16+
Лайт-версия сайта

Откуда взялись названия нот?

Литература / Очерки / Откуда взялись названия нот?
Просмотр работы:
26 февраля ’2019   00:01
Просмотров: 10156
Добавлено в закладки: 1

До, ре, ми, фа, соль, ля, си - это зашифрованная фраза.
Кажется, что ноты, которые мы знаем, так всегда и назывались. Да и трудно сейчас представить себе их иные названия. До, ре, ми... Все кажется таким естественным.

Но ведь откуда-то взялись именно такие названия?!

На самом деле их придумали в Средние века и вовсе не случайным образом. У каждого из этих сочетаний букв есть свое значение. А все вместе они скрывают зашифрованную фразу.

Авторство названий для нот приписывают монаху-бенедиктинцу Гвидо д'Ареццо (Гвидо Аретинскому), который жил на рубеже тысячелетий, в XI веке.

Фамилия его нам неизвестна, поскольку д'Ареццо - это что-то вроде прозвища. Так его стали называть после переезда в итальянский город Ареццо, где он завершил свою большую работу по реформе музыкальной нотации (начал он ее еще до переезда).

Именно он придумал так называемую сольмизацию - систему легкого запоминания нот при помощи распева. Для этой цели он использовал несколько слогов, которые являлись начальными в каждой отдельной строчке первой строфы гимна св. Иоанну "Ut queant laxis":

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes.

Перевод этого гимна таков:

Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с [их] уст,
Святой Иоанн.

Слоги получились следующими: ut, re, mi, fa, sol, la (ут, ре, ми, фа, соль, ля).

Седьмую ноту "си" добавил уже в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони. Название это он получил из последней строки первой строфы, сложив две первые буквы в словах Sancte Iohannes.

Он же заменил название первой ноты "ут" на привычное нам "до", не оставив никаких пояснений, почему. Позже исследователи предположили, что он просто взял первые две буквы своей фамилии.
Еще есть предположение, что "до" - это Dominus (Бог).

Вот так и получился наш стандартный набор - до, ре, ми, фа, соль, ля, си.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Вниз ↓

Оставлен: 26 февраля ’2019   00:10
Всю жизнь мечтал узнать, и вот... Наконец, свершилось. Ира, я тронут. Спасибо, теперь, в следующей статье, расскажи: что такое на нормальном языке диез, бемоль и бекар. Ещё раз спасибо. Ты точно угадала настроение электората и его запросы. ))) Это я типа шутю, но ты и правда молодец. Мне интересно . )      

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:16
Обязательно расскажу. Вот не ожидала, что это интересно)


Оставлен: 26 февраля ’2019   00:32
Слушай, Ириш, вот не прочитала бы у тебя и не знала бы никогда! Так и живем - всем знакомо, всем привычно, а откуда взялось не знаем! Хотя что удивительного, некоторые и историю собственного происхождения ни сном, ни духом!)) А ты молодчина, интересная работа! 

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:20
Лена, все знать невозможно, но так интересно.


Оставлен: 26 февраля ’2019   00:40
А набор то неполный, куды делись ишо пять ноток...))

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:09
А это др история, я обязательно про темперацию напишу.


Оставлен: 26 февраля ’2019   00:43
СПАСИБО ИРИНА.
76

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:20


Оставлен: 26 февраля ’2019   01:02
Спасибо, Ириш, полезная информация     

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:18
Рада)


Оставлен: 26 февраля ’2019   01:30

Оставлен: 26 февраля ’2019   04:24
Музыка - это песнь ангелов.
43

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:18
Именно так и есть.


Оставлен: 26 февраля ’2019   07:38
Буду знать теперь
62

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:18
теперь? ну ты, блин, даёшь В муз шк ведь ходила

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:31
Я не помню, чтобы у нас про это говорили. Или забыла может?
62

Оставлен: 26 февраля ’2019   14:49
я тебя не виню, тк сама знаю, что не рассказывают это, некогда просто. И дети заканчивают шк, а таких основ и не знают. У меня все уроки были с иллюстрациями и небольшими ознакомительными отклонениями, что не по уроку, но оч важные.

Оставлен: 26 февраля ’2019   14:55
Ну видишь как) а у нас - нет...
62


Оставлен: 26 февраля ’2019   07:46
о!!!))
31

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:17
просвещаю

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:47
а то))
31


Оставлен: 26 февраля ’2019   09:28
Огромное спасибище!!! Ирина, а дайте ссылку на первоисточник плиз, я сохраняю такие вещи в браузере

Оставлен: 26 февраля ’2019   11:12
Женя, я не могу ссылку дать, тк это я собрала из разных источников, в частности из муз энциклопедии в рассказах для детей (я использую в работе, там с картинками).


Оставлен: 26 февраля ’2019   11:13
Цитата:  irinkan69, 26.02.2019 - 11:12
Женя, я не могу ссылку дать, тк это я собрала из разных источников, в частности из муз энциклопедии в рассказах для детей (я использую в работе, там с картинками).
сохраню этот текст
СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!

Оставлен: 26 февраля ’2019   12:30
Ой, а я это где-то уже читала. Не помню только где. Может даже Наташа на этом сайте нечто подобное выставляла.
Прям такой умной себя почувствовала

Оставлен: 26 февраля ’2019   14:37
Это мне вчера попалась статья про истоки песнопения. Но там больше уклон был на молитвы, как их нужно правильно распевать. И приведены примеры. Так я почему-то параллель нашла и вспомнила этот гимн. Хотела еще здесь предложить акростих для Купалинки взять на ноты по гимну) Вот может и предложу сейчас Оксане, пока не забыла. У меня же мысли-скакуны. Я что-то делаю, а оно бац! и по темечку мысль - надо тока скорее записать.

Оставлен: 26 февраля ’2019   14:50
Записывай... Хорошая идея


Оставлен: 26 февраля ’2019   15:13
Ириш, спасибо за интересные сведения!
Теперь буду знать)))
16

Оставлен: 26 февраля ’2019   15:14
Привет!

Оставлен: 26 февраля ’2019   15:22
Привет!
16


Оставлен: 26 февраля ’2019   15:47
Спасибо, Ириш

Оставлен: 26 февраля ’2019   17:15


Оставлен: 26 февраля ’2019   17:11
Интересно, Ирин 

Оставлен: 26 февраля ’2019   17:15


Оставлен: 26 февраля ’2019   18:19
Ира! Мои аплодисменты!
   

Оставлен: 26 февраля ’2019   22:00


Оставлен: 26 февраля ’2019   21:20
Спасибо за интересную информацию Ирочка...))))))

Оставлен: 26 февраля ’2019   21:59
Дима, рада тебе.


Оставлен: 27 февраля ’2019   11:09
На поднятую тему вспомнился рассказ подруги, преподававшей сольфеджио в муз.школе.
"Привели к ней в 3 класс нового мальчика узбека, которого она сразу со всеми посадила сольфеджировать и сразу что-то её удивило. Она попросила его спеть одного. Он старательно пропел "Помидоре соль, соль". Ему никто ранее не объяснил название нот, и он попытался вложить в эту тарабарщину свой понятный бытовой смысл. Чем с ним занимались на специальности два года? И что за дебильные учителя у него были?

Оставлен: 27 февраля ’2019   17:52
Учителя разные бывают. Я в 1 кл на сольфеджио что только не делала, чтобы детям было интересно. Главное в нашем нелегком ремесле разжечь любопытство и заручиться железным желанием не пропускать теорию. Муштра и "вы должны" здесь не работают. А сегодня я учу уже своих внуков - деток моих учеников)


Оставлен: 27 февраля ’2019   15:37
Очень,очень интересно.Спасибо,Ирина. Во многом Вам можно позавидовать завистью доброй за умение и знание.

Оставлен: 27 февраля ’2019   17:52
Очень рада


Оставлен: 28 февраля ’2019   18:27
А где-то вроде и не так давно - я с кем-то спорила по этой теме насчет нот и звуков, их названий и их количества - чуть не побились). Наверное, на какой-то моей авторской).

Про бекары и диезы было бы тоже интересно прочитать, Ира). Ссыльни, плиз, когда напишешь.

Оставлен: 28 февраля ’2019   21:46
Сама не ожидала, что заинтересует моя статейка. Буду и дальше интересное писать, спасибо.


Оставлен: 01 марта ’2019   17:26
           


Вверх ↑
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft