16+
Лайт-версия сайта

Дерзкий художник в Ханты-Мансийске

Литература / Мемуары, публицистика / Дерзкий художник в Ханты-Мансийске
Просмотр работы:
16 марта ’2019   07:00
Просмотров: 9574

Олег Яненагорский

В зените славы

17 апреля 2014 года «Ночь музеев» в Государственном художественном музее ХМАО-Югры открылась выставкой произведений Леона Бакста «В зените славы». Впервые жители и гости Ханты-Мансийска увидели цельную экспозицию лучших рисунков "дерзкого художника", как называли его современники, прославленного мастера Серебренного века русской культуры. Выставка продлится до 22 июня 2014 года.
О фрагменте истории русского балета, о выставке, об авторе, о тех, кто сделал возможным осуществление необычного культурного проекта и пойдет речь в этой статье. При ее подготовке использованы материалы из архива коллекционера и арт-консультанта Ирины Стежки, а также фрагменты ее интервью.

Лейб, он же Лев, он же Леон…

Сто лет назад Леону Баксту благодарные французы вручили орден Почетного легиона. Кроме того, он был еще членом французского музыкального общества и Королевской академии художеств. Похоже, что европейцы тогда забыли и о российском подданстве Мастера, и о его еврейском происхождении. Для них он был воплощением элегантности, «арбитром вкуса», законодателем парижской моды.
Сохранились воспоминания художницы Софьи Дымшиц-Толстой. В Париже у консьержки она случайно увидела газету с портретом Бакста. Софья спросила, что это за человек. Консьержка «полупрезрительно заметила, что в Париже вряд ли найдется человек, не знающий Бакста, так как он владеет не только театром, но и всеми магазинами: «они полны вещей а lа Бакст».
К творческой биографии художника я еще вернусь, а пока несколько слов надо сказать о людях, без которых выставка бы не состоялась.

Роль личности в истории искусства и культуры

Читатель вправе ожидать, что здесь речь пойдет о Сергее Дягилеве, о Жане Кокто. И для этого есть все основания.
Дягилев, создававший в Париже свои «Русские сезоны», утверждал, что основным направлением новой хореографии было желание раздвинуть рамки классического балета. И эта идея Дягилева воплотилась в жизнь благодаря полному слиянию основных факторов: музыки, рисунка, хореографии. А Лев Бакст, полностью участвуя в осуществлении постановок. по сути, стал сорежиссером. Сами сюжеты русских балетов, богатство палитры, удивительное владение сценическим пространством в оформлении спектаклей в начале ХХ века для Парижа стали неожиданностью.
Максимилиан Волошин тогда писал об этом: «Насколько Бакст всегда казался одиноким и неуместным на русских выставках со своей чересчур изысканной элегантностью, откровенной чувственностью, смущающим глаз шиком, виртуозностью своего рисунка и фейерверком ослепительных узорчатых тканей, настолько он кажется здесь вполне у себя. Бакст... сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях (в том преобладании красного - fraise, которое я отмечал недавно), так и на картинных выставках».
Костюмы и декорации Льва Бакста к «русским сезонам» настолько поразили воображение французов, что мэтр парижской моды месье Пуаре предложил ему сотрудничество в создании модной одежды для самых изысканных женщин Европы. Однако это уже иная тема, выходящая за рамки статьи о показе коллекции в Ханты-Мансийске.
Жан Кокто в 1913 году предложил своему другу Леону Баксту собрать вместе все наиболее знаковые работы (эскизы театральных костюмов и декораций), сделать гелиогравюры и расписать их вручную в технике «пошуар». Это изысканный способ создания малотиражной печатной графики (в том числе – для создания авторских альбомов) активно использовали в начале ХХ века известные европейские художники Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, а также российский авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Леон Бакст вручную расписал 80 экземпляров, из которых пятая часть была распродана коллекционерам, а остальное были приобретены крупнейшими музеями и библиотеками мира. Сейчас эти работы составляют гордость европейских, американских, канадских и австралийских музеев, библиотек и галерей.
Однако это только один аспект в разговоре о роли личности в истории культуры и искусства. Надо обязательно отметить и другое. Вряд ли многие жители Югры смогли бы увидеть прекрасные работы столетней давности и «открыть для себя» творчество Льва Бакста, если бы не инициатива сопредседателя Европейского культурного клуба «Ферайн», коллекционера, арт-консультанта Ирины Стежки, живущей в Германии, и директора Государственного художественного музея ХМАО-Югры Светланы Зониной. Именно благодаря их усилиям, объединивших средства спонсоров с работой сотрудников музея, в Югре стал возможным показ коллекции работ Бакста.
«Я – коллекционер современного искусства, говорит о себе Ирина, - Больше 25 лет я приобретаю живопись, графику, иногда скульптуру и предметы прикладного искусства (керамику, кукол) художников ХХ-ХXI веков.
Коллекционирование – это всепоглощающая страсть. Но для меня это не страсть обладания предметом, а страсть к познанию нового, что открывает тебе только настоящее искусство. Предмет коллекционирования надо лю-бить, но главное испытывать к нему жажду исследователя, а здесь никак не обойтись без наставников. Только тогда мир искусства откроется перед Вами и Вы будете в нем – своим».
О своем увлечении отечественным искусством конца XIX – начала XX века, об организации выставок в России, Ирина Стежка сказала следующее: «Начало прошлого века подарило миру целую плеяду великих русских художников. Мне очень интересен это период в истории искусства, и в моей коллекции он представлен творчеством Натальи Гончаровой, Александра Бенуа, Марка Шагала… Этот время трудно представить себе без театральных работ Леона Бакста. Поэтому мне захотелось иметь в коллекции его работы и показать их на Родине».
Выставка работ Леона Бакста – это третий проект Ирины Стежки в Ханты-Мансийске и второй, организованный совместно с Художественным музеем (в апреле 2013 г. была открыта выставка «Время Кандинского»). К сожалению, пока не нашлись личности, которые могли бы организовать такие же выставочные проекты в Нижневартовске и Сургуте – крупнейших промышленных и культурных центрах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Сын России, человек и художник

Несколько слов о творческой биографии человека, считавшего себя сыном России. Лев Бакст был одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века. Его кисти принадлежат портреты известных деятелей российского и европейского искусства: художников Исаака Левитана и Константина Сомова, литераторов Андрея Белого, Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус, танцовщиц Анны Павловой и Айседоры Дункан, организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева, Жана Кокто и многих, многих других. Но Бакст славился не только портретами.
Дмитрий Философов, оставил о Баксте прекрасные воспоминания, фрагмент которых дает представление о характере художника.
«За границей началась для него эпоха настоящей славы, которую он принял с радостью и добродушной гордостью...
Здесь какая-то тайна дореволюционной России. На ее спящих стихиях выросли прекрасные цветы утонченной культуры, истинно русские и вместе с тем европейские. Чуть-чуть уставшее искусство, чуть-чуть одряхлевшей Европы - с радостью восприняло «утонченную стихию» России, талантливым представителем которой был Бакст.
Скоро русское искусство, соприкоснувшись с Западом, получило налет космополитизма.
Но таков удел всех новаторов. Достигнув успеха, воплотив свои идеалы, они, покорные общему закону, покрываются пылью улицы...
Для того, чтобы дойти от серой мещанской жизни маленького провин-циального городка до всемирной арены — надо быть человеком сильной воли и единой любви.
Скромный, добродушный Левушка — сделал этот трудный, но почет-ный путь, как бы шутя, не добиваясь «славы». Она к нему пришла сама»...
Русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» Лев Бакст, при рождении 27 января (8 февраля) 1866 года в городе Гродно получил имя Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. После окончания гимназии был вольнослушателем в Академии Художеств, учился у Альберта Николаевича Бенуа, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 году для своей первой выставке выбрал псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе акварелистов. В 1893-1897 годах жил в Париже, брал уроки художественного мастерства в частных академиях Парижа, но часто приезжал в Санкт-Петербург.
С середины 90-х XIX века примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Позднее это кружок превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году Бакст совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла ему заслуженную славу. С 1902 г. Бакст работает для Эрмитажного и Александрийского театров. В 1908-1910 годах преподавал в школе Званцевой. В 1914 году он был избран членом Санкт-Петербургской Академии художеств.
Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон». С 1907 года он жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909 г., «Нарцисс» 1911 г., «Шахерезада» 1910 г., «Карнавал» 1910 г., «Дафнис и Хлоя» 1912 г.).
Рисунки этого периода и показаны на выставке в Государственном ху-дожественном музее Югры.

50 подлинных работ на выставке «В зените славы»

Зрители могу увидеть рисунки костюмов и декораций к спектаклям «Русского балета» Сергея Дягилева: «Шехерезада», «Нарцис». «Жар-Птица», «Пери», «Мученичество святого Себастьяна», «Голубой бог, «Ориенталии», «Тамара», «Саломея», «Дафнис и Хлоя», «Бабочки», «Карнавал» и некоторым другим постановкам. Знаток и ценитель древней культуры, Бакст успешно использовал античные образы при оформлении балетных спектаклей. Изысканное сочетание цветов и буйство красок, чувственность и красота человеческого тела, мощь древних пейзажей и дыхание египетских дворцов – все это, сплетенное воедино, может почувствовать современный зритель, знакомясь с работами Бакста.


© Copyright: Олег Яненагорский, 2014
Свидетельство о публикации №214052800275






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ночная фея (WitaliDIESEL & LionNR)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft