Нам Космос – Отец!
Нам Вселенная – Мать!
Но мы - своенравные дети.
И нам – постигать, постигать, постигать
Своё назначенье на свете!
1.
Пришедшим жить на Пик Тысячелетий
Творю Венок сонетною строфой.
Мы, гении, как синтез всех наследий -
Цари цивилизации земной.
И всё ж для Мироздания мы – дети,
Достигшие вершины роковой,
Стоим пред галактическою мглой,
На Разумом отмеченной планете!
О, Пика эпохальные ветра!
Под нами – Человечества Вчера,
Над нами – Завтра в зареве сомнений.
И шаг зовёт, и – пятит пустота…
И нам, отцам грядущих поколений,
Открыта - ввысь иль в пропасть – высота!
2.
Открыта - ввысь иль в пропасть – высота,
Зовёт простор (для взлёта иль паденья?).
В нас предков прозревает слепота,
Но вспять необратимо восхожденье.
О, генная, о, звёздная мечта!
Скопили яд открытья и свершенья,
И ядерного века прегрешенья –
Не есть ли нам предельная черта?
Мы – время парадоксов и знамений,
Мы – возраст озарений и затмений.
Ах, Вечности немая глубина!
Очистись, мысль, от сора междометий:
Была нам показательно дана
Эпоха войн и атомных трагедий!
3.
Эпоха войн и атомных трагедий
Над миром потрясённым пронеслась,
Подобная Галлеевой комете,
Явив нам – ужасающую власть!
Тем роков Рок историю пометил:
В ней Ленина идея вознеслась,
И Гитлера антихристская страсть
Дала арену дьявольских комедий.
Но чьё же ты, Проклятие Земли?
Какие Бездны смерчи принесли,
Невиданные в Греции и в Риме?
Чернобыля засыпаны уста…
Не внять нам, что и гибель Хиросиме
Творилась в нашем веке неспроста!
4.
Творилась в нашем веке неспроста
Стихия планетарных разрушений –
Не вирусом с Брюлловского холста*,
А бурей внеземных происхождений!
Корабль «Земля» для жизни миру дан!
И Космос полон разума и света!
И вечен путь наш в звёздный океан!
16 февраля-22 апреля 1999 г.
* - произведение К. Брюллова «Последний день Помпеи».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Начну с того, что сонеты не писал никогда. И вообще, определять по названиям строфы стал лишь после 35-летнего возраста, подходя к изучению теории стихосложения. До этого, говоря словами М. Цветаевой, «писал, как слышал». Но, поднимаясь в среду профессиональных писателей, понимал, что иметь условный поэтический дар для того, чтобы быть признанным ими, - совсем недостаточно. Поэтому пришлось самостоятельно подойти к «усвоению предмета», дабы лишний раз не выглядеть дилетантом в глазах искушенных старших собратьев. Да и невостребованный груз стихов всех лет, как и авторское самолюбие (но не безответственность!), требовали пересматривать свои писания, развивать собственную культуру и помнить о культуре читателя...
Однако, рассматривая стихоформы, сонетом абсолютно не заинтересовался, так же, как и другими «нормативами» стихосложения. Возраст и время призывали думать не об архитектонике, а о художественных ценностях произведений...
И вдруг... Впрочем, не вдруг. А вот как.
Упорное написание сонетов некоторыми литераторами моего круга заставило обратить на сонет вдумчивое моё внимание - сначала слухом, потом зрением. Отметив ошибки у других, для себя в сонете я опять не увидел ничего заманчивого. В юности, например, как только не изощрялся мой максимализм, изобретая более «сложные» (так поначалу казалось мне) конструкции стихотворных сооружений. Но сонет уже «задел» меня. И вот, углубившись в справочники, я узнал, что сонет зародился в ХIII веке, что форма его, претерпевая различные изменения, вошла во многие поэтические языки мира, но не утратила своей каноничности и потому стала классической, показав завидное долголетие. Попытался разобраться я и в особенностях русского сонета, первым над которым работал у нас Тредиаковский ещё в 1735 году! В довесок к этому, по-новому увидел, что и великие учителя мои от Пушкина до Есенина и до талантливых наших современников, не гнушались облечь свои чувства и мысли сонетной вязью... И все же сонет не вдохновил. История... Архаизм... Не слагают теперь сонеты. Как не пишут гекзаметром. Не форма, а содержание, художественная яркость, свежесть и краткость необходимы сегодняшней поэзии!..
И вдруг - а теперь уже действительно вдруг - мне снова начитали (навязали!) эти «пресловутые» сонеты, да к тому же целым «венком»! Ну и да ладно бы. Всякий труд, если он во благо, и особенно литераторский труд - благословляю! Но тогда, кроме относительно равномерного журчания переливаемой из сонета в сонет воды, я, признаться, ничего не услышал. А сонетов прозвучало четырнадцать! И заявлено-то было как громко - ВЕНОК сонетов!
С досадой, даже с раздражением, в который раз углубился я в справочную литературу и вот что выудил из «Послесловия» В. Совалина к антологии «Русский сонет», где, кстати, собрано более 700 (!) сонетов русских поэтов от Тредиаковского до Кржижановского:
«К самым сложным организациям стиха относится венок сонетов, состоящий из пятнадцати сонетов, связанных между собой содержанием и расположением строк. Каждый из четырнадцати сонетов (кроме первого) начинается с повторения последней строки предыдущего; заключительный сонет (магистрал) составлен из первых строк четырнадцати предшествующих сонетов...» и т. д.
(«Русский сонет» стр. 493. Издательство «Московский рабочий» 1983 г.)
Из других источников почерпнул я и более обширную информацию о законах сложения венка сонетов, а также о том, что «...из крупных поэтов нашего столетия значителен венок сонетов у И. Бехера («Мертвецам Германии второй мировой войны»), а в советской поэзии венок сонетов представлен В. Брюсовым («Светоч мысли»), И. Сельвинским, В. Солоухиным и др.».
Брюсов и Солоухин забыто стояли на моей книжной полке. Но если сухая справочная «констатация факта» о сложности организации стиха в венке сонетов ничего мне не сказала, то ёмкое, образное и честное признание В. Солоухина о трудной его работе над венком сонетов и о допущенных им в венке ошибках побудило внимательнейшим образом всмотреться в произведения этих мастеров, то есть приоткрыть дверь и заглянуть в их сонетно-веночные конструкторские бюро...
Поразило ли увиденное? Да! Но по-особенному, потому что вместо ущемлённого максимализма (пережиток юности!) возникло нечто ревностно-авантюристическое: а смогу ли я сам сплести-сотворить подобное?!
Дерзка эта мысль для малоизвестного литератора, автора всего одной выпущенной книжечки... Но мысль зудила и не давала покоя. С другой стороны, засоряя слух и зрение повальной вольностью (читай безграмотностью) многих сегодняшних авторов, хотелось протестовать, но для этого нужно было проверить и утвердить себя (если получится!) хотя бы перед предшественниками...
И шаг был сделан...
Не стану говорить о непростом и прерывистом процессе возведения затеянного, о безусловном размере и чередовании рифм и т. д. Это уже мой личный опыт и лаборатория моего венка сонетов с некоторыми секретами в нём (для дотошных и любознательных!). Но, завершив строение, я очень отчетливо понял состояние В. Солоухина, заключившего предисловие к своему «Венку сонетов» так:
« ...Я мечтал написать венок сонетов - и я написал его. Закончив работу, я почувствовал себя как мюнхгаузенский бегун, снявший гири с ног. Лёгкость-то какая! Рифмуй, как хочешь. Строки чередуй, как хочешь. А хочешь - и вовсе не рифмуй и не чередуй!
Но зато вдруг растерянность: не знаешь, куда и зачем бежать. Жди зова».
...Что касается меня, то я не мечтал написать сонетный венок. И времени на ожидание зова у меня нет, поскольку передо мной навалена груда початых и нужных мне очередных литературных дел. Но и душой кривить не буду. Жду я, очень жду, но иного жду отзыва...
И заключительное. Когда ставилась последняя строка-мачта на «Корабле "Земля», в прокуренную, сизую от дыма комнату заглянула ко мне мать. Она никогда не знает и не тревожит мою работу. Так заведено. Но вот что, совершенно необыкновенное для меня, сообщила она:
- А ты знаешь, какой сегодня праздник?
- Знаю, - отмахнулся я, - день рождения Ленина.
- Так, да не так, - парировала она.
- Только что по «Маяку» объявили другой праздник - День Земли!..
Зачем талант дан Господом поэтам?
Писать чтобы о том или об этом?
Чтоб накатать огромный, в три аршина
Венок сонетов! Творчества вершина!!!
:))))))))))))))
А если серьёзно--мои аплодисменты, Сергей! Для Этого действительно надо созреть. Я, может, и мечтаю написать что-то подобное. Заканчивается Эра Рыб, начнётся Эра Водолея--большая тема, но есть ещё полтора года...
Удачи тебе!И--вдохновения!
Писать чтобы о том или об этом?
Чтоб накатать огромный, в три аршина
Венок сонетов! Творчества вершина!!!
:))))))))))))))
А если серьёзно--мои аплодисменты, Сергей! Для Этого действительно надо созреть. Я, может, и мечтаю написать что-то подобное. Заканчивается Эра Рыб, начнётся Эра Водолея--большая тема, но есть ещё полтора года...
Удачи тебе!И--вдохновения!