Опыт поэтического прочтения «Молений на озере» святителя Николая Сербского
Я спустился глубоко в разум свой
и нашел там иудеев толпу,
заградивших вход Тебе, мой Господь,
светоносный Царь мой, Истины Путь.
Оказалось, что все мысли мои –
лишь рассказы иудеев о том,
как бежали из Египта они,
а на деле – так и рабствуют в нем.
И когда мне стало ясно, кем взят
в плен был Иерусалим, для кого
в царство мёртвых, в свалку был превращен
град Небесного Царя моего,
возопил я : Ты – Господь мой и Бог !
Ты - Спасение, Свет Царский ума,
чьим сонливым стражем был я таким,
что его пришельцев выкрала тьма.
Ведь когда нечистый ум осквернил
матерь-душу, ею был порождён
духов ненависти к Небу кагал,
ядовитой сласти чувств легион.
Мать Небесная, омой от грехов !
Силой Сына Твоего обнови !
Разгони нечистых духов туман;
душу в девство мне облечь дай покров !
* * *
Ты – Жизнь и Свет, мой Бог, и не в глубинах
Ты хочешь скрытым быть, но озарять !
Неважно, в теле будешь Ты едином
или раздельном, только бы раздать
Себя как Жизнь. Недаром же Тобою
безбрачие и брак освящены,
и полагать, что чувством муж с женою
да умной волей лишь обручены –
самообман. Нет, это Жизнь толкает
мужчину к женщине, чтоб эта вся земля
была бы жизнью Божией до края
наполнена как искрами огня.
Блажен же тот, кто догадался в срок свой,
что несовместна с грязью чистота,
что жизнь в мгновенье может неживою
стать, камнями убитая стыда.
И что она – не мигом опьяненье,
и не желания безумного костёр,
вслед за которым сердце униженьем
растоптано. Жизнь – с Богом разговор.
* * *
Душа моя, пещера вечности,
со мною Господа моли,
из-за твоей чтобы беспечности
враги костёр не разожгли.
Не отзывайся эха всхлипами,
когда по стенам застучат.
Немою будь, останься тихою,
когда тебе вдруг закричат.
Тебе и люди злоречивые
ничем не смогут навредить :
когда слова забудешь лживые,
в ответ не сможешь повторить.
И гнев в тебе не зашевелится,
на гнев чтоб гневом отвечать :
когда гнездо пустым содеется,
то что в нём будет пробуждать?
Но если же, душа, ты ранена,
откроешь хоть на миг окно,
проникнет нечисть окаянная
и отзовётся злом на зло.
Молю Тебя, о Душе Святый мой,
и день и ночь зову слезой :
Вселись в душе моей Хозяином,
все входы для врагов закрой !
* * *
Мой грех и Твоя справедливость,
Судья мой и Бог,
с высокой горы меня сбросили,
чтобы я стал
безбожников спутником,
лжеиудеев рабом,
и грех мой несу от создания мира
в устах.
Ношу на себе я проказу
моих праотцов,
родителей раны, что сам же
готовил в Раю,
когда растворенным был в них,
а сейчас на лицо
упали они на моё и
на душу мою.
Так смилуйся ж, Господи,
шлюзы Свои подними,
рекою Твоей благодати
очисти ж меня,
чтоб имя Твоё на устах
я бы нёс на моих,
не оскверняя проказой
Святого Огня.
Ещё не проветрена
горница бедной души,
а Ты уж стучишься,
мой огненный Душе Святый.
Двери ! Душа моя,
двери открыть поспеши !
О горе ! Гостями
незванными
связана ты.
* * *
Дух мужества живого,
Дух бодрости зари,
вечернего покоя
и тишины любви,
Кто
легче сна младенца
и всех ветров быстрей,
Ты, кто росы свежее,
слов матери милей,
Кто
пламени светлее,
жертв храмов всех святей.
сильнее мирозданья,
живее жизни всей,
Тебе я поклоняюсь,
мой Душе,
и молю :
в пути к Блаженства Краю
дай дружбу мне Свою.
Сам, Душе Огненосный,
очисти, уязви,
пронзи Ты мою душу,
вселись огнём любви.
И ладаном небесным
Ты окади её
и учини невестой
во Царствии Твоём.
Да зачалась чтоб песня
в ней мудрости Творца,
открылось Око в вечность
блаженства без конца.
* * *
Во Единстве Сущая Троица
помоги мне родиться вновь,
родником соделай, да смоется
прародителей грешных кровь.
Возведи на вершину горную,
даруй мне всепобедным быть,
дабы веру имел я твёрдую :
Богом создан я победить.
С силой Господа неоскудною,
с богомудрием, чист как снег,
чтоб явился Тобой задуманный
от начала во мне человек.
* * *
Человека того, что имеем сейчас.
тварью Божьей назвать кто б мог ?
Человек, тот что есть,
носит имя «болезнь».
Он создатель себя самого.
Ну, откуда бы взяться болезни в руках
у Тебя, мой Господь ? Ты – Жизнь.
Человек, тот что есть,
называется «страх».
Но Создатель наш Неустрашим.
Человека ещё лютой злобой зовут,
таковы уж его дела.
Но могла ли от Кроткого
злоба прийти ?
Нет в Смиренном и тени зла.
* * *
О Создателю света белого,
человека восстанови
изначального и всецелого.
Образ, Боже, Твой обнови !
Ибо тот, Тобой первосозданный,
мелковидное тщась познать,
раскололся на мелконосное,
разменялся, чтоб испытать
и вкусить это микрознание,
в малодушную тварь входя.
Но ведь даже и мироздание
не вмещает Твоё Дитя !