Когда внутри расколотого мира
деление на этих и на тех,
и коммунальная вселенская квартира
в зловещей замирает темноте,
где все друг другу сделались чужими,
взаимно забывая имена,
настолько чахлый и убогий климат,
что плесневеет каждая стена.
Здесь трудно разобраться кто обижен,
а кто при шоколаде и халве.
Здесь чьи-то непривязанные лыжи
со шкафа бьют по чьей-то голове.
Здесь двери поплотнее закрывают,
ведь так невыносимы сквозняки.
Становится квартира нежилая
без дружеской хозяйственной руки.
Вернётся ли хорошее соседство?
Поможет ли какой третейский суд?
И если есть целительное средство,
чего ж его так долго не несут?
Наверно, ждать волшебника не стоит,
из труб вот-вот повалит чёрный дым ...
мы сами и святые, и герои,
когда того отчаянно хотим.
Хорошо, а две вещи меня просто порадовали: про лыжи и строчка "И если есть целительное средство,
чего ж его так долго не несут?". Они дали объём стиху. )))
Хорошо. Правда я бы поспорила с последней строкой. Как по мне, то "мы сами и святые, и герои, хотим того мы, или не хотим". Уж очень многое в этой жизни предрешено. Но это издержки моей личной истории. Ваше право "хотеть отчаянно"
С наилучшими пожеланиями из Бреста Марина
По смыслу вопросов нет, всё кристально ясно.
А вот в построении первого предложения я запуталась. К чему относится "деление" и "настолько"? Автор или кто-то из более понятливых рецензентов может разъяснить, кто там на ком стоял?
Спасибо за вопрос! Ответить проще самому автору). Когда разделение и все становятся друг другу чужими, тогда и климат гнилой (согласна, что отсутствие "тогда" может сбить с толку), но показалось, что смысл интуитивно понятен).
Спасибо автору, но, повторюсь, я не спрашивала о смысле строк, я всего лишь о построении предложения, о грамматике. Почему-то убеждена, что хорошие стихи подразумевают внятность и грамотность построения фраз. А здесь всё очень запутано.
Вот, к примеру. фрагмент:
«Скоро тринадцать лет, как соловей из клетки
вырвался и улетел. И, на ночь глядя, таблетки
богдыхан запивает кровью проштрафившегося портного,
откидывается на подушки и, включив заводного,
погружается в сон, убаюканный ровной песней".
Согласно правилам русского языка можно понять, что сон кто-то убаюкал ровной песней, но по смыслу ясно, что речь идёт о богдыхане, не так ли? Но к этому тексту претензий нет, потому что Бродский).
Некорректный пример, здесь всё грамотно и внятно, а смысл придаточного предложения легко считывается в контексте, Бродский ни при чём, да и к вопросов к нему нет. Я была бы рада разбору вашей строфы - ну просто по членам и частям предложения, без углубления в смысл. Но нет так нет, не смею настаивать, останусь в своём лёгком недоумении.
Хорошее, плотное стихо. Автор убедительно обнародовал свою точку зрения. Нормальная гражданская лирика. Царапнула ухо единственная рифма "чужими - климат", и то, только потому, что все остальные - точные. Это не табу, просто слог (авторский, не грамматический) неоправданно надломился. (ИМХО)