16+
Лайт-версия сайта

СЛОВО К ЧЕЛОВЕКУ

Литература / Очерки / СЛОВО К ЧЕЛОВЕКУ
Просмотр работы:
30 июля ’2012   12:42
Просмотров: 21897



ОТ АВТОРА

Ты слушал мир. И мир тебе в преданьях
Вещал, что жить — не полем, мол, блуждать,
Что в жизни есть три смысла: строить зданья,
Сажать деревья и детей рождать.
Ты дом построил, сад взрастил и сыну
Спел песнь о солнце в капле янтаря...
К тому же осчастливил половину...
И значит: жизнь свою прожил не зря...
Не зря того, что дом твой — пыль во хламе,
Не зря того, что сад твой — лишь зола,
Не зря того, что сын — мертвец в Адаме,
И — вы с женой — одно — разносчик зла.
Ты сердишься? Знакомься, это — я,
Агония предсмертная твоя.

I

Брось раздражаться, побори смятенье:
Так не постичь премудрость простоты.
Знай: сын не отпрыск, древо не растенье
И дом не зданье... но всё это — ты...
Ты в этой краткой жизни. До рожденья ж
Ты был стократ живее, чем теперь;
Но семенем греховного паденья
В тебя вселился самый злобный зверь,
Чтоб был ты ослеплённым темнотою,
И превознёс над душами тела,
И, наполняя вечное тщетою,
Стал прахом, как и все твои дела...
Нет, я не папа римский. Посему —
Внимай не мне, но сердцу своему.

II

Ведь сердце это компас самый лучший,
Коль только не нарушен в нём покой...
Но и на этот, столь обычный, случай
Всегда есть небо под твоей рукой.
О! Горе миру, коль стихотворенья
Должны тебе указывать на свет,
Но небеса твои в таком забвеньи,
Что хлеб пророка преломил поэт,
Хоть он и сам — под гнётом тёмной ночи;
И потому — ты с неба пыль сотри,
Открой с Начал и сопоставь сей очерк
Со Словом, пребывающим внутри.
Нет, не читай движения планет!
Источник неба на земле — Завет.

III

Теперь же, чтоб изгнать вовне тех лишних,
Чьим именам вне Книги Жизни быть,
Пускай с мольбы ко Троице Всевышней,
Начнёт поэт повествованья нить:
«К Отцу и Сыну и Святому Духу,
Чьи — Царство, сила, слава навсегда:
Дай ныне сердцу быть всецело слухом;
Чтоб с глаз лилась солёная вода;
Чтоб лестью не увлёк меня лукавый
В гордыню и безумство мудреца;
Чтоб я не принял и на иоту славы,
Ведя рассказ от первого лица;
И пусть сей текст, что горше, чем полынь,
Душою человек прочтёт. Аминь».


С Л О В О К Ч Е Л О В Е К У

очерк


Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою
с народом недобрым. От человека лукавого
и несправедливого избавь меня…

Пс.42 — http://bibleonline.ru/bible/rus/19/42/

С использованием трудов
Свт. Игнатия (Брянчанинова)



ПРЕДИСЛОВИЕ

Вглядись, как этот мир великолепен!
Как он разумен и непостижим!
Смотри, природе коль закон потребен —
Сколь точен он, красив, коль нерушим.
Шесть тысяч лет за гранями познанья
Весь цвет людской грызёт гранит наук,
А в постиженьи капли мирозданья
Лишь ширится неведения круг.
А между тем от мая и до мая
Летает этот шарик голубой,
Уверенные мысли навевая,
Что он кружит отнюдь не сам собой,
Что всё во всём умно, что без Ума
Природа не творит себя сама.

I

И посреди бескрайности творенья
Находится особо человек.
Ты кто? Зачем тебе твоё явленье?
Куда уходишь через краткий век?
Вводим ты без согласия на землю
И против воли уводим, как раб.
И о судьбе своей — хоть зри, хоть внемли —
Не ведаешь. И — потому что слаб —
Прочь гонишь ужас мысли всеприметной,
Что и тебя пожнёт однажды смерть.
И действуешь при жизни, как бессмертный,
Не помня то, что не узнаешь впредь:
Что у тебя в груди растёт, свербя?
О! Тайна ты для самого себя.

II

Позволено ль открыться этой тайне
Уже сейчас, при этой жизни? — Нет!
И лишь отчасти в Истине бескрайней
Ты о себе узнаешь чрез Завет.
Отчасти — потому что при паденьи
С душой твоей смешался ядом грех,
Лишив тебя духовного воззренья
И самопонимания навек.
Ты стал душой дебело-недвижимой,
Когда облёкся плотию иной...
И всё же по любви непостижимой
Тебе познанье Истины дано.
«Что — Истина?» — предвижу я вопрос. —
Господь наш — Слово — Иисус Христос.

III

Ученье здраво только в Слове-Сыне
С основою в Евангельских азах.
Все прочие слова — плоды гордыни,
Великие лишь в собственных глазах.
Блудят во мраке самообольщенья
И заблужденья мира мудрецы,
Рождая произвольные ученья,
Куда, как в пропасть, падают слепцы,
Ведомые слепцами, что считают
Предположенья суетных умов
Основами, но гордо отметают
Реальную Основу всех основ.
Ты ж — тайна та, которую слегка
Приоткрывает Божия рука.

Часть первая.

Ты знаешь, что в начале было Слово,
И Слово было Божье, Слово — Бог.
И не бывало ничего иного
И никого, кто всё начать бы мог.
Ты также слышал и о том, что небо
И землю Бог в начале сотворил.
Не вне Себя, не там, где прежде не был,
Но — там, где Слово в вечность говорил:
Писанья богословы изучали;
И истину ты черпал в их труде,
Всё время упуская, что «в начале» —
Суть слова — не о том — «когда», но — «где».
Чтоб вскоре мыслью ты не занемог,
Познай душой: начало это Бог.

I

По времени ж Создатель безначален,
И ритм времён к Нему неприменим.
Итак, мы это сразу примечаем
И дальше — без повторов говорим.
И чтоб осознавать писанье верно,
Не забывай про вечности секрет:
Пространство, в коем время многомерно,
Но власть времён вся сведена на нет —
И называют вечностью, что тоже
Находится, как всё, внутри Творца,
Кто жизнь и начинает, и итожит
Любовью Духа Сына и Отца,
Кто — Суд и Милость, Друг и Господин —
И был, и есть, и будет триедин.

II

Чтоб Троицу ж познать в какой-то мере,
Придётся всё с подобия начать,
И — так, на человеческом примере,
Отчасти необъятное объять.
Читаешь ли ты ныне эту фразу,
Иль слушаешь, как кто-то говорит —
Почувствуй, что и человечий разум
Из трёх частей взаимных состоит.
Что — ум один без мысли? — тьма и бездна;
А мысли быть не может без ума;
Для совершенства ж — жизненно полезно,
Чтоб словом суть жила в себе сама.
И — чтобы разомкнуть сей дивный круг —
Ты воплощаешь слово в знак иль звук —

III

И вот тебе — твоё стихотворенье,
В котором ты своим стихам творец;
А сам — как Божий стих, а в Боге звенья —
Сын—Слово Мысль—Дух и Ум—Отец,
А Ум — как солнце, Мысль — свет, а Слово —
Потоки благодатного тепла…
...ни у кого таланта нет такого,
Чтоб Бога петь! но лишь — шептать: «хвала!»
Лишь — восхищать своё благоговенье
До праха у подножия Его;
И чтоб, почуяв вечность во мгновеньи,
Быть иотою Поэта Самого —
Искать всю жизнь — как узы разрешить,
Чтоб жить не в смерть, но, умерев, ожить.

СЛОВО ПЕРВОЕ

Почти как ты вещаешь, воплощая
Посредством слова мысли в плод ума,
Глаголет Бог, круг жизни просвещая,
И в мир произрастает жизнь сама.
И так, как — стих, всё создано и было.
Творенья ж из твоих и Божьих фраз
По разуму, по славе и по силам
Разнятся в бесконечность тысяч раз.
Твои стихи — сродни щепоткам соли —
Пассивно ждут, когда придёт их срок,
А Отче — одарил свободной волей
Твой дух и лучше выдумать не мог.
Однако прежде, для твоей зари,
Он приготовил колыбель земли.

I

Для этого в начале Бог и создал
Материю без формы и мерил,
Чем, по всесильной воле, прочный остов
Трёхмерного пространства предварил.
И время тверди потекло навстречу
Пульсирующей речкой световой,
И в утро начал превращаться вечер...
...и воплощать проект чудесный Свой
Ко дню седьмому Слово завершило.
Когда б то был не Бог, а кто другой —
Считали б мы, что отдохнуть решил Он,
Создав в покоях рая Свой покой,
Который был тогда — душа твоя,
Которой в дар и создана земля.

II

Ты ныне землю видишь в скорбной роли,
Когда стоит сожженье у дверей...
Совсем иной была она дотоле,
Как ты проклятьем стал для твари всей.
В земле до пресловутого паденья
Всё было и похоже, и не так:
В ней ни один живот не ведал тленья,
И хворей в ней не знал ни плод, ни злак...
Тот мир был тенью неба столь чудесной
И с небом столь чудесно совместим,
Что изъясненье будет вечной песней —
Лишь промысл Божий станет исследим...
И вот, Творец в венце творений двух
Соединил материю и дух:

III

Всё во вселенной Слово создавало
Всегда посредством действа одного,
Но для тебя такого было мало:
Ты принял и Дыхание Его.
И стал ты всех превосходящим храмом
С умом-престолом в сердце Божества;
За исключеньем Света — чистым самым.
И в рай перемещён был неспроста.
Себя ты смутно помнишь на востоке —
На первом тонком небе от земли;
Там — вертоград твой; и твои истоки —
В той — для тебя невидимой — дали.
Ты был одет там в столь святую плоть,
Что с Ангелом сравнял тебя Господь.

IV

Ты находился непрестанно в Боге,
Престол ума в себе отдав Уму,
Не находя в себе законов строгих,
Поскольку не был должен никому;
И наделён был чувствами такими,
Что наяву и духов зла видал,
И мог свободно сообщаться с ними —
До времени паденья — без вреда,
Ведь был от них надёжно защищённым
Практическим неведеньем греха,
Что пребывал на древе, превращённым
В запретный плод, приметный лишь слегка
Из-за того, что Ум тебе велел,
Чтоб ты плодов познания не ел.

V

Я слышу недовольства справа, слева:
«Как можно было так устроить сад,
Что рядом с древом жизни — смерти древо,
Чей плод ведёт кривой дорогой в ад!?»
Остановись, надменный обвинитель!
Чтоб сложную систему защитить —
И был необходим предохранитель
От зла, чтоб рай грехом не умерщвить.
Взгляни на мир: в системах примитивных —
И то предохранители стоят.
Неужто в технологиях предивных
Их нет? Иль Бог Умом слабей тебя?
Чтоб ты не превратил творенье в прах —
И был изобретён сей смертный страх.

VI

Ведь было в небесах отнюдь не ново
Желанье быть твореньем без Творца,
А ты был наделён той силой слова,
Что действует от Первого Лица...
Ты поступал своим произволеньем
И все созданья словом облекал;
Но произвол твой не был преступленьем,
Пока единой правды ты алкал —
И истиной чистейшей насыщаем
Всецело был, без примесей иных...
И оттого отчасти ощущаем
Тобой в тебе доселе тот родник.
О, человек! И впрямь ты был велик...
Тем будет тяжелей прозренья миг.

VII

И хоть столь скромно назван ты Адамом,
Что значит — «глина», но, в довес к венцу,
Объявлен был Господним вечным храмом,
Готовясь стать покоями Творцу.
Кого же избирать себе владыкой —
Ты был и остаёшься господин;
Лишь, исполняя замысел великий,
Не должен и не можешь быть один.
Ты сам в себе женою был удвоен;
И — с ней — был (одинаково святым)
Вместилищем духовным обустроен,
Которое не может быть пустым;
И был исполнен истины, пока
Сосуд свой наполнял из родника.

VIII

Да и само жены твоей созданье
Явилось созиданием основ:
Ты Богом погружён был в подсознанье —
Глубокий океан блаженных снов...
И был объят бесстрастьем непорочным…
И прежним оставался после сна;
И — облачил дар Божий словом точным:
«От плоти плоть, кость от костей, жена».
От всяких вожделений же утробных,
Чем ныне умножается народ,
Ты был далёк; от сих — скотоподобных —
В то время отвратился б даже скот.
Ведь Бог — бесстрастно, хоть и во плоти,
И множиться велел вам, и расти.

IX

Итак, смотри, каким ты был на входе,
И впредь каким ты пребывать бы мог:
Твореньем превосходным по природе,
По благодати ж Божьей — словно бог;
Тончайшим материальным, но духовным;
Из вечности, но с веденьем времён;
От дольных в сообщеньи до верховных...
Но, главное, чем был ты наделён —
Душою: без изъяна совершенным
Подобием и образом Творца,
Чтоб (более всех тварей) быть блаженным,
Навеки став обителью Отца.
К тому ж — был князем мира. Человек,
Ты править мог землёю вечный век!

X

Ах, дольный край, где ягодные рощи
Перемежали хлебные поля!
Мир без несчастий, катаклизмов... В общем,
Каким был ты, такой была земля,
Поскольку нижний мир был тенью рая,
Где ты в сосуд души слагал труды,
Слова с великой силой извергая,
Иль постигая счастия плоды...
И, сочетаясь триединством дивным
С Создателем и нежною женой,
Был сколь могучим мужем, столь невинным
В познании, что вхож в твой рай — иной,
Чья суть змеёй к жене твоей ползла,
Чтоб вскоре вам вкусить добра и зла.

ХI

В эпоху ту бродил в тени востока
Изгнанник неба рангом из царей.
Он в тело змия был внедрён до срока:
Так духов зла Бог заключал в зверей.
И хитрый змий вовлёк, что было силы,
Твою жену в лукавый разговор.
И через пару слов она впустила
В свой ум лукавство, зрячей став с тех пор.
«Скажи, краса, нельзя ль вам есть от сада?» —
Стал хитрый змий заботу проявлять.
«Всё можно нам. Лишь этот плод не надо —
Чтоб нам не умереть — употреблять» —
Ответила доверчиво жена
Без спроса у Всевышнего Ума.

ХII

И возмутился змий: «Нет! Не умрёте!
Добро и зло в познаньи столь сладки...
Но знает Бог: лишь их вкушать начнёте —
Враз станете, как боги, велики!»
И женщина по дьявольской указке
Нежданно стала думать об ином,
Впервые — без Божественной подсказки —
Рассматривая плод своим умом;
И поняла, что сладок лишь — запретный,
И не смогла не преступить запрет...
И отравила свой родник заветный...
И мглу в себе назвала словом «свет».
Родившись в смерть, тебя она звала
С собой во тьму. И плод тебе дала...

СЛОВО ВТОРОЕ

…змеились в теле вечного рассвета
Прожилки злом отравленных кровей:
Впервые — без Господнего совета —
Ты поступал по прихоти своей.
И, пищу смертоносную откушав,
Дух вечной жизни обменял на смерть,
Поскольку голос женщины послушал,
Престол Ума, увы, отдав за снедь.
Поверив слову совращённой трети,
Ты усомнился в Отчей правоте!
О Боже! тот, кто жив лишь в Божьем свете,
От света обратился к темноте!
Ты веру Слову заменил женой,
Соединённой в духе с сатаной!

I

Лишь только плод познания был съеден —
Постиг тебя духовный паралич;
Насколько же он был смертельно вреден —
Нельзя тебе, как боль бревну, постичь.
О! прежде, как дитя, о каждом деле
С вопросами к Отцу ты делал шаг.
Но в этот раз, болезнь почуяв в теле,
От Бога ты сокрыл себя во мрак.
«Ах, что с тобой случилось, мальчик милый!» —
Жалел тебя Господь. Но, словно тать,
Ты, находясь под гнётом тёмной силы,
Придумал — оправдания искать.
Ведь на престоле твоего ума
Уж восседал прелживый сатана.

II

Взывал Господь: «Ты в вельзевулье рабство
Вступаешь. А сего Я не хочу.
Прийми же Правду и отринь лукавство,
Впусти Меня, и вас Я излечу!»
Ответ твой повторять едва могу я:
«О нет! Не я виновен, но — жена!
И — Ты! Ты Сам мне дал жену такую!
И, значит, не на мне, на вас вина!»
«О девочка, спаси себя и мужа,
Отвергни ложь и Истину прийми!» —
Взывал Господь. Но ей не Бог был нужен:
«Не я виновна. Нет. Всё это — змий!»
И вздрогнула от зла земная твердь,
Твоим проклятьем облачаясь в смерть.

III

Впервые меж красот лугов цветочных
Проклюнулись колючки сорняков;
Впервые к берегам озёр проточных
Не добежали воды родников;
Впервые листик опалило солнцем,
И мушка испугалась паучка;
Впервые стала лужица болотцем,
И странный лягушонок съел сверчка...
А вы с женой пред Господом стояли,
Но пребывали в духе с сатаной;
И с каждой мыслью — больше отравляли
Себя и землю сущностью иной...
И горько прозвучал Господень глас:
«Ну, вот, Адам стал, как один из Нас ...»

IV

Познав добро и зло, не то что богом,
Ты даже больше малого не стал…
Но, сотворив весь мир себе острогом,
Впервые от работ своих устал…
И был отправлен с вышнего востока,
Чтоб, скорбь познав, пролить солёный пот,
Возделывая персть земли до срока,
Когда земля тебя к себе возьмёт.
И заповедал Бог — непостижимо
Твой вертоград от глаз твоих стеречь,
У входа в рай поставив Херувима
И пламенный вращающийся меч.
С тех пор слеза струится в твой исток,
Когда ты взор возводишь на восток.

V

Но самым тяжелейшим из последствий,
Случившихся, когда ты согрешил,
Явилась смерть. О! бедствие из бедствий!
Не просто смерть, но: смерть твоей души!
Ты скажешь: «Но душа моя страдает,
Болея болью. Всё ж жива она!»
О бедный человек! Она взывает
Так оттого, что — суть — погребена.
Она осталась без Святого Духа,
И нет Начала чистой жизни в ней.
Такое нечто немо, слепо, глухо…
Так — спиленное древо без корней:
Ещё листки на ветках зелены,
Но жизненного сока лишены.

VI

И так душа твоя поработилась
Греху и смерти с сонмами чертей,
Что сущность многократно разобщилась
В самой себе на множество частей:
Все мысли и слова твои восстали
Как орды друг на друга восстают;
А дух, душа и тело перестали
Суть принимать единую свою;
И с Евою вы стали — как чужие,
И Богу стал ты — словно злейший враг;
Ты позабыл, что вы когда-то жили
И веря, и дыша, и мысля в такт…
И в немощь ввергся ты, ведь силы все
Находятся в расстройства полноте.

VII

А было — все стихии покорялись
Тебе, когда желанья — чрез любовь —
Посредством силы воли устремлялись
Ко славе Божьей силой божьих слов.
От прежних сил в тебе нет даже тени:
Вся мощь желанья превратилась вдруг
В стремленья ненасытных похотений,
Замкнув все силы в свой порочный круг,
В котором разобщёнными мощами
Ты скорбно тлеешь от земных стихий
С какими-то бездушными вещами,
Как древний томик с надписью «Стихи».
О! Бесконечно можно слёзы лить,
Смотря на жизни прерванную нить!

VIII

Когда ж в тяжёлой кожаной одежде
Господь тебя на землю ниспустил,
Чтоб больше ты не видел так, как прежде,
И не имел могучих божьих сил, —
Ты, поселённый прямо против рая,
Чтоб всё же ощущать свой вышний град,
Жить начал, ежедневно умирая,
Со смутною мечтой — прийти назад;
И — помнить, что такие расстоянья
Преодолеть возможно лишь — всерьёз,
Идя прямой дорогой покаянья
Под проливным потоком горьких слёз.
Но, зная путь, ты прямо не идёшь,
Поскольку возлюбил сильнее ложь.

IX

Нарушив, что должно быть нерушимо,
Ты правило в себе укоренил,
Что ложь есть норма. И в таком режиме
Прискорбно зачинал свой ветхий мир.
Уже когда в тебе земная Ева
Родила смертных отпрысков двоих —
Второй был больше добр, чем лживый первый
И добрый первым смерть познал из них:
Восстал на брата брат от чёрной злобы,
Увлёк обманом в дол и отнял жизнь,
Как убивает в теле вирус, чтобы
Иметь болезнью в целом организм.
И мир плодил всё больше новых лиц…
И с каждым днём — всё более убийц…

X

И всё ж, хранимый Божием указом,
Хотя теперь о собственной судьбе
До вечности неведеньем ты связан,
Убить не можешь Авеля в себе.
А змий — хоть обратился князем мира —
Напротив — свой финал осознаёт;
И, претворяя сам себя в кумира,
В твоём сознаньи хаос создаёт.
И, пребывая мировым главою,
Тебя он жалит, ибо — паразит...
Но коль Дыханье Божие с тобою,
То Слово — змия в голову разит:
Ты ныне даже мог бы выгнать прочь
Того, кто до пяты Его охоч…

XI

Итак, став от Создателя созданьем
Свободным, стал в себе ты разобщён;
И — ввергнутый во время увяданьем —
В темницу злых желаний помещён.
В душе и теле не осталось места,
Где был бы ты вне власти сатаны;
И, смешанный собою с духом беса,
Навек был облачён в хламиду тьмы.
Ты — пусть невольно, но — погряз в заразе...
Но дьявол, при поддержке чёрных сил
Подобие почти обезобразив,
Господень образ всё ж не исказил.
Ты стал иным... но всё ещё похож
На бога, хоть и жутко толстокож

XII

И столь же жалок плотью, сколь ничтожен
В гордыне вельзевулова раба;
И тьмой до непотребств в себе низложен
Настоль, насколько связь с Умом слаба…
«Но почему ж насильно Бог дотоле
В нас не вошёл, чтоб свергнуть сатану
И — Господином быть? Но и позволил
Нам находиться в дьявольском плену?» —
Что, человек, взираешь исподлобья
И требуешь себе другой судьбы?
Творцу угоден образ и подобье,
А не подобострастные рабы;
Да: образ и подобие Творца,
А не слуга лжеца и гордеца.

СЛОВО ТРЕТЬЕ

А как помочь тому, кто верит твари,
Не веря Слову, Что даёт Творец,
И, не радея о верховном даре,
На зверя возлагает свой венец?
Как излечить того, кто Сердцеведца
Желает в заблуждение ввести,
И потакает устремленью сердца
Быть равным Богу? (Господи, прости.)
Ну что, понять ты этот текст не можешь?
Иль понял всё, но вновь себе ты льстишь,
Что он не о тебе? Иль — видишь всё же,
Что словно перед зеркалом стоишь?
Себя и знаешь, и не узнаёшь:
«Не я ли — тот гордец, что любит ложь?»

I

Так дьявол на тебя хитро влияет,
В тебя влагая помыслы свои,
И сонмами мечтаний обольщает,
Что будит ощущенья, как твои,
Которые греховно возбуждают,
Разгорячая и волнуя кровь,
И пламени волнами поглощают
Твой здравый смысл; и, набегая вновь,
Тебя лишают напрочь силы воли;
И здесь с тобой в игру вступает страсть…
И ты не видишь, что все эти роли
Играют бесы, чтоб твой ум украсть:
Чтоб в помраченьи ты себе решил,
Что грех свой добровольно совершил.

II

И только представленье завершится,
Своих актёров прячет сатана.
Когда ж душа грехами разрешится,
Ей кажется, что лишь на ней вина;
И — смело принимает наказанье
В самой себе остатками добра,
Считая, что вина — цена познанья;
И преступленье зрит, как часть себя…
Но вдруг греху находит оправданья;
Бунтует неизвестно почему;
А это дьявол вновь в твоём сознаньи
Творит спектакль, столь выгодный ему.
И, пребывая в сумрачном плену,
Ты вновь не веришь, веря не тому.

III

Глянь: сатана — тот самый падший ангел,
Восставший из гордыни на Творца.
Сей вельзевул был в небе в высшем ранге,
И — чтобы богом стать — искал венца…
И тут вдруг — ты — подобие и образ
Того, Кем он хотел быть… Оттого
Ползти на чреве за пятой, как кобра,
Чтоб жалить семя Евы — суть его…
А пищей для него стал прах. Ты ж — перстный —
Вкуснейшая на треть земная персть;
Едва ль душе какой-то неизвестно,
Что Сам Господь дал змию землю есть;
И потому ты должен умереть
На змиеву—твою земную треть.

IV

Однако, возлюбив в себе земное,
Ты перстность превознёс... А сатана
Внушил тебе, что нечто ты иное:
Не прах, куда душа погребена.
И ты льстецу поверил вновь: отрада —
Слыть мудрецом; а мудрецу видней:
Откуда он и кто… Всего-то надо —
Навек отречься от своих корней.
Но мало было сатане плененья
Души в могиле тела твоего:
Он возжелал ещё и поклоненья
Себе и злу, и образу его.
И в идолопоклонство ввергся ты
Посредством ненасытной суеты.

V

Нет, прежде — безусловно — истуканов
Он представлял, как истинных божеств,
То в виде недвижимых великанов,
То в образе вполне земных существ;
Но ныне ты уже не столь наивен
(Хотя и веришь в некий оберег) —
Поэтому и служишь бесам гривен-
Рублей… И превозносишь их коллег.
И, сделав сутью жизни попеченье
О бренной плоти, стал ты сутью плоть,
Погрязнув в непрестанных увлеченьях,
Чем доказал, что дьявол — твой господь.
Отвергнув Бога, стал ты почитать
Мирскую демоническую рать.

VI

И коли ты лишился Света в Духе,
Который прежде дух твой просвещал,
Твой бедный разум мглу своей разрухи
Подобьем просвещенья насыщал.
Соединив свой свет с бесовским светом,
Ты изобрёл в поддержку правд своих
Искусства и научные предметы,
Отождествив со здравым смыслом их.
И объявив, что Бог — лишь суеверье,
А — значит — сам себе ты нынче бог,
До неба превознёс науки зверя,
Поскольку ими лампочку зажёг;
И, обретя на дважды два ответ,
Сей правдой доказал, что Бога нет.

VII

Науки и искусства вместе стали
Твоё паденье величать «успех»,
И, сочетаясь, схемы изыскали,
Как приумножить просвещеньем грех.
Наука тьмой считает день вчерашний,
Искусство вопиет: «Show must go on!»
«Вперёд!» — и ты опять возводишь башню,
Что не достроил ветхий Вавилон:
В безудержном развитии прогресса
Волночастично взявшись описать
Миф эволюционного процесса,
Ты вкруг него стал с бубнами плясать,
К тому ж, посредством пролитых чернил,
Себя бесовским зельем опоил.

VIII

Гордыня усмехнётся, коль услышит,
Что мудростью своей землянин пьян,
Что мир лукавым просвещеньем дышит,
Как наркоман чрез опийный кальян.
Да: миру незнакома духа трезвость;
Учёность плоти в кратких временах —
Пред Господом — безумие и мерзость;
Вершина беснования она.
На книжных полках в суете вопросов
Ответы лишь усугубляют мрак;
Почти всегда художник и философ
Для истинных познаний — злейший враг,
Ведь, каждую в себе разведав пядь,
Ты сущности своей не смог понять:

IX

Где устье той реки, что из Едема
К тем четырём, что орошают рай,
Приносит воды жизни? — Эту схему
Ты в теле прячешь! Сердца суть познай!
Зачем ты учишь плоть, которой вскоре
Исчезнуть должно в вечностном огне?
Долготерпенью быть с тобой доколе?
Доколе говорить с тобою мне?
Коль слеп душою ты, то образ сада
Узри хоть в анатомии своей…
Ну? Видишь: плоть твоя — тень вертограда!
А рай — внутри тебя! Смотри, смелей:
Всю жизнь источник животворных сил
Незримо в тайне сердца ты носил:

X

Сквозь меч времён и мимо Херувима,
Течёт в твой дол Едемская река,
Давая сердцу жизнь неисследимо,
Чтоб орошали земли с высока:
Фисона тень, что в целом обтекает
Хавила тень, неся по кругу кровь
(Там — блодах, злато, оникс облекает
Твой дух в надежду, веру и любовь);
Второй в тебе круг кровообращенья —
Гихона тень, что обтекает Куш;
И две реки несут для очищенья
Посредством духа в сердце воды душ.
Ты плотью — и знамение небес,
И мир, где для тебя Христос Воскрес!

XI

Восплачь, что прежде ты, как тот язычник,
Себя губил, хоть, может, и крещён...
Ведь правда служит — словно пограничник,
Кем путь для лжи к спасенью воспрещён.
И веет повсеместно Дух бесплотный
Свидетельствами Слова Самого:
«Никто не ищет Бога… все негодны…
Нет в мире добрых, нет ни одного…»
«Христе, мой Бог!» — и милость разверзает
Завесу тьмы, что рай в тебе таит:
«…но всяк, кто имя Божье призывает,
Спасётся...», если в правде устоит.
Чтоб ты в себе смог сына предтворить,
К тебе — как к богу — буду говорить:

XII

...сын Божий! Ты находишь наслажденья,
Валяясь в смрадной нечисти грехов,
Когда Создатель в Духе возрожденьем
Тебе даёт достоинство богов!
Ты ж, отвергая Бога, избираешь
Достоинство нечистых и скотов!
Оставь болото, в коем пребываешь;
Очнись исповеданием грехов;
Умой себя раскаянья слезами;
Слезами умиленья убели;
И, в Отчий дом ведомый небесами,
Евангелия двери отвори;
Тогда услышишь Слово: «Блудный сын!
Вернись в своё Отечество». Аминь.





Часть вторая.

И С Х О Д Ы


Господь сохранит тя от всякаго зла,
сохранит душу твою Господь:
Господь сохранит вхождение твое
и исхождение твое, отныне и до века.
Пс. 120 — http://bibleonline.ru/bible/rus/19/120/



1

…и станешь ты искать, откуда Слово
В тебя нисходит. И учуешь дверь,
Что внутрь тебя ведёт; и примешь снова:
"Неверящим не будь, но Богу верь".
И распознаешь глас, душе знакомый:
"Отцом был послан к Деве Дух Святой,
И Слово стало плотию, чтоб к Дому
Явить тебе Путь Истины Собой".
И тотчас припадёшь всей силой веры
Во тьме себя к какому-то из мест,
Откуда голос тот: «Входи чрез двери,
Приняв ключи от них — суть — личный крест».
И ощутишь до сердца в тот же миг
И боль, и тяжесть немощей твоих.

2

И если ты в себе роптать не будешь,
Живя в слезах, молитве и посте,
То плоть свою к распятию приучишь,
И обветшают страсти на кресте.
Однако, только плотью или кровью
Никто не может выполнить Завет,
И вскоре осветит тебя любовью
Бесценно добрых заповедей свет.
И ты в преддверии себя очнёшься,
Мечтая разрешиться от оков,
Но тут же всею сутью ужаснёшься,
Узрев себя в обилии грехов.
И, осознав лукавство прежних грёз,
Раскаянно польёшь потоки слёз, –

3

Когда же твой фасад, дотоле грязный,
Очистится до светлого на нём, —
Ты чрез проём в себе крестообразный
Войдёшь вовнутрь себя, как в ветхий дом.
И ужаснёшься более, чем прежде:
Не из него ты слышал голос тот,
Который укрепил тебя в надежде;
Ведь дом твой полон скотских нечистот.
И ты, себя отринув, устыдишься,
Что смел к себе Святого призывать.
И вдруг — тройною силою потщишься
Дом изнутри слезами омывать.
И станешь ты, оставив в прошлом лень,
Себя, как стойла, чистить каждый день.


4

Ты много сил в борьбе с собой положишь
Для дела очищенья твоего.
И вскоре осознаешь, что не можешь
Своею силой сделать ничего.
В сей миг, как ясли, сделаются сердце
И всё твоё земное естество,
И ты в себе почувствуешь Младенца,
Узнав, что это было Рождество.
И вскоре смирну золото и ладан
Внесут в дом три восточных мудреца
И ты всем сердцем ощутишь усладу
В престольной зале дивного дворца.
И тут же ниспадёт с дверей запор,
И ты войдёшь во внутренний свой двор.

5

И сразу же наткнёшься на терновник,
Репейники да волчцы, что растут
Вокруг смоковниц. «Нужен здесь садовник!»—
Решишь ты. И начнёшь слагать свой труд,
Как храм возводят на горе великой
Из маленьких частичек день за днём;
И, прилагая силы все с толикой
К двора расчистке, сад увидишь в нём.
И в землю лягут зёрнышки. При свете ж—
Ты распознаешь семя правды в них.
И как-то, что и сам ты не заметишь,
Оберегая от растений злых
Ростки любви и веры и надежд,
Истреплешь ткани кожаных одежд.

6

И будешь ты в лохмотьях бренной плоти
Меж тёрна и смоковницы дерзать:
Растить добро, радея о работе,
И, веселясь, колючки обрезать.
И вскоре ты найдёшь в себе примету:
Трудясь над садом, радуясь цветам,
Привыкнешь в сердце обращаться к Свету:
«Дай мне увидеть: не сорняк ли там».
И, находя в себе ростки лукавства,
Их просто будешь извергать во вне
Своей души посредством Силы Царства,
Взрастающего деревом в тебе.
Все добрые прекрасны семена,
Но нет ценней горчичного зерна.

7

Ты будешь расчищать дворцовый дворик
До мест , где сад впадает в небеса,
Пока союз желания и воли
В тебе не станет волею Отца.
А чтобы ты в себе не превознёсся,
Но поминал исток своей вины –
Во плоть твою безжалостно вопьётся
Позорной тайной жало сатаны.
Исторгшись из оков бездонной ночи,
Невежество неверья сокрушив,
Приоткрывать начнёшь ты слух и очи
Евангелию верящей души.
И даже, столь же острую, как меч,
Произведёт душа прямую речь.

8

И проречёт без трудностей особых:
«Царь Сына женит и зовёт на пир
Всех — вдоль дороги в небо — злых и добрых,
И да спешит туда весь ветхий мир;
Идти ж не может этою тропою,
Кто Кровь Его не пьёт и Плоть не ест».
И, причащаясь, примешь ты собою
Уже не личный твой, но Божий Крест.
Познав, что прежде в панцире улитку
Напоминали ты и твой кресток,
Ты чрез крестообразную калитку
Вдруг, как на крыльях, взмоешь на восток.
И, влившись в сонмы Божьих образов,
Пойдёшь дорогой узкою на зов.

9

Встречая на пути своём просящих,
Ты не устанешь им благотворить
По мере сил, хоть толпы преходящих
«Ты расточаешь!» — будут говорить.
И, отдавая им — что им полезней,
Ответишь: «Делать благо — это Снедь.
Что мне до нищеты и до болезней?
В любви мне б недостатка не иметь».
И нечто, чем ты прежде тайно страждал
Подаст тебе, кому то суждено,
Как питие… …ответишь: «я не жажду:
Завет Господень — вот моё Вино».
Так могут только те, кто велики? —
Не сомневайся, станешь ты таким.

10

Не помня тяжкий крест пред первой дверцей,
Ты будешь восходить прямой тропой
За Словом Божьим вглубь просторов сердца,
Где Врат Двенадцать в Город Золотой.
И, подойдя извне в своей хламиде
Туда, куда весь век твой дух влекло,
Ты, будто бы гадательно, увидишь
Виденье, как сквозь мутное стекло:
На свадьбе в Вышнем Иерусалиме
Святые с Авраамом возлежат;
И светами чудесными над ними
Их Ангелы-Хранители кружат;
И Небесами льётся песня их:
"...Жених, грядёт Жених, грядёт Жених..."

11

И ощутишь ты, сколь внутри красиво.
Но в рубище входить туда не смей,
А скромно пребывай и терпеливо
У тех — в тебя распахнутых — Дверей.
И умывай лице твоё слезами,
Доколе не проступит через них
До сердца отражённый образами,
Известный лишь Отцу твой новый лик.
И брачные одежды в то же время
Получишь ты, как дар. И бренный мир
Спадёт с тебя в огонь, как злое бремя.
И Ангелами Божьими на пир
Введён ты будешь. И услышишь глас:
«Да будет званный избранным меж нас».

12

И Слова суть вкусишь, что мёда слаще,
Меж сонма в ризах, что белей, чем снег;
И там поймёшь, что сонм из возлежащих
Есть — Божий Сын Единый Человек —
И тело, и невеста Иисуса,
И вечностный народ, и брат Христа...
Итак, не бойся прежней жизни груза —
Начни свой путь с принятия креста.
И да пылает дух! да не остынет
В тебе любовь Любви, Господень брат!
Спеши пройти, пока ты ходишь «ныне»,
Все двери до порога Вышних Врат.
И да пребудет верою с тобой
В Пути Отец и Сын и Дух Святой.

*******
2012 г.
*******

Коль очерк этот выглядит убого —
Не сделай из словесника мишень;
Он сознаёт, что согрешает много,
А свят лишь тот, кто в слове совершен;
И коль в стихах увидел ты сужденья,
В которых суть — 'немного не того',
Ты прояви к поэту снисхожденье,
Простив за скудоумие его;
Исследовав Евангелие ж, братьям
Всенепременно правду сообщи.
И, поступая без лицеприятья,
Всегда во всём лишь Истину ищи,
Чтоб услыхать, закончив путь земной:
«...сын Мой, добро пожаловать Домой».







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВЕРНОЮ ДОРОГОЙ. ДЛЯ ВАС ПОЁТ ЛЮБОВЬ ИВАНОВА!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft