16+
Лайт-версия сайта

"Альбом для юношества" ор.68. Исследовательская разработка из личного педагогического и исполнительского опыта и анализа. Автор композитор Наталья Конуркина.

Литература / Литобзор / "Альбом для юношества" ор.68. Исследовательская разработка из личного педагогического и исполнительского опыта и анализа. Автор композитор Наталья Конуркина.
Просмотр работы:
27 июня ’2021   15:35
Просмотров: 5407





ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕМАРКИ

АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА ор. 68
Р.Шуман




Выполнена Н.Н.Конуркиной.

Лесосибирск 2021г.


Введение
Роберт Шуман по своей художественной природе лирик. Его основная творческая тема - душевный, психологический мир чувств человека. Шумановские произведения - явление новое, оригинальное, рожденное особым складом мышления. Безмерная фантазия и желание выразить и передать в музыкальных образах множество впечатлений и тонких эмоциональных состояний, подталкивало композитора к созданию новых музыкальных форм, для своих ярких, страстных, непосредственных и порывистых мыслей. Поэтичная, мечтательная, философски - самоуглубленная музыка Шумана не может не волновать сердца исполнителей и слушателей, она потрясает своим очарованием, искренностью, она завораживает и околдовывает. Не случайно Р.Шумана, наряду с Ф.Шопеном, называют поэтом фортепиано. Именно этому королю инструментов композитор поверял все свои мысли и чувства.
Романтический и фантастический мир образов Р.Шумана мы слышим в его прекрасных циклических произведениях, таких как «Бабочки» - одно из первых юношеских произведений, «Фантастические танцы», «Карнавал», «Детские сцены», «Лесные сцены», «Симфонические этюды» и т.д. Именно циклическая форма, как нельзя лучше раскрывает трепетные, отрешенно - мечтательные, фантастическо - иллюзорные, чистые и светлые мысли великого поэта фортепиано. Р.Шуман композитор огромного, кипучего творческого потенциала и энергии. Его искусство принадлежит к вершинам европейского романтизма. Роберт пробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. Многое в искусстве он стремился постичь сам. Шумана, как выдающегося музыканта, вел по его творческому пути, свой собственный, могучий художественный инстинкт. Чтобы ни сочинял великий романтик, он вносил в свое творчество такую глубину, пламенность чувств, сообщал ему такую силу психологического реализма, которое выводит его искусство из обособленного, личного мира, в мир большой человеческой жизни. Помимо композиторской и литературно - критической деятельности, Р.Шуман охотно занимался преподаванием. Музыкальное воспитание подрастающего поколения всегда волновало и интересовало композитора. Великий музыкант с большим успехом обучал не только своих детей, но и студентов Лейпцигской консерватории. Одним из выдающихся учеников Шумана был талантливый, начинающий композитор И.Брамс. В 1848 году Шуман завершил свой замечательный цикл из сорока трех пьес под названием «Альбом для юношества» ор. 68. Этот цикл Шуман посвятил своей любимой дочери Марии, которой в ту пору исполнилось семь лет. Чтобы Мария усердно занималась, композитор предписал к пьесам «Советы для молодых музыкантов», настолько понравившиеся П.И.Чайковскому, что он перевел их на русский язык.
«Альбом для юношества» ор.68 - выдающееся произведение, написанное специально для детей. Эти оригинальные фортепианные миниатюры по достоинству вошли в золотой фонд мирового музыкального и исполнительского искусства. Некоторые пьесы из «Альбома» включала в свои концертные программы пианистка мирового уровня Клара Вик - супруга великого композитора. Пьесы ор.68 написаны с таким мастерством и тончайшим вкусом, что они очень прочно утвердились на концертной эстраде и вошли в детский педагогический репертуар ДМШ. Популярность этих пьес, которые уже давно являются образцом художественного совершенства, объясняется удивительной яркостью образов, гибкостью ритмов, мелодическим изяществом. В своем фортепианном цикле выдающийся музыкант раскрыл душевный мир ребенка, его восприятие окружающего мира, его надежды, мечты, яркие, радостные или грустные впечатления и переживания. Каждая из пьес «Альбома» является шедевром музыкального искусства. Все самое лучшее - детям. Детскую душу нельзя обмануть. Об этом всегда знал и помнил гениальный романтик. Богатейшая фантазия Шумана, его изобретательность, если можно так сказать, креативность, нестандартность мышления и тонкое чутье детской души, раскрывают перед ребенком завораживающий мир интонаций, звуков и образов.
П.И.Чайковский очень высоко ценил музыку немецкого композитора, и особенно отмечал его неподражаемый мелодический дар. Пьесы «Альбома» вдохновили Петра Ильича на создание собственного оригинального сочинения для детей - «Детского альбома» ор. 39, который русский композитор посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову.
Цикл пьес Шумана - бесценный дар великого мастера детям, и нам, преподавателям. Пьесы из альбома продуманы и выстроены от простого к сложному. В первую часть вошло восемнадцать пьес, которые Шуман написал для начинающих пианистов. Во вторую часть цикла композитор поместил двадцать пять пьес для детей подросткового возраста, с более сложной, многоплановой фактурой и богатым образным содержанием. Замечательные миниатюры Р.Шумана являются основательным фундаментом для развития слуховой и двигательной координации, а также развития полифонического мышления и воображения обучающихся.
Восхитительные фортепианные жемчужины развивают в детях целый комплекс умений и навыков; прежде всего, это тонкий вкус, чувство стиля и формы, творческую фантазию и образное представление. Пьесы ор. 68. я очень часто использую в педагогической и исполнительской практике. Постепенно, в ходе работы с детьми над произведениями, у меня накопились определенные чувства и мысли по поводу этой замечательной музыки. Интересно, что по пьесам Шумана я не нашла никакой методической литературы, касающейся «Альбома для юношества». Все мои авторские, исследовательские соображения и размышления по «Альбому для юношества» Р.Шумана вылились в методические рекомендации, которые я назвала «Исполнительские ремарки». В методическом пособии я даю те советы и рекомендации, которые прошли проверку временем, и не раз помогали моим воспитанникам понять, и в какой - то мере постичь музыку великого романтика; вдумчиво подойти к изучению и интерпретации шумановской музыки.








Добивайся того, чтобы играть легкие вещи правильно и хорошо - это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
Р.Шуман.

Пьеса № 13 «Май, милый май»
Тонкая и поэтичная миниатюра носит воздушный, игривый и грациозный характер. Это произведение содержит в себе мотив - «зерно», который сцепляет в единое целое всю фактуру и форму произведения. Мелодический стиль Шумана определяется стремлением композитора к резко выраженной индивидуализации образа. «Зерно» мелодии обладает у Шумана интонационно - ритмической характерностью, что делает активным не только начало, но и развитие основной музыкальной мысли. Как и великий И.С.Бах, в своих поразительных по мастерству инвенциях и симфония, Р.Шуман с неистощимой фантазией и изобретательностью выстраивает из небольшой темы всю пьесу.
Музыкальная ткань шумановской музыки насквозь пропитана полифоническими элементами. Очень часто в своих фортепианных произведениях Шуман использует излюбленный прием имитационного изложения и проведения самостоятельных мелодических линий в разных пластах фактуры. Разбирая данное сочинение с учеником, нужно обратить внимание на строение первой фразы, как она легко взлетает вверх, и мягко, как бы на цыпочках, спускается вниз. Выразительное интонационно - звуковое произнесение основной темы, точная артикуляция - «ключ» к овладению прекрасной миниатюрой. Без яркого арсенала выразительных средств и нюансов, который отвечал бы образу и характеру данного произведения, изящная пьеса сразу потеряет свое очарование и прелесть. Все произведение размещено на трех страницах. Обычно обучающиеся младшего школьного возраста еще не могут, в полной мере, охватить весь масштаб и художественную значимость данной пьесы. Чтобы облегчить обучающемуся освоение музыкального материала, надо проанализировать вместе с учеником конструкцию и строение всей фактуры и формы произведения. Следует постараться объяснить ребенку, на доступном для его понимания языке, что в шумановской музыке период музыкальной мысли может часто повторятся, и музыкальная тема в ходе формообразования может видоизменяться и варьироваться, то вплывая, то выплывая из самой фактуры. Зная это, обучающийся будет легче осваивать текст, вникать в межтемные связи и мотивно -фактурные переплетения многоплановой шумановской музыки; видеть те, или иные композиционные различия, которые композитор с безграничной изобретательностью использует в своем произведении. Сочетание в музыке Р.Шумана гомофонно - гармонического изложения с полифоническо - линеарным, вынуждает исполнителя применять педаль дозированно (полу - педаль, четверть - педаль), внимательно вслушиваясь в музыкальную ткань.
Пьеса № 14 «Маленький этюд»
Очень часто обучающиеся играют данную пьесу ровным, бесцветным, маловыразительным звуком, который не соответствует характеру и внутреннему настроению замечательной миниатюры. Когда учащийся охватывает беглым взглядом фактуру данного произведения, он еще не видит сложных слуховых, двигательных и координационных моментов, которые в ней заложены. Преподаватель должен проследить, в ходе занятий с обучающимся, чтобы последний смог услышать, увидеть и охватить три элемента музыкальной ткани - бас, скрытую мелодию в фактуре правой руки и заполняющий фигуративный гармонический фон. Чтобы произведение не развалилось на такты, можно посоветовать обучающемуся поиграть скрытую мелодию на широком дыхании, с ощущением звуковой перспективы и горизонтального развития музыкальной фразы. Когда учащийся услышит плавное, выразительное течение прекрасной мелодии этюда, разберется в строении скрытых мелодических линий, освоит правильные, целесообразные, удобные для рук игровые движения и приемы, слаженно скоординирует все свои действия за инструментом, справится со всеми поставленными техническими задачами; только тогда можно с уверенностью сказать, что вся черновая, приспособленческая работа над пьесой уже завершена, и можно приступить ко второй, не менее творческой задаче - художественному воплощению образа и содержания замечательной музыки. Ни в коем случае не хочу усомниться во втором, знаменитом «тезисе» выдающегося исполнителя - педагога Л.В.Николаева, который гласит о том, что техническое мастерство всегда идет рука об руку с художественным образом, и что техника -плоть музыкальной мысли. С этим высказыванием видного композитора и преподавателя фортепианной игры, трудно не согласиться. Но чаще всего, на начальном этапе обучения важно, чтобы ученик хотя бы научился играть технически грамотно, а уж потом, шел к художественным высотам. Хотя такой метод тоже спорный, потому что, по большому счету, все зависит от природной одаренности учащегося. Одни обучающиеся легко совмещают техническую и художественную работу. Другие, с большим трудом справляются с техническими сложностями, и им уже не до художественной выразительности. Но, тем не менее, каждый преподаватель стремится с самых азов обучения к тому, чтобы ученик даже самую простую пьеску, научился играть максимально выразительно. Педаль здесь гармоническая, запаздывающая. Она очень хорошо прописана в редакции Эмиля Зауэра. Текучая фактура пьесы требует от обучающегося постоянного слухового и координационного контроля.
Пьеса № 15 «Весенняя песня»
Сложность данной миниатюры состоит в том, что обучающийся должен слышать и представлять фактуру пьесы вертикально и горизонтально. Дети обычно вертикально выстраивают звуки в определенную гармонию, и упускают из поля своего внимания мерное, горизонтальное течение мелодии. Главное, в этой пьесе не потерять основную музыкальную мысль, которая задумана композитором, как целостное, единое высказывание. Очень важно вместе с учеником разобрать форму пьесы. Это следует сделать для того, чтобы у обучающегося в голове сложилась четкая, осмысленная, логически выстроенная схема исполняемого произведения. Все это очень влияет на качество игры и на выразительность исполнения. Шумановская музыка очень текуча, один мотив может произрастать из другого мотива, музыкальная тема может варьироваться по всей фактуре. Обучающемуся порой очень трудно во всем этом разобраться, и понять, как Шуман выстраивает свою форму в пьесах, и почему в разных разделах, музыкальные мысли так схожи между собой.
Схема формы пьесы:
Период (1 – 8 т). Повторение периода (9 - 16 т).
Тема А, тема А1 Тема А, тема А 1
Разработочная часть:
Тема В (17 – 20 т). Тема С (21 – 24 т).
Повторение темы А и А1 25 – 32 т.
Повтор разработочной части:
Тема В (33 – 36 т). Тема С (37 – 40 т).

Кода: Тема А т. 41,42. Тема В 43,44 т. + каданс
Если обучающийся после проведенной работы и анализа будет ясно слышать фактуру и представлять форму и архитектонику данного произведения, то ему удастся избежать скучной статичности и метричности в своем исполнении: произведение будет звучать свободно, непринужденно и естественно, так как ученик услышит в своем сознании фактуру и вертикально и горизонтально, ощутит дышащую, текучую, варьирующуюся ткань шумановской музыки, поймет взаимосвязь всех тем. Параллельно, с освоением текста пьесы, надо особое внимание уделить аппликатуре и мелодии, которая расположена в верхних звуках всей музыкальной архитектоники. Надо добиться от ученика, чтобы мелодия звучала выпукло и выразительно. Поможет в этом, хорошо выверенная аппликатура и правильное распределение веса руки и пальцев. Используя удобную аппликатуру и точное распределение веса кисти, обучающийся с легкостью сможет найти нужный звуковой баланс и устойчивость пальцев на клавиатуре, а также избавить руки от излишних кистевых зажимов и скованности. Очень изобретательно Шуман проводит тему в разработочном разделе (т.17,18,19,20). Сначала первый мотив темы, включающий в себя шесть звуков, проходит в верхних пластах фактуры (т.17), а затем перемещается в ось музыкальной ткани (т.18). Второй, более протяженный мотив, включает в себя двенадцать звуков (т.19,20), и звучит в сопряжении с элементами первого мотива, что создает в музыке поразительный эффект меж – мотивного диалога, что было свойственно великой музыке И.С.Баха, его современникам и предшественникам.








Ученью нет конца.
Р.Шуман.

Пьеса № 19 «Маленький романс»
В этом глубоком по своему содержанию произведении, Шуман провел тему в удвоении. Этим немецкий композитор показал особую значимость данной мелодии, ее сумрачный, взволнованно - героический образ и колорит. Здесь, как и во всех пьесах второй части шумановского «Альбома», большое значение имеет способность обучающегося правильно скоординировать свои действия за инструментом, умение представлять, слышать и претворять все свои навыки в игровом процессе. В данной пьесе заполняющий гармонический фон служит подпоркой основной мелодии. На этот элемент музыкальной ткани нужно обратить особое внимание, им нельзя пренебрегать. У сопровождающего элемента фактуры есть две функции - аккомпанирующая и игровая. Надо постараться добиться от обучающегося того, чтобы аккомпанирующая функция не довлела над мелодической линией, а игровые движения и фразировочное дыхание было более крупным, объединяющим, что еще более усилит единство и цельность музыкальной мысли. Удобная, устойчивая аппликатура, рациональные движения кисти, ощущение учеником опоры и веса всей руки и предплечья, нужный звук, который соответствует характеру и художественному образу пьесы, все эти детали и выразительные средства помогут обучающемуся показать тему во всей ее суровой и могучей красоте. Ярко врывающаяся доминанта вносит в миниатюру светлый, оптимистический тон, который почти сразу сникает, показывая смелую контрастность между призывно - ликующей темой и ее грустным, минорным завершением (т.8 – 14). Яркий эпизод несет в себе внутреннее оживление, элемент неожиданности и неподготовленности. Здесь учащемуся нужно вовремя перестроиться от разложенной фактуры к компактной, и наоборот.
Пьеса № 22 «Хороводная песня»
Трудное сочинение в аппликатурном плане. Здесь композитор использует скольжение пальцев с черных клавиш на белые, и подмену пальцев на одной клавише. В данной миниатюре нужно сохранять непрерывность и текучесть в движении музыкальной ткани. Некоторые аппликатурные неудобства только помогают добиться этой текучести. Здесь надо просто приспособиться к фактуре и аппликатуре. В этом произведении не надо спешить сразу овладеть фактурой. Лучше в данной пьесе поспешать не спеша, стараться дослушивать звуки и концы фраз, внимательно вслушиваясь в свою игру, избегая резких и непластичных движений. Широкое дыхание, гибкая динамика, темп «rubato», ясная полупрозрачная, обволакивающая педаль - главные выразительные элементы этой музыки. Многоплановость фактуры, синтез гомофонно - гармонического изложения с полифонической - линеарностью, это особенность шумановского письма, его индивидуальный почерк. Тонкая, изящная имитационность наполняет ткань шумановских сочинений и растворяется в потоке ее движения, что я вижу в разработочной части пьесы (т. 17 – 22). Очень важно, чтобы ученик тщательно вслушался и проработал основную тему, так как варьирующиеся, многовариантные элементы данной темы, переплетают всю фактуру так, словно плющь обволакивает ствол дерева.
Пьеса № 23 «Всадник»
В данном произведении простота и изобретательность немецкого композитора просто не знает границ. Шуман использовал в миниатюре простую ритмическую фигуру, и с большим мастерством сконструировал фактуру всей пьесы. Ритм две шестнадцатые и восьмая, композитор применил для характеристики образа всадника, бойко скачущего по полям. Немного перефразирую известный постулат - воистину, скромность и непритязательность средств - сестра таланта. Только гениальный музыкант может очень убедительно и выразительно раскрыть и показать образное содержание произведения, используя минимум средств.
Пьеса № 25 «Отзвуки театра»
Яркое и прекрасное по своей смелости и стройности произведение. Оно выдержано в строгой трехчастной форме. Пьесы такого плана очень нравятся детям, вызывая у них массу фантазийных ассоциаций и впечатлений. В фактуре прекрасной миниатюры так и слышатся разные тембры инструментов симфонического оркестра, что побуждает ребенка к слуховым и тембровым поискам за инструментом. Главная тема, по своему взволнованному настроению и прерывистым, беспокойным интонациям напоминает отзвуки одного популярного мотива из арии Риголетто, из одноименной оперы Д.Верди. Шуман показал в данной миниатюре пережитые ребенком впечатления от посещения театра (наверняка давние детские воспоминания побудили Роберта написать эту красивейшую музыку). Полонезный пульс, восьмая и две шестнадцатые, одновременно вносит в музыку ощущение торжественности и тревожности. Во втором разделе замечательной пьесы слышится громогласное tutti всего предполагаемого оркестра. Вторую фразу, в центральном эпизоде, Шуман провел в секвенционном изложении, оригинально сопрягая ее с маршевой ритмической фигурой из первой фразы центрального раздела, создав определенную контрастность между мотивами. Данная фортепианная миниатюра мастерски написана по форме и содержанию. Удивительно, сколько в этом произведении скрыто мыслей и чувства. И еще одно примечание: эта пьеса очень богата и разнообразна в ритмическом плане. Перед обучающимся встанет нелегкая задача, а именно, точно и ритмически слаженно скоординировать все свои действия за инструментом. Без четкой ритмической координации пьеса потеряет свою форму, свой внутренний стержень и импульс, исполнение станет размазанным и рыхлым.
Пьеса № 26.
Фактура данной пьесы изложена композитором, как будто, для небольшого камерного ансамбля. Это должно натолкнуть обучающегося на поиск того звука и тембра, который отвечал бы характеру и замыслу исполняемого произведения. Тема пьесы очень выразительная и изящная, ее изысканные интонации активизируют творческую мысль и воображение ребенка. Обычно, одаренные дети стараются всегда вслушиваться в первую фразу пьесы, пытаясь найти нужные звуковые краски для этой трепетной и ласковой мелодии. Здесь можно посоветовать ученику во время исполнения первой фразы внутренне представить себе звучание скрипки, а при игре последующей фразы, представить звучание альта или виолончели. После душевного излияния замечательной мелодии, ее затем подхватывают все инструменты предполагаемого камерного ансамбля. Во втором разделе фактуры слышится пиццикато струнных, которое нужно постараться извлечь из фортепианного звука. Фактура миниатюры содержит в себе гомофонно - гармонические и полифонические элементы. Выразительность звучания в данном произведении будет во многом зависеть от умения обучающегося слышать всю музыкальную ткань, и от умения показать все интонационные красоты, которые в изобилии заложены в пьесе. Надо добиться от учащегося, чтобы при исполнении миниатюры он смог правильно соотносить все элементы фактуры. Это задача довольно трудная, требующая от обучающегося изощренного слуха и точной ритмической и двигательной координации. Звуковой баланс в каждом элементе фактуры будет совершенно разным. Мелодия в пьесе должна звучать более опертым, глубоким звуком, связно и интонационно богато. Сопровождающий элемент фактуры нужно сыграть более облегченным, легким звуком, но динамически разнообразно, помогая развитию главной темы, живо откликаясь на яркие звуковые нарастания и спады. Эта пьеса требует роскошного звука и наисвязнейшего легато. Динамический центр, кульминационная точка пьесы, сводится к коде (т. 16 – 22). Всю коду надо играть ярким, насыщенным звуком, живо откликаясь на имитационные мотивы - диалоги. Шуман всегда полагался на тонкий вкус исполнителя. Композитор писал, что романтическая фактура всегда условна, что длительности нот, паузы и штрихи не всегда соответствуют реальному звучанию. Шуман считал, что в исполнении надо опираться на понимание самой музыки. Сопереживание - один из важнейших условий в постижении шумановской музыки.
Пьеса № 27 «Воспоминание»
Это сочинение Шуман написал отдавая дань своему безвременно ушедшему другу - знаменитому композитору романтику Ф.Мендельсону. В своем произведении Шуман немного подражает фортепианному стилю своего современника. Музыкальный язык в данной пьесе очень схож с фигуративно - фактурными комбинациями часто встречающимися в «Песнях без слов» Ф.Мендельсона. Гармонические фигурации в фактуре левой руки делают мелодию очень динамичной, продвигая основную тему вперед, показывая особую прелесть и красоту мелодии. В пьесе важно распределить внимание на всю фактуру в целом, и особенно на опорные смысловые точки в каждой фразе. Тогда мелодия по настоящему заговорит и запоет. Вся гармоническая конструкция пьесы строится на классическом тонико - доминантном соотношении, что придает мелодии особую выпуклость. Простая двухчастная форма, ясная гармония, моно - тематизм, делают эту миниатюру доступной, интересной и понятной для детей.
Пьеса № 30.
Удивительно выразительная по своему художественному замыслу и образу пьеса. В первом разделе произведения можно изобразить настоящий музыкальный диалог. Но это не диалог - конфликт, а наоборот - дружеская, умиротворенная беседа двух друзей. В середине звуковой конструкции звучит философско - самоуглубленный хорал. Здесь важно помочь учащемуся услышать все элементы фактуры - бас, мелодию и возвышенные тревожно -сумеречные фигурации, которые изобилуют проходящими секундовыми интонациями. Всю фигуративную ось фактуры надо исполнять легко, поэтично и таинственно, как будто плетешь тонкое кружево. Задачи подобного плана можно встретить в пьесах «Шехеразада» № 32 и «Хорал с фигурациями» № 42 .
Пьеса № 41 «Северная песня»
Идея данной пьесы - разработка темы, которая была заключена в музыкальной, как оказалось, фамилии знаменитого датского композитора Нильса Гаде. Зашифрованные темы Шуман иногда использовал в своих произведениях. Такой оригинальный метод нахождения необычных тем и мелодий, и последующее их развитие, очень забавлял Р.Шумана. Великий немецкий композитор обнаружил особую красоту и прелесть мотива музыкальной фамилии. GADE (соль, ля, ре, ми) успешно использовал этот короткий мотив в своей миниатюре. Уже ранние произведения Нильса Гаде несли в себе особый «северный» колорит. Эта особенность музыки датского композитора повлияла на выбор названия, характера и образа пьесы. Очень интересно Шуман сконструировал композицию пьесы. Тема GADE (соль, ля, ре, ми) в чистом, неизмененном виде проходит пять раз, два раза в первом периоде пьесы, и три раза во втором разделе (т.1,т.5). В разработочной части миниатюры, тема проходит в несколько альтерированном (появляется соль диез), смещенном виде, два раза (т.10 ,11 ,12) в басу, и в верхнем пласте фактуры. Последний раз тема появляется в самом конце пьесы (т.19,20) и опять в смещенном и разорванном виде, с дублированием двух начальных звуков мотива в басу. Великий выдумщик Шуман и здесь не обошелся без изобретательства. Одной, хоть и выразительной темы, ему показалось мало, и он параллельно с основной темой провел еще одну тему, которая в чистом виде изложена в басу ( т.1 , 2 ). Эту тему он разовьет во втором, разработочном разделе пьесы (т.9, 10) и проведет эту тему в измененном виде (т.5, 6, 17, 18), и в альтерированном варианте с переставленными наоборот звуками (т.19) в басу. Эта тема не новый мотив, а своеобразный мотив-противосложение на утвердительный, величавый возглас главной темы.
Пьеса очень благородного, возвышенного и сурового характера. Фактура миниатюры хорального типа, она уводит исполнителя от суетливости и поспешности в интерпретации. Основную тему данной миниатюры надо играть глубоким, певучим, ясным звуком, не сливая тему в общее гармоническое звучание. Богатство и разнообразие гармонии в данной миниатюре сглаживает монотонность ритмической фигуры, две четверти, четверть с точкой и восьмая. Плюсом этой фигуры является особая цельность и монолитность высказывания композитора, которая ему удалась с помощью использования данного ритма и аккордовой фактуры. Применение гармонической педали только облагородит звучность, сделает ее более объемной, сочной, колоритной. Педаль поможет сгладить острые углы в объединении фактурных вертикалей, и нести мелодию в верхушке гармонических последовательностей. Что касаемо формы произведения, то мои ощущения двоякие. Лично я мыслю эту миниатюру как цельную одночастную композицию. Но, не исключаю и двухчастное построение (период, и вторая, разработочная часть). Богатая, разнообразная динамическая раскраска пьесы и внутреннее ощущение повествования, связанное с представлением в своем воображении человеческой речи, монолога самого Шумана, что я слышу в «Детских сценах», в пьесе «Поэт говорит», и в пьесе № 41 «Северная песня», все эти выразительные средства превратят маленькую пьеску в настоящий шедевр.

Педаль
Значение и роль педали в шумановской музыке трудно переоценить. Педаль в произведениях Шумана является фактурной необходимостью, она обогащает и раскрашивает богатую палитру его образов. Педаль - душа рояля, душа шумановской музыки. Без педали, как основной выразительной сущности, музыка гения романтизма теряет весь свой смысл, звучание фортепиано без педали обесцвечивается и опустошается, становится ударным. Именно с ударностью звука всегда боролся в своих сочинениях великий немецкий композитор. Шуман считал, что нельзя в угоду мнимой частоте, жертвовать красочностью и колоритом, которые обогащают звук и музыкальный образ. Педаль в шумановской музыке нужно тщательно изучать. Свои находки в педали надо постоянно рефлексировать, сомневаться в найденном, и опять искать, постоянно обдумывая каждую деталь текста, так как фактура шумановской музыки очень богата, многопланова, состоящая из двух стилистических веяний (гомофония и полифония). Великий мечтатель Р.Шуман создал новый мир звучаний - нереальный, недосказанный, таинственный, сумеречный. Педаль в шумановских сочинениях является фактурной необходимостью, и бывает очень легкой, полупрозрачной, окутанной нежной дымкой. Она неразрывно связана с фантастическим, мечтательным, страстно - бушующим, миром его образов.


















Заключение
Музыку истинного поэта фортепиано я полюбила еще будучи ученицей ДМШ. Произведения Р.Шумана, его неповторимые шедевры, всегда вызывали у меня удивление, восхищение и глубокий интерес. В творчестве великого немецкого композитора меня всегда поражала предельная искренность чувств, непосредственность и правдивость художественного высказывания, чуткость и сердечная теплота его прекрасной музыки. Эту живительную и всепобеждающую силу шумановской музыки я пронесла за годы учебы в училище искусств и институте искусств. И до сих пор, музыка гениального композитора является для меня путеводной звездой в мире музыкального искусства. Переиграв массу прекрасных творений поэта фортепиано я поняла, что Р.Шуман уникальный, в своем роде, композитор. Он далек от закостенелости и жесткого академизма, его искусство живое, трепетное, открытое и свободное, будет всегда интересовать, и волновать исполнителей и слушателей. Шумановское творчество демократично по своей природе, оно не подавляет строгими рамками стилевых канонов. Произведения великого композитора является вечной пищей для размышлений и поисков. В его музыке у исполнителя всегда есть возможность для душевного самовыражения. Искусство Р.Шумана настолько многогранно, тонко и многовариантно, что не хватит никаких слов, нюансов и выразительных средств для полного раскрытия содержания его прекрасной музыки. Ценность всего творческого наследия Шумана состоит в том, что раскрывая в своем творчестве личный внутренний мир, он показал героя своего времени, человека мятежного, ищущего, с романтическими порывами к совершенству, идеалу и стремлением к большой человеческой правде. Только тонкие и чуткие души исполнителей и слушателей смогут услышать звуки истинной романтики, ведь в музыке все сказано.
Свидетельство о публикации №391269 от 27 июня 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft