16+
Лайт-версия сайта

Фероньерка на винно-красном

Литература / Проза / Фероньерка на винно-красном
Просмотр работы:
16 февраля ’2024   10:08
Просмотров: 585

Название картины Леонардо да Винчи «Прекрасная Фероньера» (1490–1496) сразу же напоминает зрителям о моде. Модель картины воспринимается как изящная дама, умеющая подбирать аксессуары. Аксессуар, заметный с первого взгляда – украшение на шнурке, находящееся в центре лба модели. Сейчас такое украшение называется фероньеркой благодаря названию картины да Винчи. Слово «Фероньера» должно обозначать модель, носящую украшение. Обращение к ней становится названием её аксессуара.
Портрет дамы с украшением хранится в Лувре. В первой половине XIX в. появлялись предположения, кто может быть изображён на портрете. Существует версия, что художник Жан Огюст Доминик Энгр перепутал данный портрет с портретом Маргариты Феррон, возлюбленной французского короля Франциска I. Реальный портрет Маргариты Феррон относится к XVI в. и написан неизвестным художником. Перевод слова «ferronnière» с французского означает «жена или дочь скобянщика», принадлежность профессии мастера скобяных изделий к женскому роду. Это обозначение не только профессии, но и статуса портретируемой. Французское слово «ferron» означает «кузнец», а «ferronnerie» – собирательное значение «торговля скобяным товаром», «мелкий скобяной товар», позже «украшения и художественные изделия из железа». О реальной биографии и существовании Маргариты хранятся противоречивые воспоминания. Есть упоминание о том, что она носила украшение на лбу. На картине неизвестного художника Маргарита изображена без такого украшения. Но портрет имел название «Прекрасная Фероньера» от прозвища Маргариты Феррон. Энгр ошибочно записал это название как название картины да Винчи, изображающей даму в тёмно-красном платье и с украшением, делая гравюры с обеих картин. Название закрепилось за портретом дамы с украшением.
Есть предположение о том, кто изображён на портрете работы Леонардо да Винчи, предполагающее иной социальный статус. Возможно, это Лукреция Кривелли, любимая женщина герцога Миланского Лодовико Сфорцы, называемого прозвищем Моро от итальянского «Il Moro» – «мавр». Лукреция Кривелли также фрейлина жены герцога Беатриче д'Эсте, это означает её аристократическое происхождение. Два предположения о социальном положении неизвестной дамы звучат по-разному. Раньше, чем случилась любовная связь с Лукрецией, герцог Лодовико любил Чечилию Галлерани. Сейчас зритель может узнать её в изображении «Дамы с горностаем» работы Леонардо да Винчи. Между «Прекрасной Фероньерой» и «Дамой с горностаем» можно заметить сходство. В 1497 г. умирает жена герцога. Лодовико тяжело переживает утрату жены, несмотря на то, что рядом с ним долгое время есть другие женщины. По предложению Чечилии, они с Лукрецией становятся подругами и остаются вдвоём рядом с Лодовико. История любви выглядит необычно, поскольку женщины не конкурируют за любовь мужчины, а выбирают объединение в общей цели. Лодовико отзывался с нежным чувством и уважением как о жене Беатриче, так и о Чечилии и Лукреции.
Версии о реальной биографии портретируемых дам могут быть очень расплывчатыми. Можно составить более верное представление о таком украшении, как фероньерка. Фероньерка – женское головное украшение в виде обруча, ленты или цепочки, дополненное драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, приходящимися на середину лба обладательницы украшения. Начало появления фероньерок относится к временам античности. Интерес к фероньеркам в женском костюме появляется в XV–XVI вв., в период позднего Ренессанса. Благодаря портретам этой эпохи, таким, как «Прекрасная Фероньера», можно увидеть характерную деталь моды, переживающую новый расцвет. Украшение на лбу прекрасной Фероньеры выглядит изящным и нежным. Ожерелье модели также выполнено в изящных линиях, его интересная деталь – контрастные материалы. Волосы модели сзади забраны сеткой с названием скуфья. Тёмно-красный цвет платья является характерным для итальянского Возрождения. На портрете платье модели видно только до линии груди. Можно определить, что фасон платья имеет квадратный вырез и сборки у плеча с отделкой. Если представить себе, как могла бы выглядеть нижняя часть платья, скорее всего, это подол без объёмного каркаса, начинающийся от линии груди, но при этом собранный в множество складок. В конце XV в. фасон платья, близкий к естественным линиям человеческой фигуры, продолжает сохраняться, приобретая большее количество декора. Модель выглядит утончённой и изящной. Ожидается, что плавные линии присущи и её костюму.
На двух портретах классической живописи можно увидеть двух моделей, о которых говорят как о «Прекрасной Фероньере». При этом одна из них носила это прозвище, а другая запомнилась благодаря аксессуару. На фото с изображениями платьев Янины Яковлевой тоже можно увидеть двух моделей. Одна из них носит фероньерку в виде украшения с янтарным оттенком. Другая носит украшение для волос в виде нити бус, переплетающей причёску. С платьем модели Леонардо да Винчи совпадает только тёмно-красный цвет, на фото имеющий более густой оттенок. Фасон авторского платья Янины относится к более поздней моде, достигшей развития в Италии уже в XVI в. Авторское платье имеет узкую талию, объёмные рукава и пышную юбку. На первой фотографии модель платья запечатлена без воротника. На второй фотографии представлено то же платье со съёмным высоким воротником, частью английской и французской моды.
Существуют эпиграммы, обращённые к Лукреции и упоминающие о том, что она могла быть моделью да Винчи. В данном случае эпиграммы – четверостишия, объединённые общей темой, выражающие комплиментарный взгляд поэта.

Знаешь которую, та зовётся Лукреция. Боги
щедро обильной рукой ей даровали всего.
Редкой была красоты. Писал Леонардо, влюблён был
Моро – правителям царь этот, художникам тот.

Сколь сообразно наук искусство Природе! Снабдил бы
Винчи и душу таким, чем остальное снабжал.
Не пожелал ничего добавить, но это не надо:
ибо возлюбленный той Моро душой овладел.

Вышним картиной такой богиням, художник, бросая
вызов, природу рукой кто человеческой мог
так бы улучшить? Красе, дана что великая, меру
сам обозначишь – сама скоро угаснет она.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft