16+
Лайт-версия сайта

Остров неясных смертей Глава 25

Литература / Детективы / Остров неясных смертей Глава 25
Просмотр работы:
10 апреля ’2024   05:32
Просмотров: 132

Глава двадцать пятая
Вечер четвертого дня. О пользе изучения философии и логики

Есть три ошибки в общении людей:
первая — это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая — застенчивость, не говорить, когда это нужно;
третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Конфуций

Через полчаса после ужина, выпив с народом пива, Виктор пошёл к себе. Подождав несколько минут, я незаметно кивнул Сан Санычу и сказал, что тоже пойду передохну немного. Ольга дёрнулась было встать со стула, но, поймав мой взгляд и недвусмысленный жест рукой, села обратно.
Вскоре в мою дверь постучал Сан Саныч. Я открыл, и он зашёл. Недвусмысленно пошевелив свои уши руками, правой я помахал над головой, а указательный палец левой прижал к губам. Сан Саныч догадливо кивнул и весело спросил:
— Ты хотел что-то без женщин обсудить? Какие есть идеи, мой дорогой друг?
— Предлагаю посоветоваться с Виктором. Он сегодня определённо проявил себя как эксперт в некоторых очень специфических вопросах. У меня, например, таких знаний нет.
— Полностью согласен с предыдущим оратором, и у меня знания по многим специальным вопросам отсутствуют. Сейчас пойдем к эксперту?
— Конечно. Зачем время зря терять?
По дороге к домику Виктора я спросил Сан Саныча:
— Игры про доброго и злого следователя знаешь?
— А то! И мы кино смотрим, и мы когда-то книжки читали.
— Роль злого исполнить сможешь? Но без фанатизма…
— А ты, гуманист, значит добрым будешь, — ехидно засмеялся Сан Саныч.
— Добрые предложения должны делать добрые люди, — ответил я своей любимой фразой, — еще я буду грузить Виктора массой ненужной информации, а ты бди и вовремя мне подыгрывай.
— А-а-а… Избыток информации как способ создания проблем в момент принятия решений? — догадливо подхватил Сан Саныч. — Сенсорная перегрузка как средство дезориентации и создания неадекватной ответной реакции в режиме линейной последовательности?
«Вот зараза, — с невольным восхищением подумал я, — он еще и Тоффлера практически наизусть цитирует».
— Ага… быстро ловишь идею об информационно-эмоциональном воздействии. Есть у меня на этот счет приятное воспоминание молодости. Однажды, в начале 80-х годов ХХ века, я на несколько часов парализовал работу учреждения, в котором тогда трудился, — принес распечатанную на ЭВМ эротически-матерную поэму Ивана Баркова «Лука Мудищев». По тем временам это была «информационная бомба». Сначала мужчины, закрывшись в служебных кабинетах, по очереди прочитали сие порнографическое произведение, а затем и некоторые женщины. Никто не работал, пока не дочитал. Мозги были заняты другим. Вот и Виктора надо немножко отвлечь…
— Яволь! Экспромты допускаются?
— Валяй! Но в пределах разумного.
После этих слов я включил диктофон на своём телефоне.
Виктор явно не ожидал увидеть нас у своих дверей.
— Приглашай — посоветоваться надо, — с широкой улыбкой сказал Сан Саныч, стоя у порога.
Виктор молча посторонился. Мы прошли и присели у журнального столика, причём я сел спиной к окну. Хозяин отошёл к холодильнику и спросил:
— Может, выпьете чего-нибудь? — он явно старался изобразить гостеприимство.
— Потом, — ответил ему я, — сначала нам действительно надо серьёзно поговорить.
Виктор тоже присел.
— Понимаешь, — начал я, — в суете после взрыва катера как-то на задний план отошли вопросы, кто и откуда стрелял. Ежу понятно было, что стрелок не будет дожидаться, пока кто-то любопытствующий не придёт посмотреть на «такого меткого». Ясно, что пальнул умелец из ствола и тут же скрылся. И вряд ли он белым днем тащил ствол за собой. Может, конечно, и нынешней ночью утащить его в укромное место… А может быть, затаился и сидит себе спокойно, не привлекая внимания ночными прогулками. И вот тут… у нас есть шанс, и завтра можно попробовать отыскать винтовку или иное оружие, из которого были произведены выстрелы по катеру. Но для этого надо определить место и расстояние, поправку на угол цели, возможность прицельного выстрела при движении катера по морской поверхности… может быть, учесть силу притяжения, которая воздействует на пулю.
Теперь усмехался Виктор.
— Что-то для философа и коллекционера акварели у тебя слишком специфические познания и вытекающие из них вопросы. Наводит на определённые размышления...
— Ну что ты, не надо ненужных подозрений, — спокойно ответил я и по примеру Сан Саныча широко улыбнулся. — На самом деле всё объясняется совершенно обыденными вещами или их комбинацией. Да будет тебе известно, что изучение логики является, и всегда являлось, частью общефилософской подготовки. И многие выдающиеся философы были одновременно и блестящими логиками. В любом случае философская подготовка подразумевает изучение причинно-следственных связей. Кроме того, я не всегда был философом, хотя и любил философию с юных дней. И акварель коллекционирую только тридцать лет из шестидесяти. А логика моих рассуждений проста — чтобы попасть с одного выстрела, сделанного с вершины скалы, в катер, пляшущий на морской волне, надо обладать определёнными навыками стрельбы и, возможно, снайперской винтовкой. Можно, конечно, обшарить все верхушки острова, но лучше сузить зону поиска.
— Мне не совсем понятно, почему вы решили, что я смогу определить сектор стрельбы? — поинтересовался Виктор.
— Виктор, складывается впечатление, что ты не хочешь нам помочь, — с нажимом в голосе сказал Сан Саныч, — и это тоже наводит на определённые размышления.
Ну, вот — пошла игра в злого следователя. Теперь снова мой ход. Я внимательно посмотрел на Виктора, благо свет падал на его лицо, и сказал:
— Подожди, Сан Саныч, я кое-что объясню товарищу майору.
На миг лицо Виктора дрогнуло, но он остался спокойным и ничего не сказал. Пришлось продолжать по заготовленному варианту:
— До выхода на пенсию я работал в разных муниципальных и государственных органах на различных штатских должностях — начальником отдела правовой экспертизы, советником по широкому кругу вопросов и прочее, прочее, прочее. И однажды меня направили на научно-практическую конференцию по вопросам муниципального развития, которую организовывала Тюменская областная дума. Проходила эта конференция в Ишиме. Глава города подготовил для участников экскурсию по Ишиму и в разговоре упомянул про то, что воинский городок уже несколько лет пустует, после того как оттуда вывели часть военных связистов. В первый наш совместный вечер — между чтением стихов о любви — я краем уха слышал, как ты кому-то из женщин говорил про службу в Ишиме и что там у тебя красивая девушка была.
— Да уж… логика у тебя железная — раз в Ишиме дружил с красивой девушкой, то могу на глаз определить сектор снайперской стрельбы на скале в экваториальных водах, — опять ехидно заметил наш собеседник.
— Виктор, он не такой дурак, как на первый взгляд кажется, — подал свою реплику Сан Саныч, — тебя где учили недооценивать противника?
— Что уже «противник» среди нас появился? — мгновенно отреагировал Виктор.
Держался он спокойно и уверенно. Но и я ещё не всё сказал…
— Сан Саныч, да подожди ты с упрёками, — примирительно сказал я. — Можно продолжать?
— Валяй, — добродушно улыбнулся Виктор.
— На следующий день, когда я в бассейне девушкам рассказывал о своей нереализованной мечте прыгнуть с парашютом, ты заметил, что сделал не один прыжок. Так было? Ничего я не напутал?
— Так было, ничего не напутал. Не один раз я прыгал с парашютом. И что? — Виктор был абсолютно спокоен.
— А на мой вопрос о готовности понырять и поплавать с аквалангом как ты отреагировал и что сказал?
— Спросил, для чего нырять. Умею с аквалангом обращаться. Ну и что? Красивая девушка в Ишиме, парашют и акваланг… Выводы-то какие? Не пойму я, честное слово, к чему ты клонишь?
— А он к тому клонит, — захохотал Сан Саныч, — что наличие подобных навыков хорошо укладывается в определение «специальная парашютно-десантная и водолазная подготовка». Конечно, не каждый майор может этим похвастаться. Но ты его дальше слушай — настоящий философ зря слова не скажет. Пиво у тебя есть? Что-то опять в глотке пересохло.
— Пива нет, в холодильнике только вино, а в баре — коньяк, ром и текила есть, — ответил Виктор.
— Сан Саныч, притащи пива из бара… На троих — я тоже нынче пивком побалуюсь. И на девушек посмотри — как они там без мужского внимания?
Сан Саныч без споров согласился сгонять за пивком, глянуть на девушек и ушёл. Нужная психологическая обстановка была создана для продолжения разговора.
— Много лет назад я где-то прочитал, что до 95% разведывательной информации находится в открытых источниках, причем 70% из них — в средствах массовой информации. Аналогичная ситуация с экономической информацией. Впрочем, что это я тебе — директору маркетингового агентства — рассказываю азы профессии? Сегодня я внимательно наблюдал, как ты обращаешься с ножами, с какой неохотой положил пистолет на полку... Рота связи действительно располагалась в военном городке в центре Ишима. Но раньше там была учебная часть спецназа РВСН , позднее переведённая куда-то под Новосибирск. Мэр Ишима коротким словом «спецназ» обозначил тех, кто там служил. А уж представить, чему там учили, было не сложно: охране стратегических объектов и борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника, разведке, боевому охранению и сопровождению колонн с ракетной техникой, прикладной рукопашке… Может быть, я что-то упустил, как лицо сугубо гражданское?
— Болтун — находка для шпиона, — буркнул Виктор.
— Ты это про меня или про ишимского мэра?
— Про мэра.
— Да… мэры они такие. Не всегда базар фильтруют. Знал я одного мэра, который решил выделиться оригинальностью избирательной кампании, пришёл на предвыборный митинг в СИЗО и бодро заявил: «Я очень рад видеть вас здесь». Что же касается вопроса, который ты хотел бы задать, но воздерживаешься, то ответ простой. Я просто прикинул твой возраст, предполагаемые годы службы в Ишиме, умение обращаться с оружием, парашютом и аквалангом и сделал вывод о службе в специальных подразделениях Министерства обороны. Как подтверждение — сегодняшний разговор. Я говорил о месте, с которого был произведен выстрел, а ты — о секторе снайперской стрельбы. И это тоже подтверждает правильность логических рассуждений. Мелочь, а приятно. А сам факт твоей службы в армейском спецназе вряд ли является государственной или военной тайной. Так?
— Так… это не тайна. Просто не привык я рот разевать и языком трепать, когда дело службы касается.
— И это — правильно! — одобрительно заметил я.
Знаете ли, одобрение при допросах и в прочих видах бесед редко бывает ненужным.
Виктор немного помолчал, явно раздумывая, говорить правду или нет.
— Про выстрел по катеру вот что могу сказать — конечно, из пистолета на таком расстоянии его не достать… Винтовка или карабин нужен. Кроме того, было два выстрела — сразу один за другим, поэтому звук почти слился, и только опытное ухо могло различить. И, скорей всего, пули были зажигательные, поэтому канистры с бензином и взорвались.
Виктор замолчал, о чём-то раздумывая, потом кивнул головой и продолжил:
— Но для взрыва после выстрела должно быть совпадение нескольких факторов: высокая температура в полупустой канистре с нагретыми парами бензина — то есть избыточное давление… по сравнению с нормальной ситуацией. Тогда при попадании трассера на выходе пуля и подожжёт истекающие пары бензина, будет взрыв канистры. Тут стрелку крупно повезло, что пуля попала именно в полупустую канистру.
Теперь задумался я и стал вслух прикидывать варианты:
— Жаркая погода у нас есть. Если первая пуля просто прошила полную канистру — без взрыва, то всё равно бензин начал вытекать… Вторая пуля или могла попасть в неполную канистру и взорвать её, или иным образом поджечь вытекающий бензин и с последующим взрывом. Возможен ещё вариант с минированием катера и совпадением по времени взрыва и стрельбы. Ну, маловероятным кажется мне такое совпадение секунда в секунду. Да и зачем катер минировать? Дойти до берега с тем запасом горючки, которая в баках оставалась, нельзя было, а вот покататься или на рыбалку выйти недалеко вполне можно. И тогда вопрос — зачем взрывать случайных людей? Нет! Более разумным кажется всё же взрыв после выстрела. А ты как думаешь?
— Пожалуй… всё же взрыв как результат выстрелов. Сейчас уже стемнело, а завтра попробуем найти позицию стрелка. — Виктор помолчал и добавил: — Зря я логиков и философов недооценивал. А как ты догадался, что я майор?








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ТЫ, ПОМНИШЬ...(Баян) Владимир Калита

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft