Кино имеет в основном положительные отзывы. Большинство зрителей сочувствует Кате Афониной, и абсолютно все считают насильников виновными. Последнее особенно радует и, казалось бы, зачем при таком раскладе защищать персонажа? Но меня привлек один отрицательный отзыв на «Кинопоиске», лишний раз напомнивший о стереотипе «самавиновата».
Катю осуждают за то, что она не просто наивна, а патологически глупа. За то, что пошла сама, никто ее в квартиру силой не тащил. И за ее нескромную одежду, спровоцировавшую насильников.
Начнем с того, что никто не имеет права насиловать человека, как-либо еще издеваться над ним, каким бы тот ни был, пусть даже очень глупым. Но Катя — именно наивна, а не глупа, что можно понять по деталям фильма и книги (Виктор Пронин, «Женщина по средам»).
Стоя на улице с ребятами, Катя протестовала, говорила «Нет» (в фильме — «Я спешу») и пошла в гости не сразу. Ребят она знала, они не оказались совсем чужими. Катя сразу сказала, что готова посидеть с ними только пятнадцать минут, и заторопилась, когда это время прошло.
Когда парни намеками говорили между собой о «женском дне», понимала, что за столом идет еще какой-то разговор. Девушка не отмахнулась от своего неприятного ощущения, а стала настороженной и внимательно смотрела на ребят. Не заметила ничего плохого, потому что парни были улыбчивы, открыты, радостны. Мужское внимание же было для Кати естественным и, конечно, не связанным с агрессией и пошлостью; обычное внимание прохожих к молодой и красивой девушке.
Разве так выглядит патологически глупая? Я думаю, что нет.
Совсем глупый человек не научен тому, что существует опасность, даже в теории. И не стал бы протестовать, помнить о том, что нужно домой, а руководствовался бы исключительно желанием — нежеланием идти в гости. Катя, несомненно, была научена теорией — из уст дедушки и на уроках безопасности жизнедеятельности. В том, чему Катя научена была, она осторожность проявила: настораживалась, наблюдала, отказывалась.
Реальности же ее просто никто не учил.
Мама в чужой стране, ведет разгульный образ жизни, интима по согласию не стесняется вовсе, а к насилию относится как к беде, но не такой уж большой. Забудь, Катя, будто ничего не произошло.
Дедушка прожил целую жизнь в Советском союзе — государстве, где никогда ничего не случалось, а если случалось, то не так часто и замалчивалось. Этот человек больше всех (даже единственный, если не считать милиционера Алешки) волнуется за Катю, но он не тот, кто расскажет ей все жизненные нюансы (он и сам-то их не знает, свалилось тяжелое новое время как снег на голову).
Школьные учителя? О которых в произведении ни слова, но понятно, что в школе Катя училась, раз обратного не утверждается и раз она уже учится на дирижерском факультете/ работает секретаршей (по-разному в фильме и книге). Уроки основ безопасности — это просмотр тетрадки с картинками, опять-таки теоретические разговоры а-ля «Нельзя говорить с чужими» и никакой практики. Сами вспомните, как часто (если так вообще было) в школе моделировались, а не просто обговаривались опасные ситуации? Как часто кто-то из учеников уверенным голосом проговаривал ответ потенциально опасному человеку? Ну не проводилось никогда такого. (Или проводилось? Тогда вам очень повезло). И мы получаем целые поколения таких наивных Кать, которые первым делом вспоминают доброго дедушку и картиночки в тетрадках, и слова их угроз — не устрашающая твердость, а те же светлость и добродушие, принесенные из дома и школы.
Кто мог бы рассказать Кате о том, что насильник — не всегда агрессивный дядя в темном углу, но и улыбчивый соседский юноша? Кто бы посвятил во все тонкости насилия и обмана в этом новом, черством, неясном мире?.. Человек из этого мира! Лет двадцати-тридцати — уже поживший, в то же время приближенный к молодежи, а не советским старикам, не знающим, как теперь жить. Тот же самый Алешка — почему нет? Тем более, он милиционер, наверняка видел подонков не только явной преступной наружности, но и в «овечьей шкуре».
А из девушек мне сразу приходят на ум девочки из общежития в фильмах «Криминальный талант» и «Москва слезам не верит». Ключевое слово — «общежитие», такие же домашние тихони новому не научат. Могли бы научить реальности и тусовщицы — вроде «маленькой Веры». Такие уже хлебнули жизни, им есть о чем рассказать. Но важно, чтобы тусовщица не окунула тебя в темную сторону гулянок — в выпивку, сигареты, плохих мужчин. Такое «моделирование ситуации» ни к чему.
Мне, кстати, показалось странным, что у Кати нет подруг. Она настолько дедушкина внучка, закрытая в четырех стенах? Или они есть, просто Пронин не акцентирует на том внимания? Или беда настолько личная, что Катю совсем не тянет набрать номер подруги и хотя бы без подробностей просто сказать, что тяжело на душе?
Что касается одежды Афониной, мне есть что сказать даже тем, кто ни за что не поменяет мнение «самавиновата». Дело в том, что по книге Катя в джинсах! В обычных джинсах — не порванных, не обтягивающих, не коротких. Немного не то, что «провоцирует» насильников.
В фильме Катя одета не так скромно. На ней короткая зеленая юбка и короткая белая майка. Здесь мне никак не переубедить тех, кто считает девушек виноватыми. Аргументы «Женщина имеет право одеваться как хочет», к сожалению, не воспримут. Но могу отметить, что одежда соответствует сезону, не выходить же летом в шубе. Никакие интимные места сквозь ткань не просвечиваются. И есть мини-юбки и майки гораздо короче тех, что на героине.
Непонятен момент с бюстгалтером. Отношу его к киноляпу. Когда насильник стягивает майку, лифчика на Кате просто нет. Нелогично, ведь Катя скромная девушка, и про ее «тихие омуты» ничего не сказано. Если же это вдруг не киноляп, в защиту героини возвращаюсь к моменту, когда говорю, что никакие интимные места не просвечиваются, следовательно, и «провоцировать» не могут.
Больше всего в трагедии Кати я виню не ее, а само время. Время, в котором насилие, продажность и «человек человеку волк» стали повседневностью. Время, в котором мать может быть не родным человеком, а чужой женщиной легкого поведения. Время, в котором советский человек не знает как жить и поэтому, плюс оттого, что не уберег дочь, гиперопекает внучку.
«Это что сейчас, так принято?» Да…
_______
РИТА ПОГОДИНА
Рита Погодина — девушка Кирилла Соболева, затем Максима Макарова в сериале ≪Кадетство≫. Осуждают ее, стесняясь и не стесняясь в выражениях, за то, что не могла определиться, бегала от одного суворовца к другому. Но главным образом — за то, что предала Максима. Она и стерва, и ш…, и тварь.
Актрисе Линде Табагари на момент сьемок было тринадцать лет, в связи с этим видела пару эйджистских комментариев. Кому-то Линда не нравится внешне, и жаль, когда этот лукизм идет из-за роли. Человек-то — не персонаж, которого играет. Да и персонаж осуждения внешности не заслуживает.
Дабы оправдать уход Риты к Макарову, стоит взглянуть, что за фрукт Соболев. Отличник из Московского суворовского училища, «умен, скромен — не самый плохой набор» (как говорил представитель Тамбовского училища связи), отличный математик. Парень со стойким желанием посвятить жизнь армии, и отец его — военный. А еще он любящий человек. Насколько сильно и по-настоящему любит — у каждого свое мнение, но чувства к Рите есть. Неплохой набор качеств? Да. Но у каждого есть темная сторона, и у Кирилла она очень не радует.
Как точно сказала одна комментирующая, «Соболев на голову больно относится к девушкам». Кирилл считает Риту своей собственностью. «Рита — она моя!» — ревностно заявляет он Максиму. «Мой галстук — что хочу, то и делаю» — на дискотеке говорит он Рите, и та замечает, что и к ней он относится как к вещи. И если подобное можно оправдать ревностью, сильными переживаниями, то нельзя оправдать агрессию парня.
Когда Соболев сказал: «Ну ты и сука!» и ударил Риту по лицу, это был не единственный приступ агрессии. В третьем сезоне Кирилл чуть не убил кирпичом врача Гиреева, поставившего неверный диагноз его новой девушке Свете. Вы можете сказать, что в первом случае Рита довела парня своей неопределенностью, а во втором врач совершил серьезную ошибку, не понеся наказания. Но агрессия-то все равно была!
А вот эпизод, где уж точно Соболева не оправдать: он зол, а девушка для него — не человек, а собственность. Это когда Света участвовала в конкурсе красоты, и Кирилла разозлило, что ее фотография в газете. «Для меня это ты, на которую все смотрят». И что? Участие в конкурсе — преступление? Тем более, фото было вполне приличным и действительно красивым.
Стоит присмотреться к мимике парня. Как он щурится и в злобе раздувает ноздри.
«Много раз было» — повседневно говорит Соболев о ссорах с Ритой, а девушка отвечает: «Вот именно, что много раз. Уже надоело». Не ценит, что она приехала к нему из Москвы. Что рядом с ним так долго, а именно: с шестого класса.
Остальное — мелочи. Но и они в избытке и со временем привели бы к разрыву. Это, к примеру, туповатый юмор Кирилла. Как он в кафе начал говорить про задницу училки этики из своего училища. В то время как Максим нашел интеллектуальную тему о фильмах, которые, как оказалось, любила Рита.
Важную роль играют отношения с отцом. Кирилл осуждает отца за измену матери, ссорится с ним уже в третьем сезоне, отстаивая право ехать вместе со Светой, быть с ней рядом в тяжелый момент. В то же время срабатывает правило «яблоко от яблони», и мы видим, что эгоизм и вспыльчивость свойственны и Соболеву-старшему, и Соболеву-младшему.
Нет, от такого человека хочется держаться подальше… И та же комментирующая отмечает, что Рита ушла к тому, кто ее уважал.
«Меня лучше ударить, чем обмануть» — серьезно говорит Рита Максиму после ссоры и примирения. Она адекватно и по-взрослому, без «психов» обьясняет, что именно ей было неприятно. И показывает себя как человека, способного дать другому возможность разобраться в себе, своем прошлом, поговорить с человеком из прошлого, расставить все точки над «и».
Невнимательный зритель подумал, что Рита специально встречалась с Максимом, чтоб у его отца — мэра города — украсть папку с документами и передать дяде-бизнесмену. Нет. Напротив, она сначала не знала, кто отец ее парня, а потом хотела избежать конфликтов, связанных с делами Макарова-старшего и Воронцова. И даже помогла восстановить справедливость, когда благодаря найденному ей диску вернули на должность помощника мэра Александра Михайловича.
Проступок Рита совершила только после того, как подумала, что Максим обманул ее второй раз. Ведь нашла у него дома фотографию Полины Сергеевны.
Воронцов же — дядя Риты — человек хитрый, подкованный в своем деле, умеющий убедить и, если можно так выразиться, культурно угрожать. Все эти качества оказались против девочки-подростка, пусть даже достаточно мудрой, взрослой, самостотельной для своих лет. Сложно не сдаться. Тем не менее, Рита думала, задавала вопросы, выясняла правду, а потом даже поссорилась с дядей. Разве так выглядит предательница?
Мне очень понравилось отношение к Рите Ларисы — мамы Максима. Отношение данного персонажа старшего поколения подчеркивает хорошие качества Риты Погодиной.
______
КСЮША ЧЕРКАСОВА
Ксения Черкасова (в ранних сериях — Пушкина, киноляп) — девушка Ильи Синицына.
Осуждается за свой характер и за аборт, который привёл к разрыву отношений. Комментарии о Ксюше и её отношениях с Ильёй такие: «Вечная капризуля и вредина», «Балованная слишком», «Илья заслуживает девушку лучше», «Лучше бы Илья остался с Настей» (просто подругой, которая появляется во втором сезоне).
С первой серии «Кадетства» понятно, что Ксюша и Илья — разные люди. Невозможно поверить в их разрыв (такая пара!), но если внимательно смотреть, уже когда Илья поступает в Суворовское училище, а Ксюша приглашает вместо поступления поехать по путёвке с ней («Документы можно забрать»), видна капелька нетерпимости, как в рассказе Брэдбери. Мизерная поначалу разница характеров, целей в жизни привела к печальным последствиям.
Ксению я оправдываю не только тем, что она не плохая, а просто другая, не похожая на своего парня. Но и тем, что она действительно любит Илью и находит выход из ситуаций, исправляет свои ошибки. Так, в ситуации с поступлением Ильи Ксюша не уезжает на отдых. Хотя что мешало? Что называется, покапать на мозги и всё-таки убедить не поступать. Или уехать самой. Нет! Она приходит к Илье и состоится такой диалог:
≪- Ты что, не уехала?
— Не веришь? Потрогай».
Позже, уезжая учиться в Лондон, Ксюша напоминает, что в своё время приняла выбор парня.
Не забывает о своих чувствах даже та, новая Ксюша, пленённая Эдинбургом, мечтающая поступать на факультет международной журналистики. Она не бросает Илью (и, кстати, с нежностью называет его Илюшей), а посвящает в свои планы и предлагает вариант, как поступить ему. Может, и эгоистично звучит: «А русская армия без тебя никак не обойдётся?», но потом девушка говорит: «Ну хорошо, не можешь без армии — иди на факультет военной журналистики». Да… Разница между ребятами и их выбором уже огромна, но Ксюша всё равно хочет оставаться с Ильёй.
Как написали в тех же комментариях, Ксюша — самостоятельная бизнес-вумен с мужским характером. О да! Такой человек — с одной стороны, прекрасная, ценящаяся личность, в двадцать первом-то веке, а с другой — всё ещё объект сексистского осуждения. Место Ксюши не иначе как на кухне, но в данном случае — быть привязанной к коляске в семнадцать лет (пусть и не без помощи бабушек). Какие Эдинбурги? Какая журналистика? Когда Семья_это_главное. Какая карьера? Какой хороший уровень жизни? Довольствуйся, девочка, «Рашей», в крайнем случае — Москвой-муравейником. Запихни свои амбиции и прекрасное знание английского языка, забей на саморазвитие и доход. Так стоило поступить ради любимого человека?..
И да, «главной целью в жизни» и «поцреатизмом» Ксюшу травили бы и без беременности. Теперь, кстати, о ней.
Сложная тема — аборт. У каждого своё мнение. Я буду придерживаться в своём понятии золотой середины. То есть операцию по прерыванию беременности считаю правом женщины распоряжаться своим телом и здоровьем. Пролайферы не имеют права вторгаться в чужую жизнь, давить, запрещать. В то же время у женщины должны быть мозги. Скажем, очень глупо не предохраняться и наделать несколько абортов уже к годам двадцати. Или, напротив, родить, прекрасно зная о бедности в семье или ещё каких-то проблемах, когда деторождение можно отложить.
В ситуации с Ксенией я уважаю её право распоряжаться своим организмом. И по-пролайферски неприятно звучат комментарии: «Нефиг аборты делать», «Ксюша обычная су… Только такие идут на аборт».
Однако девушка поспешила. Решение ей нужно было принять после разговора с Ильёй, когда тот узнал, что его мама согласна уйти с работы и сидеть дома с ребёнком. «Мы продолжим учиться» — звучит фраза парня в прощальном диалоге. А ведь именно за карьеру девушка очень переживала. Как бы Ксюша повела себя после этого диалога (если бы ещё не сделала операцию) — так и было правильно. А так ситуация вышла хуже.
Неприятно также, что никто не видит вины Синицына. На фоне того, что сериал для любого зрителя, а не 18+, да на фоне хороших поступков суворовца (особенно как он спас жизнь таксисту), мы мало задумываемся над его виной. Только один раз звучит фраза отца Синицына: «Что эта Черкасова себе думает? […] У нашего тоже, как оказалось, пулевое отверстие». Мне одной кажется, что Илья не думал о контрацепции?
_______
МАРТА
Марта — героиня фильма ≪Не могу сказать прощай≫. Жена главного героя Сергея. Осуждается за то, что предала его в трудную минуту, а также за несколько разгульный образ жизни и излишнюю прагматичность.
Эта девушка — один из моих самых любимых неоднозначных персонажей. И мне есть что написать в её защиту.
Марта ≪крутит хвостом на танцплощадках≫, в отличии от тихой и приличной Лиды. Каков моральный облик жены, а! Но давайте подумаем: что такого из ряда вон выходящего творит Марта? Танцует и общается? Не возбраняется. Ничего другого она не делает: не спит ни с кем кроме Сергея и даже не целуется.
Неужели для доказательства верности нужно запереть себя в четырёх стенах? И никуда не выходить. На те же танцы.
Марта нежна с Сергеем. Её серо-голубые глаза под белой чёлкой с любовью направлены к этому красавчику. В её взгляде ни капли лжи, ни капли расчётливости. Марта плачет и переживает, когда Сергей болен. А ещё решает вернуться к нему в конце фильма (но тогда Серёжа уже с Лидой).
И этот человек — отрицательный персонаж! Ну, как минимум, неоднозначный. Который по сюжету ≪отсеивается≫, третий лишний в любовном треугольнике. А угадайте, кто Герой? Ловелас, который влюблял в себя ≪девок≫! Нет, конечно, Героем с большой буквы его делает не это качество, а тяжёлый путь, связанный с выздоровлением и не только. Но всё же, задумавшись, я вижу стереотип о допустимости ловеласного поведения мужчины, при этом девушка за меньшие провинности называется разными непечатными словами.
Марта — прагматична. Да, возможно, и излишне. Но бухгалтерское отношение не только к бумагам на работе, но и к быту, согласитесь, помогает проживанию. Мы преимущественно ограничены в заработной плате, а надо отложить и потратить прямо сейчас деньги на еду, на коммунальные услуги, на себя и на детей. Марта — человек, прекрасно понимающий, когда и на что нужно расходовать деньги, а когда надо бы сэкономить, когда — с чем-то повременить.
≪Сначала обеспечься, а потом рожай. Я так считаю≫. Разве Марта не права? Посмотрите на количество семей, поторопившихся с деторождением. Кому-то удаётся встать на ноги и вырастить ребёнка (но как это тяжело!), а кому-то приходится нести груз бедности и ≪Дети_это_щастье≫.
Семья же, которая дружит с семьёй Сергея и Марты, в каком-то плане просто нахлебническая. Эти люди не так уж бедны, покупают своим детям игрушки и всё равно приходят просить денег к Сергею. Тот понимает отказ давать СВОИ деньги (повторюсь, не такой уж и бедной семье) как предательство (≪Считай, а дружбу не ломай! ≫).
Пара Марта + Сергей в чём-то похожа на ≪кадетскую≫ пару Ксюша + Илья. У обоих взаимная любовь, но при продолжении отношений всё больше видно, что люди разные (не плохие, просто разные), вместе им не быть.
_______
КИРА ВОРОПАЕВА
Огромное внимание получает персонаж Киры хотя бы потому, что является противоположным образу главной героини Кати Пушкарёвой. Оба персонажа достаточно колоритны и продуманы, что похвально для русских сериалов и кино в принципе. Оба получают достаточно как положительных, так и отрицательных отзывов. И я буду говорить об отрицательных в адрес Киры.
Вот что пишут о Кире Воропаевой ≪на просторах инета≫: ≪Много расчёта и холодности≫, ≪Стервозная немного≫, ≪Очень ревнивая≫, ≪Катя поддерживала и понимала, а Кира только закатывала сцены ревности≫, ≪Нездоровая любовь, собственница≫.
Хочется рассмотреть характер и чувства Киры, в том числе к Андрею, мотивы поступков, а также отношения с Маргаритой Рудольфовной — матерью Андрея Жданова. Последнее считаю очень показательным и сюжетно важным.
Расчёт, холодность и немного стервозности связаны с социальным статусом Киры Юрьевны и её деловой хваткой. Что только плюс.
Не зря мудрый Павел Жданов сказал Кире, что она могла бы управлять компанией. Ответственная, делающая замечания опаздывающему и ленивому женсовету, продуктивно работающая, Кира Юрьевна противопоставляется другим начальникам. Ветров — вовсе предатель, Георгий — ловелас, как и Андрей с Романом. Андрей — человек амбициозный и ошибающийся из-за своих амбиций. Роман думает о девушках больше, чем о работе. Ну, а Александру важна лишь нажива, судьба компании его не заботит. А Кире очень дорого <<Zimaletto>>. При этом не знакомы пустые амбиции, лень, мысли об одних мужчинах — то, что мешает работе.
≪Не родись красивой≫, как любое кино, любая книга (независимо от качества, популярности и времени создания), повествующее (ая) о доброй/ наивной/ не такой красивой, но посмотрите_какая_душа девушке, имеет один крупный недостаток. Ирония вся в том, что без этого недостатка просто нельзя, в нём вся суть.
А именно: главная героиня, с которой ассоциируют себя зрительницы (так должно быть, по этой причине истории вроде НРК и популярны), показывается положительной. А люди вроде Киры — просто монстры, мешающие бедняге ГГ.
К счастью, ≪Не родись красивой≫ — сериал продуманный (необходимый минус в нём смягчается). И, не раз видев его, я смогла всё больше и больше замечать, что Кира же тоже человек, весьма неплохой, умный, любящий (а не злая стерва), а Катя — не во всём хорошая. Даже Юлиана сказала ей: ≪Катюша, я тебя НЕ ОПРАВДЫВАЮ. Многие твои поступки неоднозначные. Но ты правильно сделала, что ушла из <<Zimaletto>>. В общем, нельзя разделить Катю и Киру как белое и чёрное.
Возьмём хотя бы ситуацию, когда Катя недавно появилась в компании. И на рецепшен явилась Наталья Ларина, выжидающая Андрея. Катя прикрывала похождения своего начальника и впоследствии ещё не раз это делала. Кире Катя врала, а на просьбу сказать правду и вообще дружить ответила: ≪Я дружбу по-другому понимаю≫.
Лгунья — положительный персонаж. Её слабости — любовь. А сильные переживания Киры, её звонки — оказывается, собственничество, назойливость и нездоровая любовь. Жаль, что так считают…
А как же прощение Кирой Андрея после того, как она узнала о романе с Пушкарёвой? То, что женщина после такого осталась рядом? При первом просмотре наверняка на это мало обратили внимания, зато восхищались превращением египетского гадкого утёнка в прекрасного лебедя.
Моя мама однажды сказала: ≪Чем больше я смотрю этот сериал, тем больше мне жаль Киру≫. И я её понимаю.
Отдельный разговор о Маргарите Рудольфовне.
Замечательная актриса Ольга Остроумова когда-то сыграла Женю Комелькову, красивую и мудрую патриотку в фильме ≪А зори здесь тихие≫. В ≪Не родись красивой≫ у неё совсем другой персонаж. Довольно неприятный.
Для Маргариты Рудольфовны лгущий, пьющий, дерущийся, предающий сын — всегда ≪Андрюша≫. Всё делается для сыночка, даже невеста подана на блюдечке с белой каёмочкой. И я поняла, что тесные родственные и дружеские отношения Киры и Маргариты — не искренность будущих свекрови и невестки. Для Маргариты Кира — красивая игрушка и рабыня для сыночка, и эту игрушку-рабыню надо возле себя держать.
Маргарита крутится рядом с Кирой и не раз звала её к себе даже после того, как Андрей изменил. Нет, чтобы извиниться! А заодно сына попросить это сделать, ведь он очень недогадлив и не привык нести ответственности за поступки. Но главное — Марго плевать на чувства Киры. Как та будет чувствовать себя в доме родителей предавшего человека?
Маргарита управляет чувствами, действия, правом выбора Киры. Вместо того, чтобы сына воспитывать (хотя уже поздно…), будущую невестку учит: ≪Ты должна простить≫. А не сильно ли много Кира прощала?
А как переменилась эта интеллигентка после голосования Киры за брата! ≪Пойди поговори с Андреем. Скажи, что ты ошиблась≫. И чуть ли не обвинения в том, что Кира якобы Андрея не любит. Перепутала эта женщина любовь с подстилочностью и закрытием глаз на явные недостатки своего сыночка.
Как правильно написали в социальной сети, беда Киры в том, что её подруга — Вика. В этом тоже есть доля правды. На фоне минусов Клочковой Кира порой выглядит глупее, чем есть.
Следующая часть статьи — как раз о Вике.
_____
ВИКТОРИЯ КЛОЧКОВА
[Скопировано с фикбука, поэтому для читателей "Неизвестного гения" немного странное начало]
В конце прошлого года я оказалась одна в квартире друга, который — так получилось — на время уехал. Должна была оплачивать коммунальные услуги, кормить себя и животных. Работу найти не удавалось, т.к. иногородная, были лишь подработки, за которые я получала ровно столько, чтобы не сдохнуть с голода…
Нет, нет! Это не описание своей жизни. Не нарушение фикбуковских правил. Описанное имеет отношение к анализу образа Вики. Оказавшись в похожей ситуации, я больше всего поняла этого персонажа и подумала: да она же выживает!
Её корысть, такая неприятная с моральной точки зрения, оправдана. Было бы даже странно, если бы Виктория не думала так много о деньгах и не охотилась за ними в её-то ситуации.
Осуждения в данном случае заслуживает не сам заработок денег, а способ заработка. Виктория недостаточно организована, не умеет экономить и откладывать деньги. И в свои года (Сколько ей? Двадцать три? Двадцать пять?) так и не поняла, что единственный путь хорошего заработка и счастливой жизни — это успешное окончание вуза и честный карьерный рост, как у Кати. Всё остальное, будь то соблазнение мужчин, криминал или что-то ещё, связано с риском: просто ненадёжностью или даже угрозой здоровью, жизни.
Однако есть вещи, на которые Виктория никогда не пойдёт.
Она уже перешагнула границу морали. Легко переспала с Романом, едва зная его, не стеснялась тянуть деньги с Николая и согласилась на секс с Александром ради выгоды.
При всём этом девушка всё-таки не хочет быть проституткой. Вспомните, как она отдалялась от Александра, была настроена против него, как отвечала на его непристойные предложения. Среди таких предложений была мысль Воропаева подослать Вике своих богатых друзей. Ясное дело, для чего.
Отношения Виктории и её мужчин — показ не только вины девушки перед ними, но и показ их вины перед ней. Чем мужская троица лучше ≪жертвы ложных ценностей≫, как назвали в группе по НРК Вику?
Роман — ветренный человек, не способный на серьёзные отношения.
Александр — не менее, а то и более корыстный, чем Виктория. От Викиного поиска денег худеют кошельки Киры и Николая. И на этом всё. А финансовые действия Александра грозят распродажей акций и крахом компании.
Что касается Николая, его любовь не очень искренняя. Закомплексованный паренёк в очках, очень сильный (падающий с первого удара), высокий (от вершка два горшка) и с большой, вместительной машиной (маршруткой) влюбился в красивую картинку из журнала. Коля восхищался модельной внешностью Вики и не обращал внимания на её душу.
Как о подруге о Виктории можно сказать и хорошее, и плохое.
Она тянет деньги с Киры и подставляет своей глупостью. Вместе с тем сочувствует Кире, когда у неё проблемы, даже обнимала подругу и гладила по голове.
В отношении Андрея Вика бывает очень даже права. Когда любящая женщина (Кира) всё прощает, Вика как сторонняя наблюдательница более трезво и жёстко оценивает начальничка. И показывает Кире, что та достойна лучшей жизни, имеет право провести время с хорошим человеком — бизнесменом Никитой.
Справедлива Вика и в отношении к женсовету.
Сплетни и гадости — конечно же, дело недостойное. Но разве не правильно поступала Вика, гоняя женсовет работать? Пусть и больше самоутверждалась, чем реально волновалась за качество работы.
Она опаздывала, подолгу пила кофе, безответственно не заказала обед перед собранием, не вовремя забронировала билет на самолёт Кире и даже ≪не думала, что это так сложно≫. Много чего. Но и женсовет не всегда вовремя являлся на работу (особенно Маша), часами просиживал в туалете за курением и нетактичными обсуждениями. Хотя женсовет — большие профессионалы своего дела, чем Вика, у которой ≪незаконченное, я бы даже сказал, неначатое образование≫.
Отдельного внимания заслуживает семья Вики. Семья, которой… просто нет. А потому помочь девушке некому. Никто не может подсказать ей, как правильно поступить, кроме подруги Киры. Никто не может поддержать, подарить ласку и тепло, которые бы заменили погоню за богатыми мужчинами и шикарные вещи.
Мамы, самого близкого человека, у Вики нет. Непонятно, что с ней: умерла или развелась с отцом. Но Вике её не хватает, как она ни скрывает этого. Бывшему мужу Кириллу Квашенникову девушка говорит: ≪Мамино колье я никогда не продам≫. Видно, что дорожит памятью о матери.
Отец не особо интересуется дочерью. Разговаривает с ней только по телефону. Время вместе не проводит. Ему проще купить дочери дешёвые билеты в Египет, чем лично увидеться и прогуляться, поговорить.
Ну, а мужчины… О них уже сказано. Будь Виктория не стервозной любительницей шикарной жизни, а в меру робкой, симпатичной, скромной девушкой, ни один из троицы всё равно бы с ней не был. Роман бы поигрался и бросил. Александр бы гнобил. А Николай ещё мог бы полюбить, но ему для преодоления комплексов нужна сверхженщина 90-60-90, а не просто симпатичная. И ещё неизвестно, перевесил бы интерес к личности девушки борьбу с комплексами.
_______
СВЕТЛАНА ЛОКТЕВА
Светлана Локтева — героиня того же сериала, ≪Не родись красивой≫. От неё ушёл к любовнице Марьяне муж Захар. Света переживает материальные проблемы, риск потерять квартиру, неоплаченные алименты. Каждый день видит Марьяну, также устроившуюся работать в <<Zimaletto>> и нарочно говорящую по телефону с Захаром около неё.
Светлане сочувствуют. Пишут, что при хорошем муже она раскроется. Что она необыкновенная, справедливая, милая женщина. Вместе с тем другие поклонники сериала не обходят стороной с осуждением.
Самое гадкое, касающееся далеко не одного образа Светланы, — это возведение в ранг святых спокойных женщин и критика истеричек.
Спокойная обычно означает угодную мужчине, не спорящую, не имеющую собственного мнения, поддакивающую. В большинстве случаев не уважающую себя серую мышку, но иногда, напротив, такую красотку, как Марьяну.
Ей приходится делать то же самое — вести себя тихо, ласково, создавать видимость спокойного образа. Но при этом её цель — не следовать патриархату, а управлять Захаром, тянуть с него деньги. Немного я вижу настоящие чувства, плюс меня восхищают слова Марьяны: ≪Если бы я тянула деньги, я бы не пришла сюда их зарабатывать≫ (в модельной карьере девушка честно трудится, не придраться). И я даже хотела сделать отдельную главу про Марьяну. Но нет, потому что на первом месте выгода и коварство персонажа. Объективно защиты больше Светлана заслуживает.
К сожалению, по сексистским критериям она принадлежит к истеричкам. А спокойствие её соперницы считают достоинством: ≪Марьяна не так умна, хозяйственна, но дарит уют, тепло, спокойствие≫.
В сексистском плане истеричка — та, которая не молчит, обращает внимание на мужские пороки, объективно говорит о мужской лени, пассивности, неопрятности, о предательстве. Та, которая ≪жалуется, ноет, плачет≫. Если подумать, такие ≪недостатки≫ — это умение мыслить, понимать, что неправильно в другом человеке, непозволительно в отношении тебя. Это мудрость. Но патриархат считает, что мудрей не на бедного мужика наезжать, а в себе причину искать, себя обвинять и в себе исправлять недостатки.
Плачевно, когда сексист признаёт, что в том или ином случае вина мужчины была (ленился, был альфонсом или изменял), но всё равно не оправдывает женскую ≪истерику≫. Книги для женщин на полном серьёзе советуют улыбаться во все тридцать два, мужу второй мамочкой быть, ласково намекать сорокалетней детине, что можно поработать, в семье больше побыть. И, конечно, терпеть, терпеть, терпеть.
≪Не умеет хитрить, упустила мужа≫ — читаю я. А почему женщина вообще должна хитрить? Не лучше ли найти человека, с которым можно быть открытой и не бояться, что уйдёт?
Мне неприятен в осуждение Светы показ женской вины по принципу: ≪Изменил муж? Сама виновата. Растолстела/ перестала краситься/ нарожала детей. Изменила жена? Ш…ха, ш…ра, ш…ва! ≫ Светлана ≪виновата≫ в замкнутости, правильности, учительском тоне. Я не отрицаю, что это есть у Светы, но виноват в том Захар. К примеру, в учительском тоне (≪Принеси, купи, пожалуйста, то≫, ≪Смотри, не наешься той гадости≫) женщине не пришлось бы говорить, если б её муж мозгами был взрослее. Он — ребёнок, который сначала был в отношениях ≪неприспособленный ребёнок + мама≫, затем — ≪ребёнок + заботливая для своей выгоды мама≫.
К счастью, к концу сериала благодаря собственным силам и новой стратегии Кати (преображение женсовета) Светлане удалось справиться с проблемами и расцвести. Что мне нравится, ради себя, а не мужчины.
_______
ЖАННА ИЖЕВСКАЯ
Это вторая часть статьи, в которой — так получается — я поступаю несколько мизогинно: защищая одну женщину, пишу плохо о другой — той, что противопоставляется первой. (Хотя стараюсь понять обе стороны). В предыдущей части это были Светлана/ Марьяна, в этой — Жанна/ Вика.
Данный сериал — просто не то произведение, в котором может быть объективно рассмотрен образ Жанны Аркадьевны. ≪Моя прекрасная няня≫ претендует на юмор, и, к сожалению, беда исполнения не только в плоских шутках (хотя действительно смешному тоже есть место). В сериале намеренно не плохая, в общем-то, женщина выставлена навязчивой, липучей жеманницей с некрасивой мимикой и отталкивающими манерами. Для комичности и конфликта произведения.
Конфликт выдержан, а вот вечные ≪Жаба Аркадьевна≫ от Дениса и унизительные шутки Константина (хотя так он вроде человек спокойный и интеллигентный) заставляют грустить, а не смеяться.
Соперница Жанны, няня Вика — напротив, женщина изысканных манер, великолепная по стандартам красоты, умеющая общаться с мужчинами.
Рассмотрим же достоинства Жанны Аркадьевны. И сравним этого отрицательного персонажа с положительной дамой.
У Жанны явно есть образование. Так просто в помощницы продюсера не попасть. У Вики нет ни педагогического, ни психологического, ни медицинского образования. Правда, нужно отдать ей должное в коммуникативных навыках и интуитивном понимании психологии детей. Это и помогает ей работать.
Жанна искренне любит Максима Шаталина. Будь сериал в жанре мелодрамы, а не комедии, создатели могли бы показать глубину её чувств. Жанна рядом с Максимом очень давно, до появления Вики. Когда в дом приходит новый человек, кладущий глаз на твоего возлюбленного, это очень больно. А со стороны судьбы как-то нечестно.
Жанна трезво оценивает Вику, её неприязнь, помимо ревности, можно понять. Вика не во всём умна. Иногда интуиция её подводит, и она поступает неправильно в отношении с детьми (в одной из первых серий влюбила в себя парня Маши). Больше мечтает о замужестве, чем о развитии собственной личности. Московских жён (в сериях, когда уже вышла замуж за Максима) удивлённо спрашивает, неужели этого недостаточно. Не умеет вести собственное дело, потратила деньги мужа на провальную идею по открытию ресторана. (Здесь во многом я уже не персонажа хочу осудить, а создателей сериала: так приятно показывать женщин дурами?)
По внешности: чем Жанна Аркадьевна хуже Виктории? Тем, что не одевается по стандартам — цитата из сериала — ≪не поймёшь, одета она или раздета≫? Женщина имеет право носить любую одежду. Как откровенные наряды вроде Викиных (если они не навязываются в качестве эталона), так и деловые костюмы.
Жанна так же высока и стройна. Она причёсана, умело наносит макияж.
Можно было бы сделать замечание её мимике. Но я заметила, что приятно улыбаться Жанна умеет. А если она злится, скалится, нервничает, когда её оскорбляют, разве это не вина обидчиков и только их? Не молчать же женщине.
_______
ЕВГЕНИЯ ЛАЗАРЕВА
Женя — девушка, затем жена Виктора в сериале ≪Проклятый рай≫. Виктор — сын хозяйки элитного борделя Екатерины Ивановны Лазаревой.
Екатерина Ивановна, считая Женю недостойной своего сына, отправила её в Турцию в качестве сексуальной рабыни. К тому же, перед страшной поездкой, не предполагающей возвращения, врач борделя дал Жене таблетку, спровоцировавшую выкидыш. Только по счастливой случайности Женя вернулась домой: вместе с дочерью прокурора Региной Белозёровой, которую выкупили, а она сказала, что без Жени никуда не пойдёт.
Начало и середина второго сезона ≪Проклятого рая≫ — показ трудностей в Жениной судьбе. Вследствии аборта и внутренней, душевной преграды Женя не может выносить ребёнка. Случается выкидыш, уже не первый после давнего аборта. Переживаний добавляет и то, что вернулась из тюрьмы Катя. А Виктор попадает под влияние секретарши Наташи и потом изменяет с ней Жене.
При всём этом Женю не только понимают и жалеют, но и осуждают.
Мол, слишком правильная. Строгие черты лица. Устраивала истерики. Витю под каблуком держала. Изменила с милиционером Кириллом. Права была насчёт неё Катя. И вообще Женя ≪самавиновата≫.
Особенно ≪нравится≫ оправдывание Катиному поступку. ≪Ошибкой было так ломать Женькину судьбу, но кто не оступается≫. Действительно! Отправить человека в Турцию, убить будущего ребёнка — это как двойку получить, на следующем уроке всё можно исправить. То, что Катерина — главный персонаж, а её образ глубок, продуман и неоднозначен, конечно, привлекает кинозрителя. Сложней понять весь ужас и непростительность её проступков.
В чём была ≪виновата≫ Женя с точки зрения будущей свекрови? Которая ≪таких, как ты, видела-перевидела≫. И поспешила в этот раз вместо того, чтобы посмотреть на человека поближе.
Во-первых, в том, что с Виктором начала встречаться будто бы ради денег. Но, как мы видим, Женя оставалась ему верна, а с милиционером стала встречаться только, когда Виктор изменил. Она осталась с Виктором, несмотря на то, что он сын такой женщины, не винила его, никогда не высказывалась на тему ≪яблочко от яблоньки≫. Хотя хорошо прослеживается связь матери и сына: она далеко от него, не воспитывает, но обеспечивает деньгами, а когда появляется, даёт навязчивые советы, ломающие судьбу (бросить Женю, встречаться с секретаршей Наташей); он был наркоманом (с отсутствием воспитания, наличием денег) и почти все два сезона — маменьким сынком.
Во-вторых, Женя якобы претендовала на квартиру. Хотя она чётко выделила слово ≪пока≫ во фразе: ≪Живу ПОКА в общежитии≫ и дала понять, что сама зарабатывает. Во втором сезоне девушка, взяв себя в руки, также находит работу — бухгалтером.
В-третьих, якобы хотела привязать Витю ребёнком. Но было видно, что девушка серьёзно настроена стать адекватной матерью. Такой подход не свойственен аферисткам.
Женя запретила мужу общаться с его мамой после того, как та вернулась из зоны. Возможно, она не должна была запрещать общение конкретно им. Зато имела право на разговор о том, что её тревожит (хотя и так понятно). К тому же, девушка обезопасила себя, чтобы самой не быть больше связанной с Катериной Ивановной.
Что касается лукистских осуждений, не вижу ничего ужасного в лице Евгении. Прекрасная девушка. В хорошем настроении приятно улыбается, на её щеках появляются ямочки.
Зрителям не нравятся вечное недовольство, грубость черт лица? Простите, но в её состоянии и в её ситуации сложно веселиться. А когда у Жени всё хорошо, то и ≪минусы≫ исчезают.
______
РАНЕТКИ, ПОЛИНА ЗЕЛЕНОВА И СВЕТОЧКА
Об отдельных персонажах могу сказать не так много, поэтому объединила в главе сразу нескольких персонажей сериала — самих ≪Ранеток≫, Полину Зеленову и библиотекаршу Светлану.
Больше всего хочется выступить адвокатом реальных ≪Ранеток≫.
Нет, я не считаю их музыку безупречной. Средняя. Слова песен банальны, хотя могут зацепить, если хочется незамысловатого любовного текста. Рок-группа? Разве что потому, что играют на тех же инструментах, что и рокеры. В целом они исполняют ≪попсу≫. Но некоторые из критиков, отмечающих всё это, неприятны. И вот почему.
С ≪Ранетками≫ произошла та же история, что чуть позже с ≪Оттенками≫ и ≪Сумерками≫. Так всегда происходит с общепринятыми плохими, некачественными группами, книгами, фильмами. Люди перегибают палку, и вдобавок к здравой критике мы читаем оскорбления самих творцов, оскорбления читателей/ слушателей/ зрителей. Скольких людей клеймили деградирующими, говорили об отсутствии вкуса, потому что они увлечены ≪ЭТИМ≫ (сказано с отвращением), хотя увлечение могло быстро пройти и смениться уже общепринятыми хорошими произведениями искусства.
≪Спервадобейся≫ не применимо к рок-группам мирового масштаба, до которых ≪Ранеткам≫ ещё расти и расти. Зато ой как применимо к протирателям штанов, которые только и могут писать ≪Г…но≫ и синонимы к нему под фотографиями участниц. Определённого, пусть не очень высокого уровня исполнения девушки добились. Кроме того, повзрослели, похорошели, завели семьи.
О ≪Ранетках≫ сериальных.
Умом, сдержанностью, ответственностью и любовной линией с учителем физкультуры телезрителям нравится Лена. Больше всего положительного в группах ВК и на ≪Кинопоиске≫ прочитала именно о ней. Так что не вижу, от чего защищать персонажа.
Почти не вызывает ни у кого раздражения и Лера. Правда, заметила мнение о высоких ценностях в одном отзыве. Как я понимаю, ≪оторва≫ адресуется по большей части Лере (она ведь любительница дискотек). Пользователь сайта пишет, что в сериале много бескультурия, на телевидении образ оторв, а не тех девочек, которых бы он хотел видеть. А видеть ему хочется вот что: ≪В девчонках должны быть романтика, поэзия, любовь. Исчезли скромность, целомудрие, невинность≫. Суть патриархального мнения более чем понятна. Не ясно только, как человек не разглядел романтику, поэзию и любовь (их в сериале предостаточно!), пусть и на уровне школьных, зелёных чувств и ≪Бай-бай, Алисы≫.
Аня в первом сезоне не расстаётся с дневником. И здесь хотелось бы отметить, что вести дневник — совсем не постыдное и не обязательно детское занятие. Хотя мысли в нём в силу возраста Ани выглядят наивно.
В любовной линии Аня/ Антон о девушке говорят, что надо было не опускать руки, бороться за своё счастье. Считаю, что советы персонажу правильные. Но Аня не хотела рушить отношения (или их иллюзию?) Антона и Наташи. И очень переживала, когда невольно становилась причиной Наташиной ревности.
Отец Жени — просто ходячий субъект для написания феминистских и антилукистских статей. Удаются же Александру Никулину такие роли! Ненависть берёт к персонажу. Отец старается и работает для всей семьи — это похвально. Но при этом командует даже женой, не только дочерью, кричит, унижает, нервничает. Дочери не разрешает ничего, не спрашивает о её желаниях — только бы училась.
Женька из-за этого забитая, равнодушная к учёбе. А также, пытаясь по-своему решить проблемы, которых упорно не видит отец, то в секту попадает, то пьёт опасные таблетки, считая, что они для похудения.
Встретилось мнение о Жене: ≪Безвольная, бесхарактерная, слабая. Нужно уметь постоять за своё мнение, за себя≫. Но разве девочка в конечном итоге это не сумела? Причём за относительно короткий срок. Гиперопека, сексизм, лукизм и прочие подобные вещи только со стороны могут казаться чем-то легко преодолимым. Люди живут с душевными травмами годами.
За Наташу переживаешь в любовной линии Наташа/ Антон. Здесь место собственничеству, эгоизму и истерикам, которые так не нравятся телезрителям. Всё это можно понять, учитывая, какими сильными были чувства девочки, как ей не хотелось терять Антона.
Нашла отзыв о голосе девочки. ≪Не очень приятен для телезрителя≫, ≪раздражало заикание≫ (потом оставившая последний комментарий нашла информацию, что у Наташи дефект речи).
Этот персонаж больше всего вдохновлял меня на работы, с ≪Ранетками≫ никак не связанные. Например, на мистику и ужасы.
Заслуживает внимания Полина Зеленова. Стерва, любящая шмотки. Девушка, которая не прочь позадирать других. Отрицательный персонаж.
Только вот тоже личность. Со своими целями, с чувствами.
Ну и что, что рекламирует йогурты (или сырки, не помню)? Может, и раздражает, что она себя считает при этом супер звездой. И всё же это маленький шаг в карьеру. Одними сырками/ йогуртами, насколько помню, Полина не ограничилась. У неё часто были какие-то пробы и съёмки.
Полина оказалась очень романтичной, чувственной и не похожей на стерву девушкой при отношениях с Гуцулом. Вспомнить хотя бы её взгляд, когда он пел ей песню!
Восхитило мужество Полины, когда она оказалась беременна и с уверенностью сказала, что воспитает ребёнка сама.
О библиотекарше мало что могу сказать. Но и не сказать не могу.
Светочку жалко.
Она очень одинока и комично, даже глуповато выглядит со стороны, когда пытается добиться физрука. В то же время понимаешь, какой вихрь переживаний в её душе.
Добавлю, что исполнительница роли Анна Марлиони очень симпатичная. И у неё оригинальная внешность.
_______
ОЛЬГА РЫЖОВА
Для многих «Служебный роман» не имеет недостатков. Он состоит из одних достоинств. На «Кинопоиске» все положительные мнения и одно нейтральное — по сути, тоже положительное, просто человек написал, что субъективно ему чуть-чуть не понравилось. Не скрою, что не вчитывалась во всё, ведь и так примерно понятно, за что будут фильм хвалить. Что касается персонажей, тоже примерно понятно, кто приятен, а кто — не очень большинству.
И мне хотелось бы остановиться на персонаже Ольге Петровне Рыжовой. Как-то раз я смотрела группу с творчеством художников, и под портретом Рыжовой было небольшое обсуждение — буквально в два — три комментария, в котором мне запомнилось: «Это да, она женщина не умная». Не спорила, каждый имеет право на собственное мнение, но всё-таки неприятно зацепило.
Ольга не глупая. Она попала в ситуацию, когда её считают глупой. А это разные вещи.
«Опрометчивой толпе», включая активную Шурочку, «герой действительный не виден». Никто из толпы (кроме одной сочувствующей девушки, чей взгляд был секундным эпизодом) не попытался понять, что на самом деле чувствует Ольга, каково ей, что делать и кто на самом деле виноват. И эта извечная, грубая, отбирающая право оправдаться «истина»: «Рыжова сама виновата! Ведь она могла свои чувства держать при себе».
Кого стоит осуждать, так это ту самую толпу. Ведь это они не думали. Это они начали сплетничать о женщине «в жутких розочках», зачитывать друг другу её письма, смеяться во время сплетен, шептаться, особо не скрывая, что шепчутся об Оле. Это они влезли туда, куда не надо было влезать, — в личную жизнь другого человека, не важно, запутанную в данный момент или нет. В отличии от толпы, Людмила Прокофьевна сделала вывод, что такие ситуации нужно решать без привлечения общественности.
И, конечно, не сплетницам понимать, что каждый человек может оказаться в неприятной ситуации, когда чувства идут вразрез с разумом.
Разве не понимала Ольга, что «так уж сложилась жизнь», она со своим мужем, Самохвалов — со своей женой и никак иначе? Разве не понимала она, что Юра избегает встреч с ней? Если бы не понимала, то не сыронизировала: «А послепослезавтра будут показывать хоккей?» Просто ею завладели чувства, которые общество неправильно растолковало как аморальное поведение взрослой женщины и матери. На самом деле чувства Оли были... нет, не любовью, но ностальгией по первой любви. Был в жизни человек. Разошлись пути. Теперь он вновь встретился. Вспомнились приятные моменты с ним. И так получилось, что воспоминания затянули, получили развитие в форме тех же писем или ожиданий Самохвалова то перед кабинетом, то на улице.
Один из эпизодов, показывающих ум Оли, — с вопросом про хоккей: сначала идут только чувства, затем — разум, напоминающий, что Юра избегает встреч и никаких любовных отношений не будет. Другой эпизод — снова с иронией, в вопросе: «Когда женщине говорят, что она умница, это означает, что она круглая дура?» Ну и третий эпизод — стихотворение, в котором речь как о ней самой, так и о Самохвалове, и об осуждающем обществе.
Как Оля ни была б умна,
Её вдруг чувства обуздали,
И в море скинула волна
С опасного любви причала.
Качался парусник её,
Гонимый бурей просто к скалам.
Глотать, топить — всегда живьём,
Как будто боли в жизни мало.
И осуждает мир морской
Потоками своих течений,
Не спрашивая: «Что ж с тобой?»,
А убивая грубым мненьем.
Бездушно опускать на дно —
Конечно, легче, чем оставить.
Без шторма судно доплывёт.
Забудь, вода, об острых скалах.
_______
РОГНЕДА КАРПОВНА
Женщина с этим необычным именем — буфетчица в фильме «Королева бензоколонки». Персонаж Рогнеды не относится к тем, которых много обсуждают. Хотя бы потому что сюжет вертится вокруг Людмилы Добрыйвечер, её мечтаний, Панаса, Тараса и бензоколонки. В то время как Рогнеда — второстепенный персонаж.
Второстепенный. А ещё одинокий. Несчастный... Потому и захотелось немного написать о ней.
На первый взгляд, это несобранная, ленивая особа, в буфете которой вечно то недостача, то беспорядок. Она жеманничает и, пытаясь привлечь внимание (особенно наспех соорудив халахуп — «прибор для стройности фигуры»), совершает какую-нибудь глупость. Хитростью хочет способствовать увольнению Людмилы. В общем, недостатки есть, не отрицаю.
Но становится горько от того, что привело к этим недостаткам, почему Рогнеда Карповна такая.
Так уж случалось в советской жизни, случается сейчас и будет потом. «Эта красавица» Людмила, стройная, с оживлённым взглядом, с мечтами и их воплощением, активная, улыбчивая, привлекает мужчин. Людмилу «увезут, ей-богу, увезут». А что же Рогнеда Карповна? Непримечательная, полная, опять же — несобранная. Первые две характеристики я не считаю минусами (и, если что, сама с лишним весом): не нам выбирать, какими родиться, и никто не обязан исправлять «минусы» ради других. Но всё же с ними сложнее жить, когда «клюют» на красоту и когда, как говорится, встречают по одёжке.
А то, что творится в буфете, — показатель женского одиночества. Серость. Такая же, как в жизни. Нет порядка, потому что нет интереса к работе: кому-то комфортно на таких мелких работах, как буфетчица, он может оставаться жизнерадостным, а Рогнеда, наверное, не может.
Искусственные цветы летом — тоже признак одиночества. Дело не столько в том, что может быть лень пройтись два шага да нарвать скромный букетик, сколько в отсутствии каких-либо приятных впечатлений, связанных с цветами. Редко кто или вообще их не дарил. Возможно, все годы сердце Рогнеды пылилось подобно искусственным лепесткам...
А шутка про «Кис-кис» вроде кажется смешной, но если задумаешься... Вполне может быть, что Рогнеда — не просто сладкоежка, а заедает сладостями свои проблемы. И запивает пивом.
По всей видимости, Рогнеда влюблена в Панаса Петровича. Называет Панечкой, и это похоже на жеманство, неумелое заигрывание, а не просто на подлизывание провинившегося «ревизуемого лица». И, наверно, это заметно, если позже шутят про Дворец бракосочетания, в котором бы расписали Панаса с Рогнедой. «У неё при каждой ревизии недостача. А поженились бы — и всё наладилось» — с этой шуткой я на полном серьёзе согласна.
Была бы Рогнеда Карповна счастлива, появились бы изменения в её жизни, в её душе — появились бы и в буфете.
_______
ДЖЕННИФЕР ХИЛЛС
Давно хотела рассмотреть персонажа американского фильма ужасов, пусть текст о нём и выбивается из анализа советских и сериальных героинь.
Дженнифер Хиллс — героиня фильма «Я плюю на ваши могилы». Сначала её жестоко изнасиловали и унижали пятеро мужчин, затем она, чудом выжившая (это чудо режиссёр совсем не показал, что многие, и я, считают огромной ошибкой), так же жестоко, а ещё изощрённо мстит. Таким образом это больше не ужасы (нет ничего сверхъестественного, если не шутить про ляпы), а триллер, про человеческую жестокость.
Первый стереотип, с которым сталкиваешься, — насчёт себя как зрителя. Некоторые нелюбители фильмов ужасов обожают ставить диагнозы любителям. Мы, дескать, и извращенцы, и насильники или станем таковыми, «ведь то, что мы видим, меняет нас, можно стать таким же психом». Нашла я и сексисткое, на мой взгляд, мнение о девушках, которым фильм понравился: «... можно тут же делать о ней серьёзные и далеко идущие выводы. Стоит всячески устраняться от общения с женщиной, для которой такое изображение мужчин в кинематографе приемлемо».
Некоторые пользователи задавали себе вопрос, как к этому фильму отнеслись феминистки. Вот я тоже думаю: этот фильм — подложенная свинья или, наоборот, поддержка тех, кто осуждает насилие, изнасилование и понимает месть за такие деяния...
Итак. Мне понравилось — это раз. (Моей кровожадной стороне) Я на стороне Дженнифер — это два. Но...
Всё портит работа создателей.
Во-первых, в фильме огромная сюжетная дыра, которую бы и автобус из «Скорости» с Киану Ривзом не смог перепрыгнуть. Главным образом — как, КАК девушка с тяжелейшими травмами смогла спрыгнуть с моста в реку, остаться незамеченной для насильников, которые прочесали весь лес, выжить, выглядеть на все сто и в свеженьком виде пойти мстить. «Мстя» — это отдельная история логики, утонувшей вместо Дженнифер. Эти же вопросы задавал чуть ли не каждый рецензент.
Во-вторых, создатели таких фильмов будто специально создают героинь глупыми, не соблюдающими элементарную осторожность. Из родных Дженнифер никому не сказала, что сама едет в лесную глушь, зато нагловатым подозрительным незнакомцам — пожалуйста, пусть знают. Уронила (вроде в унитаз) телефон и не беспокоится об этом. Шторки не закрывает. И для чего это? Чтобы зритель осуждал, а не сочувствовал? Почему нельзя показать наивность вместо глупости или неосторожность, которая может быть присуща умному человеку?
А что в итоге получается здесь? Сделали героиню глупой, и в рецензиях об этом много пишут. И хочется, но и нельзя не согласиться: ведь реально образ вышел таким. Но я виню в этом не героиню, а режиссёра. Однако в любом случае низкий уровень интеллекта — не оправдание насилию и изнасилованию.
Что меня удивило, так это критика косметических процедур. «При себе имеет блеск для губ и лак, которым красит ногти на ногах. Ведь какие же без этого уединение и покой?» Ну а почему бы и нет. Почему женщина не может покраситься для себя (не только для выхода в свет и для мужчин), ощущая что-то приятное, эстетическое от блеска и лака? Может, они для Дженнифер играют роль вдохновения (кроме косяка и чего-то спиртного), а она ведь писательница.
Хм... Вот насколько отличается работа в плане сюжета, логики и образов жертв и насильников. Я об этом фильме и о «Ворошиловском стрелке». Видимо, образ Кати приятнее образа Дженнифер. Ведь в ВС рецензенты задавались вопросом, почему нет точки зрения ни одного женского персонажа. Здесь же наоборот ставят в укор имеющуюся точку зрения Дженнифер (её возмездие) и то, что нет ни одного «ПЛОХОГО» женского персонажа.
О мужских типажах. Насчёт которых комментирующий парень решил, что фильм сексистский (а я так решила о его мнении насчёт девушек). Парень задался вопросом, что хотел сказать режиссёр? Что все парни — потенциальные насильники? Что всех нужно бояться? Думаю, нет. В фильме показаны разные типажи — и тихоня, и полицейский, и качок, и обычные на вид мужчины — не для того, чтобы кинозрительницы всех боялись и ненавидели, а чтобы в принципе перед разными людьми соблюдать осторожность. Быть осторожной — это не значит заранее думать о человеке плохо.
Именно осторожность (не ненависть, не сексизм по отношению к мужчинам) лишней не будет. Ведь сколько случаев, когда человек не соблюдает осторожность, ко всем относится с открытой душой и потом платит за это.
Что мне не понравилось в фильме кроме двух огромных логических дыр — это (правильно подметил один из комментирующих) нахождение Дженнифер «не в доминирующем положении психологически». Мужчины, будучи уже в роли жертв, продолжали издеваться и унижать, хоть и словесно. Не помню такого минуса в «Дне женщины». ЯПНВМ — римейк.