16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 666Зрителей: 63 994
Авторов: 56 672

On-line14431Зрителей: 2809
Авторов: 11622

Загружено работ – 2 080 214
Социальная сеть для творческих людей
  

8. В.Агошков. Белый Немёд, Чёрный Немёд.

Литература / Очерки / 8. В.Агошков. Белый Немёд, Чёрный Немёд.
Просмотр работы:
10 мая ’2013   23:34
Просмотров: 20625

8. В.Агошков.
Белый Немёд, Чёрный Немёд.

РЖАВА. РУДОВО. А нужно ли мудрить: Чёрный Немёд течёт по «чёрным» рудам и имеет тёмно-красный цвет воды, а Белый Немёд – в противоположность – светлый!

Названия по цвету в крае имеются. В Кромском районе – с Красниково, дер. Ржава, село Бельдяжки. В Троснянском районе с. Чернь, д. Рыжково, дер. Чистые Бугры (в значении «светлые»'?), ур. Ясенок (от «ясеня» или от «ясный»?), руч. Цыганка («цветастый», как платье цыганки?), руч. Красный, дер. Рудово, балка Ржавец, пос. Дегтярный(?).

Конечно, «смущает» одно обстоятельство: Белый Немёд находится рядом с Чёрным Немёдом, мало того, они соединяются, образуя реку Белый Немёд.
Рассуждая о Белом и Чёрном Немёде, мы должны, таким образом, более широко посмотреть на значение слов «белый» и «черный». Перенесёмся в прошлое края.

Известно, что троснянские земли в 10-11 вв. входили в состав Черниговского княжества (Чернигов – чёрный город?), которое соседствовало на западе и северо-западе с Белой Русью. На самой границе стоит печально известный г.Чернобыль.

(У историка Татищева написано: Чернобелъ, т.е. «чёрно-белый»?). А Белая Русь соединялась на северо-западе (!) в свою очередь с Чёрной Русью! Что означали данные понятия?!

МЕЛЕНХЛЕНЫ В «ЧЁРНЫХ ОДЕЖДАХ». Писатель К. Тарасов писал, что «достоверных объяснений смысла названий Белая и Чёрная Русь пока нет. Историки разных времён пытались объяснить их происхождение цветом носимых населением одежд, что, естественно, никакого отношения к истине не имело: в Чёрной Руси не носили чёрной одежды, равно как в Белой не носили белой».

Писатель в данном случае, видимо, спорит с А.Н. Шульгиным, который в начале XXв написал очерк-книгу «Минувшее Орловского края». В ней он сказал о том, что «Геродот в Vв до н.э. сообщает в 4 части своей истории, что к северу от Чёрного (!) моря в глубь на 20 дней пути жили скифы (сколоты), а земли севернее их и, гранича с ними, занимали меленхлены. По расчёту Геродота, день пути считался в 200 стадий, значит, меленхлены обитали в 4000 стадиях от Чёрного моря, т. е. около 700 верст. А т.к. в 692,5 версты от линии Одесса – Керчь находится линия Брянск – Ливны, значит во времена Геродота, или в 5в до н.э. на пространстве нынешнего орловского края жили меленхлены».

А.Н. Шульгин пишет также, что «в ст. 20 ч.4 Геродот упоминает, что меленхлены были народом особым, не скифским, а в 107 ст. говорит, что они носили чёрные (выделено нами – В.А.) одежды. В сноске автор очерка добавляет: есть мнение, что цвет одежды, предпочитаемый народом, служит признаком его происхождения.

Предпочтение, оказываемое орловцами тёмным одеждам, не есть ли унаследованное ими от их предков меленхленов – черноплащников?!
Не совсем ясно, могла ли территория нынешней Орловщины быть Чёрной Русью? Но уж слишком много «черного» несёт до сих пор топонимия, (гидронимия) области, что не исключает подобного толкования!

«БЕЛАЯ, ЧЁРНАЯ, ЧЕРВОНЫЯ РУСИ». Энциклопедический словарь объясняет название Чёрная Русь: в 13 – 14 вв., так именовались белорусские земли в бассейне верхнего Немана с городами Городно, Новогородок, Волковыск, Слоним, Здитов, Лида, Несвиж. С X в. – в Киевской Руси, с XIII в – в Великом княжестве Литовском. Как видим, о землях вятичей, поселившихся вдоль реки Оки, ни слова. Возникает также вопрос: если северо-западные земли Беларуси назывались Чёрной Русью, то почему победило название Беларусь?!

К. Тарасов говорит, что «в середине 17 столетия в успешное время русско-польской войны и восстания Хмельницкого царь Алексей Михайлович внёс в свой титул следующее уточнение земельных интересов русской державы: «Царь всея Великия, Белыя, Чёрныя и Червоныя Руси…».

Никогда затем, подчёркивает автор, географические понятия Чёрной и Червоной Руси, вскоре изъятые из титула, в нём не обновлялись, а через полтора века растворились в более ёмких и исторически развившихся названиях. Поэтому Чёрная Русь переняла на себя название родственной ей Белой Руси: Червоная Русь, известная ещё как Галицкая, стала именоваться Украиной, подобно всем прочим малорусским землям.

К. Тарасов подчёркивает, что даже «в Белоруссии, где находилась когда-то Чёрная Русь, теперь редко кто знает об этом. Название Белая Русь в приложении к нынешней территории республики сложилось лишь в прошлом веке, а прежде – несколько столетий назад прилагалось оно только к восточным белорусским землям – Полоцкой, Витебской, Гомельской, Могилевской, Мстиславской и к Смоленской земле».

ПОЧЕМУ РУСЬ БЕЛАЯ И ЧЁРНАЯ. Но и это не всё: первоначально (в XI – XIII вв.) Белой Русью назывались только Суздальские земли, затем название распространилось на Московскую Русь, а позже (в XIV–XVI вв.) сдвинулось к западу – Смоленску, Полоцку и Витебску – и здесь закрепилось.

Чем же объяснить подобное движение названия Белая Русь?! Пока не ясно. Может быть, ростом Московского государства. К.Тарасов не согласен с той точкой зрения, что Чёрной Русью стали называться земли, якобы захваченные литовцами, а Белой Русью – свободные от литовской принадлежности. Мнение это «ни на чём не основано и противоречит реальности».

По мысли цитируемого писателя, ближе к истине то, что противоположные названия продиктованы разницей религиозного состояния населения. В Белой Руси христианизация затронула весь народ, крещение язычников в православие началось здесь одновременно с крещением киевлян. Как бы ни были на белорусских землях стойки пережитки язычества, народ считал себя христианами «греческой веры», и эту свою, новую, веру считал родной.

В Чёрной же Руси «поганство» (язычество) держалось дольше и твёрже, поскольку пришедшие славяне жили бок о бок с местными жителями Обилие языческих капищ, множество нехристианизированного некрещёного, то есть чужого по верованиям и в этом смысле «чёрного» населения, и дало основание назвать эту часть былой Киевской Руси Чёрной Русью.

Все это, заметим, справедливо и по отношению к «непокорным» вятичам, которые стали в основном принимать христианство к 15 – 16 вв..

Между Белой и Чёрной Русью, указывает К. Тарасов, никогда не существовало рубежа, и контрастная разница названий не означает коренного различия интересов. XIIIв – это не начало Чёрной и Белой Руси, а одно из времён её старины, век, который стал переломным в жизни народов (наступление монголо-татар и рыцарей). Были в России и «чёрные земли», которыми распоряжались «чёрные люди», тягловое городское и сельское население, платившее все виды государственных налогов и исполнявшее различные повинности в пользу государства в 12 – 17 вв.

СМ. далее.

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213051001761






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 11 мая ’2013   10:39
Василий Иванович,учусь у Вас истории!!!СПАСИБО!!!С уважением Виктор.                     


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
ИЛИ ВРАГ ТЕБЯ, ИЛИ ТЫ ЕГО - Андрей Симахин

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Бегу за счастьем в красочное лето...
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/texti/2554253.html?author

1803

Рупор будет свободен через:
27 мин. 12 сек.







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft