16+
Лайт-версия сайта

Герой Советского Союза Шалимов В.Ф.

Литература / История, естествознание / Герой Советского Союза Шалимов В.Ф.
Просмотр работы:
10 мая ’2021   09:12
Просмотров: 5583

Герой Советского Союза Шалимов В.Ф.

Шалимов Владимир Фёдорович родился 24 сентября 1921 года в Харцызске. Семья жила в Почтовом переулке (сейчас ул. Шалимова). Окончил 10 классов средней школы №6. С 1939 года служил в рядах Красной Армии - курсант военного училища. В ноябре 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов. (Золотые Звезды Донбасса. Шалимов Владимир Федорович. Электронный ресурс.)
После окончания военного училища младший лейтенант Владимир Шалимов был направлен в 1130-й отдельный разведывательный авиационный полк ВВС Ленинградского военного округа. На вооружении полка стояли бомбардировщики СБ-2, которые хорошо себя проявили в время войны в Испании и Финляндии. Молодой штурман стал с большой охотой и старанием готовился к самостоятельным полётам на нём. Он усердно изучал район предстоящих полётов, материальную часть самолёта, его вооружение, приборы и оборудование. Владимиру Шалимову хотелось побыстрее стать полноправным членом одного из боевых экипажей. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Молодых офицеров быстро вводили в строй. После нескольких контрольных полётов Владимира Шалимова зачислили в экипаж младшего лейтенанта Вячеслава Козлова. Лётчик и штурман быстро подружились. Весной 1941 года их экипаж был направлен в 117-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью, которая базировалась на Карельском перешейке. В этом летнем лагере их и застала Великая отечественная война. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Первые разведывательные полёты к линии фронта экипаж Вячеслава Козлова произвел в самом начале войны. В июле 1941 года эти полёты стали регулярными, и экипаж всегда возвращался на свой аэродром с точными и подробными разведданными. В августе экипаж Вячеслава Козлова вместе с другими экипажами 117-й разведывательной эскадрильи не только вёл разведку, но и бомбил немецкие войска, рвавшиеся к Ленинграду (сейчас Санкт-Петербург). Уже тогда были отмечены точные и сокрушительные бомбовые удары по живой силе и боевой технике врага, а также снайперский огонь по вражеским истребителям штурмана Владимира Шалимова. Десятки тонн авиабомб сбросил он на головы врага. От его метких ударов горели фашистские танки, автомашины, рассыпались колонны вражеских войск, наступавших на Ленинград. А фашистские истребители, пытавшиеся атаковать самолёт Вячеслава Козлова, не раз натыкались на огонь пулемётов штурмана Владимира Шалимова и стрелка-радиста Самойлова, получив изрядную порцию свинца, покидали поле боя. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Трудные боевые задания достались в первые месяцы войны авиационным частям и соединениям Ленинградского фронта. Нелегко было и лётчикам 117-й разведывательной эскадрильи. Дневные полёты на самолётах СБ на воздушную разведку и бомбёжку вражеских войск не всегда проходили благополучно, разведывательная эскадрилья несла большие потери и лётного состава? и боевой техники. 14 сентября 1941 года на Ленинградском фронте имелось всего 268 самолётов, из них боеготовых только 163 Очень мало было боеготовых бомбардировщиками и штурмовиками: Пе-2 - 6 самолётов; АР-2 - 2 самолёта; СБ - 11 самолётов и Ил-2 - 2 самолёта. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
В 117-й разведывательной эскадрилье к тому времени осталось всего 2 самолёта Ар-2 и 5 самолётов СБ, которые использовались в основном как бомбардировщики. И всё-таки, несмотря на то, что силы авиации на Ленинградском фронте в те дни были слишком малы и явно недостаточны для обеспечения крупных наступательных операций, командование фронта в ночь на 18 сентября 1941 года предприняло наступление с целью прорыва кольца вражеских войск, окруживших Ленинград. Форсировав Неву у Московской Дубровки, наши войска захватили небольшой плацдарм на её левом берегу и закрепились на нём. Всего 3 километра по ширине и на 600 - 800 метров в глубину простирался этот плацдарм, названный Невским "пятачком". (Невский пятачок. Электронный ресурс. https://annawwts.com/nevsky-pyatachok/)
Много месяцев ни днём, ни ночью не утихали ожесточённые и кровопролитные бои за Невский "пятачок". Вот тут-то и сыграла свою роль 117-я разведывательная эскадрилья. Её лётчики, особенно экипажи Козлова, Младинского и Гончара, с 18 сентября 1941 кода в течение 240 дней и ночей при любой погоде летали на огненный Невский "пятачок" и на парашютах сбрасывали его защитникам продукты питания, боеприпасы и другие важные грузы. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Это были трудные и опасные полёты. Фашисты стремились стеной сплошного, в том числе и зенитного огня отрезать Невский "пятачок" от основных войск фронта. Не так-то просто было прорваться на самолёте через стену заградительного зенитного огня. Не просто было и сбрасывать груз в этом море огня. Площадь плацдарма была слишком мала, и, чтобы не сбросить груз на территорию, занятую противником, нужна была исключительная точность расчёта. А в этом деле решающая роль принадлежала штурманам экипажей, их мастерству, мужеству, хладнокровию и выдержке. Именно эти замечательные качества, как никто другой, проявил во время полётов на огненный Невский "пятачок" Владимир Шалимов. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
В 4 квартале 1941 года большую проблему советским лётчикам и персоналу аэродромов создавала неизвестная финская артиллерийская батарея. Она стала регулярно обстреливать пригородные ленинградские аэродромы, расположенные на Карельском перешейке. Советской артиллерии никак не удавалось подавить эту батарею, так как она всё время меняла позиции. Батарею назвали кочующей и долго не могли обнаружить. Воздушная разведка установила, что финны проложили железную дорогу от Белоострова через глухие леса почти до самого переднего края обороны. Возникло подозрение, что финская артиллерия расположена на железнодорожных платформах. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Несколько раз вылетали на поиски этой таинственной батареи экипажи 117-й разведывательной эскадрильи, но обнаружить её никак не могли. Летал на эти задания и экипаж Вячеслава Козлова. Долго не удавалось воздушным разведчикам обнаружить коварную батарею. Но вот в одном из таких разведывательных полётов штурман Владимир Шалимов обратил внимание на небольшой железнодорожный состав, стоявший в лесном тупике железной дороги и не подававшего никаких признаков присутствия в нём людей. Железнодорожные вагоны показались слишком крупными. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Они осмотрели на загадочный состав, немного постреляли по нему и, ничего не добившись, улетели. На аэродроме Шалимов доложил о своих наблюдениях и предположениях командиру и попросил разрешения на повторный вылет, но с авиабомбами. Когда они вновь оказались над загадочным составом, Владимир Шалимов сбросил на него бомбы. Догадка его подтвердилась. Взрывная волна разбросала всю маскировку, и глазам воздушных разведчиков предстал бронепоезд. Шалимов по радио сообщил координаты. Железная дорога была разбита бомбами, и уйти бронепоезд уже не мог. Не прошло и нескольких минут, как советская артиллерия открыла по нему уничтожающий огонь, а Шалимов В.Ф. корректировал этот огонь по радио. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
24 июня 1942года Шалимов В.Ф. едва не погиб. В этот день он со своими друзьями на бомбардировщике Пе-2 отправились на разведку. Необходимо был осмотреть немецкий аэродром и железнодорожную станцию. - Пролетая над железнодорожной станцией они увидели, что она заполнена железнодорожными составами, а лётное поле аэродрома - самолётами. Едва успели всё сфотографировать, как с аэродрома один за другим стали взлетать немецкие истребители. Разведчики стали уходить, но уйти от преследования не удалось. Четыре немецких истребителя "Мессершмиттов" (сокращённо их называли мессерами) стали нагонять "Пешку" (так называли советский бомбардировщик Пе-2). Атаки немецких истребителей следовали одна за другой. Лётчик Козлов успешно маневрировал, Штурман Шалимов и радист Самойлов стреляли из пулемётов. Они сбили по одному самолёту. Оставшиеся два истребителя продолжали атаковать с необычайной яростью. Первым от пулемётной очереди погиб радист Самойлов, затем пилот Козлов. Самолёт загорелся. Железная дорога была разбита бомбами, и уйти бронепоезд уже не мог. Не прошло и нескольких минут, как советская артиллерия открыла по нему уничтожающий огонь, а Шалимов корректировал этот огонь по радио. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Объятый пламенем и потерявший управление самолёт стал падать в Балтийское море. Шалимов был жив, невредим, но не умел плавать. За жизнь боролся до последнего. Он открыл нижний люк и выпрыгнул из него с парашютом. Шалимов В.Ф. упал в воду и погрузился с головой дна не ощутил. Он не отстегнул ремни парашюта. Наполненный воздухом купол парашюта порывом ветра взметнуло на гребень волны, и он выдернул лётчика из глубины и потащил его сторону берега. Самолёт упал в районе острова Котлин. Его падение заметили моряки и на лодке поспешили на помощь. Железная дорога была разбита бомбами, и уйти бронепоезд уже не мог. Не прошло и нескольких минут, как советская артиллерия открыла по нему уничтожающий огонь, а Шалимов корректировал этот огонь по радио. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Наступило утро 25 июня, и в эскадрилье стало известно, что Козлов и Самойлов погибли, а днём вернулся в часть Шалимов В.Ф. Радостно, дружескими объятиями и крепкими рукопожатиями встретили товарищи Владимира Шалимова. Никто не докучал ему расспросами: каждый понимал, как тяжело переживал Шалимов гибель боевых друзей. Лишь несколько дней спустя, немного успокоившись от пережитого, Шалимов сам со всеми подробностями рассказал о том боевом вылете и о своём спасении. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Тяжело переживал Владимир потерю боевых друзей, не спал по ночам, часто вставал с койки и осторожно, чтобы не разбудить товарищей, выходил на крыльцо, курил там папиросу за папиросой. Владимиру не легче было и днём. Оставшись без боевых друзей, без самолёта, он никак не мог найти себе ни места, ни занятия. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Вскоре Владимира Шалимова пригласили в штаб эскадрильи и поручили проводить занятия со всем лётным составом по воздушной разведке. Он с увлечением взялся за это, умело использовал накопленный опыт воздушного разведчика, делился своими раздумьями и наблюдениями. Отличительной особенностью этих занятий была их конкретность и наглядность. Шалимов демонстрировал и учил расшифровывать не только учебные фотопланшеты, но и многочисленные реальные разведывательные фотодокументы, в разное время доставленные воздушными разведчиками эскадрильи. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Для молодых, недостаточно опытных воздушных разведчиков эти занятия были хорошей школой, и лётчики были очень благодарны за них Шалимову. Но Владимир рвался в небо, на боевые разведывательные задания. Вскоре он был включён в состав экипажа лётчика Ткаченко Александра Кузьмича. После первого полёта между Шалимовым В.Ф. и Ткаченко А.К. завязалась крепкая дружба на всю жизнь. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Шалимов В.Ф. был штурманом от Бога. Дело своё он любил и знал превосходно. Имел железную выдержку. В разведывательном полёте даже смертельная опасность не могла заставить его отвлечься от выполнения боевого задания. Ко всему этому бомбил и стрелял без промаха. Эти качества нового штурмана очень пригодились и последующих полётов на разведку позиций немецкой дальнобойной артиллерии, которая обстреливала Ленинград. Летом и осенью 1942 года такие полёты были важнейшей боевой задачей эскадрильи, так как фашисты ежедневно обрушивали на по нескольку сотен тяжёлых артиллерийских снарядов. (Буров А.В., 1970, Электронный ресурс.)
Они выявляли и фотографировали фашистские батареи в районах Урицка, Стрельны, Финского Койрова, Павловска, Пушкина и Ульянки и привозили точные и подробные фотоснимки расположения их огневых позиций. Эти разведданные помогли советской артиллерии и авиации вести с ними успешную борьбу. Это были нелёгкие полёты. Воздушным разведчикам приходилось преодолевать зоны губительного заградительного огня вражеских зениток, вести жестокие схватки с фашистскими истребителями. Зато результаты этих полётов очень скоро сказались. Большинство дальнобойных артиллерийских батарей немцев было выявлено воздушными разведчиками, а затем подавлено нашей артиллерией и авиацией, и во второй половине 1942 года количество вражеских артиллерийских обстрелов Ленинграда сократилось. За выявление позиций немецкой и финской артиллерии, а также вражеских аэродромов с последующим их уничтожением лейтенант Шалимов В.Ф. был награждён двумя орденами: "Красной Звезды", "Красного Знамени". (Буров А.В., 1970. Электронный ресурс.; Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к ордену "Красного Знамени". Электронный ресурс.)
Владимир Шалимов, стал начальником разведки и ведущим штурманом эскадрильи. Он стал одним из организаторов работы по улучшению их фотовооружённости. Усилиями Шалимова В.Ф. были разработаны, смонтированы, а затем и установлены на самолёте Пе-2 качающаяся широкозахватная фотоустановка АКАФУ и командный прибор для автоматического управления ею при фотографировании. Самолёт - разведчик превратился в настоящую летающую фотолабораторию. На нём одновременно могли работать 4 фотоаппарата, управляемые штурманом. Два были установлены в бомболюках на АКАФУ и вели плановую съёмку. Один размещался в носу самолёта и производил перспективную съёмку при подходе к району фотографирования. Ещё один фотоаппарат стоял в фюзеляже сзади и вёл перспективную съёмку при отходе самолёта от района фотографирования. Позже был установлен и 5-й фотоаппарат - в кабине стрелка - радиста. Он производил перспективную боковую съёмку объектов вражеской обороны при подходе самолёта в стороне от них на удалении до 10 километров. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.; Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к званию Герой Советского Союза. Электронный ресурс.)
Как ведущий штурман эскадрильи, Владимир Шалимов многое сделал и по разработке новой тактики разведывательных фотосъёмок с такого самолёта - лаборатории. Более совершенная фотовооружённость самолёта - разведчика Пе-2 позволяла экипажу за время одного прохождения над позициями противника отфотографировать площадь, которую прежде можно было заснять лишь за 4 прохождения над ней. Следовательно, время нахождения самолёта - разведчика над целью, а значит, и под огнём противника сокращалось в 4 раза.
Оценку работы ленинградских воздушных разведчиков в операции "Искра" дала на своих страницах центральная авиационная газета "Сталинский сокол". В одном из мартовских номеров 1943 года она писала:
" отлично дешифрованная фотосхема района Шлиссельбург - Московская Дубровка - Синявино - Мга, места прорыва кольца блокады Ленинграда в январе 1943 года и соединения войск Ленинградского и Волховского фронтов. Это плоды больших трудов ленинградских воздушных разведчиков. В ней отмечены десятки, сотни огневых точек, дзотов и всех укреплений на Невском направлении." (Буров А.В., 1970. Электронный ресурс.)
Карта и схема сыграли главную роль при прорыве блокады Ленинграда, но и не последнюю роль в разработке плана предстоящих сражений по разгрому немцев и полного снятия блокады Ленинграда". За обеспечение операции "Искра" необходимыми разведывательными данными Владимир Шалимов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. (Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к ордену Отечественной войны 1ст. Электронный ресурс.)
Для Шалимова В.Ф. нашлось дело и во время самой операции "Искра". С некоторых пор на фронтах Великой Отечественной войны стало правилом посылать в наступающие наземные войска представителей авиации с необходимыми средствами связи и управления. Эти авиационные офицеры корректировали действия своих частей и подразделений, а также обеспечивали необходимую координацию действий авиационных и наземных частей и соединений. (Буров А.В., 1970. Электронный ресурс.)
Командующий Ленинградским фронтом Л. А. Говоров пошёл в этом деле дальше. Он решил создать группу воздушных наблюдателей, которые должны были постоянно находиться над полем боя и не только корректировать действия авиационных частей и огонь артиллерии, но и докладывать общую обстановку на поле боя. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Для этого важного дела была подобрана и подготовлена небольшая группа наиболее опытных и грамотных офицеров, в основном штурманов, отлично знающих район боевых действий, задачи наших войск, особенно танков и артиллерии, организацию, боевые порядки и тактические приёмы войск противника, а также умевших вести грамотный и чёткий радиообмен. Как один из лучших воздушных разведчиков фронта, в этой группе оказался и Владимир Шалимов. В его распоряжение был выделен двухместный истребитель Як-7 с необходимыми радиосредствами. Летая на этом самолёте под прикрытием истребителей, Шалимов наблюдал за всем, что происходило на поле боя, и о своих наблюдениях открытым текстом докладывал по радио командующему 67-й армией и соответствующим командирам соединений - руководителям сражения. Такая оперативная и конкретная радиоинформация помогала руководить войсками и оказывать постоянное влияние на ход военной операции. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Командование немецкой 18-й армии неистовствовало по поводу такого нововведения русских. Оно отдало приказ своим истребителям во что бы то ни стало отыскать русского воздушного наблюдателя и сбить его. "Мессершмитты" и "Фокке - Вульфы" в те дни то и дело рыскали вдоль Невы и у берегов Ладоги, над Синявином и Мгой. Но все их попытки отыскать советского воздушного разведчика довольно долго были безрезультатными. Везде они натыкались на группы советских истребителей известных им конструкций. Лишь несколько позже им удалось понять, что к чему, когда они приметили, что в одной группе наших истребителей - "Яков" - один самолёт двухместный. В воздушные бои этот самолёт не ввязывается, и его усиленно прикрывают другие истребители группы. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Жизнь "Зоркого" (Шалимов и в этих полётах работал со своим постоянным позывным) стала беспокойной. Теперь фашистские истребители стали яростно набрасываться на их группу, пытаясь отрезать от нее самолёт воздушного наблюдателя. Шли жестокие воздушные бои, во время которых экипажу Шалимову иногда приходилось прекращать наблюдение и отбиваться от наседавших фашистов. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Один из таких боёв произошёл 14 января 1943 года. В этот Шалимов В.Ф. отправился на разведку в двухместном истребители ЯК-7. Экипажи других самолётов-разведчиков пытались выйти с ним на связь. Но в эфире была тишина. Его коллег это насторожило.
Беспокойство о главном штурмане передалось командованию эскадрильи. Через время из разведывательного отдела 13-й Воздушной армии. пришло сообщение: "Успокойтесь, жив - здоров Шалимов. У истребителей он, в бане моется".
Позвонивший офицер разведывательного отдела рассказал, что в районе Московской Дубровки на группу советских истребителей, в которой был и самолёт Шалимова, насели "Мессершмитты". Завязался жестокий бой. Пришлось отбиваться от фашистов и лётчику, с которым летал Шалимов на двухместном Як-7. В этом воздушном бою их самолёт был подбит - пулемётная очередь угодила в масляный бак "Яка". Лётчика и штурмана обдало горячим маслом, и они посадили повреждённый самолёт в поле, к счастью, на своей территории. После такой масляной купели и пришлось отмываться в бане.
Здесь уместно привести воспоминания друга Шалимова В.Ф. Ткаченко. "Один из наших совместных полётов весной 1943 года мне особенно запомнился. Это было 5 мая. Мы вылетели тогда с заданием зафотографировать результаты бомбёжки нашими самолётами железнодорожного моста у станции Толмачево, что под Лугой. Было у нас в том полёте и ещё одно задание - разведать немецкий аэродром, находившийся в том же районе.
После налёта на мост наших бомбардировщиков мы почти без особых помех зафотографировали его результаты и сразу взяли курс на вражеский аэродром. Подходили к нему со стороны заболоченного лесного массива. Вышли точно. Наше появление над аэродромом оказалось для немцев внезапным: зенитки молчали. Шалимов включил фотоустановку. Едва прошли половину маршрута, стрелок - радист Николай Рязанов доложил:
- Слева и выше вижу четыре Ме-109.
- Вижу, - отвечаю Рязанову. - Они, кажется, нас ещё не заметили.
- Фотоустановка работает, - напоминает Шалимов. - Держать курс.
- "Мессершмитты" делают разворот в нашу сторону, - докладывает Рязанов. - Увидели!
Мы летим над аэродромом. Там зашевелились.
- Коля! - говорю стрелку. - Посмотри вниз: там, кажется, пара "Фоккеров". Они набирают высоту.
- Вижу, - отвечает стрелок. - Там ещё четвёрка идёт на взлёт. Кажется, "Мессеры". А "Фоккеры" ниже нас метров на тысячу.
- Фотосъёмку закончил, - доложил Шалимов, - можно уходить.
Маневр с правым резким разворотом, и мы уходим курсом на восток. Верхняя группа "Мессеров", видимо, потеряла нас, но "Фоккеры" шли прямо в нашу сторону с набором высоты. Мы тоже продолжали набирать высоту. Смотрю на высотомер: 6000 метров. Но истребители настигли нас и здесь.
- Два "фоккера" сзади и выше. Заходят в атаку! - доложил Шалимов.
Слышу, как дробно застучал его пулемёт. Следом за ним огонь по атакующим "Фоккерам" открыл и Рязанов. Истребители отвернули.
Я осмотрелся. Под нами была Вырица. Самолёт шёл с небольшим снижением на полных оборотах моторов и на максимальной скорости. До линии фронта оставалось 60 - 70 километров. "Пока линию фронта не пересечём, - рассуждал я, - "Фоккеры" не отстанут". - И выжимал из своего самолёта все силы.
Как я и предполагал, "Фокке - Вульфы" уходить не собирались. Они снова нагнали и атаковали нас, обрушив на "Пешку" шквал пушечного и пулемётного огня. Шалимов и Рязанов отбивались, но воздушный бой был слишком неравным. Ещё несколько атак "Фоккеров" - и наша "Пешка" уже еле держалась в воздухе. А истребители не отставали. После одной из атак вдруг слышу толчок в правое плечо. Оглядываюсь и вижу правую руку Шалимова с ракетницей. Что к чему - понять трудно.
- Смотри! - кричит штурман и показывает мне на то место, где стоял его пулемёт. Но теперь там ни пулемёта, ни ящика с патронами. Всё это сбито пушечной очередью "Фоккера" и улетело куда-то вниз, в болото.
Вижу, как Владимир во время очередной атаки истребителей в сердцах сунул ракетницу в дыру стеклянного колпака и пальнул из неё в наседающий сверху "Фоккер". Без пулемёта Шалимову делать нечего. Зато теперь он хорошо видит всё, что происходит в воздухе, и подсказывает Рязанову и мне, что делать.
- Атака справа! - кричит он нам. - Сейчас откроют огонь.
Я мгновенно жму на правую педаль, и наш Пе-2 резко уходит вправо. И всё-таки пули прошивают фюзеляж.
- Второй атакует снизу слева! Коля, стреляй! - кричит Владимир стрелку.
Теперь Рязанов отбивается один, Шалимов командует, а я маневрирую. Все мы надеемся, что удастся уйти, оторваться от назойливых "Фоккеров". Но истребители не отстают от нас. Их пули и снаряды рвут наш самолёт на куски, и всё-таки мы продолжаем лететь. Но вот снова атака. Снарядами "Фоккеров" отбиты левый элерон и левая мотогондола. Самолёт круто переходит в левую спираль и стремительно идёт к земле. Вывести его из этого положения не удаётся.
"Всё, кажется, конец, - думаю я, - надо давать команду покидать самолёт на парашютах". В это время снова раздается голос Шалимова:
- Коля! Коля! Немец снизу!
Рязанов снова отбивается и в этот раз удачно: один "Фоккер" загорелся и, вытягивая за собой шлейф чёрного дыма, устремился к земле. Но нам было не до радости: наш самолёт тоже падал. Я с напряжением думал, что делать. Прыгать? Внизу фашисты. Плен... Нет! Надо, необходимо вывести самолёт из этой смертельной спирали. Снова изо всех сил наваливаюсь ногой на правую педаль, а руками на штурвал. Самолёт, хотя и с большими потугами, всё же послушался и перешёл в пикирование. А до земли уже рукой подать. Делаю последний и решительный рывок штурвала на себя и выравниваю израненную и сотрясающуюся машину. Мы летим над самыми макушками деревьев. "До линии фронта ещё километров 30, - думаю я. - Надо тянуть. Теперь вся надежда на моторы. Вытянут ли?"
- Линию фронта пересечём западнее города Пушкина, - говорит Шалимов. - Дашь, Коля, огоньку по фашистам!
И вот наконец-то линия фронта. Мы летим над позициями фашистов. Наша истерзанная "Пешка" прокладывает себе дорогу огнём. Минута, вторая, третья - и мы над своей территорией. Потом ещё несколько минут, и мы дома, на своём аэродроме, хотя наша "Пешка", скапотировав, стоит на носу. Друзья спешат помочь нам выбраться из самолёта. То, что пробито, оторвано и искорёжено на нём, будет заменено и восстановлено. Главное - мы вернулись и задание выполнили. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Летом 1943 года разведывательная эскадрилья в которой служил Шалимов В.Ф. была переформирована и переименована в 13-й отдельный разведывательный авиационный полк, а 4 июля 1943 года полку было вручено боевое знамя. На митинге, посвящённом этому знаменательному событию, большой группе лётчиков, инженеров, техников, воздушных стрелков и младших авиаспециалистов были вручены ордена и медали. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Заканчивался 1943 год. Войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов готовились к новой наступательной операции, целью которой был полный разгром фашистских войск под Ленинградом. В ноябре 1943 13-й отдельный разведывательный авиационный полк получил задание обеспечить фотографирование всего южного побережья Финского залива, а также так называемого "Северного вала" - оборонительного рубежа фашистов, проходившего по возвышенностям Ропши, Красного Села, Дудергофа, Пушкина, Павловска до реки Невы. (Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Как начальник разведки и флагманский штурман полка, Владимир Шалимов в это время готовил экипажи самолётов Пе-2, летавшие на разведку в глубокий тыл противника, обучал воздушных наблюдателей для предстоящей работы над полем боя на истребителях И-16 и Як-7, проводил занятия с разведчиками ночных экипажей, летавших на самолётах СБ. Нередко вылетал он и на боевые задания, особенно на такие, когда требовался большой опыт воздушного разведчика. Полк успешно и вовремя справился с поставленной задачей, подготовив необходимую фотодокументацию для операции "Нева-2". Эта большая работа воздушных разведчиков явилась важным вкладом в разгром фашистских войск под Ленинградом и Новгородом и полное снятие блокады города Ленина. Заслуги Владимира Шалимова во всей этой работе трудно переоценить. Когда же началась операция "Нева-2", он был откомандирован в распоряжение командующего 42-й армией и в течение всей операции выполнял обязанности его воздушного наблюдателя над полем боя. (Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к званию Герой Советского Союза. Электронный ресурс.; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Во второй половине мая 1944 года войска Ленинградского и Карельского фронтов начали подготовку наступательной операции на Карельском перешейке и в Карелии. 13-й отдельный разведывательный авиационный полк должен был сфотографировать всю оборону противника на Карельском перешейке вплоть до Выборга. Задание было успешно и быстро выполнено. Воздушные разведчики были уверены, что оборона противника была полностью вскрыта. Но за несколько дней до начала наступления командование фронта получило сведения, что в глубине обороны, примерно в 35 - 40 километрах от линии фронта финны и немцы построили новую линию железобетонных укреплений, которая значительно мощнее "линии Маннергейма", разгромленной Красной Армией в 1939 - 1940 годах. На тех фотоснимках, которые были никаких особых укреплений в указанных районах не просматривалось. (Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к званию Герой Советского Союза. Электронный ресурс.; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Командующий фронтом Л. А. Говоров отдал приказ срочно на любом самолёте с возможно малой высоты сфотографировать оборону противника на маршруте Метсякюля (Молодёжный) – Тюрисевя (Ушково) - Райвола (Рощино) - Кутерселькя (Лебяжье) - Кивеннапа (Первомайское) - Вахмайнен. Общая протяжённость маршрута составляла 40 километров. (Буров А.В., 1970. Электронный ресурс.; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Главная сложность этого задания состояла в том, что фотографирование надо было произвести с высоты не более 800 - 1000 метров. Такая высота позволяла получить фотоснимки, на которых можно было различить все детали. Первые полёты на это задание совершили истребители и штурмовики, но им не удалось сделать полную съёмку: большинство вылетавших самолётов было подбито. (Буров А.В., 1970 Электронный ресурс.; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
2 июня 1944года на аэродром 13-й отдельный разведывательный авиационный полк прибыли начальник отделения авиационной разведки фронта полковник В. П. Плющев и начальник разведки 13-й Воздушной армии подполковник Я. Г. Аксенов. После краткого обсуждения задачи с командованием полка было решено отправить экипаж Ткаченко и Шалимова на самолёте Пе-2. Он был готов к бою. Готов был и экипаж. (Буров А.В., 1970 Электронный ресурс.; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Лётчики знали, что шансов возвратиться из этого полёта у них очень мало. Однако они надеялись выполнить задание и вернуться. Шалимов был сосредоточен и деловит. Он быстро рассчитал время полёта и пребывания над целью, подготовил карту. Штурман решил заходить на вражеские позиции со стороны Финского залива. По его расчётам, над целью самолёт должен находиться 6 минут. Целых 6 минут под ураганным огнём финнов, на высоте не более 800 метров. (Буров А.В., 1970. Электронный ресурс.; Биография Шалимова В.Ф. Электронный ресурс.)
Первый маневр удался - к месту фотографирования вышли точно и неожиданно для противника, так как прикрывались облаками. Но не прошло и минуты, как вся равнина осветилась вспышками выстрелов, и небо перерезали трассы пулемётных очередей, а ещё через минуту самолёт окружили шапки разрывов зенитных снарядов. Ткаченко повёл самолёт в эту огненную стену согласно установленному маршруту. Снопы пулемётных трасс окутывают нас со всех сторон. Стена взрывов вырастала на пути воздушных разведчиков. Но они летели не сворачивая. (Буров А.В., 1970. Электронный ресурс.; Биография Шалимова В.Ф./donpatriot.ru›759shalimov…fjodorovich…sojuza.html; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
Шалимов В.Ф. включил фотоустановку. Зенитчики пристрелялись. Разрывы снарядов были совсем рядом, и осколки то и дело барабанили по фюзеляжу и крыльям, а взрывные волны беспорядочно встряхивают самолёт, как спичечную коробку. Вскоре раздался оглушительный треск взрыва. Самолёт осветила огненная вспышка. Первое впечатление, что самолёт был разбит. Однако двигатели работали, рули управления тоже. Левую мотогондолу отбило. По плоскости хлестала смесь воды, масла и бензина, но самолёт пока не горел. Шалимов продолжал фотографировать, а осколки вырывали куски обшивки. (Ткаченко А. Улица…, 1966, с.4.)
После выключения фотоустановки пилот резко повёл самолёт к земле, чтобы вырваться из огненного ад. Этот манёвр всех спас. Все были живы, но самолёт очень сильно пострадал. Приземлились с трудом, колёса оказались пробитыми. Самолёт сделал короткий пробег и с ходу стал на нос, а затем перекосился на правое колесо. Встречающие побежали к самолёту. Первым прибежал врач. (Биография Шалимова В.Ф., Электронный ресурс.)
При беглом осмотре самолёта в нём было обнаружено свыше 60 пробоин. Одну "пробоину" нашли в комбинезоне Шалимова - осколок вырвал большой кусок ткани и застрял в ордене. Мелкими осколками разбитого стекла кабины Ткаченко порезало лицо. Однако во время полёта он этого не почувствовал. Кровь увидел уже после приземления. Радист Рязанов был цел и невредим. Экипаж в первую очередь волновало состояние фотоплёнок. Фотоплёнки уцелели. Фотографии подтвердили наличие новой линии железобетонных укреплений и помогли командованию фронта своевременно перестроить план наступательной операции на Карельском перешейке. Это было очень важно: стало известно, где именно противник может оказать наиболее упорное сопротивление. Зная расположение огневых точек, советские артиллеристы смогли заранее их подавить. Рискуя своей жизнью, воздушные разведчики спасли жизнь многим бойцам. Военная операция по разгрому финской армии и выводу Финляндии из войны прошла с большим успехом и с меньшими потерями. (Буров А.В., 1970, Электронный ресурс.; Биография Шалимова В.Ф., Электронный ресурс.; Ткаченко А.К. Его позывной…, 1984. Электронный ресурс.)
За выполнение этой важной боевой задачи и за другие успешные боевые вылеты Шалимову В.Ф. и Ткаченко А.К. 23 февраля 1945года было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме Золотой звезды героя награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Именем героя названы улица в городах Харцызск (ДНР) и Щёлково (Московская область). (Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к званию Герой Советского Союза. Электронный ресурс.)
При общей оценке результатов боевой работы Шалимова оказалось, что он сфотографировал на Ленинградском фронте и в Прибалтике площадь, превышающую территорию таких европейских стран, как Австрия или Португалия. Им было произведено 226 успешных боевых вылетов, во время которых он участвовал в 20 воздушных боях с истребителями противника, сбил 2 Ме-109 лично и 4 - вместе с истребителями прикрытия. Количество выявленных им замаскированных огневых позиций, артиллерийских батарей, автомобилей, танков, самолётов, вагонов исчисляется тысячами. (Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к званию Герой Советского Союза. Электронный ресурс.)
После завершения Великой Отечественной войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. 15 лет руководил штабом одной из авиационных частей, передавая накопленный боевой опыт молодым лётчикам и штурманам С 1979 года генерал - майор авиации В. Ф. Шалимов - в запасе. Жил в Москве. Именем героя названы улицы в городах Харцызск и Щёлково (Московской области). В Харцызске в 1964году переулок Почтовый был переименован в переулок Шалимова. Умер 15 июня 2001 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. (Биография Шалимова В.Ф.https://ru.wikipedia.org/wiki; Решение №1-56 исполкома Харцызского городского Совета депутатов трудящихся Донецкой области УССР о переименовании улицы. переулков, площадей, парков и скверов в городе Харцызске от 27 мая 1964 года).













Литература и источники
Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к званию Герой Советского Союза. Электронный ресурс. https://pamyatnaroda.ru/heroes/podvigchelovek_nagrazhdenie30865206;
Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к ордену Отечественной войны 1ст. Электронный ресурс. https://pamyatnaroda.ru/heroes/podvigchelovek_nagrazhdenie30865206
Наградной лист Шалимова В.Ф. представленного к ордену "Красного Знамени". Электронный ресурс. https://pamyatnaroda.ru/heroes/podvigchelovek_nagrazhdenie30865206
Решение №1-56 исполкома Харцызского городского Совета депутатов трудящихся Донецкой области УССР о переименовании улицы. переулков, площадей, парков и скверов в городе Харцызске от 27 мая 1964 года.
Биография Шалимова В.Ф. Электронный ресурс. https:donpatriot.ru›759-shalimov…fjodorovich…sojuza.html;
Биография Шалимова В.Ф. Электронный ресурс. https://ru.wikipedia.org/wiki
Буров А.В. Твои герои Ленинград, Л.: Лениздат, 1970. Электронный ресурс. http://airaces.narod.ru/all7/shalimov.htm;
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь, М.: Военное издательство, 1988. Электронный ресурс. http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=25&n=1avf;
Золотые Звезды Донбасса. Шалимов Владимир Федорович. Электронный ресурс. http://infodon.org.ua/gss/zolotye-zvezdy-donbassa-shalimov-vladimir-fedorovich
Ткаченко А.К. Его позывной- "Зорький"… // Герои Ленинградского неба, Л.: Лениздат, 1984. Электронный ресурс. http://airaces.narod.ru/all7/shalimov.htm;
Ткаченко А. Улица имени Героя-земляка. //Социалистический Донбасс №209, 1966, с.4.)
Свидетельство о публикации №387753 от 10 мая 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Премьера! Песня и клип!
"МЕТЕЛИ- КАРУСЕЛИ"
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/music_clip/2541176.html?author
дуэт Любовь Великанова и Николай Жуков


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft