16+
Лайт-версия сайта

10. В. Агошков. Чёрная Грязь. Белые реки.

Литература / Очерки / 10. В. Агошков. Чёрная Грязь. Белые реки.
Просмотр работы:
11 мая ’2013   09:21
Просмотров: 21233

10. В. Агошков.
Чёрная Грязь. Белые реки.


ЧЁРНАЯ ГРЯЗЬ. Слово «чёрный» присутствует в названиях многих языков. А.И. Ященко в своей книге «Топонимика Курской области» (1958) пишет, что, по его мнению, река Псёл названа от греческого слова «пселлос» – тёмный, а притоки Сва(о)пы – главной реки Троснянского района – реки Харасея (север Курской области), и Сев, в переводе с монгольского «хара» и армянского «сев» значат одно и то же: «чёрный». Эти реки названы так, говорит Ященко, по цвету воды.

Есть на реке Харасея сёла Чёрная Грязь и Старая Белица (на другой стороне реки – Кусаково–Белица). Здесь, как и в случае с Белым и Чёрным Немёдом, первые поселенцы разграничили населенные пункты по цветовым признакам, хотя, может быть, и хотели этим указать, что Чёрная Грязь («грязь» – болото, топи) находится в низком, заболоченном месте, а Старая Белица, наоборот, на высоком месте – белом!

Есть пос. Чёрная Грязь и в Орловском районе, и три деревни Черногрязка – в Покровском, Урицком и Волховском районах. Станция Чёрная Грязь расположена недалеко от Москвы, ст. Грязи – в Липецкой области.

Вернемся к реке Харасея, название которой можно перевести как «чёрный сев». А река Сев, в свою очередь, означает «чёрный», так что Харасея значит «чёрный + чёрный». О чем это говорит? О том, что скифы (скорее всего, они первыми дали название реке Чёрная, т.е. Хара) и татаро-монголы («приплюсовавшие» к бывшему названию своё Сев) одинаково выделили главный признак реки, текущей среди болота, – её кажущуюся глубину, отливающую чёрной бездной.

В свою очередь славяне основали здесь своё село – Чёрная Грязь. Чтобы осталось без изменения название реки Харасея, нужно носителей всех трёх языков поселить рядом. Возможно, что представители скифов (иранцев), татаро-монголов и, безусловно, славян, обитают здесь и сейчас, вряд ли догадываясь об этом. В газете «Сельские зори» Троснянского района как-то сообщалось о том, что в селе Ломовец до сих пор живут потомки татаро-монголов. Есть они и в других местах.

БЕЛЫЕ РЕКИ. Нужно заметить, что если рядом с рекой Чернь течёт Белый Немёд, то на севере Орловской области рядом с другой рекой Чернь должна быть река с «белым» признаком. Но её нет, или название скрыто от нас каким-нибудь «иностранным» словом. Например, угро-финский корень «валг» означает «белый».

Т. Лер–Сплавинский предполагает, что угро-финское «в» произносилось, как «б». Тогда город Болхов можно прочесть (если представить, что это название не славянское, а финно-угорское!), как, Волхов т. е. «белый» и его можно сопоставить с рекой Волга («белая»). Есть недалеко от Болхова и г. Белёв, что более прозрачнее намекает на слово «белый».

Белый Немёд, Чёрный Немёд… Как хочется нам, чтобы данные названия раскрылись нам в полной мере. Как долго вы существуете на земле?! Что ещё мы знаем о «чёрных» и «белых» названиях? Источник, бьющий из земли, называется на татарском языке «карасу», что буквально значит «чёрная вода» «аксу» – белая вода.

Не следует ли отсюда, что Ока (Ака?) – значит то же, что и Волга, Белая, т.е. большая и величественная, способная своими потоками всё смести на своём пути и даже болота! А ведь в своё время и Волгу, и Оку действительно называли Белыми!

В.А. Никонов в «Кратком топонимическом словаре» (1966 год) пишет, что «белый» не всегда связан с цветом почвы, зданий и т.п. На русской территории феодальной эпохи оно чаще означало свободу от повинностей. Он также уверен, что «белое» могло означать «северное» в системе цветовых обозначений стран света, а кроме того, название выражало в древности «священный».

Могло «белый» обозначать и «вольный, свободный от ордынского ига, и, видимо, как мы уже писали, от зависимости киевских князей. Это, конечно, не исключает того, что берега Чёрного Немёда принадлежали зависимым крестьянам, а Белого Немёда – свободным. Имеются до сих пор в Троснянском районе дер. Слобода, дер. Малахова Слобода, («слобода» значит свобода!).

«ОДИННАДЦАТЬ ЧЁРНЫХ». Рассказ о Белом и Чёрном Немёде вывел нас на разговор о названиях чуть ли не всей страны. И это правомерно, ведь Орловщина, в том числе и Троснянский район, тысячами нитей связаны со всеми местностями. Её жители являются носителями великого русского языка, слов, которых, может быть, не встретишь нигде, кроме, как здесь.

А если какие-то топонимы забыли люди, то их «помнят» овраги, балки, реки. И, что любопытно, мелкие объекты, как правило, редко меняют свои названия – и это хорошо! По названиям Белый Немёд, Чёрный Немёд мы убедились, что наши пращуры были богаты духовно, не мыслили себя без связи с природой и космосом. Это помогало им выживать в трудных условиях.

Н.С. Лесков недаром заметил, что Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько их не поставил на пользу Родине никакой другой русский город. Думается, что наш великий земляк имел в виду, прежде всего, духовное наследие предков!

Интересно описание эмблемы г.Орла: «Город белый, с красными кровлями, на воротах орёл, одноглавый, чёрный, сверх орла корона золотая в синем поле (Знам., 1729–1730).

И последнее сообщение. В областной газете «Поколение» за 13 апреля 1991 года в заметке «Одиннадцать с Монастырки» рассказывается о том, что в г.Орле с 1911 по 1914 гг. существовала футбольная команда, которая «носила непривычное для нас название «Одиннадцать чёрных».

По всей видимости, чёрным был цвет формы футболистов с Монастырки».
Итак, вновь говорим о чёрном цвете.
Случайно или закономерно?!

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213051001778






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 11 мая ’2013   11:20
Василий Иванович,вы патриот своей земли и этим всё сказано!!!СПАСИБО!!!С уважением Виктор.

Оставлен: 15 ноября ’2021   13:01
Есть некоторое несогласие. Река Харасея не течет через болота и ее цвет не черный, а самый обыкновенный. Говорю, как человек проведший детство на ее берегах в деревне Харасея, откуда прослеживается мой род на много много поколений. Возможно и перевод названия верный, но вряд ли имеет отношение к монголам. Монголы не давали названия топонимам вне места своего проживания. А европейская часть России хоть и подвергалась набегам, но местом постоянного пребывания не являлась.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft