16+
Лайт-версия сайта

Сальто-мортале в умах учёных и неучей

Литература / Критика, философия / Сальто-мортале в умах учёных и неучей
Просмотр работы:
12 сентября ’2020   14:15
Просмотров: 6638

«Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор, если он не найдёт сочувствия нескольких участников пира. Но если они потеснятся, чтобы дать ему место, вскоре появятся новые, требуя для себя той же милости. Весть о том, что пища есть для каждого приходящего, наполнит зал многочисленными просителями. Порядок и гармония праздника нарушатся, изобилие, которое господствовало прежде, сменится недостатком, и радость приглашённых будет уничтожена зрелищем нищеты и скудости, свирепствующих во всех концах зала, и назойливыми криками тех, кто по справедливости возмущён, не находя пропитания, на которое они рассчитывали».
Томас Мальтус. Из «Очерка о законе народонаселения»


Томас Р. Мальтус (1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист; с 1818 стал членом Лондонского королевского общества. «В 1805 году он получил кафедру профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, также исполнял в колледже обязанности священника»… Мальтус «был не только ревностным христианином, он столь же преданно и талантливо служил идеалам Просвещения. Он блистательно показал, как вера в Разум может самым органичным образом сочетаться с верой в Бога».

«На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу». В 1826 он стал почетным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, а через семь лет, за год до своей смерти, был удостоен престижного звания члена французской Академии моральных и политических наук.

Его знаменитый «Очерк о законе народонаселения» был опубликован в 1798; через 70 лет эта работа в переводе на русский язык вышла в свет под обширным заголовком: «Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода, с приложением нескольких исследований о надежде на отстранение или смягчение причиняемого им зла». В своём исследовании Мальтус утверждал, что средства существования людей якобы увеличиваются в арифметической прогрессии, в то время как рост народонаселения – в геометрической, и что «смягчить причиняемое зло» этого «естественного и вечного закона» можно лишь путём ликвидации избыточного населения Земли.

Вышеприведенные данные о Мальтусе в основном почерпнуты мной из Википедии, которая в мои студенческие годы ещё не существовала, как и сам Интернет. Правдивые сведения об этом широко известном и уважаемом в своё время учёном советское «просвещение» тщательно скрывало от общества или, того прискорбнее, «умело» извращало их, позволяя, в угоду пропаганде коммунистических идей, нередко прибегать даже к прямым публичным оскорблениям и насмешкам. Ваш покорный слуга, будущий работник партийно-советской печати, одержимый молодецким журналистским задором, попытался, было, в юмористической форме поддержать лекторскую критику против Мальтуса, но, слава богу, эта затея оказалась безрезультатной. Её следы сохранились в архивных заделах 60-х – 70-х гг. прошедшего века. В «реанимированном» виде свой студенческий опус я решился представить ниже, в качестве «иллюстрации».

На стареющей планете,
В загнивающей Европе
Жил учёный в чёрной рясе,
Холя честь к своей особе.

Во спасение природы
Проповедовал идею,
Мол, число животных в мире
Стало близким к апогею.

После каждой жирной жатвы
Мать Земля всегда тощает.
Всех насытить всё труднее,
Население нищает…

Грех – что орды человечьи
Топчут Землю без огляда.
Размножение умерить
Гомосапиенсу надо!

Хвори, войны, катастрофы –
Демографии опека…
Много страхов он придумал,
Все – во имя человека

P. S.
Об ученом «мизантропе»
В вузах нам не мало врали.
Скачки ценностей морали
С неких пор – в сальто-мортале.

В конце 19-го в. и в начале 20-го против учения Мальтуса и его сторонников особенно рьяно ополчились марксисты и социалисты, приверженцы теории т. н. «экономизма». Многие из них, вульгаризируя марксистскую доктрину о базисе и надстройке, недооценивали активной роли надстроечных факторов в развитии общества. Они считали, что средства производства, на которых базируется экономика, важнее производственных отношений, которые «стихийно» сложились при капитализме с его «естественной» погоней за прибылью.

Отсюда делался вывод, что экономические формы борьбы против капиталистической эксплуатации важнее, чем формы революционные, предусматривающие насильственную передачу всех средств производства в руки пролетариата. С таким подходом «экономистов» к проблемам борьбы трудового народа за свои права ортодоксальные революционеры, конечно же, мириться не могли, также как и с мальтузианством, проповедующим, будто все беды людские, в первую очередь пролетариата, проистекают от перенаселения планеты, а не от бесчинств «проклятых эксплуататоров», забывших о Боге и евангельских заветах христианства.

В этой связи показательно высказывание русского философа Николая Бердяева (1874 – 1948) из его книги «Философия неравенства» (Берлин,1923; цит. по второму изданию, Париж, 1970): «Безграничный рост потребностей и рост народонаселения создал индустриально-капиталистическую цивилизацию, которая чревата великими потрясениями и катастрофами и обозначает убыль духа в европейском человечестве. И если народы хотят духовно возродиться, то им придётся вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни», (то есть экономики в целом как единства производительных сил и производственных отношений, - В. Р.).

Эти мысли Николай Александрович, вероятно, вынашивал, уже будучи в вологодской ссылке (1901 – 1902), где он общался с тоже осужденными революционными интеллигентами, среди которых был и А. В. Луначарский (1875 – 1933), в будущем ярый критик философии Бердяева. В «Критических этюдах» Анатолия Васильевича (1905, позже неоднократно переиздававшиеся после 1917-го) мы читаем: «Прямой и непосредственный переход от экономики к любви, мечте или верованию живой человеческой личности представляет из себя грубейший скачок, нелепый сальто-мортале». Разве в этих словах – не слышится апология «экономизма» и неприятие «добавки» к нему в виде идеи «одухотворения хозяйственной жизни»?

Прошло более двух столетий после появления на свет «пресловутого» сочинения Мальтуса, однако его идеи до сих пор будоражат мозги мыслящих землян – в разных концах планеты и по разным поводам. Многие государства стали жертвой этих идей, прямо или косвенно приведших к кровопролитным конфликтам и войнам. Миллионы людей, оболваненные своими радикальными вождями, искренне верят, что лишь с ликвидацией капиталистических порядков исчезнут проблемы «перенаселения», а заодно и все «язвы» эксплуататорского общества: растущая нищета, голод, экономические кризисы, войны, эпидемии и прочие-прочие беды человечества.

В то же время философы и социологи, возрождающие мальтузианские теории, провоцируют трудящихся на незаконные действия против существующих в их странах режимов, порой вынуждая власть имущих принимать насильственные меры для искусственного сокращения рождаемости, для ликвидации «лишних ртов», - с точки зрения рыцарей наживы и «красивой жизни». Кто же они, эти счастливцы, мечтающие освободиться от вечно голодных «иждивенцев»? Видимо, они составляют тот самый 1% населения планеты, которому, согласно докладу швейцарского Банка «Credit Suisse» (2015 г.), принадлежит половина всех богатств Земли.

В настоящее время, по данным ООН, на Земле проживает около 8-ми млрд. человек. Человечеству понадобилось более 200 лет, чтобы количество людей достигло одного миллиарда в 1804 г. Значит, с тех пор людей на Земле стало в восемь раз больше. К 2050-му, по прогнозам авторитетных международных экспертов, нас будет уже около, а может и более 10-ти млрд. А как же с продовольственными, энергетическими и прочими ресурсами?.. Может быть, теории о «новом мировом порядке» для процветания «золотого миллиард» людей, достойных продолжения рода человеческого, это не просто вымыслы вышедших из ума мизантропов, а нечто более серьёзное?..

Проблемы инстинктивно возрастающего населения Земли с постоянным ростом всё более качественного потребления при абсолютном, но иногда кажущемся относительным, сокращении всевозможных планетарных ресурсов для здорового воспроизводства жизни человека и безопасного удовлетворения всех его потребностей – все эти проблемы, по существу, мальтузианские. По сей день они остаются нерешёнными, порождая всё новые и новые сюжеты для конспирологии, уже как науки – о реальностях и мифах нашего бытия.

10-е сентября 2020 г






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Город влюбленный людей

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft