16+
Лайт-версия сайта

Острою секирой ранена береза

Литература / Критика, философия / Острою секирой ранена береза
Просмотр работы:
25 ноября ’2019   22:15
Просмотров: 8843

Как-то летом я путешествовал по реке Усьве (средний Урал). Во время одной из стоянок поднялись мы на высокую скалу. Отдохнув и полюбовавшись на бескрайние лесные просторы, стали спускаться. Уже внизу я обратил внимание на подрубленное дерево. Оно было живо, но рана оказалась довольно серьезной. Складывалось впечатление, что какой-то турист хотел было срубить это дерево, но затем передумал, оставив его залечивать свои раны. Мне припомнилось стихотворение А.К.Толстого "Острою секирой ранена береза":

"Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана...
Лишь больное сердце не залечит раны!"

Я прочитал его вслух своим попутчикам. Шедший рядом дьякон Константин заметил, что его не мог написать верующий человек. Позже мой сын сказал, что верующий не жил бы со своей будущей женой С.А.Миллер двенадцать лет не обвенчавшись. Я не знал таких подробностей личной жизни А.К.Толстого. Мне было вполне достаточно того, что он написал это и множество других замечательных произведений. Гете в романе "Избирательное сродство" писал: "На примере, как ремесленника, так и художника можно ясно увидеть, что человек менее всего властен присвоить себе собственно ему принадлежащее. Его творения покидают его, как птицы гнездо, в котором они были высижены... Не удаляется ли таким образом от художника и само искусство, если его творение, как сын, получивший собственный надел, теряет связь со своим отцом?" По-видимому, в данном случае связь творения и его автора оказалась слишком прочной. Возможна ли оценка произведения отдельно от личности, от жизни его автора? Или творение обречено на то, что подробности личной жизни автора будут сопровождать его, как шлейф, на протяжении вечности?
* * *
Об этом писал Ницше в книге "Смешанные мнения и изречения": "Выставлять имя автора на заглавном листе стало теперь обычаем и почти обязанностью, но это служит главною причиной ничтожного влияния книг. Если книга хороша, то она более ценна, нежели личность, квинтэссенцией которой она и является; но раз автор выдает себя на заглавном листе, - читатель распускает квинтэссенцию в личном, даже в интимно-личном, и цель книги не достигается. Гордость разума в том, чтобы - не быть уже индивидуальным". В случае, описанном выше, именно это и произошло: читатель (или слушатель) распустил квинтэссенцию стихотворения "Острою секирой ранена береза" в личном или даже в интимно-личном А.К.Толстого, и цель этого стихотворения вряд ли была достигнута. Скорее оно послужило поводом, чтобы поговорить о вере или неверии писателя и его личной жизни.

Эта мысль Ницше объясняет и известное выражение "нет пророка в своем отечестве", источником которого являются следующие евангельские стихи: "...Иисус же - сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф.13: 57). Когда пророк изрекает свои мысли в своем доме или отечестве, слушающие его распускают квинтэссенцию его пророчеств в личном, поскольку они знают его и его жизнь, и его слова не достигают цели.
* * *
Недавно в интервью в программе «Энигма» на телеканале «Культура» известный пианист Андраш Шифф коснулся музыки Вагнера и ее связи с его личностью (https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/60307/episode_id/1299760/video_id/1476524/). Как известно, в жизни Вагнер был крайне неприятен. Вот что писал о нем знаменитый дирижер Ганс фон Бюлов: «Он в своих творениях возвышен, а в поступках - низок». Шифф сказал, что неприятные особенности личности Вагнера чувствует в каждом такте, каждом отрывке его произведения. В то же время в Шопене, несмотря на его эгоизм, такой связи музыки с отрицательными чертами личности он не видит. От себя можно добавить: это объясняется тем, что таких черт у Шопена, по-видимому, просто не было. «Некоторые авторы монографий о Шопене — среди них и польские — обнаруживают у Шопена эгоизм и честолюбие. Такой взгляд кажется весьма поверхностным. Суть дела — в другом. Шопен не имел возможности с оружием в руках бороться вместе с польским народом за свободу; и он и его страстно патриотически настроенные родители и друзья мгновенно оказались бы в беде» (http://musicschool2.ru/shopen/eskiz-shopen/63-yeskiz-o-shopene.html).
* * *

Интересно проследить связь особенностей биографии крупнейшего философа ХХ века Мартина Хайдеггера с его творчеством. Как утверждал в своих мемуарах друг философа Карл Ясперс, Хайдеггер вдохновился идеями нацистов после их утверждения у власти. Ясперс писал: «Я не узнавал своего друга и больше не доверял ему. Теперь, когда Хайдеггер стал участником насилия, я чувствовал в нем даже угрозу себе». После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году Хайдеггер сразу присоединился к ним и состоял в НСДАП (нацистской партии) вплоть до 1945 года. Всего через несколько месяцев после назначения Гитлера канцлером Германии Мартин Хайдеггер был назначен ректором Фрайбургского университета, где ранее преподавал и учился. Его инаугурационное обращение при вступлении на пост ректора, опубликованное 27 мая 1933 года, можно назвать переломным моментом в жизни Хайдеггера: именно к этому тексту обращаются те, кто обвиняет философа в тесных связях с нацизмом. В этой речи содержатся призывы к тому, чтобы студенты и преподаватели были верными недавно установившемуся режиму. В других своих обращениях к студентам Хайдеггер неоднократно говорил о великом новом начале (der neue Anfang), о необходимости подчиняться фюреру, о справедливости антисемитских идей расы и крови и о «внутренней правде этого великого движения». В том же 1933 году Хайдеггер ввел во Фрайбургском университете «фюрер-принцип», который упразднял право сотрудников на выбор ректора и передал его государству, тем самым упразднив автономии университета. "Университет мертв, да здравствует будущая высшая школа воспитания немцев к знанию,"- писал Хайдеггер. Однако вскоре Хайдеггер неожиданно покидает свой пост (4 сентября 1933 г.), заявляя, что после ухода сможет «лучше служить делу Адольфа Гитлера».

По свидетельствам тех, кто близко общался с Хайдеггером, тот был убеждённым антисемитом на протяжении долгого периода времени: прославляя силу крови, Хайдеггер неоднократно проявлял своё недоброжелательное отношение к евреям. Так, будучи ректором, он отказал студентам-евреям в финансовой помощи, а также не пришел на похороны к своему наставнику Гуссерлю – еврею по национальности. «Чёрные тетради» Хайдеггера, которые он вёл с 1931 года, содержат несколько антисемитских высказываний, первые из которых появляются в записях за 1938—1939 годы. Тем не менее после 1945 года Хайдеггер перестает вести активную политическую деятельность. Сам Хайдеггер впоследствии утверждал, что окончательно порвал с нацизмом после своей отставки с поста ректора, однако свой партийный билет обновлял ежегодно. Это позволяет говорить о старательном сокрытии фактов с целью очищения имени Хайдеггера и его философских идей от подозрений в симпатиях нацистам. Философ Ханна Арендт, бывшая студентка и возлюбленная Хайдеггера (в 1924 году) внесла свой вклад в оправдание деятельности Хайдеггера во время нацистского режима, утверждая, что «он был слишком молод, чтобы извлечь уроки из шокирующего столкновения». В большинстве своём защитники Хайдеггера (Франсуа Федье) считают, что нацизм – есть не что иное, как увлечение молодости и что оно не имеет отношения к произведениям Хайдеггера-философа. Несмотря на такое пятно в биографии немецкого философа, в настоящее время вклад его в немецкую и общемировую философию неоспорим. По-видимому, в данном случае его наследие настолько значимо, что темные факты его биографии нивелируются. Философы-профессионалы, безусловно, о них знают, но не придают им значения. Они отделяют его философию от его личной жизни.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

939
ГРОЗА АПРЕЛЬСКАЯ НАД ГОРОДОМ✨

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Земля, покрытая свинцом заплачет виновато...Исполнение:Алексей Исаков, бэк вокал П.Сироткин
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2548388.html?author

1789

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft