16+
Лайт-версия сайта

«Мне хотелось поговорить с людьми в нормальной обстановке».

Литература / Проза / «Мне хотелось поговорить с людьми в нормальной обстановке».
Просмотр работы:
05 января ’2011   08:46
Просмотров: 25497





(Полтора часа непрофессионального интервью с Кларой Новиковой в сентябре 1993 года).






Я долго думал, как написать. С одной стороны - всё можно сделать просто. Вот тонкая стопка листов бумаги, где на каждом были предварительно составлены мои вопросы к Заслуженной артистке Россия КЛАРЕ НОВИКОВОЙ, и тут же, пониже каждого вопроса, неполно и обрывочно мною набросаны её ответы.
Казалось бы: ну, чего здесь мудрить? Делай обычное интервью по принятой всеми схеме: вопрос-ответ. Ну, опустишь что-то выходящее из запрограммированных рамок, что-то от себя домыслишь-добавишь, уберешь междометия, отшлифуешь разговорную речь и всё - интервью готово. В конце концов, городская газета, куда ты отнесёшь выполненное задание, - не центральная пресса, а и ты не профессиональный журналист. И даже не штатный работник этой самой газеты. Ты доброволец, то есть, обычный внештатный корреспондент. И поэтому, велик ли с тебя спрос?
Но с другой стороны я вижу гостиничный номер, глубокие, черничные глаза артистки, глаза, словно омытые холодным северным дождём, очень выразительные глаза на сухощавом бледном лице, и глаза очень печальные...
Как смолчать об этом?

- Вы почти ничего не записываете, - заметила моя собеседница, отвечая на очередной вопрос. - С диктофоном Вам было бы проще.

Голос у неё тихий, но внятный. Мы сидим не визави, а так: я в кресле за полированным столиком, Новикова - по правую сторону от меня на мягком диване.
В ответ на замечание я самонадеянно заверяю её в своей хорошей памяти (а ведь небольшой магнитофон мне предлагала редактор газеты!), но пододвигаю листы поближе к себе.

- Все равно, Вы не всё запишите и напечатаете. Ну, да ладно... - При этом она смиренно взмахивает рукой. - Только, пожалуйста, поменьше произвольного. А то ваш брат иногда так распишет... Некая корреспондентка воспроизвела мою речь так, будто я называю свою ближайшую подругу товаркой. Да помилуйте, я и слова-то такого не знаю – товарка!
Из уст Новиковой это произносится отнюдь не театрально, а с ноткой незабытой обиды.

Я смотрю на неё и думаю:
«Вот знаменитая, талантливая, яркая артистка. Звезда первой величины. Но это там, на афишах, на эстраде, на слуху. А здесь передо мной реальная земная женщина, умная, красивая, знающая себе цену, но уставшая и временами задумывающаяся о чём-то своём. Позади у нее предполуденный перелёт из Тюмени в Белоярский на День города, устройство в гостинице, гостеприимный стол в кафе-столовой»...
Говорят, что артисты много льют. Так казалось и мне. Но должен признаться, ничего «алкогольного» я не заметил ни у Ирины Грибулиной, у которой брал интервью перед этим, ни в чертах Новиковой. Только усталость, даже какая-то отрешенность были в облике гостьи после вечернего выступления на открытой сцене перед жителями нашего города по случаю его дня рождения.

- Я у вас впервые. Раньше давала сольные концерты в Тюмени, выступала в Надыме, в Ямбурге...

И снова огорчение звучит в её словах:
- Нет, ну почему нельзя было организовать наше выступление в подходящем закрытом помещении? У вас что, нет в городе хотя бы кинозала?

У меня в мыслях работает, словно счетчик:
«3ал ГДК.- раз, зал в ДК «Газовик» - два, зал в КСК «Прометей» - три, зал на 300 мест в музыкальной школе»...
А Новикова продолжает:

- Сцена - ходуном, вокруг пьяный ажиотаж, давка, цепи ОМОНа... А мне так хотелось встретиться с вашими людьми, поговорить в нормальной обстановке, с нормальной аудиторией... Разве к вам так часто приезжают артисты нашего жанра? Ведь нас всего восемь человек, понимаете, восемь на всё Россию...

И опять я напрягаю память. Кто же был у нас? Кажется, Трушкин. Но это писатель-юморист, а не артист, тем более такого высокого ранга.
Видя моё некоторое замешательство, Новикова преодолевает себя и отвечает на мой следующий вопрос.

- Меня радует ваша природа. У вас здесь ягоды, грибы, нельма, муксун. Я ведь вегетарианка, ем только овощные блюда и рыбу. Попробовала здесь и грибы, баночку которых принесла мне одна ваша женщина...
И, как бы оправдываясь, снова возвращается к предыдущим своим словам:
- Вы не подумайте неправильно о моих претензиях. У меня очень доброе отношение к простым людям. Особенно к женщинам. Мне так хотелось поговорить с вашими женщинами о многих сегодняшних проблемах - и не только языком юмора. Для меня женщина - это вершина. Самой природой женщине назначено давать и продолжать жизнь. И чтобы ни творили мужчины - политику, войны, разруху - женщина всегда приходит на пепелище и возрождает жизнь. Я не против, мужчин. Они тоже созидатели. Но когда мужчины берут в руки оружие, женщина берёт в пальцы иглу и штопает рваньё, и шьёт новые одежды. Мне никогда не забудутся женщины Азербайджана после землетрясения. Вокруг развалины, военная техника, а они стирают в лужах белье...

Я торопливо записываю и, чтобы не упустить нить начавшегося разговора, ухватываюсь за первый подходящий вопрос, поскольку все мои заготовленные вопросы так далеки от настроения артистки.

- А как давно Вы вегетарианка? Это что, от толстовства или есть какие-то другие принципы, причины? Нашим женщинам будет небезынтересно узнать об этом.

Новикова чуть улыбнулась.
- Нет, всё гораздо проще. Вегетарианка я всего два с небольшим года. Я довольно продолжительное время была на гастролях в Израиле. А летом в Израиле мясо почти не употребляют. Там стоит жара. Но вокруг было обильное разнообразие фруктов и овощей. Поэтому в мясе мы как-то не нуждались. И отвыкли от него, что ли. Оттуда и пошло...

В отражении зеркала - окно, за которым стоит поздний белоярский вечер. Минуты летят. Я понимаю состояние и усталость артистки, но разговор, как стало принято говорить, «пошёл». И я стремлюсь закрепить его резким переходом к не остывающей теме:

- Клара Борисовна, Вы имеете широчайшую аудиторию в рамках всего бывшего Союза. Вас понимают везде. Сами вы - киевлянка. Но... «Мир раскололся, и трещина прошла по сердцу поэта», равно как и по сердцам миллионов людей всего Содружества. Каков Ваш взгляд на произошедшее и происходящее?

Внимательно выслушав громоздкий вопрос, Новикова отвечает:

- Я давно говорю об этом на сцене. У меня есть монолог женщины-украинки. По её огороду прошла граница разделения Украины и России. А на этой самой черте росло дерево, в ветвях которого каждый год заливались пением соловьи. Ведь для птиц не существует никаких границ. Они самозабвенно поют на радость всем людям. И вот однажды женщина эта замечает, что соловьёв больше не слышно... И в заключительных словах монолога она обращается ко всем нам: «Люди, соловьи пэрзсталы спиваты!..».
Мои отец и мать, - продолжает она, - друзья и педагоги - все живут в Киеве. И все они, так же, как и я, против разрыва Украины с Россией. Слишком тесно переплетены наши исторические корни, начиная со времён Богдана Хмельницкого...
Вот все стали говорить о Родине, о нации. А Родина для человека, по-моему, там, где его дом, его семья и его друзья, где он трудится и живёт. И национальность здесь ни при чём. Всю эту разделенческую политику и все беды от неё творят наши политики, а страдают, как всегда, простые люди...

Торопится моя авторучка. На ходу готовится вытекающий из сказанного артисткой новый вопрос, в котором речь пойдёт о том, что ещё недавно юмористам нужно было иметь если не мужество, то известную степень смелости и риска, чтобы вот так, прямо и открыто, как сегодня, высмеивать во всеуслышание многочисленные пороки нашей государственной системы и даже очень конкретно пародировать её политических деятелей.

- Испытывали ли Вы когда-нибудь давление «сверху» намёки или явные попытки «перекрыть» Вам воздух? И что бы было с Вами лично, если бы в августе 1991 года к власти пришёл ГКЧП?

Новикова на минуту задумывается. Она уже успокоилась от неприятных впечатлений, оглушивших её во время недавнего выступления на открытой городской площадке, и я радуюсь, что мне удается заинтересовать её своими внеплановыми вопросами.

- Давление, конечно, было. Особенно по поводу «Тети Сони». Еще в правление Горбачёва за эту программу в Одессе мне был присвоен титул «Мисс Юморина». Но, несмотря на это, давление было. Помню записку, пришедшую на одном из концертов: «Если М. С. Вас простит, то Р. М. - никогда»...
А во время августовских событий я находилась в Израиле. Информации доходило мало. И было очень тревожно. Я рвалась в Москву, звонила с просьбами в Консульство... Друзья отговаривали, советовали переждать... С трудом дозвонилась к мужу. Он немного успокоил... В Москву я прилетела лишь в начале сентября. У Белого дома ещё неслась вахта, стояли противотанковые ежи, палатки. Мои концерты и спектакли в столице были отменены. Но меня узнавали люди, подходили с расспросами, брали автографы. Помню иностранного журналиста, который всё не мог взять в толк, почему вокруг меня собирается народ. Потом он брал у меня интервью...
Ну, а судьба моя, если бы верх был за ГКПЧ, была бы однозначной...

На некоторое время в номере повисает тишина. Я записываю. Новикова задумывается. Наверное, ей вспоминается ещё многое из того тревожного года. Но я осторожно изменяю направление разговора:

- Вы часто выезжаете за границу. В каких странах довелось бывать? Ваши впечатления и мысли об увиденном, и вообще о жизни за кордоном...

В ответ мне даётся перечисление таких государства, как Германия и Швейцария, Австралии и Япония, Канада и США. Это без перечня многих стран бывшего социалистического лагеря.

- Америка - замечательная цивилизованная страна. Там живут такие же простые, как и у нас, люди. Но они проще нас. Мы сложнее своей замороченностью. В Сан-Диего, например, я наблюдала, как ранним утром к берегу моря подъехал автомобиль, В нём - семья: муж, жена, дети. Они выходят из машины, смотрят на морской пейзаж, дышат приморским воздухом и передают друг другу подзорную трубу. И всё это так естественно, так обычно. Люди просто приехали посмотреть на море, получить от этого удовольствие, зарядиться на день. И сразу видно, как далеки они от наших мелочных забот с наступлением дня насущного....
В Америке я жила в нескольких домах средних американцев. К русским они относятся хорошо, всегда улыбчивы, тактичны. У меня остались самые тёплые воспоминания о семье Бэверли из города Сиэтла. Хозяйка дома - на пенсии, но она бесплатно и ежедневно работает в госпитале. У неё сын - водитель троллейбуса. Живут в добротном особняке; во дворе - фонтан; содержат двух собак. Из книг в доме главная - Библия. Но мы говорили и о русской литературе. Им знакомы имена Пушкина, Достоевского, Толстого.
Английский язык я знаю на уровне рядового российского человека. Но мы прекрасно понимали друг друга, общаясь и на словах, и на языке жестов. И Бэверли всегда подчеркивала, как хорошо я говорю на английском, хотя в Америке я была всего две недели...
Когда у соседа Рэя сгорел дом, Бэверли радушно пригласила его жить в своём особняке, предоставив пользоваться всем необходимым, что есть в доме. Рэй этот - типичный американец, рослый, белокурый, весёлый. Мы подружились. Однажды Рэй, желая сделать мне сюрприз, приготовил невиданный суп. Для этого он скупил всё разнообразие концентратов в ближайшем магазинчике и всё это... свалил в кастрюлю. Суп, конечно, получился бесподобный...

...Вспоминая, она живописно повторяет жестикуляцию и ломаные русские слова, какими с ней объяснились неизвестные мне заморские американцы. Я слушаю, записываю, представляю себе Бэверли, думаю о её добровольческой деятельности в госпитале. Это ли не милосердие, присущее людям в любой точке света!..

- А когда пришло время уезжать, - продолжает рассказчица, - Бэверли на прощание подарила мне белоснежную наволочку собственной работы с красной каймой по краям. Замечательная женщина! Все мы стали душевными друзьями и, расставаясь, плакали...

От воспоминаний теплеют глаза артистки. Рассказывает она и о своём пребывании в Японии, о существующем там празднике «Созерцание цветов», когда в один из дней японцы выходят на улицы, вынося из домов цветочные горшки и вазы. И улицы превращаются в живые красочные клумбы.
- И мне хочется, - заключает Клара Борисовна, - чтобы и наши люди наконец-то подняли головы, посмотрели вокруг и увидели, что цветы на нашей земле распускаются и цветут по-прежнему.

В течение вашей беседы поглядываю на часы и уже не в первый раз извиняюсь, что занимаю время артистки в столь поздний час столь продолжительно. Она успокаивает:

- Может быть, рабочий день у меня только начинается...

Я соглашаюсь. Действительно, у артиста ненормированный, а, бывает, и круглосуточный рабочий день, как у писателя, например. И я завожу разговор о писателях-юмористах, об актёрском творчестве, о неизбежной импровизация на сцене и отступлениях от авторских текстов.
Новикова называет целый ряд известных писательских имён, чьи тексты она исполняет. Это признанные А. Арканов, В. Коклюшкин, В. Трушкин, М. Мишин, А. Левин, В Полейко и молодые - А. Цапиков (Кисловодск), С. Володарский (Киев), Е. Щербаков (Томск), М. Беленький (живет в Иерусалиме). Музыку для неё пишет Лора Квинт, стихи - Ольга Клименко (обе из С.-Петербурга).

- К моим импровизациям или изменению чего-то в монологах каждый из авторов относится терпимо. Иногда противятся, но чаще соглашаются. Ведь текст для актёра - это как платье, как костюм. Его нужно примерить, подогнать под себя.

- А что Вы скажете о руководителе вашего театра Михаиле Жванецком?

- Он - гений. Перед Михаилом Михайловичем у меня вечное преклонение. Я пришла в театр миниатюр по его приглашению после смерти Вити Ильченко. Все мы, и тяжелее всех Жванецкий и Карцев, переживали эту невосполнимую утрату. Ильченко не стало, и образовалась какая-то пустота...
Иногда Михаил Михайлович говорит мне: «Что-то грустно становится. Клара, развей тоску!». И я играю...
Жванецкий - это мозг, это машина мысли. Любое его мнение или замечание весомо и важно для меня. Я даже придумала единицу измерения юмора - 1 Жван. А Роман Карцев - мой самый любимый актер...

На языке у меня давно ёрзает вопрос, на который может ответить только Клара Новикова. И я задаю его:

- В созвездии таких имен, как Хазанов, Петросян, Винокур, Шифрин, Евдокимов Ваша звезда особенная. Вы - женщина. Вы несёте женскую тему и всегда талантливо, оригинально, неповторимо. Но зрителям хотелось бы видеть побольше звёзд подобной величины. Кого из молодых артисток, работающих в вашем жанре, Вы могли бы отметить на сегодняшний день?

- Никого, - сразу же отвечает Новикова. - Хотя Феллини сказал: «Актёр - это профессия, которая не делится на пол, но, коль Вы задали такой вопрос, отвечу: никого. Ярких женщин-исполнительниц в нашем жанре, к сожалению, пока нет. Правда, в С.-Петербурге появилась очень одарённая комедийная актриса Елена Либембум. Она не разговорник - она поёт. Вот женщина, о которой я могу сказать: за ней – будущее.

Здесь Новикова как-то лукаво смотрит на меня и сама задаёт мне вопрос:
- А кто из юмористов нравиться Вам?

Без раздумий называю Геннадия Хазанова и смущённо делаю жест в её сторону:
- И, конечно же...

Артистка понимающе улыбается:

- В 1974 году на четвертом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады мы с Геной Хазановым поделили первую премию на двоих. Он, бесспорно, оригинальнейший мастер.

- Клара Борисовна, - всё тороплюсь я выработать намеченные стандартные вопросы, - расскажите вкратце о своём жизненном и творческом пути.

Медленно, как бы перелистывая фотоальбом, она начинает перечислять:

- До 21 года жила в Киеве. Окончила эстрадную цирковую школу и Киевскую филармонию. Потом уехала в Москву. Снимала квартиру. Вышла замуж, появилась дочь. В Москве окончила режиссёрское отделение Гиттиса. Известность мне принесла «Юморина» в Одессе. Потом... было много всего.
В прошлом году в С.-Петербурге - лауреат конкурса «Золотой Остап»
Лучшими тогда в равных номинациях признаны: Э. Рязанов, Л. Ярмольник, В. Спиваков, Е. Шифрин. В этом году будет проведён очередной конкурс, на который поеду уже в качестве почётного академика.
Ну и 12 апреля было присвоено звание Заслуженной артистки России. Диплом вручал Борис Николаевич...

- А ещё, какие поездки или гастроли запланированы у Вас на ближайшее будущее?

- С 20 ноября - гастроли в Австралии. Зимой еду в Америку.

...Время неуклонно стремится вперёд. Уже около 23 часов. Я скороспешен. Сыплю вопросы. В частности, об отношении артистки к кино.

- В кино приглашали. Нона Мордюкова убеждала: «Клара, снялся Винокур, снялся Евдокимов. Почему бы тебе не попробовать?».
Но в кино я пока не снималась. Зато ко всему актерскому отношусь с профессиональным интересом. Особенно ценю женщин-актрис. Это и Мордюкова, и Гундарева, и Чурикова, и Неёлова. Я уже говорила о роли женщины в жизни. Равноценное место женщина занимает и в искусстве, и даже в политике. В поэзии изумляюсь богом созданной Беллой Ахмадулиной. В парламенте России мне симпатичны Старовойтова и непримиримая Куркова, притягивает сильная волей Елена Боннэр.

- А что Вы скажете о Президенте?

- Ему тяжело, как и всем, даже больше. Его есть за что критиковать. Но у меня лично никаких ироний в его сторону не возникало.

- В нынешней Москве неспокойно и сложно во всех измерениях. Как это отражается на Вашей семье? Не обкладывает ли пресловутый рэкет известных артистов «налогами»?

- В Москве, действительно, обострённая криминальная обстановка. Рэкет меня не тревожит. Что с меня взять? Все заработанные деньги тут же уходят, Правда, был со мной случай, ставший уже легендой...

- Это когда Вас раздели в лифте?

- Совершенно верно. Многие думают, что это моя эстрадная придумка. Но всё это произошло на самом деле.
Проблемы в семье те же, что и у всех москвичей. Единственное отличие, может быть, в том, что теперь я могу позволить себе не стоять в очередях, а пойти на рынок и свободно купить дорогое, но необходимое для домашнего стола. Но ведь я трачу свои кровные деньги. Я считаю, что каждый должен зарабатывать в силу своего таланта и трудолюбия. Равенства в этом отношении между людьми не должно быть. Принцип мой не относится только к больным и немощным, И мне все равно, какой общественно-политический строй будет в России, лишь бы люди стали жить и работать нормально.

По-видимому, как интервьюер, я потерял чувство меры, потому что артистка мягко спрашивает:
- Ну, много у вас ещё вопросов?

Вопросов у меня предостаточно, но отвечаю, что они истекают, и прошу ещё чуть подробней рассказать о доме, о семье, о семнадцатилетней дочери.

- Ей пока шестнадцать, - поправляет Новикова. Она учится в 11 классе так называемой французской школы. После окончания собирается поступить в университет на историко-философский факультет. Мы с мужем ничего ей не навязываем. Свой путь она вольна выбирать сама. Думаю, что наша дочь серьёзно относится к ответственности. Ей с детства приходится видеть и мою работу, и работу отца. Он у нас журналист. Ваш коллега. (Здесь я скромно опускаю глаза). Работал в журнале «Юность». Ушёл. Создал журнал «Новая Юность»... Сейчас работает на телевидении.
А дома? После гастролей в квартире всегда куча работы. Приходится засучивать рукава. Ведь всегда хочется домашнего уюта, тепла, комфортабельности...

Я открываю ещё один чистый лист и задаю свой последний «предвзятый» вопрос:

- И всё же, покидая наш город, что Вы пожелаете ему в день его рождения?

- Желаю, чтобы суета больших городов не заполнила ваш северный город; чтобы ваши люди не относились к нему как временщики. Город - это общий дом. Он должен быть крепким и надёжным. Все мы временно живём на земле. А города переживают нас и остаются нашим детям. И люди, которые в вашем городе живут временно, ради наживы, нигде не будут жить постоянно. Пусть ваши люди дорожат своим городом и каждым прожитым здесь днём!..


Я благодарю Заслуженную артистку за долговременное интервью, складываю листы в папку и не могу не признаться, что не ожидал и не рассчитывал на такую продолжительность беседы.

- Просто, у меня такое состояние сегодня, - доброжелательно улыбается она. - Я и Вам лично желаю всего лучшего, а также творческих находок и успехов в работе.

Я прощаюсь и выхожу из номера, плотно притворив за собой дверь.





Сентябрь 1993 г. Город Белоярский Тюменской обл.


Сентябрь 1993 г. Город Белоярский Тюменской обл.









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

235
ПОДАРОК СУДЬБЫ Приглашаем на премьеру!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft