самое необходимое, семья из 9 человек покинула Чуракай. Это было в 1930 году, когда Ульфату было всего 3 года и только старшая из семи детей Рабига была совершеннолетней, ей был 21 год. Хаирзаман нашёл заброшенную избушку в лесу недалеко от Ижевска, в которой семья прожила 2 года, с великим трудом находя пропитание. Заметим, что в 1932-1933 годах в России был голод. Думаю, от невыносимого труда и голода, в 1932 году Хаирзаман умер, его похоронили на мусульманском кладбище Ижевска.
Чтобы не умереть с голоду, Омегельсум в 1932 году с детьми возвращается в Чуракай, но их дома оказываются занятыми, и она вынуждена поселиться в землянке на краю села. В 1937 году случается несчастье: тонет в реке её 21-летний сын Куттус, опора семьи. В этом же году Омегельсум зимой провалилась под лёд, неся мешок муки, заболела и умерла. Никто из малолетних детей не был в состоянии даже вырыть могилу и её похоронили в одной могиле с каким-то умершим в это же время мужчиной. Советская власть оказалась в состоянии взять в детский дом только 10-летнего Ульфата, остальных детей «врага народа», «кулацко-мулльского элемента», отца 11 детей Хаирзамана Фаттахова пришлось разобрать родственникам и знакомым.
Самое прекрасное, что все дети Хаирзамана после его смерти выжили, получили хорошие профессии, дали многочисленное потомство, не потеряли друг друга и до сих пор поддерживают родственные отношения. Светлая память нашему предку Хаирзаману.

Благодарный правнук, Георгий Нуруллин

31 марта 2020 года, озеро Байкал

На снимке, предположительно сделанном в Ижевске в 1932 году, Хаирзаман с женой Омегельсум и детьми.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 31 марта ’2020   11:46
ЗДОРОВО ЗНАТЬ СВОИ КОРНИ.
76On-line

Оставлен: 03 апреля ’2020   17:55
Да, Марат, сейчас работаю по Кадырметьево.


Оставлен: 31 марта ’2020   12:23
Георгий,как хорошо,когда ведется хронология рода и передается из поколения в поколение! Вам это удалось!        

Оставлен: 31 марта ’2020   12:33
Я только до 3 колена знаю...     

Оставлен: 01 апреля ’2020   05:03
Надежда, я тоже с этого начинал!


Оставлен: 31 марта ’2020   13:01
ПРЕКРАСНАЯ ХРОНОЛОГИЯ,ГЕОРГИЙ!         
138

Оставлен: 31 марта ’2020   14:11
Это здорово.Георгий 

Оставлен: 31 марта ’2020   16:02
Георгий, отличная хронология! 
1792

Оставлен: 31 марта ’2020   18:45
 

Оставлен: 03 апреля ’2020   17:58
Спасибо за проявленный интерес.


Оставлен: 01 апреля ’2020   20:44

Оставлен: 03 апреля ’2020   18:02
Спасибо, Нина.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Красивая песня! Поддержите!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
You are bright light of my souls desire... Исполнение:Вадим Кудряшов
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2548975.html?author

1791

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft