16+
Лайт-версия сайта

Люди и машины.

Литература / Очерки / Люди и машины.
Просмотр работы:
02 февраля ’2019   18:33
Просмотров: 9536

ЛЮДИ И МАШИНЫ
В первой половине пятидесятых годов село интенсивно залечивало раны, нанесённые войной. На месте пожарищ и руин появлялись маленькие хатки, сделанные из самана, с соломенными крышами и белеными мелом стенами. Разрабатывались огороды, во дворах появлялась живность. Колхозы тоже восстанавливали своё хозяйство. Поля распахивались с помощью лошадей и волов, их же использовали в качестве гужевого транспорта, т.е. для перевозки грузов. На нашей, центральной улице села постоянно можно было наблюдать, как пара волов, очень неспешно, не издавая ни единого звука, терпеливо тащит огромную, тяжело нагруженную телегу. Но уж если волы, по какой-то известной только им причине, останавливались, сдвинуть с места их было невозможно. Движение возобновлялось всегда неожиданно, без видимой на то причины. Отсюда и известная поговорка пошла: «Упрямый, как вол!» Лошади были более быстроходными и послушными, но они не могли перевозить такие большие тяжести, как волы.
Иногда наша улица оглашалась грохотом и рёвом. С криком: « Трактор едет!», ребятня и даже взрослые выбегали на улицу посмотреть на лязгающее гусеницами и изрыгающее клубы чёрного дыма, металлическое чудище. Конечно, тракторы работали в поле и до войны, но их было мало, и они находились в тракторно-полеводческих отрядах. Со временем движение на улице оживилось. Проезжающие трактора уже никого не удивляли. Появились грузовые автомобили: «полуторки», «ЗИСы», и легковые - «газики» с деревянным, а потом и брезентовым верхом. Машины уверенно и быстро завоёвывали село. К началу 60-х годов их стало так много, что не одна бестолковая курица рассталась с жизнью под колёсами автомобиля. Летом, когда перевозили зерно с полей на элеватор, дорога покрывалась толстым, мягким и пушистым слоем пыли. Мы, дети, любили шлёпать по ней босиком и соревновались, у кого светло-серое пыльное облако получается выше и гуще. В осеннее-весеннюю распутицу перейти с одной стороны улицы на другую, без риска потерять высокие резиновые сапоги в клейкой чёрной грязи, было невозможно. На эти негативные явления, связанные с механизацией и индустриализацией села никто не обращал внимания. Наоборот, все радовались. Мужчины с гордостью и удовольствием управляли автомобилями, тракторами, комбайнами. Появилась возможность быстро преодолевать значительные расстояния, т.е. ездить по делам, в гости, перевозить необходимые для личного хозяйства грузы. С приходом машин кардинально изменился жизненный уклад села.
Вся сельскохозяйственная техника находилась в ведении машинно-тракторной станции, МТС. Здесь машины обслуживались, ремонтировались и передавались в аренду колхозам для проведения полевых работ. Во время войны здания станции были разрушены, оборудование и техника уничтожены или реквизированы фашистами. Руководил восстановлением МТС Толстиков Николай Иосифович, человек совершенно незаурядный. Он был из тех двадцати пяти тысяч коммунистов, которых в начале 30-х годов страна отправила из городов в село для проведения коллективизации. Сначала он работал в Сибири, а затем был переведен к нам, в Новую Калитву. Во время войны Толстиков в составе эвакуированного райкома партии находился на левом берегу Дона, где в течение шести месяцев держали оборону части Красной армии. Вместе с моим дедушкой, Кунаховым Иваном Фёдоровичем, каждую ночь переправлялись через Дон, пробирались в оккупированные врагом близлежащие сёла и собирали полезную для наших военных информацию. После освобождения Новой Калитвы Толстиков был назначен директором разгромленной фашистами МТС. Было очень трудно, особенно в военное время. Квалифицированных мужских рук катастрофически не хватало. Трудились подростки допризывного возраста, да старики. Оборудование и оснастку, необходимую для восстановления и ремонта изуродованных тракторов и другой сельскохозяйственной техники, приходилось мастерить своими руками из подручного материала. Благо, всевозможных железок предостаточно валялось в окрестностях села. И люди справились! В положенное время техника вышла на поля!
В 1947году за заслуги перед страной в военные и послевоенные годы Толстиков Николай Иосифович был избран депутатом Верховного Совета СССР по Кантемировскому избирательному округу
В военные и первые послевоенные годы много совсем молоденьких девушек трудились трактористками в МТС. Среди них была уроженка села Цапково Ковалёва Мария Александровна, впоследствии известная на всю страну механизатор-хлопковод в далёком Узбекистане. За свой труд она удостоена высоких правительственных наград. В 1971 Ковалёвой было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Хорошую выучку и закалку поучила Мария в Новокалитвенской МТС.
Председатель Воронежского облисполкома (1978-1989г.г.), заслуженный работник сельского хозяйства, кавалер орденов «Ленина», «Трудового Красного Знамени», «Знак Почёта», депутат Верховного Совета РСФСР, делегат 26 съезда КПСС, Воропаев Алексей Маркович в 50-е годы трудился в Новокалитвенской МТС на должности главного зоотехника районной инспекции по сельскому хозяйству. Занимая высокий пост в Воронеже, он помнил своих сотрудников по МТС и жителей Новой Калитвы. Калитвяне частенько обращались к Алексею Марковичу с общественными и личными проблемами, жалобами, просьбами. Он всегда внимательно относился к вопросам, поднимаемым бывшими односельчанами и, по мере возможности, решал их.
МТС со временем реформировалась в РТС (ремонтно-техническая станция), а затем в организацию «Сельхозтехника». Реформы отражали изменения во взаимоотношениях с колхозами, но не меняли суть работы. «Сельхохозтехника» представляла собой современное промышленное предприятие с механической мастерской, складскими помещениями, нефтебазой, солидным автомобильным парком, и являлась островком цивилизации в селе. Мастерская была оснащена металлообрабатывающими станками, сварочным оборудованием, стендами для испытания двигателей, установками для окраски техники. Работающие здесь люди, имели городские профессии: токарь, сварщик, слесарь-ремонтник, слесарь-сборщик, водитель автомобиля. Предприятие «Сельхозтехника», как принято сейчас говорить, являлось градообразующим. На нашей очень длинной центральной улице каждый третий мужчина работал в МТС и преобразованных из неё РТС и «Сельхозтехнике». Они гордились, родным предприятием, своей принадлежностью к рабочему классу.
Через два двора от нас жил Красноруцкий Егор Гаврилович главный механик МТС. Это был очень уважаемый человек. Все обращались к нему только по имени отчеству, даже мы, ребятня, называвшие других соседских мужчин «дядьками Иванами, Мишками, Алёшками». Егор Гаврилович – фронтовик, дошедший до Берлина и имеющий множество боевых наград. С работы он возвращался неспешно, с неизменной авоськой в руках, в которой лежала буханка хлеба и что-то завёрнутое в газету. Вежливо здоровался с соседями, кое с кем ненадолго останавливался, вёл степенный, серьезный разговор. Работал до старости и с почётом ушёл на пенсию
Егора Гавриловича на его посту сменил весьма достойный человек – Тютерев Иван Лаврентьевич. Фронтовик, закончивший войну на Дальнем востоке, где участвовал в разгроме милитаристской Японии. Вместе с Иваном Лаврентьевичем трудилась его жена Наталья Александровна. Надо сказать, что в «Сельхозтехнике» существовала большая бухгалтерия. Многие знакомые женщины работали там. Мама моей близкой подруги, Полкопина Прасковья Фёдоровна, например. Тютеревы жили далеко, «на краю», но наши семьи дружили и тесно общались. Поэтому я хорошо знала Дядю Ваню и тётю Наташу, весёлых, добрых, отзывчивых людей. Иван Лаврентьевич жив до сих пор, ему исполнилось 96 лет. Живёт с сыном в своём доме. Пасекой занимается.
На предприятии существовали семейные династии, которые начинали свои трудовые истории в МТС и заканчивали в годы перестройки. Примером тому является семья Черноусовых. Отец Егор Григорьевич исколесил тысячи километров чернозёмного бездорожья на грузовиках, мать Мария Семёновна работала в бухгалтерии, сын Владимир Егорович, водил «ЗИЛы» и «МАЗы» и по грунтовым дорогам, и по асфальту. Он был высококвалифицированным водителем. Потому ему часто доверяли перевозить грузы на дальние расстояния.
Подавляющее большинство сотрудников «Сельхозтехники» были патриотами своего родного предприятия и проработали здесь всю жизнь. Мой отец Величко Иван Кузьмич, был одним из них. Родом из небольшого степного села Первомайское, он вместе со своим другом Андреем Коростовым, будучи юношами допризывного возраста, в лихое военное время, сразу после изгнания фашистов работали в Новкалитвенской МТС. Собирали, ремонтировали тракторы и другую сельскохозяйственную технику, готовили к полевым работам. Работали много и тяжело, жили в общежитии, изредка ходили пешком за 15 километров домой. В 1948 году Иван был призван на службу, приравненную к воинской. Согласно Указу Президиума Верховного Совета ССР, юноши 1928 года рождения призывались в школы фабрично-заводского обучения с целью получения рабочей специальности и обязательной последующей отработкой трёх лет на стройках тяжёлой индустрии. Там Иван дополнительно окончил шофёрские курсы, что определило его дальнейшую судьбу. Вернувшись домой, он устроился в МТС водителем огромного грузовика «ЗИС». Я хорошо помню, как отец приезжал домой, на обед. У автомобиля сразу же собиралась толпа детворы. Мы рассматривали его, трогали, залезали на подножки, самые смелые пытались забраться в кузов. Если отец не очень спешил, и у него было соответствующее настроение, то разрешал детворе набиваться в кабину «под завязку», вывозил нас за село, на, так называемый «выгон», и высаживал. Мы со всех ног бежали домой, абсолютно довольные и счастливые.


Скоро Иван Кузьмич «пошёл на повышение»: на легковом автомобиле с брезентовым верхом, «ГАЗ-69», возил директоров МТС и другое начальство. Руководство менялось довольно часто. Я их всех помню в лицо, но фамилий запомнила только две: Мотлохов и Косилов. Приходилось возить и Воропаева Алексея Марковича. Работу водителя у начальства трудно назвать «блатной» и комфортной. Рабочий день был ненормированный, и это очень мягко сказано. В любую погоду, по бездорожью объезжали поля и тракторные отряды всех колхозов, входящих в сферу обслуживания МТС, на месте контролировали работу сельскохозяйственной техники, решали всевозможные злободневные вопросы. У последнего шефа отца были сложные отношения в семье, и он готов был круглые сутки проводить в поездках. И тут моя мама не выдержала такого режима труда и отдыха отца. Ему пришлось перейти на место водителя бензовоза, где он и трудился до конца своей рабочей жизни.
В РТС, а затем и в «Сельхозтехнике» существовало три экипажа «бензовозистов», так их тогда называли. В их обязанность входила ежедневная доставка бензина и дизельного топлива с нефтебазы станции Россошь, расположенной в сорока километрах от Новой Калитвы и развоз горючего по тракторным отрядам. Приходилось совершать две, а летом, и три ходки в день. Ездили всегда группой, один за другим, чтобы в случае нештатной ситуации прийти друг другу на помощь. При езде по грунтовым чернозёмным дорогам такие ситуации случались сплошь и рядом. Преодолеть гиблое место в районе села Лощина даже после летнего грозового дождя в одиночку было, практически, невозможно. Не говоря уже об осеннее-весенней распутице или зимней вьюге и заносах. Часто приходилось ездить напрямую, через луг. Объезжая непреодолимое на данный момент место, водители прокладывали новую дорогу. Поэтому луговых дорог было много и проходили они вблизи определённых мест, имеющих своё название, «Соловей» или «Мотня», например. С одной стороны, это было удобно: водители подсказывали друг другу, как наиболее безопасно можно проехать в необходимый пункт назначения. А с другой стороны, в сумерках, особенно зимой можно было легко заблудиться. Так водитель Мельников Иван, по прозвищу «Курносый» (так прозвали его за непомерно длинный кавказского типа нос) попал в такую переделку. Высказался он по этому поводу довольно красочно: «Проклятые шофера! Понаделали дорог! Куда не поедешь – везде Соловей!» Если ещё учесть, что Иван разговаривал сильно «в нос», то его высказывание долгие годы копировалось и цитировалось. Таких баек в шофёрской среде существовало великое множество. Все они отличались меткостью и доброжелательностью.
Всех водителей объединяло крепкое шофёрское братство. Они в любое время года и суток приходили другу на помощь: безнадёжно застрявшие автомобили тащили на тросах, откапывали лопатами, выталкивали вручную. И всё это делалось без каких-либо «магарычей». Понимали: сегодня он оказался в таком положении, а завтра я. И ещё, святым делом считалось в непогоду взять попутчика, встретившегося на дороге. В этом смысле «бензовозисты» пользовались особой популярностью у односельчан. Ведь часто бывали дни, что кроме бензовозов и почтового автомобиля ничем невозможно было добраться до Россоши. Мне частенько приходилось в кабине бензовоза путешествовать по бездорожью. Поэтому знаю все трудности таких поездок не понаслышке. Зато сколько удовольствия мы с сестрой получали, когда отец брал нас собой в поездку последним рейсом по полям и тракторным отрядам! Мы обязательно проезжали по необыкновенным местам, где склоны балки покрывал сплошной багровый ковёр цветущих воронцов, или заброшенные панские сады с вкуснейшими грушами. Осенью заезжали в прозрачные степные лесочки с кустами, усыпанными шиповником, боярышником, тёрном. И всё это на фоне заходящего солнца, пряных степных запахов и тишины, звенящей песням, невидимых в траве сверчков.
В начале семидесятых годов у моих родственников и их друзей стали появляться личные автомобили. Это были старенькие, наполовину собранные своими руками, крашенные-перекрашенные «газики» с деревянным верхом, «горбатые Москвичи» и, даже, «Победы». Мужчины без конца ремонтировали их и очень гордились своими машинами. С появлением личных автомобилей жизнь в семьях кардинально поменялась к лучшему. Многие хозяйственные дела выполнялись гораздо проще, и появилась возможность съездить отдохнуть «на природу».Наш родственник, »Дядько Митрий», Величко Дмитрий Васильевич, бригадир тракторного отряда в селе Первомайское, одним из первых прибрёл мотоцикл с коляской. Он трепетно относился к своему « железному коню», но так как был человеком осторожным и уже немолодым, ездил на мотоцикле очень медленно. Зато с восхищением и изумлением в голосе делился со своими односельчанами: « Вот до чего техника дошла! Полчаса – и в Атамановке!» Расстояние от села Первомайское до Атамановки было пять километров. Молодые мужчины, конечно, хихикали на эту тему.


Работа водителей бензовозов была напряжённой, ответственной и опасной. Перевозимое ими топливо являлось легко воспламеняющимся, взрывоопасным и далеко не безобидным для здоровья людей веществом. Шофёры работали хорошо. Их труд неоднократно отмечался руководством предприятия. Сохранились почётные грамоты и памятные нагрудные знаки, которыми награждался отец. Трагично то, что мужчины недооценивали, не понимали угрозы их здоровью, которую представлял собой этилированный бензин. Они никогда не применяли средств индивидуальной защиты, стояли совсем близко от места перекачивания жидкости. А ведь в воздухе находились не только пары бензина, но его капли, которые не только вдыхались, но и проникали через кожу в организм человека. Поэтому все водители бензовозов Корчев Иван, Опенько Ким, Кривченко Иван, Жаворонков Александр, рано ушли из жизни. Не миновала такая же участь и отца, Величко Ивана Кузьмича. Он тяжело болел бронхиальной астмой и умер в 56 лет. В последний путь шофёров провожали под гудки автомобилей, приехавших проводить печальную процессию.
В лихие годы перестройки Новокалитвенское отделение «Сельхозтехника» постигла такая же незавидная участь, что и предприятия всей страны. Сотрудники создали акционерное общество, жизнь в котором еле-еле теплилась. Постепенно разрушались здания и сооружения, ржавело и приходило в негодность оборудование. Если раньше комплекс зданий с кирпичным белёным забором и высокой металлической аркой ворот являлся своеобразной визитной карточкой села, то теперь территория предприятия являла собой печальное зрелище. Везде буйствовали дикие кустарники и бурьян, окна в некоторых зданиях отсутствовали. Запустение. И так продолжалось довольно долго, пока за дело не взялся местный житель Рубанов Виктор Иванович, отец которого, Рубанов Иван Фёдорович, всю жизнь трудился в «Сельхозтехнике» водителем. Предприятие, неважно, что с другой формой собственности и под другим названием, стало возрождаться. Сейчас здесь ремонтируются кормораздатчики для ферм, и другая техника, не обязательно, сельскохозяйственная. Да это и не имеет особого значения. Важно, что на этой территории, в этих зданиях, снова кипит рабочая жизнь. Не исчезло бесследно с лица земли, не кануло «в Лету» предприятие, где славно трудились почти три поколения людей. Нам, их потомкам, очень отрадно это осознавать.
Январь 2019 года.










Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

125
ОЖИДАНИЕ - о любви

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Научите меня прощать. Заходите друзья послушайте новое направление в создании песни.
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/nastroenie/2541276.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft