16+
Лайт-версия сайта

О литературном творчестве

Литература / Критика, философия / О литературном творчестве
Просмотр работы:
31 марта ’2024   14:09
Просмотров: 398

Писатель – это человек, который умеет содержание подсознания переводить в осознанное. Это человек, который активно использует подсознание, эксплуатирует его.
* * *
Литературное творчество – это способ перевода мыслей из подсознания в сознание. Если не писать, то мысли из подсознания могут и не выйти, не «проклюнуться».
* * *
Когда пишешь, то «вытягиваешь» мысли из подсознания. В ходе этого процесса могут возникать трудности, и тогда подсознание мобилизуется на решение этих трудностей в течение всего дня, а может и ночи.

Задача заключается в том, чтобы мобилизовать подсознание, заставить его работать. Быть может, отличие гения от обыкновенного человека в том, что первый максимально использует подсознание, а второй – нет.
* * *
Жизнь, прожитая писателем, преломляется потом в его произведениях. Это понятно. Удивляет другое: созданные фантазией автора образы, сцены, ситуации влияют на его жизнь.
* * *
Согласно Гете: «Все, что создает гений, создает бессознательно, и никакое гениальное творение не может быть усовершенствовано простым размышлением». Отсюда понятно: когда творец оглядывается на то, что он создал, он удивляется, как он мог это создать. Тот же Гете признавался: «Так как я написал это сочинение («Страдания молодого Вертера») довольно бессознательно, подобно лунатику, то я сам изумился ему, когда приступил к его обработке». Об этом же пишет Бунин о рассказе «Натали».
* * *
Сочинение диалогов напоминает игру в шахматы сам с собою. Участие в диалоге – игра в шахматы с противником. Какая же сила заставляет писателя сочинять диалоги?
* * *
Искусство написания диалогов можно сравнивать с игрой в шахматы лишь в том случае, если автор нейтрален по отношению к своим героям, холоден к ним. Но если автор раздвоен, разтроен и т.д. (в зависимости от числа героев), как, например, Достоевский при написании «Преступления и наказания», то диалоги нельзя сравнивать с шахматной игрой. В этом случае автор творит на грани безумия.
* * *

Продолжение мысли Экзюпери: «Нужно учиться не писать, а видеть». Чтобы видеть, нужно сопереживать. Если ты будешь холоден к окружающему, то ты и не обратишь на него внимания.
* * *
Замыслы надо реализовывать, или хотя бы записывать. Они как огурцы: если огурец не сорвешь, новый расти не будет.

Создание готового произведения из кусочков напоминает посадку огурцов рассадой. Если сажать семенами, то есть начинать писать с нуля – долго ждать результатов. Если включать слишком большие и законченные фрагменты, то будет то же, если посадить перерощенную рассаду.
* * *
Шопенгауэр сказал: «Большинство писателей мыслит только ради писания». Мне же кажется, что я пишу ради мышления. У меня при писании появляются мысли. Это во-первых. Во-вторых, я мыслю не ради писания, а ради самого мышления (если так понимать мысль Шопенгауэра).
* * *
Для литературного творчества необходимо свободное время, хорошее самочувствие, но главное – особое состояние души.
* * *
Знание в литературном творчестве является необходимой, но не достаточной категорией. Пишут не те, кто больше знает, а те, у кого своеобразная структура мышления, ассоциаций, мотиваций, целей, привычек и т.д. У них развитие мозга находится на новом качественном уровне. Сущность этого качества – не в физиологических показателях, а в особой системе связей.
* * *
Существует два значения действительности для писателя: 1-е – это накопление знания. Действительность в этом случае является материалом для писателя. 2-е – это сигнал, побуждающий к творчеству, толчок, организующий ранее накопленный материал.
* * *
Герои тех произведений, которые я, начав, впоследствии бросал, как бы с укоризной смотрят на меня: зачем я вложил в них душу и теперь оставил на произвол судьбы.
* * *
Не желая писать стихи, я тоскую: как будто у меня отняли одно из удовольствий жизни.
* * *
Интересный метод работы: на основе частных деталей выводится общее, а затем на основе этого общего придумываются частности, которых не было, но которые вполне могли бы иметь место.
* * *
Если появился замысел, и есть время, то надо все бросать и реализовывать этот новый замысел. А начатое закончить потом. Это имеет смысл, даже если ты заранее знаешь, что рассказ останется незавершенным, так как эмоциональное воздействие какого-то куска несравненно сильнее, чем целого, но изложенного схематично (в виде плана, отрывков).
* * *
В начале писательского пути необходимо держаться ближе к жизни, за основу литературных произведений брать более или менее обобщенные случаи из жизни. В ином случае велика будет опасность вторичности: ты увлечешься вымыслом и не заметишь, что образы берешь не из жизни, а из книг, из литературы. Это так же, как начинающему пловцу необходимо плавать вблизи берега. С опытом уже можно творить более свободно, не опасаясь вторичности. Художественный материал будет по-прежнему иметь своим источником жизнь, но более опосредованно. Фрагменты, заимствованные из жизни, будут все более и более мелкими, их переплетение – все более и более тонким, причудливым. Причем сам писатель не будет знать, откуда был взят тот или иной фрагмент, из какой жизненной ситуации. Ему будет казаться, что это из головы. Это и называется писательским опытом. Это закономерность, она имеет силу и в случае гениев. Толстой тоже через это прошел. «Казаки» в основном написаны под его непосредственным жизненным впечатлениям. В «Войне и мире» эти фрагменты очень мелкие. Опытный пловец может отплывать и далеко от берега, не боясь сильных течений, которые могут его унести в море. Но все равно источник его силы – это берег.
* * *
Когда пишешь прозу, надо читать в перерывах стихи. Когда пишешь стихи – прозу.
* * *
Сознание пишущего человека подобно бассейну, в который вливаются свежие впечатления. И воду из этого бассейна – материал для литературного творчества – желательно брать с противоположной стороны, куда вода приходит уже настоянной, чем в непосредственной близости от впадающих в него источников.
* * *
Никогда не разрешай коллизию так, как напрашивается, измени ход событий любой ценой. Пусть будет менее правдоподобно, менее эстетично. Пусть! Иначе умный читатель тебе не простит. А ведь писать надо, исходя из умных читателей.
(Повод – пьеса А.Арбузова «Шестеро любимых»).
* * *
Настоящий Художник никогда не остановится на каком-либо элементе своего произведения, пусть по форме очень красивом, если он не будет отвечать содержанию, главной идее.
* * *
Создавая произведение – совершенно не думай о том, кто его будет читать (в том смысле, что не надо стремиться, чтобы было понятно). Это обернется заинтригованным интересом читателя, пробудит его мысль, заставит поднапрячься, чтобы понять.
* * *
Все, что написано – уже банально. Не банально только то, что не написано.
* * *
Нас что-то поразило, мы хотим посвятить в это и других людей, используя для этого слово. Но ведь слова лишь знаки, имеющие значение для нас. Другие люди будут тупо смотреть на них и не испытывать особого волнения. Создавая произведение, надо не только переносить на бумагу свои мысли, ощущения, эмоции, но и смотреть на все глазами читателя.
* * *
Как в живописи порой мастер проводит линию, наносит мазок, руководствуясь только своей интуицией (иначе это не было бы искусством), так и в литературном творчестве писатель находит все элементы своего будущего произведения способом, который не в состоянии объяснить даже он.
* * *
С жизненным опытом писатель все больше видит вокруг себя. Это можно сравнить с притяжением массивного тела. Чем больше масса тела, тем больше оно притягивает к себе все вокруг.
* * *
Стремясь писать, вовсе не обязательно писать о значительном. Можно писать и о мелочах. Жизнь человека складывается из мелочей. Из мелочей складывается и значительное. Впрочем, в психологии человека мелочей нет.
* * *
Котел творчества наполнен переваренных, готовых к употреблению отрывков. Остается только забросить в него крючки сюжета, чтобы выудить с их помощью размышления, образы, характеры, картины.
* * *
Какая же это неукротимая потребность – писать. Человек испытывает недомогание. Он неспособен читать серьезные произведения, ему трудно размышлять, обдумывать идеи автора. Но вот – неожиданно возникла оригинальная мысль, и рука, несмотря ни на что, тянется к перу.
* * *
Для писателя, для его умения видеть, важна установка на это. Это напоминает рыболова, который плывя на лодке, тащит за собой блесну в надежде соблазнить щуку. Писатель, сам живя полнокровной жизнью, имеет установку на видение, расставляет свои сети, в которые то и дело попадается мелкая и крупная рыба.
* * *
Писателю необходимо в своем произведении устами героя выразить какую-либо мысль. Каким образом это сделать ему, знающему и понимающему все наголову больше своих героев. В какую форму ему облечь эту мысль. Ведь он может выразить сущность кратко, совершенно. С научных позиций это будет правильно, но сухо, не эмоционально. Необходимо, чтобы герой говорил верно, но приблизительно, чтобы стрела истины шла не в яблочко мишени, а только в сторону цели. Ведь его герои не философы.
(После вечера А.Арбузова).
* * *
Знание мировой литературы позволяет писателю сознательно избегать вторичности в собственном творчестве.
* * *
Хорошее произведение должно быть обязательно противоречивым. Но противоречия не исключают друг друга, обесценивая и уничтожая при этом целое. Противоречия должны образовывать единство, должны быть диалектическими. И их игра разбудит мысль читателя, поведет его вперед.
* * *
Когда пишешь новый текст, думаешь, что все огрехи исправишь при переработке. Когда текст перерабатываешь, думаешь, что надо было сразу писать хорошо.
* * *
Литературное творчество - побочный продукт духовного становления человека. Главное – это твое развитие. А для этого вовсе не обязательно записывать что-то, тем более это публиковать. Осчастливить человечество плодами своего литературного труда – это смешно.
* * *
В течение жизни человек развивается, видит и чувствует то, что раньше не видел и не чувствовал. И соответственно этому меняются литературные формы, в которые он облекает свои мысли и ощущения. Те формы, которые он использовал ранее, его уже не удовлетворяют. Он постоянно находится в их поиске, пытаясь использовать формы, которые были разработаны другими авторами. Если же они его не удовлетворяют, то изобретает новые.
* * *
Ко мне иногда приходят литературные замыслы, но записать их нет времени. Когда возникает свободное время, вдруг выясняется, что этот замысел неинтересен, выглядит бледно, и записывать его пропадает всякое желание. В связи с этим возникает вопрос: в каком случае ситуация ближе к истине? Когда нежелание записывать возникший замысел происходит из-за особого состояния апатии, когда нет энергии что-либо делать? Или когда я нахожусь в трезвом состоянии и могу объективно оценивать уровень и значение моего замысла, могу понять, что фиксировать его для всеобщего обозрения нет никакого смысла?






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

27
КАК ЖЕ БЫТЬ? ПРЕМЬЕРА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ, ПРИГЛАШАЮ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft