16+
Лайт-версия сайта

О Времени, авторском таланте и герое

Литература / Критика, философия / О Времени, авторском таланте и герое
Просмотр работы:
13 октября ’2021   11:44
Просмотров: 4655


Размышления о сочетании Времени, авторского таланта и героя литературного произведения

Олег Яненагорский. Литературный дневник 12 октября 2021 г.

Читаю лекцию Олега Лекманова «Как русская культура на рубеже веков догнала западную» https://arzamas.academy/materials/1321

А в ней есть такой фрагмент: «…стихи русских модернистов широкий читатель Запада знает плохо. Это и понятно: сложная поэзия гораздо хуже прозы поддается переводу. Едва ли не единственное исключение — творчество Осипа Мандельштама. Оно стало широко известно в Европе и Америке благодаря мандельштамовскому стихотворению 1933 года «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленному против Сталина.
В 1972 году итальянский кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини писал о русском поэте: «То, чем одарил нас Мандельштам, — легконогий, умный, острый на язык, элегантный, прямо-таки изысканный, жизнерадостный, чувственный, всегда влюбленный, открытый, ясновидящий и счастливый даже в сумерках своего нервного заболевания и политического кошмара, молодой и, можно сказать, моложавый, причудливый и утонченный, преданный и находчивый, улыбающийся и терпеливый, — принадлежит к числу самых счастливых поэтических прозрений ХХ века».
И возникает у меня вопрос: «А если бы не Сталин был «героем» этого стихотворения? Какой-нибудь условный «горец»? Например, секретарь «закавказского обкома или горкома ВКП (б)… Или турецкий лидер… Без «Сталина» приобрело бы это стихотворение равную известность?
Может быть, публика (в первую очередь – зарубежная) через стихотворный текст пыталась понять роль и масштаб личности Сталина? Именно через такое «счастливое поэтическое прозрение ХХ века»…
Каким был бы успех пьесы Булгакова о юности Сталина, если бы ее разрешили к постановке сначала в Художественном театре, а потом – по всей стране? Замысел великого писателя и драматурга, оживший на сцене за полтора предвоенных года, постановок во время и после войны (до хрущевского развенчания «культа личности» 1956 года) мог иметь грандиозный успех! Талант автора, умноженный на замысел о «юности гения», без сомнения мог родить великое произведение. И подтверждением для такого предположения служит прижизненная и посмертная слава М.А. Булгакова, уже почти вековая жизнь его прозаических и драматических произведений. Но не случилось…
Авторская мысль О. Лекманова (по моему мнению, несколько спорная в обоснованности вывода об известности Осипа Мандельштама на условном «Западе») породила размышление о сочетании Времени, авторского таланта и героя литературного произведения. Какие из этих трех слагаемых (а ведь их в Реальности всегда больше) обеспечивают литературному произведению «широкую известность в Европе и Америке»?


© Copyright: Олег Яненагорский, 2021
Свидетельство о публикации №221101201627






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

317
РАДОСТЬ ДЛЯ РЕБЯТ Исп. Юлианна!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Yang Kenov, просто Лера - Мне 20 (Remix) ft просто Лера - https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/rap/2535729.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft