16+
Лайт-версия сайта

Чтение нотного письма (проблемы и решения)

Изобретения / Технологии / Чтение нотного письма (проблемы и решения)
Просмотр работы:
27 июля ’2011   03:27
Просмотров: 28457

Одна из ключевых проблем низкой эффективности действующей системы начального музыкального образования (ДМШ и ДШИ)...




С.В. Белецкий
Чтение нотного письма
(проблемы и решения)

«У семи нянек – дитя без глазу»
«возможно, вы даже культурнее нас – вы знаете ноты»
(М. Жванецкий)

Преамбула. Музыка в мире знаний накопленных человечеством занимает особое место. При всей её значимости для развития личности она до сего дня остается закрытым, элитарным пространством. Лишь избранные владеют музыкальным инструментом и читают записанную в нотах музыку… Уместно здесь вспомнить, что в своё время и азбука была доступна не каждому. В дореволюционной России неграмотных было 79 % населения (данные переписи 1897 г., http://ru.wikipedia). Сегодня же вполне естественным кажется факт наличия в стране «абсолютной» грамотности – каждый умеет читать и писать. Ребенок успешно приобретает эти навыки в любой начальной общеобразовательной школе. Возможно ли достичь того же в музыкальной сфере, где есть система начального музыкального образования?...
По своей сути музыка представляет собой специфический язык музыкальных звуков, Создавая музыку, композитор записывает её в системе нотного письма. Потому навыки чтения нотного письма необходимы и профессионалу, и любителю, желающему приобщиться к музыкальной культуре.
Для начинающего музыка – это иностранный язык, который нужно учить через неизвестные графические символы – ноты. С 1 класса музыкальной школы ребенок работает с нотным текстом как на групповых предметах (сольфеджио, хор, слушанье музыки, ритмика, ансамбль), так и в процессе индивидуальных занятий – спец. инструмент, предмет по выбору (чтение нот с листа). Однако, несмотря на все старания педагогов (мастеров своего дела), ведущих эти дисциплины, навык чтения нотного текста (подобный навыку чтения книг) в стенах музыкальной школы так и не формируется: “...Чтенье музыки с листа (т.е. нотного текста - С.Б.) – сложный психофизический процесс, в тонких (его) механизмах многое остается неясным. … проявление склонности, одаренности музыканта к исполнению музыки с листа – «Божий дар» (Теория и методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие для вузов. М., 2001).
Незнание механизма формирования этого навыка и отсутствие метода, решающего данную проблему, оборачивается «отсевом» учащихся: «Не выдержав борьбы с нотами и мук сольфеджио, 70 из 100 принятых детей бросает музыкальную школу. Только 2% выпускников продолжает своё дальнейшее музыкальное образование и самообразование». (Из материалов выездных Парламентских слушаний проекта Закона «О дополнительном образовании» г. Омск, 1999 г.). Результат такой работы влечёт за собой «утяжеление» стоимости знаний дошедшего до финиша выпускника музыкальной школы. Не обеспечивая гражданам государства равенства и общедоступности в приобретении музыкальных знаний, деятельность музыкальных школ отнесена, соответственно, к сфере учреждений «дополнительного» образования.
Технологический аспект проблемы чтения (экскурс в историю). Путь от произнесения слова до его понимания, от написания простейших символов до распознавания в них известных слов долгий, сложный, многогранный. Звуки, буквы, слоги, слова - 4 года ежедневных многочасовых упражнений в их написании и чтении, и в школе, и дома. Этот процесс неделим, и потому в начальной школе его ведёт ОДИН человек – он учит «и читать и считать и слова запоминать», отвечая персонально перед родителями, школой и государством за конечный результат. И педагог гарантировано достигает цели благодаря наличию технологической цепочки в виде программ, алгоритма пошаговых действий, метода, дидактических учебных пособий и т.д.
Принцип персональной ответственности учителя за начало пути познания ребенком окружающего мира, и эта цепочка возникли не «вдруг», а прошли долгий путь своего становления и развития. Великий реформатор системы образования, Ян Амос Коменский (1592–1670) в работе «Великая дидактика» писал по этому поводу: «…не может мальчик с пользой для себя одновременно обучаться у многих учителей, так как едва ли возможно, чтобы все придерживались единой формы обучения; следствием этого бывает рассеянность в нежных умах и задержка в их развитии». Тем самым Коменский предложил обеспечить системность образования посредством принципа персональной ответственности одного учителя за начальный и наиболее важный (!) этап образования.
Педагогика Марии Монтессори (1870-1952) практикой подтвердила действенность постулата «один педагог в ответе за все» на начальном пути познания мира ребенком. В 1898 году 29-тилетней Марии Монтессори в Ортофенической школе «для укрепления умственных способностей» было поручено воспитание умственно отсталых детей, от которых отказались родители. Используя свои специально разработанные пособия, она создает там новую систему саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде.
На своём революционном выводе о первичности письма, но не чтения (!), Мария разрабатывает и свою методику обучения детей письму и чтению. Через два года в Риме её «умственно отсталые» воспитанники на школьной олимпиаде письма, чтения и счета превзошли по всем параметрам детей из обычных школ.
Метод Монтессори раскрыл всю важность понимания учителем природных законов формирования человеческих способностей, роль мотивации обучаемого к саморазвитию и способствующей тому организации образовательного пространства.

Основы проблем восприятия нотного письма. Нотация представляет собой одну из самых сложных систем кодирования информации. Каждая нота здесь бифункциональна – несет в себе данные и о высоте звука, и о его продолжительности. Наряду с этим в системе нотного письма 12 звуков темперированного строя записывают семью нотами. Для коррекции данного количественного несоответствия в нотах применяют дополнительные графические символы – знаки альтерации. В результате одной нотой (например: Ре) записывают до пяти различных по высоте звуков, воспроизводимых разными клавишами музыкального инструмента (Ре дубль бемоль, Ре бемоль, Ре, Ре диез, Ре дубль диез) и, соответственно, наоборот – одну высоту звука, воспроизводимую одной клавишей (например, Ре), записывают тремя различными нотами (До дубль диез, Ре, Ми дубль бемоль). С учетом этого, определение (прочтение) заложенных в ноте параметров высоты звука и времени и единовременное воспроизведение полученного результата на инструменте – чрезвычайно сложная для сознания задача.
Путь решения проблемы. Проблему декодирования имен звуков-нот-клавиш снимают 12-ти слоговая система наименования звуков музыкальной октавы – «Хроморяд Белецкого» (Российский патент №2121717, далее ХБ) и метод обучения на её основе (Евразийский Патент №002697). Многолетняя апробация метода в стенах ЭДМШ, Омского музыкально-педагогического колледжа (Белецкий С.В.), ОМУ им. В.Я.Шебалина (Кузнецов В.В.), а также в экспериментальных проектах, проведенных в системе образования (МОУ г. Омска – гимназии №№19, 26, 64, 115; студия «Мир музыки для всех» МОУ ДОД «Дом детского творчества» ОАО г.Омска - Воропаева Л.В.), выявили его высокую эффективность и простоту применения в донотный период обучения.
Наряду с этим, в период с 2003 по 2006 г.г. автором метода было реализовано 12 экспериментальных проектов по обучению музыке широких слоев населения – без ограничения по возрасту, уровню образования, интеллекту и наличию музыкальных способностей. Студийное обучение музыке прошли 192 человека разных возрастных групп, в том числе: 95 человек (4 группы взрослых); 65 детей и подростков (5 групп); курсы «Семейное музыкальное творчество» для родителей и их детей (от 2-х до 5-ти лет) –– 2 группы по 8 детей и 8 родителей (32 человека).
В зависимости от возраста и интересов для каждой группы определялись цели обучения, продолжительность и форма коллективно-хоровых занятий (краткосрочные интенсивы. вечерние курсы и др.), а также авторские пособия, позволяющие единовременно и комплексно использовать в рамках каждого занятия элементы сольфеджио, теории, гармонии, анализа музыкальной формы и основ композиции (см. Приоржение).


Используемые данные пособия в сочетании с авторской технологией подачи информации обеспечивали достижение в процессе занятий синергетического эффекта – многократное возрастание эффективности познавательной деятельности учащихся.

Результаты деятельности по проектам изложены в 15 докладах участников III международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: современные технологии – социум – рынок» (Омск-2007). Презентации сборника её материалов состоялась 22 марта 2008 года в ЭДМШ, где музыкально-педагогической общественности города Омска были также представлены: а) итоги 1-го эксперименталь-ного проекта 2003 года по обучению музыке взрослых в оценке независимых экспертов* – Кудрявцевой С.И. и Кузнецова В.В. (ОМУ), к.п.н. доцента ОмГПУ Феттера П.З.; б) творческие работы выпускников – авторские песни, романсы и композиции;
в) «Первая (Омская) симфония» (2007) разнорабочего со стройки – Всеволода Пушкарёва.
http://www.youtube.com/watch?v=KbXbyT20ipY
*контрольный (заключительный) урок выявил у слушателей 3-х месячных курсов знания теории музыки, в объеме программ 7-милетней музыкальной школы, навыки хорового 2-голосного пения и знания основ музыкального творчества.

Заключение. Данные и последующие прикладные исследования автора 2009-2010 гг. (ТГ «Сибирская пирамида», ОМПК, ЭДМШ), показали, что при всех сложностях восприятия нотации на начальном этапе обучения музыке возможно достижение феномена «абсолютной» музыкальной грамотности (знание элементарной теории музыки и навыки пения-чтения нотного письма). Основой того является:
• Наличие специально разработанной технологии, содержащей:
а) алгоритм пошагового, поэтапного освоения всех составляющих навыков письма и, на этой основе, пения-чтения нотного текста;
б) метод, комплексно формирующий музыкальные способности (певческий голос музыкальный слух, память, чувство музыкального времени) и понятийный аппарат;
в) дидактические пособия, обеспечивающие процесс их формирования;
• Персональная ответственность ОДНОГО педагога за достигаемый и измеряемый результат обучения (контрольные, тесты, экзамены).
Цена вопроса. Унификация образовательного процесса учреждений системы музыкального образования до уровня возможности экспертной оценки качества результата их деятельности (своего рода ЕГЭ) позволит сделать музыкальное образование общедоступным для широких слоев населения, меняя тем самым и статус музыкальной школы, и значимость её в общественном сознании. Простота, доступность и системность в обучении музыке – гарантия сохранения контингента и расширение поля деятельности музыкальных школ. Это и основание для устойчивой стабильности заработной платы педагогов музыкальных школ, и действенная профилактическая мера правонарушений в среде подрастающего поколения, это качественно иной рабочий у станка и слушатель филармонических залов …


ВЫВОДЫ:
1. В деятельности ДМШ (ДШИ), связанной с профессиональным обучением музыке необходим специально выделенный подготовительный этап групповой формы познания музыки с ответственностью одного педагога* за конечный результат в виде 4-хлетней 1-й ступени обучения основам музыкальной речи, навыков пения и чтения нотного письма – начальные классы музыкальной школы (НКМШ).
2. В Омском регионе есть апробированная многолетней практикой 2-хступенчатая структура ЭДМШ, практический опыт и авторская инновационная технологическая составляющая процесса формирования на начальном этапе обучения музыке знаний и навыков «абсолютной» музыкальной грамотности.
3. Омский опыт решения отдельных проблем музыкального образования может послужить основой очередного проекта создания региональной системы общедоступного начального музыкального образования.
* теоретики, хоровики, педагоги-инструменталисты, сами себе подготавливающие учеников, и другие, прошедшие курс обучения методу работы по данной технологии.

P.S. При наличии интереса как со стороны государственной или частной школы (студии), так и отдельных меценатов, автор готов к сотрудничеству по обозначенной теме, которая, в том числе, может стать основой для разработки государственного стандарта общего музыкального образования. Телефон для связи 8-908-114-53-93, e-mail: dombsv@yandex.ru
http://vk.com/hromoryad

Приложение:Используемый дидактический материал
(наименование, содержание) Достигаемый результат
(приобретаемые знания и навыки)
Лото "АЗБУКА МУЗЫКИ" в 3-х выпусках - игра в рисунках и стишках:
1.Выразительные средства музыки;
2.Элементы музыкальной речи;
3.Строение и запись музыкальной речи. Освоение 112 музыкальных терминов и понятий по соответствующим разделам:
1. регистры, темпы, штрихи, динамика, голоса, инструменты;
2. ступени, интервалы, аккорды;
3. форма, длительности, метроритм, нотация
Песенки-попевки (приложение к лото). Установление взаимосвязи между понятиями и живой музыкой
«Музыкальный язык в картинках» - 40 опорных сигналов по теории музыке, ритмике, слушанию музыки и творческому музицированию Систематизация знаний по элементарной теории музыки, основам чтения в нотации музыкального времени, структурному строению музыкальной формы и способам создания и развития музыкального материала
«Ритмишки» - дидактический материал для практического освоения звукорядов, ступеней, интервалов, аккордов. Навык письма и чтения музыки в системе слогописи ХБ.
Свободу ориентации в звукорядах, интервалах, аккордах.
Навык транспонирования мелодий в 12 ладотональностей
«Ладомер Белецкого» – вспомогательное практическое пособие. Навык исполнения 2-мя руками от любой клавиши фортепиано простейшего песенного аккомпанемента
«Попевки Хроморяда*» – 12 жанро-мелодических песенок-формул с CD диском. Понимание стилистических особенностей музыкальных жанров; развитие памяти на высоту звука (а. слуха).
«Учим классику без нот» - 2х-голосные пьесы старинных композиторов в слогописи ХБ с аудиоприложением на 4-х CD. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, певческих навыков и двухголосного пения по слогописи, Знакомство с мировым классическим репертуаром
«Прописи Белецкого» - технология формирования у обучаемых знаний элементарной теории музыки. Ориентация в понятиях, письме и на клавиатуре фортепиано
в звукорядах, ступенях, интервалах и трезвучий на пространстве всех 12-ти мажоро-минорных тональностях
«Природа певческого тона» – практическое пособие в рисунках и стихах. Формирование представлений о психофизиологических процессах возникновения природного певческого тона.
«Хронограф музыки Белецкого» – практическое пособие (тренажер). Формирование временных представлений о долях музыкального времени, структурах 2-х и 3-х дольного метра, продолжительности (длительности) звуков в нотации.
«Матрица познания музыкального времени» – практическое пособие (тренажер). Формирование навыка распознавания (чувственного восприятия и чтения) различных вариантов временных соотношений долей и звуков.
«ЗВУКИ, КЛАВИШИ и НОТЫ» – учебно-игровое практическое пособие. Обеспечивает установления взаимосвязи слогов ХБ с традиционной нотной графикой.
Ноторяд «Хроморяда Белецкого» –вспомогательное практическое пособие. Формирование навыка чтения и записи нот традиционной нотации в скрипичном и басовом ключах
*«Хроморяд Белецкого» - 12-ти слоговая система наименования музыкальных звуков,
Евразийский Патент №002697









Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 31 марта ’2013   19:01
Фишка то в чём. По правде говоря ещё греки решили, что весь звукоряд делится на два трихорда (от слова хорда - четыре). Хроматизм и есть всего лишь изменение основных хордовых звуков, а то,что каждый звук энгармоничен другому по звуку, а не по написанию это и так понятно.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Репка, Тарзан, Весна, Конкурсные!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft