Глупость переполняет мир. Глупые слова, глупые мысли, глупые планы, глупые поступки, глупые мероприятия, глупые песни, глупые фильмы… И всё это тешит глупых людей, а может, и плодит их. Говорят, в России дураков больше, чем дорог. Сомневаюсь, что в других странах их меньше. «Чем человек глупее, тем он ближе к общему уровню», – сделал вывод далеко не русский мужик Анри де Бейль, или попросту Стендаль. А Альберт Эйнштейн выразился по-научному: «Есть только две бесконечные вещи: вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт вселенной я не уверен».
Конечно, на Земле немало и умных людей, но глупые массы им не внемлют. Как говаривал учитель Иисус Христос, «не ведают, что творят». Бесперспективность глупости именно в том, что к уму она невосприимчива. «Умное слово доходит до умных ушей» (Джангули); «Отдать дань уму могут только
платёжеспособные» (Ю.Базылев); «Нельзя научить людей ограниченных должным образом судить о людях одарённых» (Бальзак); «Оценить чужие достоинства чаще всего не позволяют свои недостатки» (В.Снегирёв).
В отличие от свободного в суждениях ума глупость ходит вдоль флажков из когда-то усвоенных истин, да ещё опирается на палку своей убеждённости. Ей присущ страх перед свободой мысли и даже ненависть к ней. Она стремится всё зарегламентировать, иначе чувствует себя неуютно, словно на сквозняке.
Для глупости характерны:
«Плоские» суждения (правое – левое, чёрное – белое), в том числе навешивание ярлыков. Человек либо хорош, либо плох, и различаются они так же просто, как брюнет и блондин.
Огульность суждений, стремление к скорым и необоснованным обобщениям, поспешность выводов, распространение частных выводов на явление или человека в целом.
Неколебимость убеждений, категоричность суждений, безапелляционность оценок. Неспособность к корректированию их в соответствии с новой информацией, а значит, к обучению и развитию. «Из общего потока вычленяются только те сведения, которые подкрепляют существующие предубеждения» (Хосе Антонио Марина). «Твёрдость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Василий Ключевский). «Единственный способ оставаться последовательным – это меняться вместе с изменением обстоятельств» (Уинстон Черчилль). Даже в физике и математике незыблемые, казалось бы, истины нередко оказываются относительными – вспомним Эйнштейна и Лобачевского. Тем более относительны и многогранны понятия и соотношения в политике, экономике, социологии, морали, в любых жизненных вопросах.
Безапелляционность суждений свидетельствует о том, что мозг вцепился в точку зрения, как утопающий в спасательный круг, и не может её отпустить, поскольку не умеет плавать в этой стихии.
Упрямство близко к той же неколебимости убеждений. «У людей, ум которых не отличается ни гибкостью, ни широтой, твёрдость воли часто переходит в упрямство», – отмечал неиссякаемый Бальзак. Яков Княжнин рубил наотмашь: «Упрямство – вывеска дураков». А древние индийцы предпочитали образность: «говорить с дураком – что выпрямлять собачий хвост».
Предвзятость мнений. Ещё не прояснилась ситуация, а позиция уже готова: глупец обнаружил аналогию с чем-то знакомым. "Предвзятость дальше от истины, чем невежество", – гласит французская пословица. «Часто человеку всё ясно и понятно именно тогда, когда он заблуждается», – заметил герой фильма «Человек, который закрыл город». А умный польский писатель сострил: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Парадоксально, но факт.
Неумение извлекать полезную информацию из чужого опыта. "Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих".
Неспособность предвидеть варианты развития событий, ведущая к ошибкам и неудачам. Совершение поступков, последствия которых противоречат их целям. Неоправданный риск как следствие неспособности к прогнозированию последствий.
Стремление больше говорить, чем слушать. Воспринимать новую информацию сложнее, чем повторять известную. "Пустая мельница без ветру мелет" (русская пословица). Умным остаётся слушать, вставляя реплики в паузах. "Соловьи умолкают, когда начинают орать ослы" (восточная пословица). Конечно, ведь "слово – серебро, а молчание – золото". Но "человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами" (Ф.Гойя).
Предубеждение, неспособность признать положительные черты в неугодном человеке. Белая краска на чёрное не ложится.
Неспособность к анализу и выявлению причинно-следст-венных связей. Неумение отличать основательные аргументы от неосновательных. Немудрено, когда с логикой проблемы.
Потребность в кумирах и идолах. Подверженность влиянию авторитетов и культам личностей, подобострастие. Подслеповатая вера в общепризнанное, освобождающая от необходимости мыслить самому.
Неспособность к обоснованию своих позиций. Ведь позиции-то не свои, а заимствованные у авторитетов или у кумушек.
Предпочтение сомнительных ценностей подлинным. Это когда сомнительные доступней, что бывает достаточно часто.
Пренебрежение истиной в угоду своему психическому комфорту. Ограничение своих интересов кругом частных и бытовых проблем, равнодушие к мировым коллизиям: Водка, лодка и молодка – а на истины плевать! Моя хата с краю.
Нежелание и неспособность ставить себя на место другого, рассуждать с чужих позиций. Тут требуется известное напряжение мозга. А зачем?
Неумение отсеивать ненужную информацию. «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое» (Эсхил). «Многознание уму не научит» (Лев Толстой). «Начитанный болван – самая докучливая разновидность болвана» (автора не помню).
Манера «стричь других под свою гребёнку», судить по себе. «Гнуснейшая привычка карликовых умов – приписывать своё духовное убожество другим» (Бальзак).
Пристрастие к поучениям мирно соседствует у глупости с отторжением новой, непривычной информации. «Глупость всегда поучает, тогда как ум учится» (Геннадий Малкин).
Доверие к предрассудкам, слухам, доносам. Это тоже подпорки, заменяющие работу своего ума.
Необоснованная доверчивость к людям. «А я рассчитывала, что он…», «А ведь она обещала…», «Я на них понадеялся…». Про такие надежды говорят: "обещал баклан ставриде, что устроит в лучшем виде".
Негибкость, инертность, низкая приспосабливаемость к изменениям среды. «Разумный человек старается приспособиться к миру, а неразумный пытается приспособить мир к себе» (Бернард Шоу). Правда, на этот счёт есть и другое мнение: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас!». А ему это надо?
Творческая бесплодность. Что поделаешь – ум не рожает. Правда, иногда можно обходиться дурацкими фантазиями.
Переход на личность в спорах. Нападение – лучший способ защиты. К тому же огрызаться проще, чем аргументировать.
Недостаток чувства юмора, неуместная серьёзность. «Будь человек хоть семи пядей во лбу, но если у него нет чувства юмора, то он дурак» (А.Чехов). «Серьёзность – это щит дураков» (Монтескье). «Постоянная серьёзность – это всего лишь маска посредственности» (Вольтер). «Серьёзное лицо – это ещё не признак ума. Все глупости на земле совершаются именно с этим выражением» (Григорий Горин).
Короче, у глупости признаков – тьма. Поистине, бойся козла спереди, коня сзади, а дурака со всех сторон.
(Из книги «Прописные истины», см. литературный портал «Написано пером», раздел Авторская книга).
Свидетельство о публикации №63904 от 8 февраля 2013 года
Замечу противоречие между «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое» и «Глупость всегда поучает, тогда как ум учится». Выходит, изучение иностранного языка для жителя посёлка Пречистое, есть глупость. Ведь он учит не нужное, а многое
И ещё. Все сказанное очень точно подходит к исламу и православию. Особенно с юмором. Ведь сама Библия есть сборник юмора того времени. А они это не поняли
Противоречия нет: ум учится, но учится нужному, а не многому. А вот ещё одна стрела в ту же мишень. Академик Леонтьев: "Избыток информации ведёт к оскудению души". Тут уже даже не про ум, а про душу! И что они все так окрысились на многознание? Ведь говорят с почтением и завистью: "человек энциклопедических знаний". Наверное, мудрецы боятся, что их перемудрят. Опасаются конкуренции. Пусть, дескать, народ разбирается в какой-то одной своей сфере, а уж мы-то будем универсалами.
Это я к тому, что над каждой мудрой мыслью ещё надо и подумать, и довести её до парадокса, а то и до абсурда. Так что Вы правильно делаете, что анализируете и сопоставляете.
Это всё понятно, не первый раз подобное читаем. Но в очередной раз нет ответа, а что с этими глупыми делать? Ведь они расставлены так грамотно по всем ключевым позициям, что постоянно и везде на них натыкаешься и разумные аргументы там не работают.