Начало 19 века стало той отправной точкой, когда Тифлис стал обретать черты европейского города. В 30-40-е годы 19 столетия уже ,, наметилась тенденция в архитектуре строящихся зданий. Если официальная застройка носила черты русского классицизма, то в жилом строительстве выработался характерный для тбилисских домов первой половины 19 века архитектурно-художественный образ, впитавший в себя как мотивы классицизма, так и местные традиционные элементы.,,. Первые здания европейской постройки появились на Эриванской площади, Головинском проспекте и Михайловской улице.
К концу 19 века многие здания, построенные в начале столетия, начинают заменяться новыми, меняется архитектурно-художественный облик центральных районов. Стилистика зданий уже отличается большим разнообразием... ренессанс , псевдоготика, ,,мавританская,, , ,,восточная,,, различные стилизации, модерн, и пр.
Застройка новых районов велась по плану, составленному городской строительной комиссией и можно сказать, что спустя почти 200 лет город сохранил эту планировку.
Конечно, такое масштабное строительство не было бы возможным без архитекторов и инженеров-строителей.
Своих специалистов в те времена не было и первые здания возводились приглашенными архитекторами. Такое положение вещей сохранялось почти до конца 19 века. Ситуация начала меняться после открытия многочисленных учебных заведений, где молодые жители Тифлиса могли получить общеобразовательные знания, достаточные для продолжения учебы в высших учебных заведениях. Поскольку и высших учебных заведений тоже не было, то они отправлялись в Россию или страны Западной Европы для продолжения образования, в том числе и по строительным специальностиям.
По окончании обучения , дипломированные специалисты, в том числе инженеры-строители , возвращались в Тифлис и, не случайно, именно конец 19 века совпал с небывалым размахом строительства и благоустройства Тифлиса, появлением прекрасных зданий как общественного, так и гражданского назначения. Лучшее, что было построено в Тифлисе и что по сей день является лицом города, было построено именно в этот период, в конце 19 - начале 20 века.
Архитекторов Тифлиса, условно, можно разделить на три группы . В первую входят представители Западной Европы. Поначалу, это были приглашенные архитекторы, но скоро появились и местные кадры, в основном, дети немецких колонистов, которые уже родились в Тифлисе и получили образование в Европе.
Вторая группа - русские архитекторы, вначале также работавшие по приглашению, а затем и представители местной русской общины, получившие образование за пределами Грузии .
Третья группа - представители коренных народов, получившие образование в России или в странах Западной Европы.
К сожалению, сведений об архитекторах Тифлиса крайне мало, как и о некоторых постройках, авторы которых остаются неизвестными, но есть надежда, что когда-нибудь удастся восстановить имена тех, кто вложил свои знания, труд, талант и частицу души в строительство города, который все они, несомненно, любили.
А пока о том, что, к счастью, известно...
ЛЕОПОЛЬД БИЛЬФЕЛЬД.
ЛЕОПОЛЬД БИЛЬФЕЛЬД (1838-1921) - родился в 1838 году в Ганновере (Германия). Отец – инженер-архитектор был удостоен дворянского звания за вклад в строительство в городе Ольденбурге . Архитектурное образование Леопольд Бильфельд получил в Германии и Дании, а завершил его в Санкт-Петербурге в 1867 году, получив звание классного художника при Совете Императорской Академии художеств.
В 1868 году зачислен на должность старшего архитектора в Управлении почтовым округом. В Тифлисе он купил участок земли на Кирочной улице, где и построил собственный дом, в котором жила его семья.
Леопольду Бильфель ду за вклад в архитектуру Тифлиса были пожалованы ордена святого Станислава 3-й степени и святой Анны 3-й степени.
Леопольд Бильфельд внес значительный вклад в строительство Тифлиса. По его проектам построено множество общественных зданий и жилых домов. Изучение храмовых построек Кавказа позволило ему создать блестящий проект реконструкции Квашветской церкви, с использованием элементов национального грузинского орнамента.
Все здания, построенные этим замечательным архитектором являются несомненным украшением города.
Из наиболее известных проектов в Тифлисе:
- Реконструкция Квашветской церкви. 1910г. по образцу Самтависи. Мраморные работы и эскизы резьбы по камню выполнены мастерской Андреолетти. Усыпальница Бараташвили – арх.Рогойский, ограда – О.Симонсон.
- Лютеранская церковь – 1894-1897 г.г. на ул.Кирочной. Разрушена в 1940г.
_- комплекс магнитно-метеорологической станции и обсерватории (1871г.) – реконструкция в 1880-1882 г.г.
- Гостиница ,,ВЕТЦЕЛЬ,, ( известная тбилисцам, как гост. ,,РУСТАВИ,,) на Михайловском
проспекте. Построена в 1911 году.
ЧАСТНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА:
- Дом Гирцеля -1876г. Михайловский пр. 77 – ранняя работа архитектора (Здание примыкало к дому Иогана Майера).
- Дом Евфросинии Мартиновской. Михайловский пр. Начало ХХ века.
- Дом Сливицкого - 1879г. Михайловский пр. 46
- Дом Ветцеля - 1882г. ул.Пастера 4.
- Дом Карла Куглера. 1892г.
- Дом Эмиля Ауфермана. 1913г. -ул.Великокняжеская
- Дом Земмеля - 1910г. ул.Узнадзе.
-Дом Майера. (одноэтажный) 1881г. Михайловский пр. 73.(Майер, владевший довольно большими участками земли заказал несколько домов Л.Бильфельду).
По проекту Л.Бильфельда рядом с домом, в 1892 г.устроен и сад Майера (ныне Сад Роз).
Леопольд Бильфельд был женат на Минне Борнеман. Дом, в котором жила его семья и 4 поколения его потомков, находился на Кирочной улице №6(14).
Нетрудно заметить, что большая часть зданий, спроектированных Бильфельдом, построена в районе Михайловского проспекта. Авторитет его был так велик, что ему заказывали дома самые богатые и известные тифлисские немцы.
Давид Иванович Гримм.
Яркий представитель сословия "русских немцев", один из крупнейших мастеров "русско-византийского" стиля в храмовом зодчестве, Давид Иванович Гримм, родился 22 марта (4 апреля) 1823 г. в Санкт- Петербурге. Первоначальное образование получил в немецком училище св. Петра. По окончании, в 1841 году, поступил в Императорскую академию художеств. В 1848 году окончил академию с золотой медалью и званием художника 14 класса.
В 1849 году Д.И.Гримм отправляется в Закавказский край для изучения памятников церковного зодчества Грузии и Армении. За свой труд в изучении зодчества и, выполненные в многочисленных путешествиях эскизы и чертежи, удостоен звания академика. Ему принадлежит труд ,,Памятники христианской архитектуры Грузии и Армении,, (1866г.).
В 1860 году Д.И.Гримм становится профессором Академии художеств, а с 1892 года ректором архитектуры.
Педагогическая деятельность Гримма, однако, не ограничивается академией художеств. Он преподает ещё в нескольких учебных заведениях Петербурга, в том числе в институте гражданских инженеров. Всю свою творческую жизнь Д.И.Гримм посвятил своей второй родине, России и русскому церковному зодчеству. Он автор многочисленных архитектурных проектов, в том числе церквей, возведенных не только в России, но и во многих городах Европы.
Проект Тифлисского Александро-Невского военного собора, в память об окончании Кавказской войны, был составлен Д. И. Гриммом. в 1866 году. Его планировалось построить по Головинскому проспекту, на Гунибской площади. 6-го апреля 1871 года состоялась торжественная закладка собора. Однако, в 1890 году первоначальный план постройки был изменен. В 1891 году завершилось сооружение фундамента и началось строительство самого здания.
Строительством руководил инженер-полковник В. П. Герасимов. Внутри собора были размещены щиты с перечнями частей войск, участвовавших в покорении Кавказа, а также покрыты живописными изображениями и орнаментами, выполненными местными художниками Колчиным и Лонго. Собор имел электрическое освещение.
21 мая 1897 года собор был освящён.
Давид Иванович Гримм умер в Петербурге 9 (21) ноября 1898 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
В 1930 году, по указанию Берия , Александро-Невский военный собор был уничтожен. На его месте был построен Дом Правительства (в настоящее время — здание Парламента Грузии).
Династия Бернардацци, происходившая из Памбио, кантон Тичино ( близ города Лугано) итальянской Швейцарии, обосновалась на юге России при Александрe I. С ХУШ по ХХ-й века она подарила подарила Петербургу и России несколько поколений архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства, множество специалистов по камню, декоративной отделке интерьеров.
Первым представителем рода Бернардацци в России был каменных дел мастер Винченцо Бернардацци. Он приехал в Петербург в 1745 году, работал в команде Ф.-Б.Растрелли при перестройке Аничкова дворца и строительстве Смольного собора.
Ещё один представитель рода Бернардацци - Антонио, в 1818 году получил назначение каменных дел мастером к О.Монферрану на строительство Исаакиевского собора. В 1822 году на строительной площадке собора появились два новых мастера-- его младшие братья Джузеппе-Марко и Джованни-Баттиста. После Санкт-Петербурга, братья Бернардацци переехали в Пятигорск и для них начался новый период , ставший яркой страницей в истории архитектуры юга России.
Принято считать, что оба брата были архитекторами, но на самом деле, им был только младший из братьев - Джузеппе, а Джованни был каменотесом высокой квалификации - ,,каменных дел мастером,, т.е. строителем. Такой творческий союз давал очень хорошщие результаты, объединяяя профессиональные знания, житейский опыт и творческий процесс. Они были неразлучны в жизни и в работе. Судьба сложилась так, что они умерли молодыми , почти одновременно, с разницей всего в два года.
Михаил Семенович Воронцов в письме Николаю 1 писал: ,,После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу делу, которому они посвятили труд свой, на Водах нет никого достойного носить имя архитектора и всё, что ни сделано, сделано дурно,,. Похоронены они вместе на старом Пятигорском кладбище ,,Некрополь,,.
Сын Джузеппе – Александр тоже стал архитектором и многие годы являлся главным архитектором Кишинева. Именно этот период считается золотым веком в архитектуре города. Архитекторами стали и два его сына Александр и Евгений.
Проекты в Тифлисе:
- 3-х этажный дом на углу улиц Лорис-Меликовской и Пушкинской. (разрушен)
- Дом Зубалова на Эриванской пл.
ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ШРЁТЕР
27 апреля (9 мая) 1839 г. – 16 апреля (29 апреля) 1901г.
По происхождению из балтийских немцев, отец — Александр Готлиб Шрётер (нем. Alexander Gottlieb Schröter).
Первоначальное образование получил в училище при лютеранской церкви св. Петра (Петришуле) в 1851—1856 г.г. Прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем в 1856—1862 г.г. обучался в Берлинской академия художеств. Закончил академию с золотой медалью. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (нем. Berliner Architekten-Verein). Изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии.
После возвращения в Санкт-Петербург был приглашен преподавать в Строительное училище, впоследствии преобразованное в Институт гражданских инженеров. В 1862 г. за представленные академии художеств свои работы, удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. Представитель рационального направления эклектики. Любимый стиль Шрётера был немецкий ренессанс. Его характеризовали, как мастера, стремящегося «строить солидно, а вместе с тем экономно».
Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), им созданы проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе, он перестроил Мариинский театр (1880-е), построил вокзал в Одессе и т. д.
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника.
В 1869 году в возрасте 30 лет, Виктор Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария – художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).
В. А. Шрётер похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.
Проект в Тифлисе:
- Казенный театр на Головинском пр. – 1880-1896 г.г. ( Гос. театр оперы и балета им.Палиашвили) В разное время строительными работами руководили П.Штерн, А.Зальцман и А.Шимкевич.
ДЖОВАННИ Б. СКУДИЕРИ
(1816-1851)
Итальянский архитектор, родом из Падуи. Закончил ,,курс наук в 1831 году в высшем императорско-королевском училище в гор.Падуе, в бывшей Ломбардо-Венецианской провинции. Прибыв в 1837 году в Россию, он был определен вольно-практикующим архитектором в Одесский Строительный Комитет,, , а затем стал организатором, созданной по инициативе кн.М.С.Воронцова, школы-мастерской, выполнявшей чертежи архитектурно-строительного профиля. Автор многих проектов застройки центральной части Одессы. Сподвижник кн.М.С.Воронцова в деле благоустройства города. После перевода М.С.Воронцова из Одессы, в 1846 году приехал вслед за ним в Тифлис и был определен в должность Тифлисского городового архитектора.
,, Составление планов и чертежей всех значительных сооружений в крае, воздвигнутых или предначертанных во время кн.Воронцова, возлагалось всегда на Скудиери. Так, сверх плана театра и Тамамшевского караван-сарая, Скудиери составил план Михайловского моста и предпринятого в Тифлисе-же Корпусного собора. Руководя работами по означенным сооружениям сам лично, Скудиери находился на подмостках, строившегося Корпусного собора, когда 5 июня 1851 года некоторые своды и части собора внезапно обрушились, причем Скудиери умер на месте.,,
Автор проектов:
- Караван-сарай и театр купца Габриэла Тамамшева на Эриванской пл.
- Михайловский (большой и малый) мост.