13 декабря ’2013 19:17
ПОЗДНЕЕ ПРОЗРЕНИЕ
…И вот что ещё заинтересовало меня во время поездки. Согласно программе мне предложили посетить некоторые сельскохозяйственные колледжи. Сейчас не помню в каком штате это было, но вдали от городов, среди фермерских хозяйств. Мне там тоже очень понравилось. Я взял это на заметку и хотел в какой-то степени осуществить нечто подобное у нас при создании сельскохозяйственных высших и средних учебных заведений. Что же мне понравилось?
Что студенты этих колледжей сразу учились и работали, выполняя все сельскохозяйственные обязанности: пахали землю, готовили семена и обрабатывали их, сеяли, убирали урожай, своими руками проделывали весь процесс от посева до сдачи продукции на склад.
В животноводческом секторе тоже все работы производили сами: убирали навоз, чистили и доили коров, перерабатывали молоко. В результате колледжи выпускали из своих стен лучше подготовленных специалистов не только теоретически, но и практически.
Теорию, которую вкладывали в их мозги, они тут же применяли на практике. А потом приходя на постоянную работу, уже не были новичками, хотя внешне, по своей молодости, могли бы и не внушать доверия. На деле же были хорошими руководителями и советчиками.
Это мне нравилось. Считаю, что это правильный подход к делу. Я был поражен, как фермеры стоящие на капиталистической почве, обучают и воспитывают своих детей: вовсе не как детей обеспеченных родителей, а, как людей, которым придется зарабатывать себе на хлеб. Это вынуждало их заниматься и теорией сельского хозяйства и практикой, выполнять всю грязную работу по уходу за скотом и обработке полей. Изнеженный человек вряд ли пойдет в такое учебное заведение. Но американцы именно так готовят своих специалистов.
У нас же, как правило, высшие сельскохозяйственные заведения расположены в городах. Образ жизни и обучения в них отличается от американского.
Грязную работу в хозяйстве выполняют не студенты, а рабочие, для чего содержится огромный штат. На практике студентам лишь показывается, что и как делается.
Я часто сталкивался с такими рассуждениями колхозников в ответ на предложения прислать к ним выпускников учебного заведения: «Да чему они нас научат? Они же не знают, где перед, где зад у коровы. Они боятся подойти к корове, чтобы она их не забодала».
Когда я побывал в США и познакомился с их методом подготовки сельскохозяйственных, агрономических и зоотехнических кадров, то сразу увидел разницу.
По возвращению я стал настойчиво пропагандировать увиденное. Но это не понравилось ни профессорам, ни студентам, что понятно.
Жить в Москве и работать в Тимирязевской сельскохозяйственной академии прекрасно. Тут старая маститая академия с большим хозяйством и квалифицированными преподавателями, но в городе!
Её студенты не рвутся в колхоз, потому что надо будет уезжать в провинцию и жить в глуши. Они стараются нырнуть в Москве в какое-нибудь исследовательское или планирующее учреждение. Существует масса лазеек, в которые можно проникнуть, получив образование за государственный счет, а потом работать без отдачи: не на производстве, где создаются ценности, а в сфере обслуживания.
Однажды я узнал, что человек, окончивший Тимирязевскую академию, работал полотером. И я ахнул: как же это?
Потом мне объяснили: «Вы зря удивляетесь. Если он попадет в колхоз, то буде получать мизерную заработную плату. В большинстве наши колхозы бедные, в них расплачиваются за трудодни палочками: поставят цифру, а потом заплатят копейки или вообще ничего.
А полотер зарабатывает гораздо больше, чем хороший агроном в колхозе или совхозе. К тому же живя в Москве, пользуется всеми благами большого города…
Это уродство нашей жизни подействовало на меня удручающе…
…Теперь я на пенсии, как говорится, на склоне лет. Возраст позволяет вспомнить, что сделано, перебрать различные события в своей памяти, дать им соответствующую оценку, хотя эта оценка уже никому не нужна. Человек всегда чем-то занимается. Вот старики тоже иной раз занимаются таким самоанализом, хотя он не всегда приносит радость и вызывает даже раздражение; когда начинаешь перелистывать книгу собственной жизни. Таков удел стариков.
И всё же вновь скажу, что сравнивая американскую и нашу систему обучения, полагаю, что ИХ СИСТЕМА более ПРОГРЕССИВНА. Капиталисты умеют подходить более рационально к решению вопросов. Там действует неумолимый закон прибыли.
У нас же не каждый государственный чиновник обладает идейным понимаем дела и часто проявляет обывательское безразличие, гонится за удобствами, а от этого страдает социализм.
Сколько раз мне кололи глаза: - «Вот сколько лет Советской власти прошло, а вы НЕ МОЖЕТЕ ДОСЫТА ХЛЕБОМ ЛЮДЕЙ НАКОРМИТЬ, и с мясом недостатки. А в КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ – ИЗБЫТКИ».
Эта тема актуальна и сейчас. Когда встречаюсь с людьми, то выслушиваю их. Да, у нас такая проблема не решена., хотя мы стали всей страной значительно богаче. Но отдача ещё невысока. Почему? В чем загвоздка? ПРИБЫЛЬ СИЛЬНЕЕ ДЕКЛАРАЦИЙ.
Источник – Мемуары Никиты Сергеевича Хрущева. Вопросы истории 5/93 с.86-88
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|