Наверное, самый показательный, классический пример это Артур Хейли с его романом "Аэропорт". Или Дина Рубина, которая досконально изучает предмет своего описания.
Вернемся к нашим баранам. То бишь к тем авторам, которые используют трибуну сайта для показа своих произведений. Надо ли искать информацию, копаться в интернетах, искать консультантов? Порою, для того, чтобы написать всего лишь абзац, и быть уверенным в том, что все здесь правильно. Или, за неимением времени, например, для участия в конкурсе, просто поглядеть на потолок предполагая что их читатели недостаточно компетентны и поставят вам желанные баллы и лайки...
Мне кажется, что нужно изучить тему хотя бы поверхностно. Если пишем о музыке, то пианист будет играть на фортепиано, а не на гитаре, ксилофоне и органе))
Досконально автор знать не обязан, если это художественная литература. В ней вполне возможны допущения и погрешности, как говорится - не сбрешешь, красиво не расскажешь.
1. А если цена безграмотности героя произведения - его жизнь?
2.
Цитата: Duna, 11.04.2023 - 19:33
Буквоедством заниматься? Что за ерунда. А как же художественный вымысел? Мы же тут не энциклопедии пишем.
Ну... в заголовке указано: "в той или иной степени" Разве это буквоедство? А романы Артура Хейли, изобилующие точными и детальнейшими описаниями, по самым разным темам, это буквоедство?
Рассказ написан с претензией на реальные события. Соответственно и описание должно выглядеть реалистично. А для этого надо неплохо знать предмет описания. Это же аксиома! Или рассказ написан для узкого круга участников сайта, среди которых не оказалось в данный момент тех, кто занимается спортивным туризмом...
Ведь все авторы мечтают выйти на большие просторы, за пределы сайта.
Владимир, да никто разбирать по "полочкам" не будет работы, один автор любит, при написании рассказа, уделять внимание, как можно больше описанию природы, второй - каким-то особым действиям... и потом, есть же и идиоты, этого-то не надо отклонять. Разве мало гибнет профессионалов во многих видов деятельности?
А в данном случае, что касается писателя, так каждый из них пишет для своего читателя.
В склянке темного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.
Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь, как в туман,
от пролога к эпилогу.
Припев:
Каждый пишет, что он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...
Так природа захотела,
почему -- не наше дело,
для чего -- не нам судить.
Были дали голубы,
было вымысла в избытке.
И из собственной судьбы
я выдергивал по нитке.
В путь героев снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал.
Припев
Вымысел не есть обман.
Замысел -- еще не точка.
Дайте дописать роман
до последнего листочка.
И пока еще жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке.
Ну что-же, мнение отметившихся на форуме единодушное. И только от одного я получил поддержку, но в личной переписке. Возможно оттого, что он знает детали.
Открываю карты.
На конкурсе Дорожные происшествия, где я тоже участвовал, я прочитал несколько работ своих конкурентов. И один рассказ меня задел.
-------------------------
Его фабула такова: Парень занимался горным туризмом. Имел 1й спортивный разряд, набирал, условно говоря, баллы для получения Кандидата в мастера спорта. То есть, в недалеком будущем Мастер Спорта! Заветная цель для всех спортсменов. И он решил пойти в одиночку в восхождение на Эльбрус. По пути началась метель и он погиб. Через время его останки, нашла группа альпинистов, которые готовились к восхождению на очередной семитысячник.
От лица одной из альпинисток и написан рассказ. Они обнаружили полное отсутствие горного снаряжения, а только палатку. На ногах обычные кеды, а из одежды легкую куртку.
Я написал отзыв:
----------------
Рассказ написан хорошо, фабула интересная, легко читается. Но есть одно большое НО.
Повествование ведется от имени альпинистки, которая собирается покорить очередной семитысячник, а это восхождение им служило тренировкой.
И при этом виден ряд нестыковок. Герой (цитата)"примерялся уже к званию КМС". Это означает, что он уже обладатель 1-го разряда и начал продвижение к КМС. То есть он уже бывал в горных походах 5й категории сложности и руководил походами 3й и, возможно, 4й категорий. То есть он вполне профи. Он не мог не знать, какое снаряжение необходимо для Эльбруса. Но он был в кедах! И в легкой курточке. И он не мог не знать, что, далее цитата из интернета: "Несмотря на сравнительную простоту восхождения на вершины Эльбруса, на нём ежегодно, по разным оценкам, гибнет от пятнадцати до двадцати человек
Чтобы вы знали: я много лет занимался спортивным туризмом. Имею удостоверение КМС, был и на Эльбрусе, в составе команды Ленинградского (еще) Клуба туристов. Поэтому знаю, что говорю.
----------------------------
Вслед за моим появился еще один отзыв, но не столь оптимистический и хвалебный, как десятки всех остальных отзывов. Но вскоре оба отзыва были удалены, очевидно, автором.
На минуточку: очередной семитысячник это вскоре почетное звание Снежный Барс. Самая высокая награда для альпиниста. И они сразу же поняли бы ситуацию: Герой погиб из-за своего полного невежества.
Мне интересно. Если бы этот отзыв не был удален. Или, если бы на сайте оказались люди, имеющие отношение с спортивному туризму, попал бы автор в победители?
Поэтому я продолжаю утверждать, что, какие бы фантазии не обуревали автором, он должен в той или иной мере изучить предмет повествования.
Да-да. Представьте,каково и мне, смотреть фильмы с подводными съёмками(в прошлом был причастен к подводному миру)...Но "Человек-амфибия" - фильм не о технике подводного плавания, а о человеческих отношениях,любви...
А как же высокая опера,где Ромео и Джульетта(великие мастера оперы,уже давно не юные создания)поют в лицо друг-другу о любви, но из-за полноты даже не могут обнять визави хотя бы наполовину...Вы, уж, определитесь, что Вам хотелось прочесть, "Полный справочник по альпинизму",или "Повесть,в коей есть место и страсти и глупости,и прочим человеческим нюансам.."
С Уважением,более Вас не потревожу.
"С Уважением, более Вас не потревожу"
Это что, намек, что я могу Вам не отвечать? Или фигура речи?
По существу:
Вы решили противопоставить Артуру Хейли и Дине Рубиной (см мой первый пост) аж самого Шекспира и фантаста А. Беляева. То есть Вы считаете, что есть черное и есть белое, и никаких других цветов между ними.
Взгляните на название темы: "... должны знать в той или иной степени..." Это не означает, что совсем не надо знать
Конечно, попал бы! На этом сайте победителями становятся те, у кого больше лайков. Лайки, в свою очередь, зависят от состояния кошелька конкурсанта. Так что иногда в лидеры могут выйти и откровенно слабые работы. Тему, о которой пишешь, нужно изучать, это естественно. В противном случае «сказка» может получиться просто глупой.
Разумеется, да. Должен быть базис романа или рассказа, на чём строится весь сюжет, а для этого знать суть того, что описываешь. Фантазийные придумки в таком случае становятся вполне уместны. Иначе любой роман превращается в банальное фэнтези, которое читать скучно и неинтересно.
В нашем институте была очень сильная секция альпинистов. За пять лет учебы я со многими общался. Никто, никогда даже на тренировочные восхождения не ходил один и без снаряжения. Если бы я рассказал эту историю моему сокурснику, мастеру спорта, неоднократному призеру чемпионатов СССР, комментарий был бы такой: "Что? Почти КМС пошел на Эльбрус один, в кедах и курточке? Да это не альпинист, а идиот!» Что ж про идиотов тоже можно писать. Достоевский целый роман написал. До сих пор читают и кино снимают. Так что у автора большие перспективы. В, частности не раскрыт полностью образ коровы. Как она попала в горы? Видимо, у неё тоже была мечта взойти на Эльбрус. Но не рассчитала сил. К тому же она не взяла даже кеды и курточку. О волках, бродящих по горам в поисках замерзших коров я впервые узнал из рассказа. Это в книгу Гиннесса! Очень меня тронул финал. Я представил череп с фотографией, установленный на вершине Эльбруса и заплакал.
Это всё фигня, ваш альпинист в курточке. В жанре исторический роман, некто Болеслав Прус, придумал целого несуществующего фараона. Современные египтологи плюются змеиным ядом, ядовито замечая, что именно с лёгкой руки этого писателя все узнали, что египетские пирамиды строили сплошь рабы, ежеминутно умирающие от голода. А это,на минуточку, исторический роман, а не какая-нибудь альтернативка.