16+
Лайт-версия сайта

Герой Советского Союза Максименко В.И.

Литература / История, естествознание / Герой Советского Союза Максименко В.И.
Просмотр работы:
09 мая ’2021   20:55
Просмотров: 5814

Герой Советского Союза Максименко В.И.

Максименко Василий Иванович родился 12 февраля 1913 года в Харцызске, в семье рабочего. К 1933 году окончил 7 классов неполной средней школы в и 2 курса Ленинградского электросварочного техникума. Перед армией работал электромонтёром на Трубном заводе. Был скромным и трудолюбивым. В тоже время от своих сверстников выделялся повышенной настойчивостью и выносливостью. В заводском клубе построил радиоузел. Прекрасно играл на гитаре. В 1935году Максименко В.И. поступил в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. В 1938 году после окончания учебного заведения в качестве лётчика истребителя он был направлен в один из авиационных полков. В сентябре 1939 году он принял участие в освободительном походе Советских войск на территории Польши (западные области Украины и Белоруссии). В дальнейшем Максименко В.И. служил в 88-м истребительном авиаполку 44-й истребительной авиационной дивизии. Полк располагался в городе Винница. (Бессмертный полк. Донецк. Максименко Василий Иванович. Электронный ресурс; Анохин В.А. Быков М.Ю. 2014. — С. 263 - 267.; Рычило Б., Морозов М. Электронный ресурс.)

Ночь 22 июня 1941года лётчики 88-го ИАП, в котором служил старший лейтенант Максименко В.И., провели в кабинах своих истребителей (И-16) в полной боевой готовности. В эту ночь под утро эскадрильи немецких бомбардировщиков пересекли советскую границу. Они летели плотным строем, уверенные в своей безнаказанности, неся смерть и разрушения. Немецких бомбардировщиков встретили советские лётчики-истребители из 88-го ИАП, в том числе и Максименко В.И.. В результате атаки строй немецких бомбардировщиков был нарушен прицельное бомбометание сорвано. Через несколько дней вылетев на разведку он попал под плотный обстрел немецкой зенитной артиллерии, был ранен, а самолёт был весь изрешечён пулями и осколками. Несмотря на ранение и серьёзные повреждения самолёта Максименко В.И. смог долететь до своего аэродрома и успешно приземлиться. (Деркач Д. Звёзды героя. //Социалистическая Родина №15, 1965, с.1-2; Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Красное Знамя. Электронный ресурс.)
Первый самолёт противника Максименко В.И. сбил 12 июля 1941года. В районе города Канев и Каневского моста. Три советских истребителя охраняли мост. Немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87 пытались разрушить мост. Один из них был сбит Максименко В.И. Через месяц он снова защищал мост от немецкой авиации. Группа "юнкерсов" и"мессершиттов" (Ю-87, Ме-109) пыталась разрушить стратегически важный железнодорожный мост. Бой был тяжёлым. Максименко В.И. атаковал один из вражеских самолётов. Во время одного из маневров от чрезмерных перегрузок он на миг потерял сознание. Когда открыл глаза в прицеле увидел немецкий самолёт и без промедления выстрелил в него из всех пулемётов. Обломки вражеского самолёта упали в Днепр. 4 сентября 1941года Максименко В.И. с пятью самолётами своей эскадрильи вылетел на уничтожение немецкого аэродрома. Не обнаружив на аэродроме самолётов противника, эскадрилья атаковала скопление вражеских войск на правом берегу Днепра. В результате удачной бомбардировки было уничтожено шесть автомобилей и 150 немцев. (Быков М.Ю., 2008г. Электронный ресурс; Крыжановский С. Над родною хатою. // Знамя родины №72, 194, с.2; Деркач Д. Звёзды героя. //Социалистическая Родина №15, 1965, с.1-2.)
К концу года, сражаясь в составе 88-го ИАП, он записал на свой боевой счёт 6 сбитых самолётов противников. Штурмовыми действиями по наземным войскам противника он уничтожил 55 автомобилей, 4 орудия, 8 зенитных орудий, более 400 солдат и офицеров. В это время он был заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, штурманом эскадрильи. Вступать в поединки с врагами В. И. Максименко пришлось на разных фронтах Юго-Западном, Южном, и в частности - в небе Донбасса. (Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Ленина. Электронный ресурс)
27 декабря 1941 года эскадрилья Максименко В.И. из 7 самолётов сопровождали бомбардировщики. В районе Чистяково (Торез) вступила в поединок с 7 немецкими истребителями. Схватка была ожесточённой: 3 немецких самолёта были сбиты в этом бою. Все атаки немецких истребителей были сорваны. Один из самолётов сбил Василий Максименко. (Быков М.Ю., 2008г. Электронный ресурс; Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Ленина. Электронный ресурс.)
23 февраля 1942 года вылетев на задание, Максименко В.И. обнаружил на шоссе Харцызск - Чистяково колонну вражеских автомашин, повозок с боеприпасами и солдатами. За несколько минут он уничтожил восемь автомобилей, три подводы и 30 солдат. (Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Ленина. Электронный ресурс.)
5 января 1942 года Максименко В.И. получил задание на разведку в районе Матвеева Кургана. В воздухе он столкнулся с вражеским авиационным разведчиком. Немец попытался ускользнуть от нашего истребителя на бреющем полёте вдоль балки. Но Максименко В.И. разгадал его замысел и сбил. (Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной.,2007г. Электронный ресурс.)
Психологически трудный бой выпал на долю командира эскадрильи капитана В. И. Максименко 20 февраля 1942 года. Он возглавлял группу истребителей, которой поручили штурмовать железнодорожную станцию города Харцызска. Это был родной город Максименко - здесь он родился, вырос, окончил семилетку. Его дом находился рядом со станцией - настолько близко, что Василий опасался, как бы при штурмовке в него не попали снаряды. На войне как на войне, приказы надо выполнять. Однако сбрасывать бомбы на родной городи очень тяжело. (Петрова М.В., 2009, с.489-491.; Крыжановский С., 1964, с.2.)
Шестёрка истребителей зашла на станцию со стороны солнца, так что немцы заметили их в последний момент и начали выводить вагоны с боеприпасами, но было уже слишком поздно. На всех парах прочь от станции помчался одинокий паровоз. Максименко В.И. догнал его, и после точного попадания реактивного снаряда паровоз остановился, охваченный клубами дыма и пара. Второй локомотив попытался увести подальше от опасности длинный эшелон, но и его постигла та же незавидная участь. В третьем заходе наши истребители огнём пушек и пулемётов вывели из строя ещё один состав и уже собирались повернуть назад, к аэродрому, как вдруг заметили, что самолёт командира круто вывернул в сторону и направился к небольшому белому домику, стоявшему чуть поодаль от станции. Максименко бросил машину в крутое пике и над самой крышей резко взмыл ввысь. Самолёт сделал круг, на прощание покачал крыльями дому с закрытыми ставнями. (Петрова М.В., 2009, с.489-491.; Крыжановский С., 1964, с.2.)

Через полтора года Максименко В.И. снова сражался в небе над родным краем и городом. Летом 1943года Красная Армия обождала Донбасс от немецкой оккупации. 27 июля 1943года эскадрилья Максименко В.И. бомбовый удар по немецким эшелонам на станции Харцызская. Было уничтожено 50 вагонов с боеприпасами. Жительница Харцызска, очевидец этого события Стоянова М.С. вспоминала: "Ад начался в городе, снаряды рвались, их осколки и куски железа летали по Харцызску. Зрелище было жуткое. Трупы немцев висели на деревьях, погибло много и мирных жителей. Возле железнодорожного вокзала стояли двухэтажные дома. После бомбардировки Василия Максименко они были уничтожены, как и клуб "Красное знамя труда". Кусок рельса чуть не долетел до окна нашей землянки. Я слышала, что какой-то машинист отцепил от состава шесть вагонов. Если бы и эти вагоны взлетели в воздух, от Харцызска ничего бы не осталось." (Петрова М.В., с.489-491.)
К октябрю 1942 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. И. Максименко совершил 250 боевых вылетов. Задания при этом были самые различные: штурмовка, разведка, сопровождение, патрулирование, перехват самолётов противника и так далее. В каждом из вылетов ему неизменно сопутствовал успех. На личном боевом счету Василия Ивановича числилось 7 сбитых самолётов противника, 55 уничтоженных фашистских автомашин, 4 зенитных орудия, 8 огневых точек, более 400 солдат и офицеров. (Наградной лист Максименко В.И представленного к званию Героя Советского Союза. Электронный ресурс; Красные соколы лучшие асы России (1914-1953г.г.) Электронный ресурс.)
В перечне подвигов, совершенных в воздушных боях с фашистами командиром эскадрильи Максименко В.И., трудно выделить какой - либо наиболее героический. Каждый из них значителен, каждый приближал желанный час окончательного разгрома вероломного врага. Не однажды он проявлял силу духа, мужество и высокие профессиональные качества. (Красные соколы лучшие асы России (1914-1953г.г.). Электронный ресурс. )
23 ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, два лучших аса полка - Василий Иванович Максименко и Пётр Селивёрстович Середа были удостоены звания Героя Советского Союза. Это была высочайшая и, право же, заслуженная оценка их боевого мастерства, беспримерного мужества. Всей последующей боевой работой, жизнью на войне оба они оправдали высшее признание Родины. (Наградной лист Максименко В.И представленного к званию Героя Советского Союза. Электронный ресурс.; Красные соколы лучшие асы России (1914-1953г.г.). Электронный ресурс.)
За три месяца до награждения Золотой Звездой Героя Максименко В.И. был тяжело ранен. Произошло это 25 августа 1942 года около города Моздок (Северный Кавказ) в одном из воздушных боёв. Он вернулся в свою часть в январе 1943 года, стал штурманом полка. Через полгода Максименко В.И. стал командиром полка. Под его командованием в апреле 1944 года полк получил гвардейское звание и стал именоваться 159-м гвардейским истребительным авиационным полком, а также получил почётное наименование «Новороссийский» и был награжден орденом Красного Знамени. Во главе полка участвовал в Новороссийско-Таманской, Крымской, Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской наступательных операциях. (Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Суворова 3-й степени. Электронный ресурс.; Анохин В.А. Быков М.Ю. , 2014. — С. 263 - 267.)
Однажды командир полка полковник Максименко В.И. получил письмо от матери Марии Николаевны. Письмо это напомнило, что, пока идёт война, пока гибнут люди, не будет покоя человеческому сердцу. Я позволю себе привести это письмо.
"Сокол мой родной! Страшно вспомнить о чёрных днях фашистской неволи. Они легли морщинами на лице, оставили раны в сердце. Только мысль о тебе согревала душу. Пишешь ты, что несколько раз бомбил фашистские эшелоны в Харцызске, видел наш домик с закрытыми ставнями, опустелый двор.
Да, Вася, пусто было два года в нашем доме. Два года я не открывала ставни. В каждом письме ты спрашиваешь об отце. До сего времени скрывала от тебя правду. Теперь расскажу всё. Нет больше твоего отца Ивана Петровича. Осенью 1941 года дни и ночи проводил он на трубном заводе, эвакуируя машины. А сам уехать не успел. В октябре 1942 года, как он ни скрывался, его схватили немецкие бандиты. Мучили, избивали, но он не проронил ни слова. На рассвете 11 декабря его и ещё 11 человек вывели из тюрьмы и погнали по направлению к Макеевке. На 8-м километре всех расстреляли и бросили в шурф.
Слушай меня, сын мой, слушай мой материнский наказ: за смерть отца, за мои слёзы и муки отомсти проклятым гитлеровцам. Как только я узнала, что ты уже Герой Советского Союза, а потом получила твою фотографию и увидела все ордена, от радости даже прослезилась. Дорогой мой Вася! Высокую честь оказывает тебе народ. Не урони её. Бей фашистов ещё сильнее и с победой возвращайся домой. Целую тебя, мой родной сокол".
Горестную весть о гибели отца Василий Иванович спрятал поглубже в сердце, а материнский призыв к священной мести воспринял как боевой приказ. Командир полка являл собой образец военного лётчика - бесстрашного, решительного, находчивого, грамотного. (Красные соколы лучшие асы России (1914-1953г.г.) Электронный ресурс.; Петрова М.В., 2009, с.470.)
Во время Великой Отечественной войны за счёт личных денежных сбережений граждан СССР на заводах собиралась военная техника (танк, самолёт). Боевая техника, созданная за счёт личных сбережений трудящихся, торжественно вручалась различным воинским подразделениям. При этом, часто вкладчики просили строить боевые машины для героев войны, своих сыновей и мужей, сражавшихся с врагом на фронте.
Земляк Максименко В.И. рабочий завода Армлит Гончаренко Михаил Михайлович передал государству личные сбережения (100 000 рублей) с просьбой построить на них самолёт и вручить его Максименко В.И. На заводском аэродроме командир полка увидел новенькую боевую машину, на фюзеляже которой было выведено: "Герою Советского Союза Максименко В. И. от земляка рабочего завода "Главармлит" Гончаренко М. М." То же самое сделал для Максименко В.И. житель посёлка Нижняя Крынка Поливода. На двух подаренных земляками самолётах Максименко В.И. успешно сражался за освобождение Керчи и Севастополя. (Петрова М.В., 2009, с.489-491; Красные соколы лучшие асы России (1914-1953г.г.) Электронный ресурс.)
До конца войны подполковник В. И. Максименко водил в бой своих лётчиков. Он совершил 516 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 вражеских самолётов. (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 9 групповых побед). За это время освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5. (Быков М.Ю., 2008г.)
Награждён двумя орденами Ленина (9.09.1942, 23.11.1942), тремя орденами Красного Знамени (5.11.1941, 25.05.1942, 26.10.1955), орденами Суворова 3-й степени (28.04.1945), Александра Невского (4.09.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (25.10.1943, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (15.11.1950), медалями, иностранными наградами. (Золотые Звезды Донбасса. Максименко Василий Иванович (медаль №714). Электронный ресурс.)
После окончания войны Максименко В. И. продолжил службу в советских ВВС. С 1949 года командовал 47-м истребительным авиационным полком (аэродром Кневичи, под Владивостоком).В 1955 году он окончил Военно-Морскую академию (ныне имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко). С 1961 года гвардии полковник Максименко В.И. - в запасе. Жил в городе Рига (Латвия), где работал на заводе "Ригасельмаш" начальником штаба гражданской обороны, преподавал историю в Рижском государственном университете. О своём родном городе Максименко В.И.никогда не забывал. Часто приезжал либо в мае на День победы, либо в сентябре на День освобождения Донбасса. В 1964 году ему было присвоено звание Почётным житель Харцызска. Переулок Рудничный в котором вырос лётчик был переименован в переулок Максименко. Умер 5 июня 2004 года. (Бессмертный полк. Донецк. Максименко Василий Иванович. Электронный ресурс.; Решение №1-56 исполкома Харцызского городского Совета депутатов трудящихся Донецкой области УССР о переименовании улицы. переулков, площадей, парков и скверов в городе Харцызске от 27 мая 1964 года).



Литература и источники.
Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Красное Знамя. Электронный ресурс: http://podvignaroda.ru/?#id=2025092&tab=navDetailDocument
Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Ленина. Электронный ресурс: http://podvignaroda.ru/?#id=11562774&tab=navDetailDocument
Наградной лист Максименко В.И представленного к званию Героя Советского Союза. Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie12115743/
Наградной лист Максименко В.И представленного к ордену Суворова 3-й степени. Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie38925488/
Решение №1-56 исполкома Харцызского городского Совета депутатов трудящихся Донецкой области УССР о переименовании улиц, переулков, площадей, парков и скверов в городе Харцызске от 27 мая 1964 года.
Список известных побед подполковника В. М. Максименко: (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 263-267. Электронный ресурс: https://books.google.ru/books?vid=ISBN9785995507079&redir_esc=y
Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 263 - 267.
Бессмертный полк. Донецк. Максименко Василий Иванович Электронный ресурс: moypolk.ru›…soldiers/maksimenko-vasiliy-ivanovich
Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.М.: "ЯУЗА - ЭКСМО"; 2007г. Электронный ресурс: http://airaces.narod.ru
Быков М.Ю. Победы сталинских соколов, М.: "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008г. Электронный ресурс:http://airaces.narod.ru
Деркач Д. Звёзды героя. //Социалистическая Родина №15, 1965, с.1-2
Золотые Звезды Донбасса. Максименко Василий Иванович (медаль №714) Электронный ресурс: http://infodon.org.ua/gss/zolotye-zvezdy-donbassa-maksimenko-vasiliy-ivanovich9
Красные соколы лучшие асы России (1914-1953г.г.) Электронный ресурс: http://airaces.narod.ru/all3/maksimen.htm
Свидетельство о публикации №387751 от 9 мая 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 10 мая ’2021   07:13
С Днём Победы!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Грусть тоску мою развей. Песня от сердца.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Грусть тоску мою развей. Приглашаем на премьеру на канал Владлены Денисовой! https://youtu.be/wOpmNOdC2Vo?si=s0KdxuG7smq9DUQJ


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft