16+
Лайт-версия сайта

Глядя на гравюру Дюрера «Меланхолия»

Литература / Проза / Глядя на гравюру Дюрера «Меланхолия»
Просмотр работы:
31 июля ’2016   04:46
Просмотров: 14690

«Меланхолия» (1514) — последняя из серии трёх мастерских гравюр немецкого живописца и графика, одного из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера (21 мая 1471 – 6 апреля 1528 гг.). Первые две - это «Рыцарь и смерть» (1513) и «Иероним в келье» (1514). В каждой из трёх гравюр - своё действующее лицо. Это рыцарь, Иероним и крылатая женщина. Искусствоведы считают, что таким образом мастером описано три различных состояния человеческой души.

Дюрер создавал триптих в тяжёлое время: умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. «Столько вопросов, но почему нет на них ответов!» — словно хочет воскликнуть мастер через изображение.

Станислав Зарницкий полагает, будто на гравюрах триптиха описаны три состояния великого Мартина Лютера, идеи которого разделял живописец. Также из гравюры в гравюру кочуют часы, пёс и некоторые другие символы. Но «Меланхолия» ими просто перенасыщена.

На стене выгравирован квадрат с цифрами — магический квадрат, где сумма чисел на каждой горизонтали, вертикали и диагонали и во многих других комбинациях равна тридцати четырём. Возможно, Дюрер сам составил квадрат, или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы и видоизменил его, подобрав свои цифры. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16.05), и можно найти много других. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна».

Какое влияние оказывает эта гравюра Дюрера на нас, сегодняшних?

На этот вопрос получит ответ тот, кто внимательно прочтёт миниатюру Сергея Бендта (1958-2007) «Глядя на гравюру Дюрера «Меланхолия» (1996):

«Всё самое интересное происходит в перерывах, паузах, остановках. Если б их не было в нашей жизни, мы мало чем отличались бы от механических кукол, у которых не кончается завод. Школьная переменка, антракт между актами, сон, отпуск, каникулы, обеденное время, перекур на тяжёлой работе – разве не ждёшь их иной раз сильнее всего? Во время них можно перевести дух, подумать, что делаешь, как и зачем. А потом продолжить. Или не продолжать. Оставшихся в живых из полка после боя снимают с передовой и перебрасывают в тыл для переформировки – разве для них это не счастье? А болезнь? Повод вспомнить, что помимо всего общего есть ещё и своё, которое ближе к телу. Твоему телу. Я есмь.

Остался без работы? Не убивайся. Ты же клял эту работу последними словами.Аккумулируй, копи силы для будущего, как яблоня, время от времени «закрывающаяся на учёт» и не плодоносящая. Невозможно безостановочно есть даже шоколад. Если не вырвет, умрёшь от заворота кишок. От самой любимой музыки сойдёшь с ума, если станешь слушать её с утра до вечера.

Представляете поезд, который следует без остановок? Или речь – бесконечную пулемётную очередь. А ожидание минуты свидания, ожидание вынесения приговора, девятимесячное ожидание: мальчик? девочка?..
Последний удар сердца, пуля, остановившаяся в нём. Момент, когда ноги удавленника повисают в воздухе. Краткая остановка перед отправкой в мир, который, говорят, лучше нашего.

Если жизнь в движении, то в статике её не меньше. Бывают художники, рисующие на ходу, или часовщики, вставляющие лупу в глаз, выходя из пункта «А» в пункт «Б»? Автомобиль останавливается для заправки горючим для того, чтобы пассажиры могли размяться. Перерыв между таймами в футболе.

Жизнь невозможна без перерывов, эволюция невозможна без перерывов, истории человечества нет без перерывов. Жизнь в паузе, истина в паузе. Мы живём в эпоху, когда и время, про которое говорят, что оно не останавливается никогда, взяло паузу, остановилось. И очень может быть, что время, в котором мы живём, не так уж плохо, как нам иногда кажется.

Сейчас пройдёт мгновение, другое, и эта женщина с гравюры встанет, расправит крылья и полетит к сиянию, которое пока на втором плане. Звени, звоночек!» -

Делюсь восприятием близкого мне человека великой гравюры Дюрера.

Сергею не задашь вопросов для разъяснений. Его нет на свете с марта 2007 года.

Как он – там? Долетел ли до ожидаемого сияния?..

«Ответ где-то здесь – между вдохом и выдохом»:

Чем распишусь в получении
Встреч, как пустыня,
Разлук, ставших благом,
Рук, поднимающих после подножки?
Шеей подставленной,
Постом ли, пиром?
Мальчик-кладоискатель,
Ответ где-то здесь,
Между вдохом и выдохом.
В зыби вонзайся холодные.
Там не мешает шипенье и треск
Факелов угасающих.
Шмель, для булавки назначенный,
Жалит и прочь улетает.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Про цирк! Конкурс, друзья, поддержите!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft