Сегодня мы приглашаем вас в один из самых живописных парков Крымского побережья, а точнее в его особенную, очень достопримечательную часть -Японский сад «Ханами». Он находится в Партените, в парке «Айвазовское». Именно этот парк ещё называется «Парадиз», то есть, рай, и такое сравнение вовсе не случайно. Это понимает каждый, кому уже довелось побывать в нём. Японский сад – особое место в этом парке. Располагается оно на территории в 1 гектар и занимался его созданием великий японский потомственный архитектор и хранитель императорских садов Японии Широ Наканэ.
Ханами можно перевести с японского, как эстетическое наслаждение, любование цветами сакуры. В апреле, в период цветения, наступает время этого торжества.
Японские сады — это особый вид паркового искусства, и сегодня мы поговорим о его истоках и увидим достаточно яркий пример.
Итак, что мы знаем о японских городах? Вероятно то, что они все очень похожи. В них нет архитектурных красот и секрет этого достаточно прост - в Японии очень высокие цены на землю. Поэтому, дома сплошь многоэтажные, со стандартной планировкой, обеспечивающей соблюдение высоких норм сейсмоустойчивости и позволяющей вместить в себя, как можно больше людей. Жить в коттедже могут себе позволить только очень богатые люди, а если ещё там имеется хоть какой приусадебный земельный участок для сада, так это вообще невообразимая роскошь.
При всём сказанном выше, у японцев, почти у каждого, есть одна общая мечта, для абсолютного большинства совершенно несбыточная. Имя её - земля. Собственная земля. Пусть 3 – 4 квадратных метра, у каждого тут свои размеры мечты, но о привычных нам сотках, даже мысли не появляются.
Каким смыслом понятие «земля» обрастает для любого японца, понять вовсе не сложно. Главное бедствие этой страны - частые землетрясения. В один миг можно потерять всё, что нажито. А вот земля - это не просто, в их глазах, приусадебный участок, на котором можно вырастить, скажем, помидор, или посадить декоративное дерево. Это символ возрождения. Дом, если случилось несчастье, можно отстроить заново, если есть на чём. А разрушения происходят довольно часто. Недаром поговорка «настоящий японец деньги не копит», нашла отражение в жизни этих трудолюбивых людей. Поэтому, они больше ценят красоту пейзажа, её мистическую составляющую, которые воплощают в искусстве создания садов. Мы их называем японскими.
Если мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду звуки трубы или скрипки? Конечно, нет. Мы говорим о гармонии звучания. Любой музыкальный инструмент способен издавать какие-то звуки, но мастер создаёт из них мелодию. Великий мастер – произведение искусств, влияющее на людей. А гений превращает звуки в шедевры, и они способны изменить жизнь целых народов. Тоже самое можно сказать и о японских садах. Пожалуй, только японцы возвели умение создавать сады в высокое искусство, наполняя, буквально, каждый квадратный метр его площади, не столько растениями и прочими атрибутами любого красивого сада, сколько скрытыми в них смыслами. Ведь не даром первые сады в Японии были при храмах. Буддийские монахи и паломники оказались первыми садоводами, а они, как известно, живут духовным миром. Для них любое явление природы имеет свой смысл, а коли так, эти явления нашли своё отражение в архитектуре построения садов. Система обустройства очень сложная и требует высокого мастерства. Японский садовод должен хорошо знать не только традиции, но и религиозно-философские воззрения своего народа.
Основные принципы высокого садоводства разрабатывались в Японии с VIII по XVIII века, и с тех пор почти не менялись. Эти принципы можно сравнить с аккордами в музыке, а место обустройства сада с нотным станом, на который каждый мастер - садовод пишет сочинённую им мелодию. Примерно так, используя аллегорию, мы можем представить себе создание японского сада и появление в нём гармонии.
При создании любого японского сада мастер прежде всего, исходит из особенностей месторасположения земельного участка, и здесь девиз «нет плохой земли», будет основой для построения композиции. Горы, равнины, склоны рек и прочее, оказывают решающее значение в этом. Ведь сад призван не менять исходный ландшафт, а дополнять его. Казалось бы, идея простая, но в образе японского сада она обретает весьма сложные черты.
Прежде всего, это символичность, буквально, каждого элемента сада. Камни, гравий, песок, водоём, водопад, то, или иное растение, и даже мох — всё это, и не только, имеет смысловую нагрузку. Разобраться, понять то, что хотел сказать мастер, создавший подобный сад, будет сложно человеку, не знакомому с японскими традициями.
Многие из вас, вероятно, подумали, что очевидная красота особо не нуждается в пояснениях. А то, что японские сады красивые, способен заметить любой. И это, правда. Но японцам такого объяснения никак недостаточно. Просто красота, как отдельно взятое явление, для них не существует. Такое восприятие окружающей действительности сформировалось на протяжении многих тысячелетий. Исконная религия Синто немало поспособствовала этому. Красота, как и любой другой образ, должен иметь смысл, и, безусловно, имеет. Так они думают и всегда стараются показать это в любом искусстве. Садовая архитектура, конечно, не является исключением. Она всегда метафорична и загадочна. Показывая, что девственная природа совершенна, они всячески подчёркивают это, создавая композиции, содержащие в себе те, или иные идеи. У них всё живое, камни вовсе не исключение. Поэтому, любой из них обретает в саду только своё, именно ему отведённое место.
Вы, вероятно, знаете, или обратили внимание, что цветы, в отличие от нашего традиционного садоводства, мало применяются в японских садах. Дело тут вовсе не в сезонности. Здесь можно увидеть бамбук, различные деревья, злаковые, кустарники, но не цветы в том многообразии, как у нас. Это будет верное примечание. Цветы японцы, не то, чтобы не любят. Хризантемы, например, являются символом Японии, но в садовом искусстве они используются лишь как незначительное дополнение. Достаточно разнообразная палитра сада создаётся из листвы многолетних растений.
Попробуем несколько приподнять завесу символизма японских садов. Основные элементы их построения камни и вода.
Камни, как не удивительно, считаются отражением звёзд на земле. Если их расположить правильно, можно законы Неба воспроизвести на Земле. Вообще, камни, особенно необычной формы, всегда считались местом обитания духов природы.
Вода отражает Небеса, словно человеческая душа. В Японии различают 30 видов воды. Это вода капающая, струящаяся, текущая и так далее. Все перечислять не будем.
Изделия из камня тоже имеют свои значения. Рассмотрим, предположим, каменную башню, которая уже неоднократно попадала в кадр. Если башню мастер поставил в центре пруда, значит, это священный храм, место пребывания богов, спокойствие обретается там. А если, как в нашем случае, башня не в центре внимания, на вершине склона, да ещё несколько скрыта, значит её сущность таинственна. Где тайна, там всегда много толкований. Находясь внизу сада, где сосредоточена основная часть композиции, мы смотрим на эту башню снизу вверх. Тем самым подчёркивается важность этой тайны.
Дорожки, которые имеются в любом японском саду, также имеют скрытый смысл. Причём, разновидностей дорожек достаточно много. Они символизируют путь человека к божественному, и не только в природе, но и в самом себе. Неудивительно, что их разновидностей очень много. Каждая имеет свой ритм, сложность, ширину, и так далее.
Мостик, встретившийся нам на пути, тоже не просто так построен. Он, как и любой другой, означает переход в другое пространство, можно сказать в иное измерение. Опять-таки, их формы разные и каждая соответствует своему назначению. Предположим, зигзагообразная, заставляет тень, постоянно следующую за человеком, отстать от него.
Ещё одним главным элементом японских садов является Пустота. Пустоты должно быть больше, чем растений, камней и воды. Это опять-таки, не просто так. Ведь Пустота символизирует Вечность. В ней скрыты потенциалы. Это Начало всех Начал. Точка отсчёта. Поэтому, ей отводится большое место.
Остров в водоёме, также полон символизма. Их, как правило, два - остров Журавля и остров Черепахи, как Инь и Янь. Один стремится в небо, другой познаёт себя.
Важным моментом всех японских садов является его привлекательность в любое время года. Он должен побуждать человека к размышлениям, давать наслаждение и быть центром познания, прежде всего самого себя.