16+
Лайт-версия сайта

Брал ли Н. Гарин-Михайловский взятку от купцов?

Литература / Мемуары, публицистика / Брал ли Н. Гарин-Михайловский взятку от купцов?
Просмотр работы:
06 июля ’2020   20:41
Просмотров: 7038

Почему легенды и мифы так живучи? Так брал ли в 1891 году руководитель изыскательской партии Николай Гарин-Михайловский во время поисков места на реке Обь для строительства моста взятку от колыванских или как вариант, томских деловых людей?
Причем в Новосибирске экскурсоводы рассказывают, что колыванские купцы давали взятку, чтобы мост в районе старой Колывани строили, а в Томске - что томские извозчики (у которых были сотни лошадей) давали взятку, чтобы мост в районе Колывани НЕ строили. Дескать,Гарин-Михайловский взятку не взял, но почему -то об этом все знают. И причем все остались на свободе. А мост в итоге построили у села Большое Кривощеково, и вот с этого момента и началась история Новосибирска.

Для начала небольшое отступление.
В свои юные пионерские годы летом родители отправляли меня в пионерский лагерь «40 лет ВЛКСМ», что находился в сосновом бору близ Матвеевки. И тогда по пути от Октябрьского района до Матвеевки в автобусе нам показывали 5-этажку на остановке «Звездной, «где зэки замуровали в стену прораба». Дескать, вот и крест стоит на крыше. (На самом деле там стоит геодезический знак. )
Так еще в начале 70-х годов я услышал первую городскую легенду (байку, миф.) Потом их было еще много. Даже есть книги с мифами и легендами о Новосибирске. Они очень живучи и никуда не исчезают, а только трансформируются. С появлением интернета все стало только запутанней. Байки 30-летней давности в интернете выглядят свежо и обретают новую жизнь.
И ты смотришь современный телесюжет, где упрямо говорится, что в Новосибирске самый длинный прямой проспект (улица) в мире, хотя это не так. В США, Канаде, Австралии, и даже в Санкт-Петербурге есть проспекты и длиннее. Вот метромост у нас действительно самый длинный в мире!
Или: Новосибирск входит в книгу рекордов Гиннесса как самый быстрорастущий город-миллионер в мире. Да, было дело! Только это было в 20 веке, сейчас его далеко переплюнул 13- миллионный китайский город Ченьжень. В Доме Офицеров в годы гражданской войны находился штаб Колчака (нет, он был в Военном городке в Закаменке.) Хорошие истории - байки оживляют экскурсию. Владимир Высоцкий мог родиться в Новосибирске, («по указу от 38», ) но его отец-военный посадил беременную жену в поезд в Новосибирске и отправил рожать в Москву. Да, было такое дело.
А вот и подоспела наша героиня- байка, которую я лично слышал свыше 30 лет назад и к моему удивлению, недавно, в прошлом году на экскурсии одной туристической фирмы (это было почти случайно, я прогуливался по набережной в районе памятника Александру 3, а тут подъехал туравтобус).
Так брал ли Н. Гарин-Михайловский взятку от колыванских купцов? Эту историю впервые я слышал еще в 80-х, когда учился на историческом факультете Новосибирского пединститута на одной из лекций по истории Сибири. Дескать, колыванские купцы приходили к начальнику изыскательской партии и слезно просили его строить мост где-нибудь поблизости от Колывани. В советское время годы эта версия категорически отметалась. (Но почему-то озвучивалась). Ведь изыскатель - железнодорожник и писатель Николай Гарин-Михайловский считался основателем города Новосибирска, другом великого писателя Максима Горького и человеком кристальной честности.
Прошли годы, историческая правда сделала отцами города не только Гарина-Михайловского, но всех руководителей -железнодорожников, имеющих отношение к строительству железнодорожного моста через Обь - Тихомирова. Будагова, и другого Михайловского, Константина. Правда, немного в тени остался руководитель изыскательской бригады Викентий Роецкий, непосредственный проведший исследование места, где и был впоследствии построен мост, но мы о нем еще поговорим.
А крестным отцом города считается император Александр 3, своим указом весной 1891 года повелевший строить Сибирскую железную дорогу. А после лично курировший проект (вот это надо учесть –все знали, что император ЛИЧНО контролировал ход проекта и утверждал планы строительства моста через Обь. У государя-то не забалуешь «левыми» делами. ).
Самое интересное, что в Томске этот миф рассказывают совсем по-другому – дескать, колыванские и томские деловые люди, занимавшиеся извозом, давали Гарину- Михайловскому взятку за то, чтобы мост НЕ строили в этим местах. Дескать, конкуренция нам не нужна, а с появлением моста прибыльное дело их захиреет.
Как говорится, наличие взаимоисключающих версий заставляет сильно сомневаться в них самих.
Краеведческие темы Сибири и Новосибирска я начал более углубленно изучать пару лет назад, когда стал работать в Музее Новосибирска, разве что на тему золота Колчака я начал писать еще с 2011 года. В октябре 2019 года, к нам, сотрудникам музея Новосибирска, обратились ребята из телеканала «МЭР и Я» подумать над темами телесюжетов, чтобы начать реализовывать совместный проект. Мою идею об истории строительства моста через Обь одобрили, но только весной, еще до принятия карантинных мер, мы успели снять короткий сюжет на эту тему.
Рад, что с этого сюжета стартовал совместный проект «Маленькие истории о большом городе». Вот ссылка на видео в ютубе- http://www.youtube.com/watch?v=q78lDXa3BS4 и ссылка на мою статью https://proza.ru/2019/10/22/1117

Впрочем, главные идеи статьи я сейчас коротко изложу.
-. До сих пор ходит байка, что Гарину –Михайловскому предлагали взятку колыванские купцы за строительство моста близ Колывани. Возможно, у изыскателей действительно была идея побыстрее свергнуть дорогу поближе к Томску. Но изыскания Викентия Роецкого и других показали - это технически было нереально.(весенние разливы Оби там достигали несколько км). Почему эта байка про взятку до сих пор ходит среди экскурсоводов? В голове у многих экскурсантов, наверное, возникает при этом такая картина- вот бородатые купцы гуськом заходят в кабинет к дворянину Гарину-Михайловскому, и говорят: »Вот, барин, мы купцы из Колывани. Собрали тебе всем селом аж 5000 рублЁВ. И достают большой такой мешок с увещеванием: «Ты построй-ка нам, господин инженер, пожалуйста, мост через Обь поближе к нашему селу. Будем тебе премного благодарны!» По-моему, это бред так представлять картину тех лет. К слову, во время и после постройки моста близ Кривощеково почти все колыванские купцы без проблем переехали в Ново-Николаевск (а не в царскую тюрьму за попытку дачи взятки).
-. По поводу места для жд. моста через Обь. Дескать, огромное спасибо мостостроителям- они НАШЛИ это уникальное место. Ну конечно! Они пришли, к слову, не в глухую тайгу, а в место, где русские люди жили уже почти 200 лет. Гарин-Михайловский и К дали технико-экономическое обоснование проекта строительства моста там, где он сейчас и стоит уже свыше 100 лет. До этого там лет 500 на Оби существовал брод для крупных животных (еще в период существования с 15 в. телеутского Чертова городища- своеобразного пограничного поста), при русских уже почти 200 лет существовало Кривощеково и Бердск, и об этом броде знал любой местный рыбак вплоть до пацанов. Как говорится, это место было «предначертано» самой историей.
Теперь постараюсь кратко подытожить.
1. Важно отметить, что никаких документальных доказательств дачи взятки, уголовных дел и т.п. НЕТ. Н. Гарин-Михайловский был дворянином, человеком «благородного» воспитания, похоже, достаточно тщеславным, не забывайте, что его отец был вхож в царскую семью, а царь Николай 1 был его крестным отцом! Гарин-Михайловский упорно стремился к минимизации государственных расходов на строительство Транссиба, постоянно писал жалобы в Санкт-Петербург поверх своего начальника- Константина Михайловского. Это приводило их к постоянным конфликтам. Два Михайловских –начальник и его подчиненный были чуть ли не врагами. К слову, Гарин-Михайловский ратовал не за строительство мостов, дескать, они слишком дорогие, а за паромные переправы. А вы говорите, «отец города».
2. Людям, которые считают, что «дыма без огня не бывает», дескать, «может и взял, когда давали» скажу, что есть лишь одна косвенная зацепка о материальном положении Гарина –Михайловского- он был богатым человеком. Если Роецкий, заработав как раз в Сибири тяжелое заболевание, умер в 35 лет в довольно затруднительном материальном положении, то Гарин-Михайловский был обеспеченным человеком. Настолько, что в 1904 году давал Максиму Горькому на революционную печать 150 000 рублей. Это были гигантские деньги для того времени. Но не забывайте, что к тому времени он был не только железнодорожником- изыскателем, но писателем, и получал немалые гонорары за издания своих книг. И вряд ли это были «левые «деньги, тем более, раз мы о них так хорошо знаем.))
3. Считаю, что версия о взятке родилась в Томске и преследовала цель «проучить» Гарина-Михайловского. В Томске его не любили. Как же, ведь это из-за него Сибирская железная дорога прошла мимо города. В томских газетах писали десятки критических статей про него. (Сразу скажу: я лично к Томску отношусь очень хорошо. Это родина моего отца, в Томске у нас есть родственники, и еще примерно в 1973 году, будучи младшим школьником, я был там на Томской карандашной фабрике - там работал мой дядя. В Томске я бывал и к примеру, в период 400-летия Томска. Это красивый город с симпатичными студентками.))
Теперь собственно о железной дороге и мосте. Сразу скажу, об этом вопросе часто высказываются публицисты, историки, культурологи, но вот журналисты –железнодорожники как-то эту тему обходят стороной… Мне довелось свыше 10 лет поработать журналистом железнодорожной газеты «Транссиб» ЗСЖД, я входил в состав комиссии начальника дороги во время сезонных осмотров, (как раз в это время начальником дороги был такой мощный руководитель, как Александр Витальевич Целько). Не скажу, что я стал «матерым железнодорожником» (я упрямо говорю «шпалы», а не шпалА», мазут, а не мазутА))), но с командировками и осмотрами объездил всю Западно-Сибирскую дорогу- от Омска до Мариинска, от Шерегеша и Рубцовска до Белого Яра в Томской области.
1. Мало кто подмечает – изыскатели получили ИНСТРУКЦИЮ-искать место для моста неподалеку от Сибирского тракта. Ясно, почему- для снабжения и подвоза материалов для строительства. Отсутствие дорог, сибирские топи и болота, гористый рельеф, бурные реки сильно ограничивали железнодорожников. Вот почему самые первые изыскания партия Гарина –Михайловского провела вблизи села Старая Колывань, где проходил Сибирский тракт и была переправа через Обь, там было найдено место у села Скала. Но разливы весной там доходили до нескольких километров. Впоследствии бригада Гарина- Михайловского пошла вниз по Оби- там нашлись удобные места для строительства моста близ села Дубровино и особенно близ села Ташара. В этом случае дорога действительно логично выводила на Томск.
2. А бригада Роецкого пошла на юг, вверх по Оби. И стала проводить исследования у села Кривощеково. (примерно 50 км от Сибирского тракта) Причем, военная картографическая карта этой местности уже была еще за 20 лет до появления. То есть они это место не нашли посреди дремучей тайги, оно уже было известно. Но оно было УНИКАЛЬНОЕ- там идет выход скальных пород. Ниже по течению такого нигде нет. И изыскатели это доказали практически, исследовав 150 км Оби, ЛУЧШЕГО места для моста они не нашли.
3. Никто почти не говорит, что изыскателями было найдено также УНИКАЛЬНОЕ место для строительства моста на реке Томь. Сейчас там рядом есть городок Юрга в Кемеровской области. Взгляните на карту и вы поймете, что Томск по-любому оставался в стороне. В конце концов, туда от станции Тайга построили железную дорогу. И расстояние меньше 100 км. Так что в стороне от истории Томск не остался, и стал большим сибирским городом.
4. И потом. Строительство Сибирской дороги –Транссиба преследовало много целей, но не имело своей главной целью связать сибирские города, к примеру, чуть в стороне от дороги остался тогда большой город Каинск (к сожалению, он до сих пор называется Куйбышевым НСО). Конечная цель была стратегическая и даже, выражаясь современным языком, геополитическая: освоение Сибири и Дальнего Востока, налаживание эк. отношений с Китаем, выход к Тихому океану.


Справочная информация: "Михайловский Константин Яковлевич (1834-1909) (просьба не путать с писателем Н.Г. Гариным-Михайловским) начальник строительства многих железных дорог. Был он и начальником работ по постройке нашей Западно-Сибирской железной дороги, сооружение которой при протяженности 1328 вёрст продолжалось всего 4 года. В споре инженеров-железнодорожников К. Я. Михайловский выступал за строительство через реки именно мостов, а не паромных переправ, отстаиваемых Н. Г. Михайловским (Гариным). Но нашему городу К. Я. Михайловский более дорог как руководитель изысканий Западно-Сибирской железной дороги. Именно он (вместе с подрядчиком работ инженером Л. И. Березиным) в конце августа 1891 года прибыл в район Кривощёково, где начальник Обского отряда изыскателей В. И. Роецкий на месте ознакомил руководство с результатами своих изысканий по месту мостового перехода через Обь. Именно эти три человека в конце того дальнего лета прошли по прибрежной кромке села Кривощёково, по его правобережному выселку, прогулялись по будущей набережной будущего Новосибирска и определили это место как "магистральное направление".— (Музей города Новосибирска —






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft