16+
Лайт-версия сайта

Религиозные корни человеческой цивилизации

Литература / Критика, философия / Религиозные корни человеческой цивилизации
Просмотр работы:
27 июня ’2022   00:14
Просмотров: 3404

"Рели́гия (лат. religio — «святыня», «благочестие»; лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община…).
Другие определения религии:
исповедание веры посредством внешних знаков;
организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам;
духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности;
система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок.
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п."
Из Википедии

«…Какова же была деятельность Христова?
Во-первых, она не определялась предметом; она определялась милосердием, любовью, жалостью. Все случаи исцелений, которые мы находим в Евангелии (воскрешение сына вдовы Наиновой или Лазаря), все чудеса, которые Христос творил над природой (как усмирение бури на море Тивериадском), определяется только одним; Ему жалко в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари и он вступает и что-то делает по милости, по милосердию…..
А второе – выражаясь по-человечески и конечно несколько грубо: если кто был неудачником, то это Христос, потому что если посмотреть на жизнь Христа и на его смерть вне веры - это катастрофа…..
В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности, как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определённой цели и её достигает, которая так проводится, что венчается успехом….. не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности. Сущность его в том, что Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всём Своём бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божью… Вот почему Христовы действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой представляют…»
Митрополит Антоний Сурожский. «Человек перед богом». Глава «Созерцание и деятельность». Москва. 1995 г.

“Белковая молекула несет информацию о той клетке, которая ее наработала, о том, в чем эта клетка нуждается, что эта клетка может дать для других клеток. На каждое изменение внутренней или внешней среды белковая молекула отвечает изменением своей вторичной и третичной структуры в виде изомерных превращений. И ту связь, которую она считает наиболее ценной, она архивирует и делает более прочной, более устойчивой. Когда молекула достигает высшей устойчивости, становится регидной, малоподвижной – она перестает функционировать...”
Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Шабалин.



…Последнее время мнения учёных о способностях видовой эволюции начинают склоняться к выводу, что эволюционируют, или иначе – развиваются те виды, а внутри вида те особи, которые наименее приспособлены к среде обитания или проживания.
То есть, бактерии и морские моллюски, способные выживать при разбросе температур в сотни градусов и изменений среды от благоприятной на неблагоприятную, при этом сохраняя способность выживать и размножаться, – не развиваются уже миллионы лет. Получается, что вид, который наиболее приспособлен на данный момент, впадает в стагнацию, попадает в «эволюционный тупик» или, со временем, при резкой смене климатической и геологической ситуации, быстро вымирает!

Нечто подобное происходит и с духовной составляющей всего живого, и прежде всего вида «человек разумный». Вспоминается тезис Фрейда, который утверждал, что человеческая культура, это продукт борьбы за выживание человечества, следствие давления обстоятельств и неблагоприятных ситуаций, мобилизующих человеческие способности.
Что касается, человеческого общества, то существует несколько гипотез определяющих причины и возможности эволюции человеческого духа, той эволюции, которая помогла не только взлететь в космос, но и создать такие информационные технологии, которые способны подтолкнуть к достижению состояния «бессмертия», в начале всего человеческого общества, а потом и конкретного человека.
Поэтому, знание корней и причин эволюции интересует не только учёных биологов и физиков, но и богословов. Однако, определённого, однозначного ответа на этот счёт, сегодня не существует.
Таким образом, проблема определения смысла эволюции и её значения в нашей жизни – одна из самых актуальных на сегодня и от уровня её понимания, зависит дальнейшее развитие, прежде всего духовного мира человека.

Вот что ещё пишет об эволюции, Академик РАМН Владимир Николаевич Шабалин:

«На Земле прошло несколько эволюционных этапов. Первый – физическая эволюция, в результате которой были созданы атомы, далее химическая эволюция обеспечила создание молекул, в том числе больших молекул, пробионтов.
Итогом следующего этапа – биологической эволюции – явилось создание клеток, многоклеточных организмов, биологических видов, в том числе человека. В настоящее время эволюция сосредоточила своё внимание на головном мозге человека как высшем достижении структурно-функционального развития живой материи.
При этом мы переживаем принципиально важный переломный момент в развитии жизни – переход к интеллектуальному этапу эволюционного развития. Дело в том, что наш интеллект развился до такого уровня, когда он начинает вмешиваться в эволюционный процесс, когда от принципа движения к совершенству путём проб и ошибок он заставляет эволюцию переходить к направленному поиску новых структур жизни...»

Если сравнивать современного человека по уровню приспособленности в природной среде, в которой он существует, то в этом, он проигрывает почти всем животным, окружающим его в этом мире. Человек, чувствует себя комфортно лишь при температуре + 18 градусов Цельсия или около того, и мало приспособлен к любым переменам климата или привычного ареала обитания. Видимо, поэтому, он эволюционировал и приспосабливаясь, продолжает изменяться, прежде всего в интеллектуально – духовном измерении, уже несколько тысячелетие подряд.
Ведь именно интеллект и позволяет этому «существу», приспосабливаться и даже менять природные условия, «подправляя» их под свои потребности. Уже никого не удивляет, что для того чтобы не мёрзнуть, человек носит тёплую одежду, а чтобы не «париться» при жаре, изобрёл кондиционеры.
И вместе с тем, век каменных орудий отделяет от современности каких-нибудь десять-двадцать тысяч лет, что представляется как почти незаметный отрезок в историческом масштабе.

Особенно поражает воображение, неостановимое движение человека в будущее в последние две тысячи лет. По сути, история человечества в её современном виде и началась-то после рождения Иисуса Христа в маленькой, дальней провинции Римской империи - в Иудее.
Недаром ведь, всю историю человечества мы разделяем на два периода - до рождения Иисуса из Назарета – и после его чудесного появления.
Христианство дало толчок развитию человечества и человека и силу этого толчка мы ощущаем и по сию пору. Именно христианство, в разных его формах и видах, стало покровителем образования и знания вообще. Все старейшие школы и университеты Европы возникали на базе религиозных объединений и именно религиозность была причиной реализованной тяги к знаниям. Только много позже, университеты превратились в очаги светской науки...
Но и христианскую историю можно разделить на два базисных периода - развитие христианства и его становление в течении полутора тысяч лет, и последующий период человеческой истории, начавшийся с возникновением Реформации и возврата к Писанию и Новому Завету, как основе христианского учения.
Реформация недаром совпала с великими научными и географическими открытиями - именно за последние пятьсот лет человечество не только открыло весь мир, но и устремилось в просторы космоса.
Нет смысла перечислять открытия в науке и изобретения в технологиях жизни, которые перевернули все представления человека о вселенной и о самом себе. И поток открытий нарастает лавинообразно - это показывает интенсивность духовно – интеллектуальной эволюции человека!
Всё это подтверждает гипотезы учёных о избирательности процессов эволюции, как видовой, так и внутривидовой.

...Нечто подобное видовой эволюции происходит и внутри эволюции «человека социального». При этом, повышенная приспособляемость человека к изменению среды, ничего общего не имеет с социальным дарвинизмом, адепты которого утверждают, что внутри человеческого общества, в результате непрекращающейся борьбы, побеждают сильнейшие особи, а слабейшие умирают, освобождая дорогу «победителям».
Это доказывают ряд социальных революций, начиная с английской революции и заканчивая русской революцией, воплотивших чаяния великого множества «неудачников» заявить о себе и показать, что «простые» люди это не «пыль на ветру», что они не только способны на подвиг саморазвития, но и в предстоянии перед Историей, ничем не отличаются от аристократов или богачей.
Вопреки утверждению социал-дарвинистов, можно говорить, что наибольшим толчком к развитию человечества служат «умные», нравственные люди, те, кто руководствуется в жизни принципами любви и сострадания, кто вынужден заменять отсутствие физической мощи или богатства, умственным, интеллектуальным напряжением.
Огромную роль в этом процессе продвижения человечества в сторону бессмертия, играют религиозные идеи и учения выдвинутые такими «умницами» как Лао-цзы и Конфуций в Китае, Будда и его последователи в Индии, Моисей и иудейские пророки, древнегреческие философы и арабский пророк Мохаммед, и конечно Иисус Христос, который оставил для нас учение названное Новым Заветом и который основал не только христианство, как религию, но и христианскую цивилизацию, наследниками и носителями которой в глобализованном мире, является по сути, всё человечество!

Попробуем разобраться в основах учения Иисуса из Назарета, в плане эволюционного развития человечества...
Анализирую христианскую доктрину, мы приходим к выводу, что это учение, прежде всего касается «неудачников - «нищих духом», как выражался сам Иисус Христос утверждая, что «будущее» принадлежит этим человеческим «отбросам», людям далёким от успешности и социальной «продвинутости». Иисус утверждал, вполне согласно с современной точкой зрения эволюционистов, что «страждущий утешится и голодающий насытиться»!
Его категорическое утверждение, что «Царствие небесное не от мира сего...», ещё раз подтверждает тезис современных биологов о том, что неудачники, «лузеры» в современном понимании, могут и хотят двигаться вперед, опережая остального человечества, тогда как «успешные» особи, удовлетворены тем что они имеют и не хотят никаких перемен!
Отсюда, можно сделать революционный вывод, что страдания и неудовлетворённость собой, подталкивают человека к работе над собой, заставляют задуматься над изменением мира «погрязшего во зле».
Здесь вполне применим тезис из христианского катехизиса, когда покаяние, то есть понимание своих ошибок и неудовлетворённость своими действиями, подталкивает к перемене, улучшению себя и ближних, а это ведь и есть предпосылки для внутривидовой эволюции духа!

Одной из особенностей учения Иисуса Христа, вытекающей из понятия человеческой греховности, то есть «несовершенства», является стремление к самоумалению, к превращению верующего в слугу для других людей. Об этом говорил Христос в своей Нагорной проповеди, которая и является кратким изложением нравственных принципов верующих христиан в Новый Завет Мессии.
Одним из главных принципов христианства является скромность и аскетизм в «этой» жизни, что во многом определяет посмертное воздаяние.
Христос говорил: «Не копи сокровищ в этой жизни, а думай о сокровищах жизни небесной...» Иначе говоря, жизнь здесь и сейчас не была для него единственным предназначением человека. Любовная вера в добро и справедливость, жизнь по «Новому Завету», позволяла человеку преодолеть роковую, греховность – то есть неправедную, безнравственную жизнь и наказание за неё.
Смерть духовного существа, не была моментом аннигиляции личности, а была рубежом, который для верующих в Иисуса Христа отделял жизнь земную от «райского существования» на небе, то есть перевоплощения после физической смерти. И естественно, сегодня это не воспринимается буквально, а представляет символическую картину существования человека в истории человеческого общества!

Отношение Господа к смерти конкретного человека можно проиллюстрировать тем, что он говорил о смерти зерна, которое через смерть возродится и увеличится многократно:
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода...»!
Из Его слов, можно сделать вывод, что смерть освобождает дорогу для последующих поколений, но именно умершие вносят вклад в развитие человечества.
Тут уместно привести ещё одно высказывание Академика Шабалина, иллюстрирующее эти слова Спасителя:

«По аналогии с тем, как мы не выражаем сожаление о смерти одной из миллиардов клеток нашего организма, биосфера тоже не слишком обеспокоена, когда уходит из жизни кто-то из нас. Ведь он выполнил свою жизненную функцию. В пределах, предоставленных ему геномом, он внёс свой вклад в совершенствование структуры живой материи и дал ей новые возможности...»

Таким образом, учёные сами приходят к оправданию и пониманию значения глубоких истин высказанных в Новом Завете, и начинают объяснять это великое значение всем простым смертным.

... В Евангелие от Матфея, в Нагорной проповеди, изложена сущность учения Богочеловека и может быть поэтому, оно, это Евангелие, стоит на первом месте в Новом Завете...
Вспомним, что Он говорил «на горах», собравшимся послушать Его:

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям...»

…Именно такая позиция Иисуса, оправдывающая страдания и самопожертвования, позволяет нам назвать его первым и главным «революционером» в истории человечества, а его учение по сию пору является главной и нестареющей идеологией человеческого общества, направляющей пути развития человечества в сторону обожения всех людей, и в конечном итоге достижения бессмертия и вечной жизни, прежде всего, людям любящим добро!
Успехи сегодняшней науки дают нам основания надеяться, что через двести–триста лет человечество, благодаря новейшим технологиям способно будет создавать не только физических «клонов», но и духовных «аватаров», которые смогут вместит в себя память и знания накопленные за всё время развития человечества.
Память и «карма» отдельных личностей, собранная и систематизированная в одном месте, в одном носителе, позволит человечеству сохранять обобщённую ноосферическую «жизнь», в течение многих будущих веков и тысячелетий.
Таким образом, чаемое бессмертие будет достигнуто уже в недалёком будущем, что и станет главным итогом человеческой цивилизации под названием христианской. Именно в такое будущее человечества верил не только Иисус Христос, но и многие отцы церкви и святые, в число которых входят и некоторые современные богословы. Особо хотелось бы отметить русского мыслителя Николая Фёдорова, который призывал своих учеников и слушателей заботиться не только о сохранении памяти о своих потомках, но и стараться оживить их, используя для этого все достижения современной мировой науки.
И тут уместно вновь процитировать Академика Шабалина:

«Следует подчеркнуть тот факт, что развитие головного мозга человека происходит в течение всей его жизни, до самой глубокой старости. И если к 70–80 годам начинает нарушаться системная организация головного мозга, то его локальное совершенствование продолжается. Так, например: почему у пожилых людей ухудшается память? Потому что разрушаются межклеточные связи, через которые информация из блоков памяти передаётся в аналитические отделы головного мозга, т. е. снижается возможность вызова из архива нужной информации. Однако сам «архив информации» сохраняется и может пополняться. То есть индивид даже в старческом возрасте продолжает делать свой вклад в общее развитие интеллектуальной материи. Другой вопрос: почему эволюция сохранила не только физиологические пути развития живой материи, но и патологические? Почему человечество потенциально несёт в себе тысячи различных болезней? Дело в том, что при патологическом состоянии человек вырабатывает особые защитные структуры, которые не могут быть выработаны при физиологическом развитии организма. Затем, в процессе жизнедеятельности биосферы, эти структуры встраиваются в другие живые организмы, обеспечивая им соответствующие свойства...”

…Сегодня наблюдается, на первый взгляд, парадоксальное сближение религии и науки, хотя ещё двести лет назад в интеллектуальной среде был популярен лозунг, который обвинял религию в «обскурантизме» и преследовании науки и учёных.
Конечно, трудно отрицать существование в религиозных кругах сторонников «обратного хода», желающих всё остановить, и в интеллектуальных областях, на уровне двухтысячелетней давности.
Однако не эти «батюшки» определяют пути развития религиозных исканий, и тем более пути развития современной науки. Сегодня уже можно видеть, как космологи и физики-ядерщики становятся людьми верующими и наоборот, многие священники приходят из мира науки и даже искусства.

... В этой связи хотелось бы остановиться на личности католического проповедника и учёного - Тейяра де Шардена.
В своей книге «Феноменология человека», он показывает эволюцию духа человека, вдохновленного исканиями веры в Иисуса Христа, страдающего, кающегося, но свободного и обладающего деятельным и глубоким разумом.
Проблема зла в этой книге отступает в тень исследования путей достижения любовного единения всех людей на земле. В этом, Тейяр следует примеру Иисуса Христа для которого проблема зла решалась очень просто: чем больше в мире будет добра, самопожертвования и взаимной любви, тем меньше мы будем обеспокоены проявлениями зла в человеческой жизни.
Среди современников - русских православных теологов - я бы хотел отметить Владыку Антония Сурожского и отца Александра Меня, которые многое сделали, и уже после своей смерти продолжают влиять на мировоззрение русской православной церкви. Именно они предстают перед своими учениками как умные и глубокие учителя веры, и сторонники объединения верующих россиян во всенародный Собор, - общество любящих и сострадательных. Они тоже были оптимистами и верили во всепобеждающую силу добра, и во вторичность, зависимость зла от количества противостоящего ему добра!

... Но, возвратимся к цитированию Нового Завета, который пролагает пути в будущее, и который, хотелось бы верить, в ближайшие уже годы определит и направление развития идеологии геополитики, которая объединит всё человечество, под уже известным лозунгом Великой Французской революции: «Свобода, равенство и братство», который всего лишь повторил основные мотивы учения Иисуса Христа...
Иисус Христос не единожды утверждал, что «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное», подчёркивая, что «царствие моё – не от мира сего» погрязшего в алчности и взаимной ненависти.
Это выражение, прежде всего подразумевает тех учеников и последователей Мессии, которые ничего не имели и не имеют не только в материальном смысле, но и в духовном плане и потому, стремятся найти себе Учителя и учение, способное помочь им достичь блаженного совершенства через любовь и сострадание, к таким же как они нищим и безродным.

Здесь невольно вспоминается лозунг Маркса: «Пролетариату (то есть нищенствующим) нечего терять, кроме своих цепей».
Будущее, безусловно принадлежит такой теории развития, такому учению, в котором любой человек будет представлять незаменимую ценность для всего человечества.
В этом и сказывается глубина и провидческая сущность Нового Завета Иисуса Христа, учение которого было и остаётся главной идеологией развития всего человечества и прежде всего тех, кто ищет «царствия небесного», то есть устремлён в будущее. Любовь и свобода являются для таких людей главной целью в жизни, а подталкивает их к этому Новый Завет, трансформированный в христианскую этику современности и оставленный потомкам Иисусом из Назарета, страдающим и жертвующим собой ради спасения человечества!

…Уже не один раз отмечено несоответствие капитализма и его идеологии накопления и потребления, христианству и потому, будущее за новыми формами человеческого общежития, а основой такой «новой» идеологии можно признать христианство.
При этом надо уметь различать христианство Священного писания и Евангелий и «предание», которое во многом является человеческими вымыслами, приспособленными для нужд несправедливого мира.
Об этом говорил сам Иисус Христос, отвечая на обвинения фарисеев в неповиновении иудейскому Закону. Такое «предание» являлось и является «учением старцев», следованием «установлениям человеческим», ничего общего не имеющим с подлинным христианством Нового Завета, с подлинным учением Иисуса Христа, изложенного в Писаниях.
Возвращаясь к теории эволюции человеческого общества, можно с полным правом утверждать, что Иисус Христос предугадал пути развития человечества и в этом, состоит вечность и божественная сущность Его учения - именно Он указал, что только через любовь и самопожертвование в отношениях между людьми, можно подтолкнуть к развитию, безмерные человеческие способности.
Недаром, ещё в Ветхом Завете утверждалось, что человек создан «по образу и подобию Божиему».
Именно обожение человека и воссоединение всех в едином порыве движения человечества в будущее, было главной целью учения Иисуса Христа в нравственном и историческом плане!

2008 - 2022 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft