16+
Лайт-версия сайта

Nature morte - Цикл верлибров

Литература / Стихи / Nature morte - Цикл верлибров
Просмотр работы:
27 февраля ’2021   16:52
Просмотров: 6061

Nature morte
(Vanitas)
Цикл верлибров

1. АНТОНИЙ
Натюрморт с мёртвой рыбой

__________________________________

«Здесь умерли ангелы, пусто в амбаре,
готов колумбарий для всех дольче вит,
и нечего больше ловить,
здесь землю объяли глубинные воды,
слизали всю соль
с про́клятой этой земли,
об этом давно уже сказано римлянам... » —

Пётр Симон говорит,
отрекаясь от Слова,
становится камнем.

«Oh, mein Gott, быть беде,
неужели мы канем?» — заплакал Антоний.
Но ангел ведёт его в Римини.

Там, в слезах,
спотыкаясь и падая,
спускается к берегу
тихий Антоний из Падуи,
чтобы скормить своё робкое сердце
медленным рыбам.
Их скоро поймают в прозрачные сети,
снесут на безжалостный рынок.

Антоний по горло в воде
растерянно шепчет:
«Иисусе... Мы — рыбы?
Meine liebe... Мы — мёртвые рыбы...»

2. ЛУКРЕЦИЯ
Натюрморт с игральными костями

______________________________

За игральным столом,
рядом с грудой костей
и портретом мёртвого кесаря на конверте,
Лукреция пишет письмо Чезаре –
о Европе, давно превратившейся в грязный вокзал,
о микстуре против ковидной чахотки.
Ей сладкий сироп прописал
доктор Мом,
уверяя, что это лекарство от смерти.

В раме тусклого зеркала
пишет Лукреция:
«Чезаре, здесь уютно,
но фрукты сгнивают прямо в руке,
не успеешь до рта донести!

Прости, я же глупая,
дура дурой,
мне вечно тринадцать лет,
мотылёк я на стебельке.

С тех пор, как срубили горящий куст –
распадается жизнь на после и до,
в животе до сих пор ледок.
На хрустальном столе
улитка живёт,
и бюст мой упруг и пуст.

Здесь носятся толпы чужих детей,
но глаза у них из стекла.
По утрам здесь поют ледяные колокола,
И кожа моя бела,
как посмертная маска давно затонувшей Венеции.

Я спросила у папы Пия: что такое душа?
Он вздохнул - ах, Лукреция...
Долго смотрел в свой в зеркальный шар,
а потом сказал:
энтропия как будто ржа,
у людей гаснет память,
их взгляд, как у мёртвых рыб,
позабыли о правилах
всякой игры,
не знают, что значит благая весть...

Мой Чезаре, всё так и есть!
Здесь не помнят уже, кто такие Борджиа!
Умыли руки в святой воде.
С Востоком разрушили все мосты.
Железные боги опять везде
рисуют свои кресты.

Извини, милый Чезаре,
у меня начинается жар...
Маска вместо лица...
Мне пора пить микстуру
доктора Мома...
Выпал символ «На Ца»
при гадании Мо,
Я не знаю, что это значит...»

Слёзы падают на недописанное письмо.
Лукреция плачет.

3. МАРТА
Натюрморт с горностаем и распятием


Марта любит всё жёсткое,
йогу, шёлковый кнут,
супругу чеканит
«...alles wird gut...»,
ласково гладит по шёрстке
любимого горностая,
рассеянно дамский журнал листает,
закуривает папироску -
тонкую, мятную,
руками бархатными
с кожей нежной и матовой
нажимает на клавиши -
и звучит клавесин.

Фрау Марта презирает новости
всех палестин,
и куда ни посмотрит -
везде мейсенская пастораль:
пастушки́ и пасту́шки,
друг другу шепчут
любовные речи на у́шко.

Вздыхает - ей нравится
один враль,
правда, он весь неправильный,
не такой, как она,
в голове у него мировое зло и война,
на таких лучше вовсе махнуть рукой.
Только хочется с ним
спать, любви и на «ты»...

В алькове
на тумбочке у неё
в корзинке искусственные цветы,
книжки про женские чары,
про чакры,
про апокрифы всех святых
и святой Грааль,
а ещё распятие на стене.

Марта думает:
кто я ему, и кто он - мне?

Она пишет стихи
красивые и с грустинкой,
слушает Стинга,
ей не хочется о войне
даже думать,
ей плохо при виде крови.

Фрау Марта в своём уме
играет то Мессалину, то недотрогу,
ищет истину в красном церковном вине,
думает: а сказала бы ему «нет»?

Смотрит в зеркало:
да, красивая, не простая,
не такая, как дурочка его
молодая и глупая.

Подкрашивает концы ресниц,
брызгает на себя духами,
расправляет ласковый воротник
на пальто с горностаем,
переставляет корзинку с цветами,
включает Wi-Fi,
пишет такому же мертвецу:
«... everything will be fine...»

Чтоб не заплакать -
прижимая ладони к лицу.
считает до ста,
Господу говорит:
«Amen»

Бог молчит,
истекая кровью,
и глядит на неё с креста.

4. КАФКА
Натюрморт с куколками

____________________________

Кафка ждёт превращения в Бога.
Во рту -
всех убитых птенцов молоко.
В тигле - золото, олово, ловкая ртуть,
потемневшая медь,
прах египетских мумий,
тевтонские гены рептилий.

Перед ним -
шоколадные ангелы от «Nestle»,
антикварные книги,
горка гусениц мёртвых
расцветки немыслимых радуг:
горсть куколок на столе.

«Красота исчезает, как дым... » -
Кафка кротко вздыхает
и чувствует лёгкое жжение
тлеющей сигареты.
Кафке ведомы древние эти секреты:
владеть - не имея,
умирать, оставаясь живым,
знать различия между
превращением и преображением.

Кафка помнит,
что лестницы здесь - только вниз.
Невидимкой сидит
в тайной комнате замка,
смиренным алхимиком
ждёт сияния Элохима.

И шарик хрустальный
всё ходит по кругу
на венском серебряном блюде
ночами бессонных гаданий.

Людям-куколкам снится,
что завтра они -
мотыльки,
драгоценней всех прочих созданий,
возносятся над зеркалами озёр,
парят выше башен,
прозрачных зданий...

Создатель
из Кафки глядит на них
сквозь смутно-свинцовые дни,
зная:
все они - сожжены.

.

5. ИУДА
Натюрморт с серебряными монетами

________________________________

Время течёт и лечит
от совести, памяти и от ран.
Иуда вечен —
тела его кора
застилает землю, и мир, и свет,
его слово и дело
питает корни
у тайных трав.

За столом у Иуды
дворня, весело, пир горой.
Стол газетой накрыт
в сторожевой вышке.
Гости пьют, едят рыбу, вишни,
следят за игрой - "Убей лишних".
гогочут, ржут,
имена
перебирают
будто фишки игральные,
а в полях
прорастают пенька и джут.

Каждый здесь -
душевед, людолов, правдоруб.
У них серебра полно —
неразменный рубль
с неба каждому сброшен на счёт.
Делят тридцать сребреников
пополам.
И вино, как кровь,
по усам течёт,
по рукам, столам...

Все сосуды разбиты.
Блестит стекло.
Это время их,
время
уже — пошло...

6. БОРХЕС
Натюрморт с блокнотом, испещрённым солярными символами

_______________________________

Светает.
Горизонт - разлом земли и неба -
всё тоньше, чётче.
Сквозь иконный окоём
наш Отче дальний
строго и светло,
но с каждым днём
тревожней и печальней,
глядит на мир.

Гиперборейский ветер
сердито трётся об оконное стекло
бездомной кошкой,
тенью от ветвей
скользит,
листает старенький блокнот,
читает шифры цифр, букв, нот,
сухой листвой
о чём-то шепчет -
но слова невнятны,
значений их порою не найти.

Зло побеждает сбившихся с пути.
За необъятным письменным столом,
наощупь зная символы от Брайля,
рисует ребусы, шарады и загадки,
кроссворды составляет мёртвый Борхес,
геометрические лабиринты смыслов.

Разгневанные орки книги жгут
в кострах средневековых площадей,
в окно влетают гаснущие искры.

Угрюмый Борхес, старый лицедей,
в прозрачные ладони ловит мыслей
и вещих снов рассыпанные крохи -
вчерашние осколки бытия.

Ему прозреть, воскреснув, суждено,
когда на крест взойдут
последние слепцы -
поэты мёртвых эллинских богов,
солярных знаков древнего зверья,
под визг и хохот бесноватых варваров
очередной
дописьменной
эпохи.

7. Д-Р КОРЧАК
Натюрморт с облаками и одуванчиками

_____________________________________

Доктор Корчак от ветра
Прикрывает руками прозрачные головы
Одуванчиков горнего мира
И на землю глядит из окошка
Голубого небесного дома -
Там, внизу, во дворе интерната,
В неизвестность увозят детей.

"Это просто сироты,
Да, на каждого есть бумаги!" -
Суетливо кому-то докладывает
Пожилой директор приюта,
Прижимая смартфон к голове.
"Байстрюки... Разумеется... Пóкидьки..." -
Соглашается ровно минуту спустя.

Стайка худеньких ангелов
Входит в автобус гуськом,
Виновато и тихо.
Недобро глядит
Саранча в камуфляже,
В их руках автоматы блестят.
Впереди ждёт Европа,
Макдональдс, игрушки,
Ракушки, песчаные пляжи -
И море...
Так сказала училка,
Тайком утирая мизинцем слезу.

Надрывается чёрный динамик в салоне:
"Не забудьте, запомните:
Родители номер один,
Номер два,
А быть может - и три... "
Саранча держит выход на мушке.

У автобусной двери замешкался
Мальчик-с-пальчик,
Нечаянный ангел
С прозрачною кожей
И тонкою шеей,
С нежным пухом волос на макушке -
Он чем-то похож на цыплёнка.
Одуванчик дразнили его,
Одуванчик...
Поднял голову вверх,
В акварельное синее небо,
И глядит,
Как лицо закрывает руками
Небесный Отец,
И как плачет,
Полотно погребальное расшивая
Золотыми цветами и птицами,
Небесная Мама...

___________________________________________________

* Nature morte – франц. «мертвая природа»
* Vanitas - Ванитас - жанр в живописи эпохи барокко, натюрморт, в центре композиции которого человеческий череп (иногда череп животного). Термин «ванитас» восходит к библейскому стиху Экклезиаста «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» («Суета сует - всё суета!») Отличается богатой символикой, устойчивой аллегоричностью.

* Анто́ний Падуа́нский, покровитель Лиссабона и Падуи (города его рождения и смерти), католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев, вошедший в историю как блестящий проповедник, чьи слова понимали даже рыбы.
* «... для всех дольче вит»  : Dolce vita — сладкая жизнь, по русски можно сказать: «Не жизнь, а малина».
*«...Oh mein Gott...» — о Боже мой (нем.)
* « ...meine liebe... »— моя любовь (нем.)
* Пётр Симон — бывший рыбак Симон, апостол Пётр, ученик Иисуса Христа. Вместе с ап. Павлом называется первоверховным апостолом. В католической церкви считается первым папой римским.
* Рыба - символ христианства

* Че́заре Бо́рджиа — политик эпохи Возрождения, брат Лукреции Борджиа. Их отец - Папа Римский Александр VI.
*выпал символ «На Ца» при гадании Мо - гадание на игральных костях, символ «На Ца» означает - «Рассыпающаяся гора песка» и является наихудшей комбинацией для гадающего, предсказывает разрушения и неотвратимые события, связанные с расплатой за совершённые поступки.
* «Доктор Мом» — препарат из лекарственных растений для лечения простуды и кашля.

* Мейсен — знаменитая марка немецкого фарфора, название происходит от города Майсена, где впервые в Европе стали производить фарфор.
* «...alles wird gut...» - нем., «... everything will be fine...» - англ. - «... всё будет хорошо...»

*Франц Ка́фка (1883 - 1924) — немецкоязычный австрийский писатель, широко признаваемый как одна из ключевых фигур литературы XX века. Культовая повесть «Превращение», с фантасмагорическим сюжетом о превращении человека в насекомое (таракана) - одно из пророческих произведений, отразившее процесс дегуманизации 20 века.

*«Nestle» — швейцарская транснациональная корпорация, крупнейший в мире производитель продуктов питания от кондитерских изделий до корма для животных. На логотипе компании до 1988 Nestle была птица и три птенца в гнезде, после 1988 года птенцов осталось два. С корпорацией связано несколько скандалов по поводу наличия генно-модифицированных ингредиентов.

*Элохи́м (ивр. ‏Элохи́м; Элогим; Елогим; Элои́) — еврейское нарицательное имя Бога, обобщающее названия всех божеств.
В каббале Элохим одно из 10 священных имён Творца, упомянутых в Торе. Имя воплощает идею божественной справедливости.

*Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899 Буэнос-Айрес — 1986 Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, философ, поэт, публицист, один из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии, мастер концептуальной прозаической миниатюры. Последние 20 лет жизни был слепым.
*Брайль - Луи Брайль - изобретатель азбуки (шрифта) Брайля — рельефно-точечного тактильного шрифта, предназначенного для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
* Солярный - связанный с солнцем. Солярные символы связаны с солярной религией (в широком смысле - это все языческие культы, где главными символами были свастики различных конфигураций)

* Я́нуш Ко́рчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя Эрш Хе́нрик Го́льдшмидт (польск. Henryk Goldszmit); 22 июля 1878, Варшава — 7 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1942 году, когда двести человек воспитанников Варшавского «Дома сирот» фашисты привели на вокзал, чтобы отправить в крематорий, их учитель, Януш Корчак добровольно разделил с ними их судьбу.
*Байстрюки - укр. - дети, рождëнные вне брака, безотцовщина.
*Пóкидьки - укр. - ублюдки, отребье, выродки.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 27 февраля ’2021   21:02
ДА.прочитал

Оставлен: 27 февраля ’2021   21:18
)) Ну такое... европейское панно)


Оставлен: 03 марта ’2021   19:40
Всё впечатлило. Кафка чуть меньше, чем остальное, но оно и понятно. Его очень трудно передать. В общем - круто!

Оставлен: 04 марта ’2021   02:18
Да я его и не передавал... Кафку. Кафка всего лишь часть картины, феномен современной предвоенной Европы - символ. Феномен, из которого смотрит на современную жизнь Создатель.

А передавать Кафку - нет смысла. Кафка сам себя отлично передал, у меня не было задачи даже "излагать Кафку" своими словами) Просто Создатель смотрит из него - из такой вот формы. Кафка в стихе - всего лишь форма, к которой идет социум. Замок. Превращение. Соответственно - механика тирании и расчеловечивание для убийства. Две идеи - в них выражен весь Кафка.
И больше ничего=)

У меня есть эссе - В ожидании метаморфозы. Вот там об этом тоже есть пара слов для ясности.
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/post/2207114.html?author

Оставлен: 04 марта ’2021   14:13
Согласен)


Оставлен: 03 марта ’2021   21:14
Очень трудно понять: в какой сундук это всё положить... ))) Это всё очень хорошее, но другое. Нравится-не нравится - не в этом дело. Главное, что имеет место быть, и имеет по праву. )))

Оставлен: 04 марта ’2021   02:10
Это жизнь, Олег. и хрен знает, что нам со всей ней делать)

Оставлен: 04 марта ’2021   02:18
Вспомнился анекдот: а теперь мы со всей этой хренью должны как-то взлететь)))

Оставлен: 04 марта ’2021   20:13
Да... "а в каждой бомбе 16 тонн..." )))


Оставлен: 03 марта ’2021   22:10
Жалко их всех, даже Иуду, ведь все они оказались жертвами своего времени и его обстоятельств, а что поделаешь...

Оставлен: 04 марта ’2021   02:08
Христос заплатил собой за грехи всего человечества. Только один в это время плакал, а другой - лупил по гвоздю, а третий плевал Ему в лицо.
Мне конечно всех жалко, но за один стол пировать с иудой люди садятся по доброй воле. и у каждого своя выгода и свой резон, и цель - своя) одни шкуру спасают, другие навариваются на крови.

Лукреция с Чезаре - просто дети по сравнению с тем что сейчас творится. это правда.

А людей всех жаль. всех. и дураков, да. но разница все равно есть: одни на крест идут, другие - имеют гешефт от этого. хотя по сути все - делают единое дело, участвуют в общем, так сказать, процессе) сообща)


Оставлен: 04 марта ’2021   09:25
Мне очень понравились верлибры. Задумаешься поневоле))
С уважением, Александр.

Оставлен: 05 марта ’2021   03:02
Спасибо, Александр.


Оставлен: 10 марта ’2021   13:28
Юра, поздравляем с прохождением твоего произведения искусства на нашу аллею!
 

Оставлен: 10 марта ’2021   15:07
Сергей спасибо!


Оставлен: 22 мая ’2021   14:53
Приятно удивлён, вашим переваривании происходящего в Европе.
Я не все аллегории понял (образования не хватает)
Но с тем что понял я абсолютно согласен!
Всегда смотрел на происходящее существенно,
Вы же представили философски-духовный взгляд,
Интересно

Оставлен: 22 мая ’2021   22:26
Большое спасибо за отзыв.
Я старался писать этот цикл таким образом:на поверхности просто картина, а аллегории, метафоры уже, таак сказать, это второй слой. Хотелось чтобы было интересно читать и без аллегорий.

Образы в основном - с общепринятыми "фишками", с одной стороны - с общеевропейскиеми культурными кодами (христианскими в первую очередь), с другой - предметы здесь являются символами, как на средневековых натюрмортах Сев. Ренессанса. Ну и третий смысловой пласт - это сами образы, за каждым из них история, эстетика своя.

А Европу я любил всегда, вырос на ней, так сказать. Никогда не разграничивал для себя и не сравнивал, что лучше - наше или европейское.




Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Грусть тоску мою развей.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 




Интересные подборки:

  • Стихи о любви
  • Стихи о детях
  • Стихи о маме
  • Стихи о слезах
  • Стихи о природе
  • Стихи о родине
  • Стихи о женщине
  • Стихи о жизни
  • Стихи о любимой
  • Стихи о мужчинах
  • Стихи о годах
  • Стихи о девушке
  • Стихи о войне
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о русских
  • Стихи о даме
  • Стихи о матери
  • Стихи о душе
  • Стихи о муже
  • Стихи о возрасте
  • Стихи о смысле жизни
  • Стихи о красоте
  • Стихи о памяти
  • Стихи о музыке
  • Стихи о дочери
  • Стихи о рождении
  • Стихи о смерти
  • Стихи о зиме
  • Стихи о лете
  • Стихи об осени
  • Стихи о весне
  • Стихи о классе
  • Стихи о поэтах
  • Стихи о Пушкине
  • Стихи о школе
  • Стихи о космосе
  • Стихи о семье
  • Стихи о людях
  • Стихи о школьниках
  • Стихи о России
  • Стихи о родных
  • Стихи о театре
  • Стихи о Алтае
  • Стихи о Оренбурге
  • Стихи о Софии
  • Стихи о Серафиме
  • Стихи о Италии
  • Стихи о Пскове
  • Стихи о замках
  • Стихи о молоке
  • Стихи о мачехе
  • Стихи о Мордовии
  • Стихи о витаминах
  • Стихи о шарике
  • Стихи о воробушке
  • Стихи о Кронштадте
  • Стихи о справедливости
  • Стихи о смелых
  • Стихи о дельфинах
  • Стихи о существительном
  • Стихи о жаворонке
  • Стихи о следах
  • Стихи о казачке
  • Стихи о десантниках
  • Стихи о раскрасках
  • Стихи о бабках
  • Стихи о карандашах
  • Стихи о судьях
  • Стихи о васильках
  • Стихи о ежике
  • Стихи о горечи
  • Стихи о Арине






  • © 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

    Яндекс.Метрика
    Реклама на нашем сайте

    Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

    Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft