16+
Лайт-версия сайта

Инв. № 54...

Просмотр работы:
01 декабря ’2020   12:24
Просмотров: 6643





Скачать файл - 3.975 мб   (Загружено 0 раз)



Маялся я душой в нынешний день, да как маялся! Назначена у меня была встреча с женщиной, которую…хотел написать «любил», да не выписалось как-то. Было между нами что-то, было, да прошло. И прошло так, что не нужно оно мне, не к месту, ни к чему совсем. Ни душе, ни телу. А вот поди же ты: надо встретиться, и, словно назло, я в роли просителя. И, как ни крути, не отложишь, вот никак не уйти…

Москва погодой не порадовала после южных голубых небес и подснежников. Не май месяц, а вовсе февраль, и признаков весны нет.


Асфальт на небе, асфальт под ногами. Впрочем, под ногами асфальт лишь местами, где чищено. А так — грязный, серый, местами черный уже снег. Слежался, в лед сложился. Помечен собаками, кошками и прочей живностью. Так что лучше уж тот серый «асфальт», который на небе, а смотреть приходится именно на землю, чтоб не растянуться ненароком на грязном снегу.

Выбирался из Подмосковья последней электричкой перед часовым перерывом, а потому раньше, чем надо бы. На полчаса, а то и час раньше. Электричка, потом подземка. Вылез, наконец, из городского чрева, которое зовут москвичи «метро», оглянулся вокруг. Идти-то куда? На старое место рабочее, где каждый меня знает и о чем-то спросит? А говорить-то как лень, и все же надо и придется, но отложить бы эту минуту дальше, как можно дальше!

В парк бы хорошо в иное время, но холодно сегодня, ветрено, и снег вот сыплет. Отвык я от зимних пейзажей и одет не так добротно, как хотелось бы.

В храме тепло, а нынче и скамьи расставлены, чтоб присесть можно было. Пойду-ка туда, но не свечи жечь, не иконы целовать. Согреться, время убить. Я никогда не бегал от запаха церковных свечей. Активным атеистом не был. Но вот уж и батюшкам рук не целовал, не причащался и не бился лбом о камень. Дед, староста церковный, к быту церковному меня приобщал. Давно это было, конечно, но помню, как читал я ему Евангелие, потому как дед был неграмотным. Ветхий завет называл дед «порнографией», и в моем исполнении он не звучал никогда, возможно, в целях воспитательных; с Ветхим заветом я справился сам, и несколько позже. А вот Евангелия читал, и часто, так часто, как доставал дед карманную библию, с которой не расставался, и протягивал ее мне для прочтения…

Именно в те далекие годы, когда я и думать не думал, что буду писать и публиковать написанное, впервые задал я себе вопрос: «Как люди придумали Бога?». Именно так вопрос звучал раньше, теперь я иначе формулирую, но до сих пор отвечаю!

Окинул храм взглядом издалека, поежился. Не родной он какой-то, не православный. Шпиль над башней голландского какого-то типа; смотрится, ну словно кирха лютеранская. Понятное дело, что вдохновлен западноевропейскими формами, что петровское наследие. «По именному царского величества указу и по данному ему величества рукою рисунку»[1].

Но в Москве петровское не смотрится, в Москве оно чужое. И мне оно тоже не свое. Я и в Петербурге к Спасу- на- Крови приду скорее, чем в Исаакий или Казанский. Мои предпочтения отсюда вывести не сложно; и заметьте, что все три названные мной собора недействующие, это тоже знаковое нечто, видимо…

Я вошел в храм. И впрямь тепло, не то, что на улице. Народу немного. Как обычно, группа женщин неопределенного возраста там, где свечи и ладанки. Мужчина впереди, ближе к иконостасу; на коленях и в трансе каком-то, верно, молитвенном, головой к полу прикладывается не на шутку. Болен? Потрясен душой? Дай ему бог, коли бог этот есть, а если нет, то тоже дай, потому что нельзя не дать человеку, когда он вот так просит. Я бы дал, если б мог.

Лики хотя бы свои, родные, со стен, и на том спасибо. Ах, Богоматерь, и впрямь, утоли ты мои печали…

Обошел церковь по кругу, вгляделся в лики, поздоровался со всеми. Присел на скамью и сидел долго. Спокойствие не приходило, было маетно, как и прежде.

У каждой церкви своя история. Большая и малая. Про большую упомянул уже, Петра творенье, считай. А малая…

Вот навскидку, попробуем порассуждать. Работал тут архитектор Мичурин. Не тот ли это Мичурин, что андреевскую церковь в Киеве строил? И если тот
самый, то что за судьба у человека достраивать за всеми. Там Растрелли задумал, строил Мичурин. Здесь Петр Первый задумал, а достраивал тот же
Мичурин. Видимо, придумывал он плохо, а строил хорошо. 

Попробовал я представить себе человека, который жил при Петре, жил и после, и все чужие «лебединые» песни допевал. Портрет не вышел, я мысленно махнул рукою.

А, кажется, именно в этой церкви отпевали Чаадаева… Господи ты, боже мой, вот уж, действительно, знаковость и совпадения, что за день у меня сегодня. Друг-недруг давнишний, Чаадаев, «басманный» философ! Тот самый, что поделил нас всех на западников и славянофилов (тот, кто критиковал его, оформился в славянофила, кто славил, тот становился западником!). Это Чаадаев негодовал по поводу «отлученности» нашей от «всемирного воспитания человеческого рода».


 Эх, Петр Яковлевич, как мало я с тобою в этом согласен! Как не хочу, чтоб объединенная Европа была страны моей воспитателем. Не бывает так, чтоб большое становилось частью малого; Россия пойдет своей дорогой, впрочем, разве и этого ты не знал, не говорил? Только тот европейский горизонт, что представлялся тебе седьмым небом, мне — московским помеченным снегом нынче. Как нет правды на земле, так нет ее и выше. Как нет мира здесь, так тем более нет его в Европах. Пусть учатся у нас тому, чего нет у них. Как мы учимся тому, чего в нас самих нет, у них и у других тоже. Привилегий на некое «мировое слово» для всех нет, и его не будет.

Правильно отпели Чаадаева здесь, и правильно я зашел сказать ему прощальное слово…

Я встал, и прошел в часть церкви, которую не видел до сих пор, налево от входа. Шел, все еще думал о Чаадаеве. Бедняга, первый официально объявленный
сумасшедший. Никем иным, как правительством. Что за штука жизнь, и смеяться вроде грешно, и смешно до колик.

Я чуть не задел его, большой крест, повернутый ко мне тыльной своей стороной, и задержался возле него. Так бывает иногда: бросится в глаза надпись и пройдет поначалу краем сознания. А потом вдруг огромными знаками всплывет, пойдет молотом стучать в мозгу ее значение.

На обороте большого поминального креста была надпись: «Инв. № 54…». И цифра дальше, не помню, а может и не было ее. Инвентарный номер у креста. На знаке распятия, на спине у человека,
который говорил нам всем свое потрясающее СЛОВО. У автора «Нагорной проповеди».

И ЕГО посчитали, инвентаризировали, значит…

Бренность всего сущего… дикое, сумасшедшее впечатление бренности и тлена пронизало меня.
Бывают же дурацкие, совершенно чокнутые мысли, полные экзистенциального бреда, когда «отдыхает» и сам Камю, сиротливо стоит в сторонке, быть может, даже нервно покуривая.

Каков мой инвентарный номер в общем ряду существующих номеров? Тот самый, что мама хранила в серванте, как большое сокровище свое,
укрепленный на кусочке бинта, выписанный чернильным пером на квадрате клеенки? Или номер моего партийного билета, один из первой сотни, чему я когда-то так смешно радовался? Или, может, ИНН, «знак дьявола», «печать сатаны». А может, мой новый номер члена Российского союза писателей, тоже какой-то каббалистически удачный, четырехтысячный…

А вернее всего, окончательный и несменяемый номер, номер свидетельства о смерти, если их нумеруют, конечно, а если нет, то пронумеровать можно и могилу. И это уже окончательно, «мой порядковый номер на рукаве».

И скажите, пожалуйста, почему я, закоренелый атеист и насмешник, не рискнул зайти с торца, и заглянуть в лицо Христу, распятому на кресте с
собственным инвентарным номером?

Я не знаю...

Я закрыл за собою двери храма и пошел на ненужную мне встречу. Я-то знаю теперь, в моем странном возрасте, что не следует встречаться с
прошлым: в нем ничего не изменилось. И я же сам из него ушел?!

11.02.15 г.
Москва.

[1]… по именному царского величества указу и по данному ему величества рукою рисунку, велѣно намъ нижеименованонымъ, старостѣ съ приходскими людьми простить церковь за Мясницкими вороты, за Землянымъ городомъ,
что въ Капитанской и Ново-Басманной слободѣ, которая и прежде в том мѣстѣ была жъ, во имя св. Ап. Петра и Павла; и оная церковь, по оному отъ
его величества рисунку, какъ исподняя, такъ и верхняя построены, а при том несовершенно...

Из донесения Правительствующему Сенату, Москвитин Василий.






                                            ***






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 20 декабря ’2020   12:48
Коментарии здесь не уместны! Добрых людей Вам.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

За туманом огонёк

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft