16+
Лайт-версия сайта

Прп. Ефрем Сирин о молитве

Литература / Религия / Прп. Ефрем Сирин о молитве
Просмотр работы:
29 января ’2022   19:36
Просмотров: 4589

Меня всегда занимал вопрос: почему наиболее великие произведения создаются во времена, когда происходят наиболее сильные гонения на свободу высказывания. Когда же существует полная свобода самовыражения, из-под пера писателя, музыканта или художника не выходит ничего путного. Недавно, читая труды преподобного Ефрема Сирина, я, как мне кажется, нашел ответ на этот вопрос. Вот что пишет преподобный о молитве (Слово 2): «Как вода, пока течет по ровному месту и пользуется большим простором, не поднимается в высоту, а когда руки водопроводчиков, преградив ей течение внизу, сгнетут ее, тогда, стесненная, скорее всякой стрелы стремится вверх; так и человеческий ум разливается и становится рассеянным, пока пользуется большой вольностью; когда же обстоятельства стесняют его, тогда в прекрасном этом угнетении воссылает в высоту чистые и усильные молитвы».






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 марта ’2022   23:43
И впрямь есть такая тенденция, кто-то даже сентенцию изрёк, что: "Империи создают культуру, а демократия макулатуру" (Я вправду не считаю, что так уж без исключений это явление, но тенденция на лицо). Только вот есть ещё одно условие, чтобы под гнётом стОящие опусы рождались и доходили до людей, гнёт всё таки должен оставлять лазейки, а то к примеру, будь римские власти усердней и непримеримей в борьбе с христианством (а тот Рим всё таки был довольно веротерпимым), они располагали средствами стереть имя Христа из истории, искоренив зарождающуюся религию.
И в советское время диссиденты хоть и писали "крамолу" на свой страх и риск, но мы их творчество знаем, потому что они хоть и страдали от власти (времён "развитОго социализма"), но всё же не уничтожались со своими трудами тотально и неукоснительно.
Я к тому, что диктатура и цензура, в своих крайних формах, всё таки могут такой заслон поставить, что ни кто и не пикнет, не в унисон общему хору (тьфу, тьфу, тьфу от такой перспективки). И в тоже сталинское время сколько сгинуло талантов в лагерях, или держали свои мысли при себе, сколько не состоялось произведений, невосполнимый урон. а под конец его правления искусства подзачахли, помнится я писал:

Когда империю пронизывал, колючей проволки грибницею режим,
То вкус вождя сквозил в искусстве нарочито скоморошьем.
Подхватывался, модою эпохи становясь, власть предержащего нажим.
Как в опере Пекинской дОлжно там позёрствовать, гротескно лица морщить.
Но по прошествии эпохи той кинематограф сразу как ожИл.
Так трогательно не было ещё искусство где ни то в Российском прошлом.

Тогда бы не пришёл с такою свежестью катарсис,
Когда бы не десятилетия, пронизывающих всё, страха, несвободы,
Но упаси судьба, на тех "качелях" исторических кататься.
Не рАвны амплитуды, и расцвета лихолетья нам не гарантируют собою.
Правленье "Грозного" и смута нЕкогда сменили гнёт татарский.
Казалось же в шестидесятые, что будущее для себя построить не слабо им....
(Из стиша "Ретро", не помню выкладывал ли его на сайте)



Оставлен: 03 апреля ’2022   21:52
Да, согласен с Вами!
Искусство расцветает во время гнета, но гнет должен быть не чрезмерный. С одной стороны, мысль и чувства активизируются, с другой стороны должны быть условия для физического существования творца.
Спасибо за отзыв!

Оставлен: 13 июня ’2022   16:29
Наверное я всё же пересмотрю свою давешнюю позицию. И у меня где-то в стихах (не помню в каком именно), несколько лет назад, образ был приведён с зажатостью в теснине берегов, что порождает бурный поток (фигурально мысли/творчества). И хоть иногда, при стечении иных обстоятельств и предпосылок, прорывы мысли, вопреки давлеющему административному аппарату наблюдались, та же наша литература 19ого века. Всё таки я начинаю думать, что это скорее исключение, и там иные предпосылки, в том числе личный талант перебороли гнёт, а чаще всё же культура и творческие задатки индивидов чахнут в этакой спёртости, затхлости и сопрелости, прихожу к такой убеждённости последнее время. Окинем хотя бы взглядом двадцатый-двадцать первый век. Вы что нибудь слышали о научных или культурных успехах Северной Кореи? Единственный фильм северокорейский, который я знаю "Хонгильдон" (1988г) хороший исторический боевичёк, не хуже тогдашних китайских, но успех не закрепили, не даёт северокорейская почва ростков. А вот Южная Корея сейчас на взлёте, выдаёт фильмы и сериалы получающие признания и широкой публике и критиков по всему миру. Так же про кубинских деятелей культуры я не знаю (вправду есть художники, но мне интересна литература и кино).
И в культуре третьего рейха не припомню примечательных опусов, кроме пары документалок Ленни Рифеншталь (А Ремарк наверное раньше того помутнения массого сознания писал). Единственное в чём преуспела та Германия, это в технике, фундаментальная наука тоже деградировала.
И Китай времён Мао акромя его "Цытатника" не знаю что ещё в культуру привнёс, да и о современных, получивших мировое признание китайских писателях, не слышал. После появления видеосалонов в конце 80ых, я подростком почувствовал разницу, насколько бледнее наше тех лет кино смотрится, в сравнении со Спилбергом, Кэмероном, Карпентором и прочей плеядой их выдающихся деятелей.
В общем резюмирую: Всё более склоняюсь к мысли, что при тоталитаризме и творческая мыль хиреет, если нет каких-то уж совсем исключительных, из ряда вон выходящих предпосылок к творческим прорывам вопреки гнёту, но в основном воцаряется мрак, уныние, за обёрткой кричащих агиток, ангажированного, плакатного уровня, искусства. "Жить стало лучше! Жить стало веселее" (И. В. Сталин.)

Оставлен: 13 июня ’2022   16:58
Ваша мысль интересная. Но я остаюсь при мнении, что гнет не должен быть чрезмерным, и это не противоречит Вашим идеям.

Оставлен: 13 июня ’2022   23:38
На примерах, доводы в пользу Вашей позиции тоже можно весомые привести, один из таких, что спокойная, свободная (наверное) и благополучная Швейцария, тоже мир гениальными опусами и творцами особо не одаривает. Действительно в кареляции степени свободы общества и творческой реализации его индивидов не так всё однозначно, хоть я и уверен, что кареляция и вправду есть.

И ещё чуть резюмирую/обобщу наблюдения (без выводов), сдаётся мне мир в 60ых, 70ых, 80ых (страны соцлагеря здесь не в счёт, у нас мрак тогда был), 90ых годах были в плане плюрализма (подзабытое ныне слово, может даже крамольное), свободы слова и мнений НАМНОГО ДЕМОКРАТИЧНЕЙ, а в нулевых по миру пошло закручивание гаек, и такие философы как Жан Поль Сартр, в новом веке уже наверное невозможны.
Мир разбит на противоборствующие лагеря, и каждый заявляет свою идеологию как истину в последней инстанции, и "боже упаси!" в том усомнится, страшная крамола для каждого такого идеологического лагеря.

"ФИЛОСОФСКОМУ ПАРОХОДУ" ИЗ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ДВАДЦАТОГО ВЕКА, В НАШИ ДНИ БЫЛО БЫ НЕКУДА ДЕРЖАТЬ ПУТЬ, ТАКИЕ, КАК БЫЛИ НА НЁМ, НИКАКИМ НЫНЕШНИМ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ НЕ НУЖНЫ (Да и тогда наверное не были нужны, просто где-то терпимее к их присутствию относились)


Оставлен: 18 июня ’2022   19:49
Мне хочется добавить еще несколько слов. Вы привели в пример Швейцарию. возможно, это и так. Но на мой взгляд надо учитывать и размер страны, количество ее жителей. Чем больше страна, чем больше ее жителей, тем большая вероятность, что в ней родится гений.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

а в чём причина счастья то?

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft