16+
Лайт-версия сайта

Поездка"приятная во всех отношениях".

Литература / Очерки / Поездка"приятная во всех отношениях".
Просмотр работы:
22 ноября ’2019   15:09
Просмотров: 8238

ПОЕЗДКА, «ПРИЯТНАЯ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ».
Во второй половине 70-х годов прошлого века жизнь была спокойной и стабильной.. Сейчас принято считать, что тогда везде царил застой. Возможно, в этом утверждении есть доля правды, но промышленность работала на полную мощность, продукция выпускалась и была востребована. Между предприятиями огромной страны существовали тесные связи, основанные, как на официальных договорных обязательствах, так и на личных контактах руководителей различных, заинтересованных в этом служб. В первую очередь это касалось работников отделов снабжения. Им приходилось часто ездить в командировки во все уголки Советского Союза. Зачастую возникали ситуации, когда снабженцы сами не справлялись с наплывом поездок и тогда, с разрешения вышестоящего начальства, привлекали работников других отделов. Надо сказать, что мало кто возражал против таких командировок, так как представлялась возможность поездить по стране, познакомиться новыми местами и людьми.
В то время я работала инженером в физико - химической лаборатории на огромном заводе, выпускающем радиодетали. Для нормального функционирования лаборатории требовалось множество специфических реактивов, материалов и приспособлений. Приобрести их было непросто. Приходилось теребить снабженцев, но им с «мелочевкой» заниматься было неохота и некогда. Нам, обычно, предлагалось решить проблему собственными силами, то есть поехать и привезти то, что нужно на данный момент. И мы с коллегами ездили по заводам, исследовательским институтам, родственным лабораториям. На местах приобретали что-то официально, что-то в обмен на обещания поделиться дефицитом, имеющимся в избытке у нас и необходимым им, что-то просто нам дарили. Вот так и решали вопросы со снабжением лаборатории, попутно обогащаясь новыми знаниями, знакомствами и массой интересных впечатлений.
Как-то в конце февраля мне позвонил знакомый работник из отдела снабжения. «Вы в Прибалтике были?» - спросил он. И получив отрицательный ответ, предложил съездить в Литву, в Вильнюс. Если соглашусь, то очень выручу и отдел снабжения и родной завод, которому угрожает срыв плана по выпуску изделий ширпотреба. Командировка, по его словам, предстояла лёгкая: нужно было получить мелкие детали, небольшую часть их привезти с собой, а остальные отправить почтой. Предварительная договорённость есть, все необходимые документы подготовят. Дадут так же подарок для нужного там человека, комплект электробигуди, выпускающийся нашим заводом. Могу погулять в Вильнюсе пару дней в своё удовольствие. Картина путешествия вырисовывалась довольно радужная и я, не раздумывая, согласилась. Правда, на деле всё оказалось немного не так. Получив командировочные документы, я обнаружила, что направляют меня в город Алитус на предприятие со странным буквенно-цифровым названием. Я была молодая, доверчивая, решила, что на такие мелочи можно не обращать внимания, и, с лёгким сердцем отправилась в путь.
Лететь предстояло на самолёте АН-24 с промежуточной посадкой в Гомеле. Из Воронежа вылетели по расписанию. Благополучно приземлились в Гомеле, и тут выяснилось, что Вильнюс «не принимает», там «обледенела полоса». Наш вылет откладывали час за часом. Только ночью погода в Вильнюсе улучшилась, и пассажиров нашего рейса пригласили на посадку. А в Гомеле в это время разыгралась сильнейшая вьюга. Толпа пассажиров с большим трудом пешком добиралась по лётному полю к одиноко стоящему, поскрипывающему и подрагивающему от ударов ветра, самолёту. Люди безмолвно замерли у трапа. У каждого стучало в голове: «Неужели мы сейчас оторвёмся от земли и полетим куда-то в черноту, мглу, неизвестность?» Все с облегчением вздохнули, когда вышла стюардесса и объявила, что командир принял решение отложить вылет до утра. В Вильнюс мы прибыли ближе к вечеру. Ровно сутки пришлось провести в аэропорту Гомеля.
У летевшего нашим рейсом литовца я узнала, что город Алитус находится в 110 километрах от Вильнюса и добраться туда можно на автобусе. Он же проводил меня на автовокзал. Это было первое положительное впечатление о Прибалтике.
В Алитус я попала поздно вечером. Встречные прохожие, к которым я обращалась с вопросами, вполне прилично разговаривали на русском языке. Вся письменная информация на улицах была представлена на двух языках, поэтому я довольно быстро добралась до гостиницы, находящейся самом центре городка. Моей соседкой по номеру оказалась журналистка из Вильнюса. Она приехала сюда, чтобы собрать материал для статьи о школьной учительнице русского языка. Мы познакомились, разговорились, и быстро нашли общий язык. Даже поужинали в кафе при гостинице, на что в одиночку я бы никогда не решилась. Потом, почти до рассвета беседовали на всевозможные темы. Мы разговаривали о жизни в Литве и в Российской глубинке, о своей работе, семьях. Это было очень интересно нам обеим. Коснулись и национального вопроса. Соседка сказала, что ей, как журналистке, хорошо известно, что в Литве и Латвии процент националистически настроенных людей очень маленький, а вот в Эстонии он значительно выше. Это потому, что эстонцев мало, и они стараются сохранить чистоту своей нации. Во время своего непродолжительного пребывания в Литве, я убедилась в правоте слов моей соседки, литовки, журналистки. Утром мы расстались, чтобы больше никогда не встретиться, даже имя её не помню. Но я счастлива, что наши жизненные пути на какой-то момент, в какой-то точке пересеклись.
Утром у дежурной в гостинице я узнала, что нужное мне предприятие – это колония, тюрьма, и находится она на окраине города. Озадаченная открывшимися обстоятельствами, я отправилась навстречу приключениям.
Вид колонии, огороженной высоченным бетонным забором с несколькими рядами колючей проволоки по верху, произвёл на меня тягостное впечатление. Благо, отдел сбыта находился за пределами охраняемой территории. Я быстро нашла нужного мне сотрудника, представилась, объяснила цель моего визита и вручила подарок. Мужчина вежливо поблагодарил и, монотонным голосом с заметным прибалтийским акцентом, сообщил, что нужные мне детали изготавливают на филиале предприятия в городе Каунас, здесь на складе в данный момент ничего нет. Велел приходить завтра. И я с лёгким сердцем отправилась гулять по городу.
Алитус оказался довольно крупным, чистым, красивым городом. Приятно удивляло множество маленьких кафе, где можно было вкусно и недорого перекусить, попробовать национальные блюда и разнообразные коктейли. Магазины поражали изобилием и разнообразием товаров, как промышленных, так и продовольственных. И тут я, что называется, «дорвалась»! Накупила кучу одежды для четырёхлетней дочки. Одних колготок всех цветов радуги пар десять! В конце дня на почте упаковала несколько бандеролей и отправила их домой. Почтовые услуги тогда стоили буквально копейки. Приёмщица посылок удивлённо спросила: «Разве у вас в России нет таких товаров?» На что я ответила: «Конечно же, есть! Просто, я с утра до вечера нахожусь на работе, а вечером бегу за дочкой в садик. Некогда ходить по магазинам! А тут у меня оказалась масса свободного времени, вот и занимаюсь покупками». Вопросов больше не было.
На следующий день история повторилась. «Приходите завтра утром». Грех было не воспользоваться неожиданно представившейся возможностью, и я отправилась в Вильнюс. Город не произвёл на меня ожидаемого впечатления. Возможно, виновата была мрачная, промозглая погода. Тем не менее, прогулки по узеньким улицам старого города вызывали удивительное чувство нереальности происходящего, будто, находишься в другом времени и на другой планете. В память о Вильнюсе у меня остались бусы из прекрасного янтаря.
Услышав на третий день знакомое «приходите завтра», я позвонила на родной завод с надеждой получить оттуда помощь, но получила категорическое указание: «сидеть здесь до победного конца» и без нужных деталей не появляться. Пришлось снова отправиться гулять по городу, хотя, надо сказать, что магазины и кафе несколько потеряли свою привлекательность. Но делать было нечего, пришлось сосредоточиться на, нужных для дома, покупках.
Наутро, с надеждой, что уж сегодня-то получу вожделенные детали, я отправилась в колонию. Но, увы, ответ невозмутимого прибалтийца был прежним. Тут уж моему возмущению не было предела! В результате выяснилось, решить проблему может начальник производства, но его кабинет находится «на зоне», а пропуск туда можно заказать только завтра с утра. Пришлось снова целый день гулять по осточертевшему городу. До сих пор удивляюсь, почему мне в голову не пришла мысль съездить в Каунас. Ведь, он считается культурной столицей Литвы. Но получилось, как получилось.
На следующее утро в сопровождении вооружённого солдата, поражённая окружающим видом, я шагала по территории колонии. Шли мы по узкому проходу, со всех сторон (даже сверху) огороженному решёткой из толстых металлических прутьев. За решётками видны были вооружённые охранники, некоторые из них с собаками. Встречающиеся на нашем пути ворота, после введения солдатом специального кода, со скрипом и грохотом автоматически открывались. Наконец мы добрались до административного здания. Солдат проводил меня до дверей кабинета начальника производства. Секретарь сообщил, что начальник куда-то уехал, и его не будет до конца дня. Эта новость сразила меня наповал, и я не придумала ничего умнее, как позорно разреветься. Мимо проходили два офицера: полковник и подполковник. Они остановились и полковник спросил: «Почему Вы так горько плачете? Я могу вам помочь?» «Нет! Мне нужен начальник производства!» - ответила я и заплакала ещё горше, подумав, что 8 марта придётся праздновать здесь. Военные ушли, но через некоторое время вернулись. Я, по-прежнему, подпирала дверь кабинета и вытирала обильно текущие слёзы. Полковник представился: «Я начальник колонии. Пойдёмте ко мне в кабинет. Вы расскажете нам про свою беду. Возможно, мы сумеем помочь». В небольшом уютном кабинете я немного успокоилась и довольно внятно изложила суть своей проблемы. Офицеры внимательно выслушали и стали переговариваться на литовском языке. Разговаривали они довольно долго, изредка с улыбкой поглядывая на меня. Я чувствовала себя крайне неуютно, и упокоилась только тогда, когда услышала знакомое слово, одинаково звучащее на всех языках нашей необъятной тогда Родины, «УАЗик». Вскоре начальник колонии обратился ко мне на русском языке: «Сейчас отправим машину в Каунас. Во второй половине дня доставят нужные Вам детали. Как видите, все вопросы можно спокойно решить. И не надо было так горько плакать!» Сердечно поблагодарив своих спасителей, я в сопровождении вооружённого солдата, покинула « зарешёченную» территорию и вышла на свободу.
Машина из Каунаса вернулась только вечером. Необходимо было оформить все документы на поступление и выдачу товара. Стало понятно, что до конца рабочего дня сделать это невозможно. Впору, снова зареветь. Но две приятные не молодые кладовщицы задержались после работы, всё оформили и договорились с водителем грузовика, чтобы тот довёз меня до почтового отделения. Там тоже рабочий день подходил к концу, а предстояло упаковать детали в фанерные ящики, написать адреса и оформить документы. Увидев панику у меня в глазах, сотрудницы почты помогли всё сделать и приняли посылки. Не нашлось слов, чтобы поблагодарить, можно было только обнять их и…заплакать. Вот вам и пресловутая нелюбовь жителей Прибалтики к русским! Правда, в эту радужную картину не вписывается невозмутимый сотрудник отдела сбыта. Я думаю, он специально «мариновал» меня. Возможно, ему не понравился подарок, а скорее всего, он входил в тот небольшой процент националистически настроенных людей в Литве.
Утром, накупив всевозможных гостинцев, в том числе и скоропортящихся продуктов, я навсегда распрощалась с «городом контрастов», Алитусом. Вещей оказалось довольно много и, притом, не лёгких. Но это казалось такой мелочью, по сравнению с тем, что пришлось пережить здесь. А главное, через несколько часов я буду дома! Но, ...не тут-то было! Из - за отвратительной мартовской погоды большинство авиарейсов задерживалось на неопределённый срок. Здание аэровокзала было забито взволнованно гудящими толпами народа. Пассажиры некоторых авиарейсов не могли улететь уже не одни сутки. Сложившаяся ситуация очень точно описывалась словами известной песни Владимира Высоцкого. Вплоть, до «…и я лечу туда, где принимают!» Воронеж тоже «не принимал». Ничего не оставалось, как влиться в толпу ожидавших вылета пассажиров, стать её маленькой частичкой и запастись терпением. К счастью, я встретила знакомого земляка, попутчика. Он оказался пробивным малым, да ещё и джельтменом. Сумел пристроить мою сумку с мясными продуктами в холодильник одного из буфетов, а меня на ночь, в гостиницу аэропорта, где удалось несколько часов поспать.
Пассажирам нашего рейса повезло, мы ждали вылета ровно сутки. Когда самолёт благополучно приземлился в родном аэропорту, я готова была целовать землю!
Дома радовались гостинцам из Прибалтики, а на заводе привезённым мною деталям. Я сказала несколько «ласковых» слов сотруднику отдела снабжения, отправлявшему меня в командировку, и больше уже никогда не ездила по просьбе снабженцев, какие бы золотые горы они мне не сулили.
Ноябрь 2019 года.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft