25 ноября ’2012 19:25
напоролся ( уместное слово ) на статью о Пикассо , автор Глоба , тот самый . Все эти нюансы по звездам и планетам меня мало интересуют , разумеется , меня позабавило размышление и характеристика товарища Пабло , очень много совпадающего с моими размышлениями , особенно по психолологической и пиар составляющей успеха Пикассо . Оказалось , что я не один такой , что только плюс скорее ))
Я знаю , что пойдут также комменты , типа , журналисткий стиль , пишет не проффи и даже не художник , и все такое . Могу заметить лишь одно , особенно для Андрея ))) ..
Видите ли , чтобы оценить , к примеру , Наполеона или Александра Македонского не надо заканчивать военное училище , как некоторые с лампасами , а надо быть хорошим аналитиком с историческими познаниями .
Дабы оценить игру футболита Пеле или Марадону , не обязательно играть в футбол , тем более на таком уровне , можно быть хорошим футбольным обозревателем .
Для того , чтобы оценить музыку , хоть великую , не обязательно уметь играть на инструменте , достаочно понимать ее и быть грамотно подготовленным .
Таким образом , дабы судить о Пикассо , не обязательно рисовать как он ,и быть таким разрекламированным как он , достаочно иметь познания и способности видеть и обозреть мир художника ,будучи при этом , допустим , преподавателем по философии ...
Читаем теперь ... ( картинки пропускаю , мы их хорошо знаем , пару возможно для любопытства выставлю ,там , где он в образе минотавра , скорее минотаврика , учитывая его собственный рост 1м58 ,,, К чему тут рост , повозмущаетесь --- отвечу - я вспомнил , как обращал внимание на рост некоторых пассионариев и ущербность по этому поводу в психике - Македонский - 1м56 , Наполеон - около 160 , Сартр - с бельмом на глазу , и косящим вторым глазом , жидкими редкими волосами , при жизни счтавшимся буквально квазимодой , и вспомните дела ... и сказано - по делам судите их , не по словам ...
Текст :
picasso0.jpg
25.10.1881 - 8.4.1973
Любит страстно и интенсивно и убивает то, что любит.
Поль Элюар о Пабло Пикассо
О гениальности взбалмошного испанца сказано, написано и снято столько, что добавить к сотворенному образу, казалось бы, уже нечего. И, тем не менее, мы позволим себе взглянуть на одну из наиболее знаковых фигур XX века под несколько иным углом зрения. В данном случае, при рассмотрении астрологических обстоятельств гороскопа рождения и самой жизни основателя кубизма, для нас первичным будет не то, какой вклад он внес в мировое искусство (или, скорее, вынес из него), а то - «каким он парнем был».
Гороскоп Пабло Пикассо
Малага (Андалусия, Испания) П/Гринвич: 0:00 36°43'00"с.ш., 4°25'00"в.д.
25.10.1881 23:34:00 Вторник, 9 с.д., 4 л.д.
Дата и место рождения П. Пикассо известны. Время рождения взято на основании предположения о нахождении Асцендента в знаке Льва.
Его пристрастия, его отношения с людьми, его побудительные мотивы к творчеству - вот что интересует астролога, пытающегося найти объяснение удивительному дару Пикассо - делать людей несчастными.
Искусствоведческий же анализ полотен неистового андалузца оставим профессионалам - пусть продолжают доказывать всему миру, что это гениально, набивая тем самым цену самим себе и без того недешевым творениям кисти великого абстракциониста.
Для нас важно другое, а именно - то, каким силам служил Пикассо и проводником каких энергий являлся. С детства привыкший к похвальбе и лести, Пабло внес в искусство XX века художественный деконструктивизм, будучи абсолютно убежден в силе своего таланта и значимости того, что он делает. Безусловно, харизматичная личность одного из ярчайших представителей художественного бомонда прошлого века заслуживает внимания и серьезного рассмотрения, но, скорее, в контексте общей трагедии мирового искусства, нежели в смысле его собственной творческой биографии. Его жизнь - ярчайший образец пира во время чумы. Переживший ряд революций и войн, Пикассо сам сотворил революцию в искусстве, объявив войну реалистической живописи как форме художественного выражения и осмысления действительности. Его, воюющего с самим собой и женщинами, оказавшимися в поле его зрения, не тронула ни одна из войн - ни мировая, ни гражданская, ни его собственная. Пикассо прожил невероятно долгую и более чем плодотворную жизнь, сколотил огромное состояние, удачно продавая свои безумные творения, столь синхронные творящемуся вокруг безумию XX века.
Предшественники Пикассо (в большинстве своем - французские художники) уже изрядно расшатали устои академического искусства, но никто из них не сделал того, что сделал испанец. Вангог и Гоген, Матисс и Кирхнер, виднейшие деятели постимрессионизма, фовизма и экспрессионизма лишь проторили пути искусству нового века, но сами все еще оставались художниками в прежнем смысле этого слова. Тем не менее, тенденция к трансформации действительности нарастала в искусстве с каждым годом все сильнее, и если бы не появился Пикассо, кто-нибудь другой (возможно Жорж Брак) занял бы его место.
Пикассо оказался в нужном месте в нужное время - в бурлящем водовороте творческой жизни Парижа начала прошлого века, и в этом основной секрет его успеха. Взрывной темперамент, неистовая жажда жизни, нестандартный взгляд на мир и абсолютная непоколебимая уверенность в собственной исключительности обеспечили ему самому и его необычному творчеству неподдельный интерес публики.
Пикассо как никто другой умел удивлять и эпатировать. Сломав представление о реальности на пространстве своих холстов, он низвел священнодействие живописи до уровня плакатов или рекламных постеров, открыв в большое искусство дорогу всем, кто не обладает ни подлинным талантом, ни долготерпением для того, чтобы создавать шедевры, коими можно было бы восхищаться и любоваться. Всего за какие-то 100 лет искусство живописи скатилось с импрессионизма до уровня поп-арта, и практически весь этот процесс прошел на глазах Пикассо, который был не просто зрителем, но непосредственным участником процесса разложения основ художественного искусства.
Не обладая высокой техникой письма (а ею невозможно обладать, не получив должного образования), но будучи неплохим графиком, Пикассо привнес в живопись совершенно чуждое ей графическое мировосприятие, полностью отказавшись от передачи глубины пространства, игры светотени и рефлексов, цветовых нюансов и всего того, что составляет таинство живописи. Судя по всему, все эти тонкости вовсе не волновали горячего испанского парня по имени Пабло, искавшего самовыражения и признания в парижской художественной среде начала XX века. Его коллеги по цеху - Модильяни, Ривера, Сутин, Брак - все искали новых путей в искусстве, но далеко не все в этом преуспели. Творчество же Пикассо было востребовано, поскольку оказалось созвучно времени.
picasso1969.jpeg
Автопортрет Пабло Пикассо 1969г
Он приехал покорять Париж в возрасте 19 лет (метонов цикл и первое обращение лунных узлов) и всего через несколько лет покорил самую романтическую из европейских столиц.
К тридцати годам художник, в гороскопе которого в X доме находился планетарный стеллиум в знаке Тельца, добился поставленной цели - он стал известен и богат.
Золотой телец - символ материального благополучия - был не просто мифологическим образом для Пикассо, а скорее, зооморфным прототипом его животной сущности, ведь известно, что андалузец, обожавший корриду, сам называл себя то быком, то минотавром (то есть человеком с бычьей головой).
Пять планет в знаке Тельца (Юпитер, Сатурн, Хирон, Нептун и Плутон), да еще на вершине гороскопа обеспечили Пикассо устойчивую почву под ногами, не смотря на все перипетии безумного XX века. Будучи Скорпионом, а потому прекрасно выживая в бурном потоке событий середины прошлого века, Пабло Пикассо, при всем этом очень прочно стоял на ногах, покупал замки и виллы, дорогие автомобили, выгодно размещал свои капиталы, и в целом жил очень реальной жизнью, что однако никоим образом не отражалось на его творчестве. Пикассо прекрасно умел разделять творчество и реальную жизнь, ведь в противном случае, он сошел бы с ума очень рано, ибо творения, выходившие из-под его кисти, могли быть порождены лишь больной фантазией.
Образы, бередившие ему душу и принесшие испанскому художнику мировую известность, не требовали сходства с реальными моделями и прототипами - ведь простым сходством удивить кого-либо было уже трудно. Пикассо писал женщин, а получались монстры - и вовсе не оттого, что он не умел рисовать, а от того лишь, что в его темной душе гнездилось мрачное чувство женоненавистничества, не смотря на всю его невероятную влюбчивость и повышенную сексуальность. Пикассо короновал и развенчивал своих возлюбленных, изображая их в таком свете, что вряд ли кто-то из его многочисленных пассий-натурщиц остался ему благодарен. Самое святое чувство, двигавшее художниками на протяжении столетий – восторг и восхищении перед совершенной красотой обнаженного женского тела – Пикассо низвел до уровня карикатурного высмеивания. Итог длительной, и весьма плодотворной творческой жизни Пабло Пикассо (14000 полотен, 100000 гравюр и эстампов и 34000 книжных иллюстраций) – полная деградация современного искусства и подмена подлинной живописи, способной волновать и возвышать душу, сюрреалистическими инсталляциями и перфомансами, способными удивить, шокировать, напугать, но никак не восхитить зрителя.
picasso23.jpg
Фотопортрет «гениального новатора»
Увы, таково современное искусство, и с этим уже ничего не поделаешь, но говорить, что «так получилось», ссылаясь на законы жанра и этапы развития культуры, считать что никто в этом не виноват – значит расписываться в собственном бессилии и безразличии к печальной участи подлинного искусства. Виновные есть, ведь роль личности в истории никто не отменял. На каждом из «засветившихся» художников ХХ века лежит ответственность за то, что произошло с искусством, превратившимся из сакральной сферы человеческой жизни в доступное многим, дешевое по форме и содержанию средство самовыражения людей, требующих к себе повышенного внимания. К сожалению, приходится констатировать, что сокровища мирового искусства вряд ли уже пополнится шедеврами кисти мастеров нового времени, ведь благодаря Матиссу, Пикассо, Жоржу Браку, Питу Мондриану, Робберу Делоне и Сальвадору Дали реализм в живописи окончательно отошел в прошлое, став достоянием великого художественного наследия европейской цивилизации.
Пабло Пикассо – один из тех художников, кто приложил руку к убиению классической живописи. Препарируя реальность на своих холстах, дробя ее на грани, художник, словно в разбитом зеркале, видел собственную душу, требующую разрушения и жертв. Увы, в этом мире не только искусство требует жертв, но также и то, чем занимался Пикассо и армия его многочисленных последователей (ведь искусством это назвать сложно). Получив абсолютное признание еще при жизни, испанский художник практически узаконил свои кубистические опыты над холстом и красками, став признанным многими классиком, основателем новой художественной эпохи – эры абстракционизма, что, конечно же, не могло не тешить его уязвленное самолюбие.
«Величайший художник ХХ века», гениальный новатор, смелый искатель, вдохновенный коммунист и борец за дело мира во всем мире – как только не величали Пабло Пикассо, который, к слову сказать. Великим живописцем никогда и не был. Заслуживают интереса его энергия, страсть, источник неиссякаемого творческого вдохновения, позволившие ему творить до глубокой старости. Заслуживают внимания и жалости судьбы тех, кто стал жертвой его неистовых страстей и творческих экспериментов – несчастных женщин, вошедших в историю мирового искусства под чудовищными масками карикатурных монстров на полотнах Пикассо. Будучи уверен в своей абсолютной правоте и безнаказанности, обеспеченной прижизненным признанием его гениальности, испанец творил, нисколько не сдерживая себя ни в выразительных средствах, ни в способах самовыражения.
picasso Avtoportret 1886.jpg
автопортрет 1896г
Свой талант и темперамент он унаследовал от родителей, а вот характер и индивидуальный окрас личности - следствие влияния на его судьбу планет и прочих астрологических факторов, предопределивших стремление Пикассо к славе, богатству и обладанию всем, чего только может добиться простой смертный. Насколько счастливой была его собственная судьба (а она действительно была счастливой!) настолько трагичными были судьбы брошенных им женщин - тех, на ком он самоутверждался, пополняя столь активно расходуемые им запасы сексуальной энергии. Художник прожил 91 год, довольно рано стал миллионером, сделался «посланцем мира», обрел всемирную известность и жил в роскоши, окруженный любовью преданных ему женщин. Успех и богатство сопровождали его на всем жизненном пути (не считая ранних лет творческого становления). Чем не завидная участь для тех, кто ищет лишь земных удовольствий? Пикассо, известный своими скандальными выходками, взбалмошным характером, тщеславием и любовью к роскоши в настоящее время стал бы идеальной фигурой для гламурного мира богатых и знаменитых.
Его жизнь, полная фарса, романов, разводов, к тому же запечатленная в хронологии бесконечных картин, офортов, литографий и скульптур могла бы стать подлинным бестселлером, будь она описана талантливым писателем.
picasso rannee.jpg
Одна из ранних картин Пабло "Причастие"
Но в любом случае, можно с уверенностью сказать, что судьба Пикассо - прототип жизни многих современных звезд из мира шоу-бизнеса, поскольку Пабло был сам себе «шоу» и сам себе «бизнес», он весело и остроумно, а порой и откровенно цинично издевался над окружающей действительностью, причем умудрялся все это весьма удачно продавать. Как это чаще всего и бывает, сначала он работал на собственное имя, а после имя стало работать на него.
Итак, имя - Пабло («Малый» в переводе) стало точкой отсчета для будущего живописца-авангардиста. Отражая суть его физического естества (а ведь в Пикассо росту было всего 158 сантиметров, и его даже называли «карликовым минотавром») имя породило в молодом художнике комплекс маленького человека, мечтающего о величии, значимости, известности и власти над женщинами. Лишь чувство собственной неполноценности могло толкнуть 19-летнего художника написать на собственном автопортрете фразу «Я - король», ставшую девизом всей его будущей жизни и выражением отношения Пикассо к окружающему миру. Кстати сказать, фамилией Пикассо художник стал подписываться именно с 19-ти лет, ведь это фамилия матери, а не отца. Ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо, но невыразительная фамилия отца не соответствовала амбициозным запросам молодого художника. Тем не менее, склонностью к изобразительному искусству будущий знаменитый авангардист был обязан именно отцу - Хосе Руису Бласко - художнику-любителю, считавшему, что в нем погиб незаурядный талант. Но по поводу собственных достижений в живописи Хосе Руис сетовал недолго - головокружительная карьера сына с лихвой компенсировала нехватку признания искусствоведа, учителя рисования и мастера декоративных росписей, коим и был отец будущей знаменитости. По семейной легенде, когда 10-летний отрок написал свою первую картину, отец, убедившись в гениальности сына, дал обещание никогда более не прикасаться к холсту и подарил собственные кисти и краски сыну, чем принес свой талант в жертву будущей известности гениального Пабло. Как впоследствии выяснится, жертва Хосе Руиса была ненапрасной.
picasso3.jpg
Как показывает практика, если человек нацелен на успех, тот он его рано или поздно достигнет, и для этого ему вовсе не обязательно быть вундеркиндом. Маленький Пабло терпеть не мог школу, и аттестат получил лишь благодаря любезности директора колледжа, который был другом дона Хосе - отца будущего художника. Но родители не слишком переживали, что их сын плохо читает и еще хуже пишет. Зато как мальчик рисует! Пикассо, действительно был талантлив, но формального образования в живописи он так и не получил. Без особых усилий поступив в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо, он так же легко бросил учебу, заявив, что преподаватели - тупицы и учиться у них нечему. Время в Мадриде молодой андалузец не тратил, как ему казалось, зря - помимо Национальной художественной галереи, в которой юный гений знакомился с творчеством Гойи, Веласкеса и Эль-Греко, он ходил по борделям, получая свой первый жизненный опыт. Даже полученная им в неравной схватке с продажной любовью венерическая болезнь не остановила Пикассо, и не отбила у него вкуса к удовольствиям. «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать, - вспоминал Пикассо, - если его дожидаться, именно разум может помешать».
picasso girl shar.jpg
«Девочка на шаре» 1905 (одна из лучших картин «розового периода» Пикассо)
Тут стоит заметить, что сексуальность всегда была главным движущим фактором в жизни Пабло Пикассо, рожденного под знаком Скорпиона - самого сексуального из всех зодиакальных знаков. Точного количества женщин в его жизни не сможет назвать ни один биограф, поскольку Пикассо прожил очень яркую и очень насыщенную в творческом и сексуальном плане жизнь. Фраза из его письма подруге Гертруде Стайн, говорит о многом: «У меня 60 танцовщиц. Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима».
Тем не менее, исследователи творчества главного авангардиста XX века выделяют семь женщин, оставивших яркий след в судьбе и творчестве художника. О том, кем стал для каждой из своих моделей Пабло Пикассо, и чем для них обернулась любовная связь с горячим испанцем, мы еще скажем особо. Сейчас же лишь позволим себе смелое предположение: а не заключался ли секрет творческого и физического долголетия Пикассо в его умении черпать жизненную энергию из неиссякаемых источников женской сексуальности? Ведь из всех его многочисленных пассий лишь одна сумела избежать безумия или суицида. Франсуаза вовремя покинула своего демона-искусителя и вышла замуж за другого мужчину, что позволило ей не потерять рассудок, как это произошло с другими жертвами неистовой любви и ревности горячего андалузского парня по имени Пабло.
picasso_selfport1907.jpg
Автопортрет андалузца 1907 год
Мы позволим себе изложить несколько любовных историй, всякий раз развивавшихся по очень похожему сценарию: художник встречает девушку, предлагает ей стать натурщицей великого живописца, и тем самым обрасти бессмертие. Девушка соглашается, не в силах противиться сексуальному магнетизму испанского мачо, и какое-то время живет счастливой насыщенной жизнью, пока мастер кисти не встретил новую натурщицу. С этого момента жизнь предыдущей претендентки на бессмертие начинает катиться под откос. Почти все дамы сердца злого гения Пикассо страдали нервными расстройствами, кончали с собой либо сходили с ума. Причем встречал он их абсолютно нормальными, а покидал доведенными до безумия. Первая его большая любовь - Фернанда тронулась умом, вторая - Ева - умерла молодой от рака легких. Ольга Хохлова - третья женщина в «семерке» Пикассо сошла с ума и умерла в одиночестве, а сменившая ее на посту музы Мария-Тереза Вальтер повесилась через 4 года после смерти художника.
pablo_picasso_photo_.jpg
Еще одна жертва страстной любви гения - Дора Маар попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоком, а его последняя жена Жаклин Рок ушла в монастырь, но через 13 лет после похорон Пикассо все-таки застрелилась. Единственный законный сын Пикассо Паоло спился и умер от цирроза, его другой сын (менее законный) покончил жизнь самоубийством...
Если бы лишь одна из любовниц Пикассо потеряла разум по окончании их любовного романа - это можно было бы считать просто неприятным инцидентом. Но когда инциденты повторяются с устойчивой периодичностью, возникает желание предположить наличие единой причины у всех случаев помешательства сожительниц знаменитого авангардиста. По-настоящему единственной причиной психического расстройства всех этих несчастных женщин был сводящий их с ума своей страстью и ревностью талантливый и циничный, экзальтированный эгоцентрик Пабло Пикассо. По воспоминаниям современников, мать Пикассо сказала однажды Ольге Хохловой: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина».
В его гороскопе, ставшим горе-скопом для всех женщин Пикассо скопом и по отдельности, Черная Луна (демон-искуситель и астральное воплощение темного космического начала) находилась точно на Асценденте (показателе личности) в знаке Льва. Со Львом, разумеется, связано творчество, любовные романы, веселая богемная жизнь, в худшем случае - позерство, эгоцентризм и проявления безудержной и вычурной гиперсексуальности. Пожалуй, в истории мирового искусства нет более яркого примера классического проявления качеств Лилит (Черной Луны) в характере художника, чем в случае с Пабло Пикассо. Мало того, что он был настоящим демоном-искусителем, обольстителем и соблазнителем для своих женщин-натурщиц, так ведь он же и явился основным разрушителем и осквернителем самой идеи классической живописи. Да, его жизнь в искусстве (80 лет!) - целая эпоха, но за это время реалистическая живопись окончательно стала анахронизмом, и во многом - стараниями Пикассо, который если б только мог, то с удовольствием загнал бы осиновый кол в коченеющее и более несовременное, неактуальное и ненужное тело классического искусства.
picasso255.jpg
Собирательный образ женщины в творчестве Пикассо
Вот уж, действительно, Черная Луна одного злого гения может стать символом разрушения целой эпохи европейской живописи! Вряд ли Пикассо не осознавал того, что делает, ведь он был отнюдь не глупым человеком и в отличие от своих женщин никогда не терял разум. Его более чем плодотворная жизнь на службе у темных сил принесла ему всемирную известность и огромное состояние, которое к концу жизни самого известного и скандального художника XX века составляло более чем 1,1 миллиарда долларов, неслыханный случай в истории мирового искусства! Возьмем на себя смелость не просто предполагать, но и утверждать, что своей жизнью в искусстве Пабло Пикассо служил силам тьмы, хаоса и разрушения. Питательной же средой для его творчества была женская сексуальная энергия, столь необходимая ему для дальнейшего существования и борьбы за дело разрушения основ морали, принципов человеколюбия, устоев общества и главных ценностей подлинного искусства.
Сексуальный вампиризм реформатора и авангардиста - вот что стало главным секретом «творческого» долголетия Пикассо и причиной безумия использованных и брошенных им женщин. Краткие истории их взаимоотношений со злым гением — поразительный и показательный пример зависимости хрупкого женского начала от безудержно активного, бурного и страстного мужского начала, которое способно идти напролом, разрушать и топтать взлелеянные в чуткой женской душе чувства любви, привязанности и нежности. Всего этого был чужд сердцеед Пабло, брутальный образ которого мог бы стать прототипом для художественного фильма о Донжуане нового времени. Сам Пикассо признавался, что слава Донжуана не давала ему покоя, и он с удовольствием обменял бы на нее славу художника.
Итак, история первая: Пикассо мечтал о Монмартре - рае нищих художников, единственном месте на земле, где царит абсолютная свобода. Он трижды посещал Париж в период с 1900 по 1903 год и в конечном итоге осел в этом городе окончательно. Около обшарпанного дома на Монмартре, в котором художник поселился, он встретил Фернанду Оливье -свою первую натурщицу и музу (начал, так сказать, с Оливье). Вот тут то «голубой» период его творчества сменился «розовым» (к счастью, не в современном смысле этого слова). В картинах Пикассо доминантным цветом становится розовый, а сюжеты он заимствует из жизни циркачей и бродячих артистов - арлекины, коломбины, бродячие фургоны и девочки на шаре приходят на смену слепым, хромым и убогим, занимавшим внимание художника во время предыдущего «голубого периода».
fernande.jpg
Фернанда Оливье
Фернанда Оливье - зеленоглазая красавица с каштановыми волосами - стала первой спутницей жизни заряженного тестостероном художника. В день первого свидания Пикассо подарил Фернанде маленькое зеркальце в форме сердца. Позже она говорила о нем, что у Пикассо был «магнетизм, которому я просто не могла сопротивляться». Фернанда была старше его на 4 месяца, но Пикассо всегда говорил, представляя ее друзьям: «Очень красивая девушка. Старая, правда». А им было всего по 23 года! Фернанда удивительно подходила Пикассо по темпераменту. По словам художника, большую часть времени в бедной квартирке на Монмартре они «бешено предавались любви».
picasso 765d5.JPG
Возлюбленная Пикассо
Будущий мэтр обожал свою натурщицу и был страшно ревнив. Позже она заметила: «Пикассо заставлял меня жить как затворницу». Ревнивый художник обзавелся надежным замком и, уходя, всякий раз запирал любовницу снаружи. Его Муза могла неделями не выходить на улицу, а однажды она осталась под замком на целых два месяца. Что это, если не сексуальное рабство, устраивающее обе стороны?
В качестве единственного развлечения тогда еще бедный художник мог предложить возлюбленной лишь любовные утехи, перемежающиеся занятиями живописью, в которых натурщица становилась уже не только объектом страсти, но и восхищенного любования. Фернанда очень любила художника, мечтала о ребенке, о семейном очаге, но в планы Пикассо это явно не входило. Они прожили вместе семь лет, так и не поженившись - этого времени оказалось достаточно, чтобы Фернанда впала в серьезную психологическую зависимость от талантливого и деспотичного художника. Он оставил ее в тридцатилетнем возрасте - на обращении Сатурна, который Фернанде принес горечь одиночества, а Пикассо - избавление от уже изрядно надоевшей ему любовницы. Брошенная Фернанда так и не смогла найти своего счастья, она закончила свои дни в бедности и одиночестве. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой лежало лишь зеркальце в форме сердца. До своего последнего дня она любила неистового Пабло.
picasso butiilka.jpeg
«Натюрморт с бутылкой» (одно из первых творений мэтра в стиле «кубизм»)
История вторая. К 30 годам Пикассо укрепляется в своих творческих принципах. Вместе с Жоржем Браком они изобретают кубизм - наиболее оторванное от реальности течение в современной живописи. На полотнах авангардиста уже не могло быть натурщицы, но, тем не менее, даже на создание кубистических композиций Пикассо требовался источник творческого вдохновения. В 1911 году в кафе «Эрмитаж» испанца познакомил с его будущей жертвой польский художник Маркуссис. Марселла Амбер была маленькой, стройной и нежной, что разительно отличало ее от крепко сложенной и шумной Фернанды, к тридцати годам уже утратившей очарование и загадку молодости. Марселлу Пикассо назвал Евой, очевидно для того, чтобы убедить самого себя (Адама) в том, что это невинное и хрупкое существо является его первой женщиной. Ева поразила воображение Пикассо, и он за рекордно короткий срок создал картину «Моя красавица», выполненную уже в стиле кубизма. Трудно сказать, понравилась ли картина девушке, но сам факт того, что уже знаменитый художник посвятил ей одно из своих произведений, не мог не покорить ее сердце. У художников есть особый рецепт завоевания женских сердец - они их рисуют, что трудно сравнить с еще какой-либо формой ухаживания. Ева ответила взаимностью на скрытое признание в любви, ступив тем самым на скользкую дорожку небезопасных отношений с Пикассо. Еве суждено было рано уйти из жизни, и быть может, приносящий несчастье своим любимым художник здесь вовсе не при чем, но он все-таки успел ее обессмертить, хотя довольно странным способом. Поскольку их отношения пришлись на период увлечения Пикассо кубизмом, глупо было бы искать ее портрет на полотнах с формальными композициями.
picasso Olga.jpeg
Портрет Ольги
И, тем не менее, на нескольких его полотнах есть надпись «радость моя», а на двух картинах написано: «Я люблю Еву». Отношения влюбленных длились 4 года - точно полцикла Венеры, Приапа и Рази. Современные исследователи проблем взаимоотношений полов отмечают 4-летний период как наиболее серьезное время испытаний для любой пары. Подавляющее число разводов приходится как раз на это время. Пабло и Ева не избегли кризиса четырехлетних отношений, но расстались они по другой причине - Марселла Амбер (она же - Ева) заболела раком и скончалась совсем юной. Это произошло в 1915 году. Весной того года художник и его муза отправились путешествовать по Европе и решили пожениться, но радужные мечты разбились на мелкие кусочки подобно тому, как рассыпалась на фрагменты реальность на Полотнах Пикассо. Пабло пережил свое самое серьезное любовное разочарование за всю его жизнь - смерть отняла у него ту единственную, которую он не успел разлюбить и оставить сам. В этот момент точка смерти стала точно на соединение Луны с Восходящим кармическим узлом в гороскопе Пикассо, а Черная Луна двигалась по Плутону - диспозитору Солнца и сигнификатору VIII дома - дома смерти. В самом же VIII доме Пикассо в это время находился стеллиум из 6 планет - смерть, действительно, стояла где-то рядом с маэстро.
Pablo_Picasso__olga.jpg
Пабло Пикассо Портрет супруги Ольги Хохловой
История третья. Спустя два года после смерти Евы художник, став знаменитым и весьма состоятельным человеком, знакомится с 26-летней русской балериной Ольгой Хохловой. Казалось — они подходят друг другу по социальному положению и творческому отношению к миру. Но, увы! Как и всякая встреча, происходящая на обращении Черной Луны (а Пикассо тогда было 36 лет), встреча с прекрасной танцовщицей не принесла счастья ни ему, ни, тем более, ей.
Да, роман начинался красиво: она танцевала, он рисовал.
Он рисовал, а она танцевала... Но жизнь, к сожалению, не может состоять из одних лишь блаженных моментов творческого упоения. Совместная их жизнь не сложилась. Русской аристократке, получившей прекрасное воспитание и образование, хотелось привить Пикассо светские манеры и изолировать его от сомнительных друзей из нищей художественной среды. Под влиянием Ольги Пикассо становится светским львом и начинает одеваться как денди. Он заказывает себе множество туалетов, носит золотые часы в кармашке своего жилета и появляется на званых обедах в безупречном смокинге. Однако все это претит его сущности, новый лощеный образ Пикассо как-то не вяжется с художественным авангардом, во главе которого он некогда стоял, а коллеги по цеху видят в нем подкаблучника - ведь на какое-то время Пикассо отошел от кубизма, занимаясь декорациями к Дягилевскому балету «Парад».
Pablo_Picasso_with_olga.jpg
Но Пикассо, тем не менее, делает выбор в сторону Ольги и ассоциирующимся с ней светским образом жизни, покупает шикарную, богато обставленную квартиру в центре Парижа и, наконец, женится. Это происходит 12 июля 1918 года - на обращении лунных узлов в гороскопе живописца. Молодожены прошли не только через обязательную гражданскую церемонию заключения брака, но и через обряд венчания в русском православном соборе Александра Невского. Пикассо был уверен, что женится на всю жизнь...
Но, увы, астрологические обстоятельства бракосочетания не оставляли шансов на счастливую семейную жизнь танцовщицы русского балета и знаменитого на всю Европу художника. Транзитная Черная Луна, соединившись с Приапом (планетой мужской сексуальности) и Марсом, стали на радикальную Венеру в гороскопе Пикассо. Транзит Рази (планеты женской сексуальности) по Солнцу художника привнес романтизма в отношения молодоженов, но Сатурн (большое несчастье) угодивший в момент свадьбы точно на Асцендент, омраченный влиянием Лилит в гороскопе Пикассо, склонил чашу весов в сторону будущего расставания.
Через три года после свадьбы Ольга родила Пабло сына Пауло, но это приятное обстоятельство уже не могло остановить распада семьи. Пикассо было 40 лет, когда их отношения с русской балериной зашли в тупик. Сороколетие - время нонагонов, период, когда все планеты в первичной прогрессии сдвигаются на 40 градусов по отношению к радикальному положению, и это самый тяжелый из кармических аспектов. Поэтому для каждого человека 40 лет - время серьезных испытаний, торможения любых процессов, замедления активности, переосмысления прошлого, а порой и разочарования в жизни. Именно это время называют кризисом середины жизни, и для испанского художника оно также не прошло бесследно.
picasso paul_arlequin.jpg
Портрет сына Пауло в костюме Арлекина
Весь негатив, который гнездился в душе Пикассо, начал выходить наружу именно с этого возраста. Художник, в космограмме которого Черная луна находилась в знаке Льва, покровительствующего чувственным удовольствиям, любви и творчеству, с некоторых пор стал проявлять худшую из ипостасей этого знака. На то были причины - ведь Скорпионам свойственно видеть все в черном свете, но не до такой же степени!
Сексуальная озабоченность Пабло Пикассо и разлад в отношениях с Ольгой Хохловой, которая с годами стала раздражительной и нервной, проявилась в его творческих экспериментах (хочется сказать другое слово!). Жесткие деформированные женские фигуры на его полотнах, чудовища жен¬кого пола со ссохшейся грудью и преувеличенно огромными половыми органами - это месть Пикассо его законной жене, которая, утратив былую молодость и привлекательность, представлялась ему в образе старой мегеры. А когда-то в начале совместной жизни он писал Ольгу, сидящую в кресле, приукрашивая и без того миловидные черты, но тогда он был влюблен, а теперь - ненавидел собственную жену.
Конечно, страшная по своей сути инверсия образа прекрасной балерины произошла не сразу - на это художнику с извращенными наклонностями потребовались долгие годы - около десяти лет супружеской жизни. Но трудно представить более явное проявление Черной Луны в гороскопе живописца. Осквернение женского начала, осквернение любви, некогда связывавшей его и Ольгу, вынесение «сора из избы» на суд зрителей - вот к чему может привести влияние Лилит на Асценденте во Льве, если человек будет потакать своим порокам и слабостям, а Пикассо никогда не отказывал себе в этом удовольствии. Остается лишь посочувствовать нашей соотечественнице, изображенной на картинах Пикассо настоящей фурией.
picasso1937 plach.jpeg
«Плачущая женщина» Портрет Ольги спустя годы супружеской жизни
У нее были все основания называть художника «Падла» Пикассо, но она навязчиво любила мэтра кисти и продолжала преследовать его, даже тогда, когда он встретил следующую модель.
История четвертая. Одной из самых юных жертв неукротимого таланта и любвеобильности Пикассо стала Мария-Тереза Вальтер. Ей было всего 17 лет, в то время как художнику - 46 (всего-то 29 лет разницы!), когда они встретились неподалеку от парижского магазина «Галерея Лафайет». Романтическая встреча с несовершеннолетней красавицей, с которой Пикассо разделяло одно обращение Сатурна - планеты зрелости и осмысленности - произошла в январе 1927 года. Метод убеждения 17-летней красотки был прежним - он остановил ее и просто сказал: «Мадемуазель, я Пикассо. Вместе мы сумеем многое сделать».
picasso 1972.jpeg
Очередная деформированная модель Пикассо
В этом возрасте он мог себе позволить многое - ведь каждый год он уже зарабатывал миллионы. Для Марии-Терезы, ставшей на время его единственной натурщицей и любовницей, Пабло Пикассо приобрел замок Буагелу, в котором и устроил мастерскую. В упоении страстью художник писал, лепил, рисовал. Искусствоведы - ценители творчества Пикассо, отмечали, что после знакомства с Марией-Терезой женские груди на его полотнах вновь стали круглыми и крепкими, рты начали улыбаться, а фигуры, часто по-прежнему деформированные, стали излучать чувственную радость.
picasso3 dothe.jpg
Портрет дочери Майи
Казалось - Мария-Тереза вернула ему вторую молодость, «отмотав» на часах возраста одно обращение Сатурна. Символично, что «Женщина с вазой» - скульптурное изображение именно этой натурщицы великого сластолюбца украшает могилу Пикассо, похороненного в местечке Вовенарг.
picasso mariethereseyd5.jpg
Портрет Марии
Мария-Тереза оказалась четвертой - серединной женщиной в «великолепной семерке» несчастных любовниц Пикассо, она же своим появлением в его жизни ознаменовала середину творческого пути маэстро. Их встреча произошла в момент движения Солнца по Белой Луне живописца, что говорит о том, что небеса посылали ему юного ангела во спасение его души, но он пренебрег и этим подарком судьбы. Через восемь лет после встречи, в 24 года (т.е. на цикле обращения Венеры, Рази и Приапа) Мария родила дочь Майю, после чего отношения между Пикассо и его моделью значительно осложнились, так как к уже поостывшим за 8 лет чувствам добавилась и родительская ответственность. Девочку записали как дочь неизвестного. Пикассо обещал, что сразу же после развода признает ребенка. Но девочка так и не получила его фамилию. Впрочем, художник согласился... стать ее крестным. Крестный отец собственной дочери потому-то и называл Марию-Терезу лучшей из женщин, что она никогда ничего не требовала от него.
Тем не менее, художник оставил Марию ради новой пассии, хотя продолжал поддерживать ее, как и свою супругу, материально. Всю последующую жизнь они встречались, Мария-Тереза постоянно писала Пикассо, но он продолжал свое победное шествие по жизни и по женским сердцам, меняя натурщиц по мере остывания к ним интереса. Оставленная злым гением в возрасте 24-х лет с ребенком на руках, Мария так и не смогла создать семью, полюбить кого-либо кроме неистового испанца. Она была предана единственной любви на протяжении всей жизни, и даже когда уже глубокий старец Пикассо отошел в мир иной, она последовала вслед за ним, повесившись спустя некоторое время после его смерти.
picasso_1938_dora_maar.JPG
«Голова женщины» (Дора Маар)
Но до трагической развязки было еще далеко - около 40 лет насыщенной творчеством и любовью бурной жизни знаменитейшего из художников XX века. Его ждали встречи с Дорой Маар, Нюш Элюар, Франсуазой Жило и Жаклин Рок.
История пятая. Почти как всегда - «средь шумного бала случайно» - встреча в кафе «Две кубышки», где собирались сюрреалисты, абстракционисты и прочие представители художественного бомонда предвоенного Парижа. Поль Элюар, друг Пикассо познакомил художника с великолепной Дорой – фотографом и художницей, чей темперамент и красота не могли остаться незамеченными искушенным ценителем женских достоинств. Согласно легенде, «в тот вечер необыкновенной красоты черноволосая женщина, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро воткнуть острие между пальцами. Ей это удавалось, и, выдернув из стола нож, она продолжала свое опасное занятие. Вдруг Дора не попала в цель и ранила руку. Показалась кровь, взволнованный Пикассо попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу». В начале 1936 года друзья художники обратили внимание, что Пикассо стал все чаще рисовать девушку с изящными руками и ногтями, покрытыми ярко-красным лаком. Это и была Дора Маар - профессиональный фотограф, умная девушка передовых взглядов, ставшая интеллектуальной и сексуальной спутницей Пикассо. Югославская художница неплохо говорила на испанском языке. Пикассо был очарован. Ей тогда было 28 лет, а ему - 53 года.
picasso minotavr.jpg
«Дора и Минотавр» - программное произведение автора, выражающее его отношение к прекрасному полу
Они встретились в момент транзитного движения Лилит по Венере уже не молодого художника. Странно было бы, если бы в это время он никого не обольстил. Для Доры эта встреча оказалась роковой — за 7 лет любовной истории Пикассо окончательно расшатал и без того хрупкую нервную систему молодой женщины, что и стало основной причиной разрыва. Если в начале отношений Дора фигурировала на полотнах Пикассо как великолепная фемина с летящими распущенными волосами, то впоследствии он изображает ее лишь со слезами на глазах.
«Я никогда не мог написать ее улыбающейся, - вспоминал мэтр, - для меня она всегда была плачущей женщиной». Бесконечные слезы и длительные депрессии могли утомить кого угодно, а тем более темпераментного испанца. После войны Пикассо подарил Доре домик на юге Франции. Однако жить здесь ей так и не пришлось - после разлуки с возлюбленным она стала пациенткой лечебницы для душевнобольных.
На время романа с Дорой приходится сотворение «Герники» — произведения поистине эпического масштаба, одного из самых известных полотен мастера, зачастую называемого вершиной творчества мастера. Глядя на это грандиозное восьмиметровое панно, невольно понимаешь, что у Доры Маар были все основания стать пациенткой психиатрической клиники - ведь она была не просто свидетельницей появления, но и соавтором «Герники», о чем убедительно свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, обнаруженных в ее личном архиве после ее смерти. Сюжет огромного панно был рожден реальной историей - трагедией Герники, древнего города близ Бильбао.
picasso3 gernika.jpg
Фрагмент «Герники» с головой Минотавра
Ночью 26 апреля 1937 года эскадрилья гитлеровских люфтваффе «Кондор» разбомбила спящий город, погибло более 2000 мирных жителей. Самое страшное в том, что в городе не было военных объектов - это был лишь чудовищный акт устрашения. Размышляя о сущности самого масштабного из произведений Пикассо, один критик сказал: «Абсолютная реальность и в то же время абсолютная условность». Пожалуй, лучшего определения ко всему творчеству Пикассо подобрать трудно. Не смотря на всю условность своей живописи, художник жил абсолютно реальной жизнью, не отказывая себе ни в чем и ни в ком.
picasso_legend_7_dora_maar_au_chat.jpg
портрет Пикассо, выполненный для Доры Маар
Следующей его музой стала Франсуаза Жило. Итак, история Шестая. Сцена та же: ресторан, престарелый мастер и молодая художница. Опять предложение стать бессмертной, мастерская в купленном для новой любовнице замке, многочисленные картины, среди которых критики выделяют полотно «Женщина-цветок». И опять связь длится семь с небольшим лет. Этот цикл повторялся в судьбе Пикассо неоднократно. Через 7— 8 лет Пикассо бросал своих женщин, прожив еще одну маленькую жизнь в пределах большого цикла Венеры (8 лет) или же обращений Приапа и Рази - планет сексуальности, циклы которых близки к восьмилетнему периоду. Вряд ли здесь стоит усматривать цикл Белой Луны, хотя быть может это и так, ведь художник всякий раз влюблялся искренне и как будто впервые. Он мог бы всех своих женщин называть Евами на разных этапах своей жизни, но мастер не любил повторяться, у него были: «куколка», «балерина», «валькирия», «любовница ветра» и «женщина-цветок». Юная, энергичная Франсуаза Жило, пожалуй, единственная женщина, вдохновившая его на написание многочисленных семейных картин, светлых и радостных, пронизанных теплым светом заходящего южного солнца. С Франсуазой, подарившей ему счастье второй молодости, Пикассо уезжает из Парижа на юг Франции - к солнцу, морю, пляжам.
Сексуальная энергия Пикассо била ключом, не смотря на то, что ему было уже за 60, когда он встретил 20-летнюю красавицу. Это произошло в 1943 году, а в 47-ом и 49-ом Франсуаза рождает любимому сына Клода и дочь Палому. Да, да, Пикассо было 68 лет (!), когда родилась его младшая дочь - та самая Палома Пикассо, которая сумела с большой выгодой для себя использовать фамилию отца для «раскрутки» парфюмерного бренда.
picasso_portrait_de_franoise.jpg
Юная любовница пожилого авангардиста
Юная Франсуаза - единственная женщина, которой удалось вырваться из лап стареющего минотавра. Вероятно, с годами хватка Пикассо несколько ослабла, и он не смог удержать юную любовницу подле себя, как это делал он со всеми остальными женщинами, попавшими в его лабиринт.
Биографы Пикассо свидетельствуют: «Очередной любовницей Пикассо стала Франсуаза Жило, молодая художница. Франсуаза была в то время единственной женщиной, которая делила с Пикассо постель. Она, однако, вскоре обнаружила, что определенную роль в жизни Пабло играют и Ольга, и Мария-Тереза, и Дора Маар. Летние месяцы, которые они проводили на юге Франции, оживлялись присутствием Ольги, которая следовала за ними повсюду, извергая на них потоки брани. В Париже четверги и воскресенья были днями, когда Пикассо посещал Марию-Терезу и Майю. Если же Пикассо уезжал куда-нибудь с Франсуазой из Парижа, он ежедневно получал от Марии-Терезы письма, в которых она подробно рассказывала о своих с Майей успехах, заботах и трудностях, в особенности, финансовых. Иногда Пикассо ходил в гости к Доре Маар или приглашал ее на обед. При этом он всегда настаивал, чтобы Франсуаза обязательно сопровождала его во время таких визитов».
Но жизнь с Пикассо оказалась непомерно тяжела для здоровой психики молодой художницы. Она решила покинуть как самого Пикассо, так и все, что с ним связано: и замок Гримальди, и юг Франции. Позже в своей скандальной книге «Жизнь с Пикассо» Фернанда напишет, что художник постоянно издевался над ней, что было для него стандартной формой поведения. Когда она стала болеть (а ему-таки удалось подорвать здоровье молодой женщины), Пикассо язвительно повторял: «Ненавижу больных женщин». Когда же она все-таки решилась его оставить, впервые брошенный художник был вне себя от гнева. Он заявил: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах». Спустя 7 лет от начала отношений с Пикассо, Франсуаза забрала обоих детей и уехала. Позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка и прожила вторую жизнь, на этот раз без Пабло Пикассо. Она сумела вовремя сбежать, именно это ее и спасло. Судя по всему, Белая Луна оказалась в гороскопе Франсуазы достатачно сильной и потому мучительные для нее взаимоотношения с Пикассо ограничились 7-летним периодом.
Pablo_Picasso_with_Jaklin.jpg
с Жаклин Рок
История седьмая и последняя. Рекорд по длительности взаимоотношений с Пикассо поставила последняя жена художника - Жаклин Рок. Их связь длилась на протяжении цикла лунных узлов - восемнадцать с половиной лет. Он встретил ее в возрасте 73-х лет и, по обыкновению, купил ей дом - на этот раз в Каннах, где они, в основном, и жили. Незадолго до встречи с Пикассо Жаклин Рок развелась со своим мужем, и, как говорится, была до пятницы совершенно свободна...
У нее был изящный профиль, в чем можно убедиться, глядя на ее портреты кисти Пикассо. Некоторые искусствоведы называют ее сфинксом, охранявшим покой мастера на протяжении последних лет его жизни.
picasso 63456.jpeg
Очередная деформация образа возлюбленной
Жаклин было всего 34 года, когда почти восьмидесятилетний художник тайно женился на ней. Обычно через семь лет после встречи Пикассо уже расставался со своими музами, но на сей раз он решил остепениться. Как-никак, а восемьдесят лет за плечами...
Жаклин Рок - последняя муза донжуана кисти, была не столь страстной, как Фернанда и не такой хрупкой, как Ева. В ней не было утонченной грации Ольги и богемной роскошности Марии-Терезы. Она не была такой умной, как Дора Маар и не отличалась талантливом Франсуазы, но в ней было главное достоинство - искренняя преданность Пикассо. Он был для нее почти богом. Она называла его - монсеньор, мыла и кормила старика, некогда бодро шагавшего по жизни. Теперь он был болен, почти ничего не слышал и практически ослеп. Молодая и красивая женщина искренне любила престарелого мэтра. Оградив его от общения с детьми, бывшими женами и внешним миром, Жаклин Рок привнесла в жизнь Пикассо мир и покой, продлив тем самым блистательную жизнь великого авангардиста. Свою же молодую и весьма перспективную
жизнь она положила на алтарь любви и искусства. Спустя 13 лет после смерти Пабло Жаклин застрелилась...
Таковы семь основных сюжетов любовно-творческой биографии самого знаменитого и самого одиозного художника XX века. Пикассо обессмертил своих любимых, хотя, вероятно, не все его творческие искания были в полной мере оценены натурщицами и музами, предпочитавшими портретное сходство вычурности и оригинальности. 7 жизней, 7 судеб, в которых Пикассо сыграл роль первой и последней скрипки.
Пьер Кабанн, знаток жизни и творчества Пикассо, писал: «Сексуальные стимулы были основной движущей силой его лирических взлетов; желание, как он сам его видел, было насилием, расчленением, смятением чувств, негодованием, излишеством». В его отношениях с женщинами всегда присутствовали отголоски гнева и ненависти.
picasso5.jpg
picasso-1972-_autoportrait.jpg
Портрет и автопортрет Пикассо - практически одно лицо :)
Однажды «величайший» художник минувшего столетия объявил: «Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног». Об этом стоит знать не только тем, кто интересуется творчеством Пикассо, но и всем женщинам, засматривающимся на богатых и знаменитых. Далеко не все культовые личности, ставшие идолами при жизни, достойны тех почестей, кои им оказывают многочисленные почитатели их талантов.
Пикассо прожил более 90 лет, доказав своей жизнью справедливость утверждения, что искусство требует жертв. Жертвы нашлись, ведь испанский художник, при жизни ставший легендой, мифологизированным героем, обладал почти гипнотической притягательностью. Его «взгляд палача» буквально завораживал женщин. Пикассо в шутку называл себя чертом, на что Эренбург возражал ему в своих мемуарах, говоря, что если он и черт, то добрый, поспоривший с Богом насчет мироздания, восставший и неуступивший. Мы же считаем, что фигура испанского художника явно не выдерживает подобного сравнения, хотя, несомненно, есть рогатый мифологический герой, с которым можно было бы соотнести образ сердцееда Пикассо.
picasso0 minotavr.jpg
«Минотавр и спящая женщина»
Жизнь яркого человека нередко становится воплощением некоего мифологического сценария, причем архетип древнего легендарного или вовсе сказочного существа всякий раз воскресает с новой силой. Пикассо удалось извлечь из своего подсознания столь близкий каждому испанцу образ человека-быка. Но в своей жизни художник не был тореадором, хотя корриду он очень любил. Пикассо был подлинным Минотавром, требовавшим, согласно мифу постоянных жертв.
Из лабиринта Пикассо, нередко изображавшим себя в образе Минотавра, удалось вырваться одной лишь Франсуазе, для которой искусство и желание собственной реализации в живописи стало спасительной нитью Ариадны. Не будучи «фактурным» человеком-быком, не обладая соответствующими образу физическими кондициями, Пикассо с лихвой компенсировал собственные недостатки горячим темпераментом и особым магнетизмом, сопротивляться которому было бесполезно, что лишний раз доказывает, что не внешность, а внутреннее содержание человека определяет его успех у противоположного пола.
Минотавр Пабло Пикассо вошел в историю мирового искусства, вернее вломился, выломав дверь рогами своей непробиваемой головы
|
|