16+
Лайт-версия сайта

Запад и Восток. Война культур. Сборник статей.

Литература / Критика, философия / Запад и Восток. Война культур. Сборник статей.
Просмотр работы:
15 июня ’2021   00:09
Просмотров: 5183

"Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но скорее превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут..."
Самуэль Хантингтон.



Следи за словом!


М. Ломоносов
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус…»
Н. С. Лесков
«Народ выражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может…»



…Уже несколько лет, английский язык, победоносно теснит русский и всё больше малопонятных иностранных слов, подменяют русские слова того же значения!
Естественно возникает вопрос, почему это происходит?
Первой и главной причиной является, развитие и культивирование в новой России языкового провинциализма и самоуничижения, которое только подтверждает этот провинциализм. (Об общем провинциализме современных россиян, я писал в другом месте).
И главными носителями этого социального феномена являются русские образованцы – бывшие интеллигенты, которые сегодня определяют культурную политику в России.
Все названия связанные так или иначе с российскими предпринимателями произносятся на английском и часто пишутся по-английски и даже исконно русские названия пишут тоже по-английски. Я уже не говорю о тех англицизмах, которые часто используют в русской речи тщеславные недоросли, чтобы показать, что они тоже принадлежат к избранному обществу в отличие от тёмной массы совков и ватников. На самом деле это наглядное проявление провинциализма, однако такие провинциалы-образованцы, будут вам свысока доказывать, что это нормально для России.
Весь компьютерный язык состоит их английских слов, и в России уже привыкли к этому. Интересно, что в Китае, тот же язык переводят на китайские иероглифы, но среди россиян есть прямо таки энтузиасты английского языка, для которых русский язык не существует!

Я уже много раз писал о провинциализме российской либеральной образованщины, но последнее время это становится модой и в народе, что происходит под влиянием тех же образованцев, которые засели в большинстве СМИ и прежде всего в интернете.
Забавно, что им противостоят «квасные патриоты – почвенники», которые возмущаются тем, что Дума приняла закон против мата.
Этим законом возмущён и Захар Прилепин, что для меня кажется нонсенсом, ведь он бывалый человек и хороший писатель, но даже он не понимает, что к реализму русской жизни эти грязные слова имеют косвенное отношения.
Многие люди матерятся автоматически, не вдумываясь в смысл произносимого и не понимают, что это прежде и больше всего инструмент словесного оскорбления, который вообще противоречит всякой культуре и тем более любой религии. А ведь многие «реалисты» такого толка ходят в церковь и не понимают, что Христос о таких матерщинниках мог бы сказать: «Они не ведают, что творят!»

Для меня очевидно, что словесные оскорбления даже хуже чем оскорбления действием, потому что на удар или пощёчину вы можете ответить ударом в зубы, а на матерки, вы можете сделать замечание, за которое можете сами получить в зубы, потому что зло матерятся прежде всего те, кто вас презирает за неспособность ответить вам на таком же матерном. Вот и остаётся один способ остановить словесного хулигана действием!
Всю мою жизнь, я пытался противостоять матерщине и словом и кулаком, и выяснил, что кулак действовал и значил для оскорбителя намного больше, чем слова нравоучения!
Но я отвлёкся от заявленной темы…

Обратите внимание что языковая грамотность в стране резко упала - всё чаще в заголовках и выступлениях на ТВ, говорят вместо «на Украине» - «в Украине». И одно дело когда так говорят и пишут украинцы, но почему грамотные русские перешли на такое произношение и написание. Или того больше – встречается выражение, конечно чаще в интернете: «с России». Конечно надо говорить и писать «из России», но сегодня, все больше малограмотных людей идёт в журналисты и потому получается весь этот словесный винегрет. Иногда читаешь заголовки на сайтах и удивляешься, что авторы трёх слов связать не могут и не способны выстроить фразы, понятные читателю…
И это один из тысячи примеров, когда русский язык коверкают, казалось бы люди, которые должны и могут показывать примеры овладения русским языком.

Теперь собственно об увлечении английскими словами.
Как то так получилось, что знание даже не английского, а просто некоторых популярных английских слов, стало социальной стигмой которая указывает, что употребляющий такие слова принадлежит к «высшему классу». И такое позорное проявление провинциализма, стало отличительной чертой нынешнего российского «креативного класса» и их подражетелей.
Видя и слыша эту смесь «английского с нижегородским» невольно появляется мысль – а не пора ли вернуть из забвения славянофилов, которые в эпоху размножения французского языка, в аристократических кругах России, выступили за возвращение в российское общество цивилизационных и языковых ценностей, издревле присущих русскому народу.
Ещё одна, вовсе несмешная деталь - нынешние российские фирмы, разного рода конкурсы, и спортивные мероприятия и даже праздников пишутся на английском языке, даже если речь идёт о «рязанских гармонистах». Стыдно читать такие английские названия звучащие вполне по-идиотски для многих русских людей.

Или ещё одна позорная черта ставшая привычкой – на любых молодёжных или спортивных мероприятиях звучат «песни и танцы» на английском, который не понимают подавляющее большинство участников и под эту заграничную дребедень, происходят танцы полуголых «черлидерш» или заполняют паузы, в которых выступают российские спортсмены или даже просто физкультурники.
Это надо же так себя не уважать, чтобы родной язык или песни на русском так унижать, и довольствоваться разной «попсой», тексты которой, часто похабные большинство россиян не понимают!
Или вот на боксёрских турнирах в России, полуголые девочки вихляя задом и заученно улыбаясь, ходят по рингу с плакатиком объявляющим раунды. Я уже не говорю о людях представляющих участников поединков, которые воют растягивая слова, вскрикивают на манер знаменитых американских ведущих, думая, что это лучшая форма представления.
Видя и слыша эти проявления провинциализма, все вместе взятые, становится стыдно и обидно, до такой степени превратили россиян в провинциальных идиотов, изображающих из себя «современных русских».

Не пора ли очнутся –господа-товарищи и наконец понять и вспомнить, что Россия – это мировая держава которая была и будет славна русским языком и русской, российской культурой. А это обезьянье и кривляние полуграмотной российской тусовки, вызывают протест и неприятие!
Сколько это может продолжаться и где подлинно российские деятели литературы и искусства, которые могли бы показывать молодым, примеры не только в культуре и искусстве но главное в русском бытовом языке!
Вместо этого, либеральная тусовка извращается в матерном языке, и насмотревшись фильмов Тарантино, думает, что это писк моды в западном культурном пространстве!
А ведь эти люди называют себя русскими интеллигентами и владеют не только СМИ, но преподают в школах и университетах. Вот где надо в первую очередь озаботиться воспитанием любви и уважения к тому языку, на котором мы говорим, пишем и поём!



Война культур.



ЭПИГРАФ-1:
«Вся человеческая жизнь, и личная , и семейная, и общественная, и государственная может и должна быть согласована с христианской правдой. Наша вера и наша жизнь может и должна составлять единое целое…» (Священник, Сергей Четвериков; Вестник РСХД, №1, 1935 год.)

ЭПИГРАФ-2:
«Все творческие силы действующие на культуру и через культуру должны быть по воле Божией, а не по капризу их вдохновения, «пущены в ход»…
Если мне дан музыкальный, научный или иной дар, я должен его развивать, как Божий дар…
Христианство таким образом побуждает и даже обязывает участвовать в культуре…» Лев Зандер. 1938 год.



…Культура Запада, к которому стремиться и уже, отчасти, принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения культурных оснований. Этот процесс, по сути, является культурной Революцией, наподобие той научно – технической революции, о начале которой много говорили ещё тридцать лет назад. Сегодня, этот научно – технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и «детали» к ним, на специальных «фабриках» и «заводах»; научно – техническим обновлением охвачен весь мир и это, сегодня, называется глобализацией…

Эта научно – техническая Революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений…
Но с самого начала научно – технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно – технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру - дехристианизацией.
Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать что для многих западных идеологов Бог не только «умер», он больше «не нужен» западному миру.

В недавних опросах общественного мнения, многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия, это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.
Пропаганда антихристианской, то есть «современной» жизни за последние годы усилилась неимоверно, и для тридцатилетних и тем более для двадцатилетних, вера и христианство, ничего не значат или даже враждебна, по их мнению, современности.
Наверное поэтому, религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни, и на место религиозности приходит научность.
Многие философы и социологи говорят, что вся система образования сегодня на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания.
Из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и мы незаметно становимся фанатами, и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.
Кто делает из нас атеистов – на этот вопрос затруднительно ответить?!
Скорее всего, причиной такого отношения к Богу служат «новые» общественные ценности и идеалы, главным из которых, обобщая можно назвать – потребительство.
Купля – продажа, деньги, которые надо заработать чтобы купить – всё это сегодня, словно накануне великого крушения затмило наш взор, и кроме вещей, мы почти ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество – даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажены «слепым зеркалом» рекламы…

Можно говорить, что человечество «устало» от борьбы за высокое и святое и согласилось следовать по направлению к самоуничтожению, как наиболее безболезненному и лёгкому пути в будущее.
Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма в служению Богу, или Авторитету, а развлекаясь и наслаждаясь, потакая слабостям и инстинкту, можно какое – то время двигаться по инерции, словно засыпая в сладком наркотическом сне временного материального достатка и самообольщения…

Вместо «обожения» - приближения образа человеческого внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу - к Богу, мы всё больше становимся «плотью» и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону «озверения», всячески отрекаясь от человеческой природы…

Очевидно, также, что, на Западе, усвоили главные тезисы евро – центризма, которые ещё Гитлер, очень уверенно и цинично провозгласил и которые были справедливо осуждены, после поражения Гитлера в и его союзников во Второй мировой войне.
Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены не только внешне, но и внутренне, душевно?
Я уже говорил и писал, что современный западный «национальный капитализм», мало чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех «не наших», «не западных», «не евроцентристов», осталась…

Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее - люди гибнут не только от природных катаклизмов - от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы, но идут войны, в Афганистане и в Ираке где гибнут сотни тысяч ни в чем неповинных людей. Во всем мире, отношения между «евро – центристами» и несогласными с диктатурой самоубийственного эгоизма, принимают всё более острые формы. Мир уже не ужасается стихийным бедствиям которые происходят в странах «соперниках», а начинает злорадствовать – мол, «так им и надо».
Но, одной из самых больших опасностей в современном мире, представляются мне «войны» культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами «доминантными» и «отсталыми». Иначе говоря, борьба за «национально – капиталистические» ценности: рынки сбыта и за прибыли, - перетекает в «культурное» русло…

… Очевидно, что сегодняшняя экспансия англо-саксонской культуры, иногда подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн. Но чаще, западный стиль жизни и его ценности, внедряются в другие культуры заметно, но безболезненно, через средства информации и рекламу, наиболее эффективно пропагандируя набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков…

Одно из основных противоречий породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война исламскому миру и исламской, арабской культуре, культурой западной. В этой «холодной» - культурно – цивилизационной войне - войне жизненных ценностей Запада против бытового многовекового уклада жизни - выстроенного на религиозных принципах ислама, благодаря своим древним корням и религиозному традиционализму, арабский мир пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в своих странах…
Не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в прошлом Запада от Востока, но думаю, что все мы понимаем - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока. Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена «вторичного» европейского одичания; и порох и книгопечатание и счёт – с Востока, и всех заимствований оттуда не перечислить. (Отсылаю за подробностями к моей статье: «Евроцентризм и глобализация», напечатанной в № 12, интернет – журнале «Что есть истина»)

Однако постепенно, ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная культурная политика Запада, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни, является орудием экспансии западного мира по отношению ко всем государствам от Китая и России, до Индии и Бразилии.
Сегодня сила экономическая, переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя «развитыми» – прежде всего это Америка и ставшая «новой культурой» сила, требует новых пространств и новых «неофитов». Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей – как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать - иначе говоря все приметы «внешней культуры», а потом и далее…
Культура стала мягкой формой боевых действий по захвату и овладению новых территорий, новых экономических и людских, «рабочих ресурсов».
Глобализм и глобализация как процесс глубинных перемен в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой явное предпочтение, на пространствах всего мира, сегодня отдано английскому языку и образу жизни, который ведут англо-саксонские страны.

Однако здесь, я хочу поговорить о воздействии этой «доминантной» культуры, прежде всего на культуру русскую, попытаюсь, проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие – то выходы и способы противостояния этому иноземному «мягкому плену».

… Носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность культурных традиций и национальных искусств. Ярким примером тому, служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся экспансии не только экономической, но и наступлению на их традиционный уклад жизни и её религиозные основы. И во многих местах, несмотря на давление Запада, делают это успешно. Кое – кто уже всплёскивает руками и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане…
И действительно – жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
Вечным примером для подражания, в этом смысле, является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму – одной из древнейших религий, смогла не только выжить, но и расшириться, сохраняя своеобразие вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду…

К несчастью, благодаря «промыванию мозгов» во времена «холодной войны», социалистические страны стали странами изгоями и сегодня, когда Советский Союз, уже давно перестал существовать, это наследие холодной войны по - прежнему находится в силе…
Я уже писал и говорил, что русские, советские люди в СССР и в России его правопреемнице, были и остаются новыми «евреями», на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада… да и Востока.
Но в отличии от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме, в Законе, русские ничего не могут противопоставить экспансии мира потребления, кроме ослабленного внутренними смутами и расколами, православия…

В России сегодня, несомненно влияние западной культуры и даже вытеснение ею, национальных культурных и языковых традиций и установлений.
Безусловно эта «подковёрная», незаметная для глаза, но постоянная борьба продолжается и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в «Иванов не помнящих родства»…

Начнём с языка – может быть главного инструмента социально – культурной жизни и человеческой жизни, как таковой..
Сегодня наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского, и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования. Более того, язык вновь становиться основой классового разделения, связанного с образованием и доступностью к культурному полю, и вообще к благам современной жизни.
Сегодня богатые русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти «отпрыски новых русских» изучают английский язык и одновременно впитывают англо-саксонскую культуру, становясь «англоманами». Естественно в этом случае происходит их отрыв от родной «почвы», от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
Происходит своеобразная социальная «люмпенизация» целой нации, когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.

Оставаясь в Англии, в первом поколении, такие люди становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им так быстро не удаётся. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, в этом случае, большинство стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде.
А для этого надо поскорее забыть и привычки, и главное поменять родной язык на новый, в данном случае английский.
Это и удобнее, потому что сегодня английский язык становиться или уже стал языком мирового общения.
Единственные семьи, в которых русский язык, более или мене сохраняется – это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб.
Однако, для того, чтобы сердце не болело об оставленной Родине, о прошлом, надо и о православии как о религии предков, забыть в первую очередь.
Это почти всегда легко сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоверием, чем православным христианством. И уж тем паче, если вы в нескольких поколениях были «инстинктивными» атеистами…
К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах.
Контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег. И они постепенно становятся, если уже не стали главным Идолом, в который верят и которому поклоняются русские люди.
В отсутствии религиозного идеала - (Иисуса Христа) и идеологии советской системы - (коммунизм – светлое завтра), главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние…
Где сегодня это личное преуспеяние имеется?
Это «развитые страны», и прежде всего Германия, Англия и Америка. Естественным и даже необходимым, для тех, кто исповедует буржуазность, как социальный идеал, становиться и привыкание, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре, основным носителем которой он и является…

… Слабость православия сегодня, ещё одна причина, помимо слабости экономической, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и «интересных» иностранцев. Ведь если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане, в отношении к своей вере, ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, они сохраняют не только веру но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.
Совершенно не так с Русским православием за границей. Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше и религиозных и культурных компромиссов, совершаются и в службах, и в духовном окормлении. Иногда заводят епархиальные сайты, которые выпускают не на русском, а на языке той страны, где служит епархия. В результате, русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким…

Русского языка даже русские и «православные», в обиходе стесняются и многие на неродном языке говорят даже в церкви.
В самой России, на бытовом уровне, постепенно создаётся искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место. Такое же положение в российских СМИ, где всё чаще печатают и звучат английские слова и выражения.
Такой язык, невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течении долгих столетий, со времён Петра Первого, до Октябрьской Революции. Тогда, дворяне, составлявшие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных «людей», и начинали говорить уже с детства по-французски и тем самым переставали быть носителями русского языка и даже русской культуры.

Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты и начали дискуссию о корнях и национальных особенностях не только русских людей, но и всего славянского мира…
В какой - то степени, это возрождение «русскости», над которым откровенно потешались, тогдашние «западники», помогло России в её развитии как в культурном, так и в экономическом, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой…

Пролетарская Революция, сменившая буржуазную стала на мой взгляд следствием не только экономического неравенства, но и культурного разделения, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию, вылилась в противостояние большинства народа, против меньшинства - это подрывало не только основы экономической жизни, но и грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства.
В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации и её саморазрушения…
Сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится очень велика.
С другой стороны, с развитием глобализации, появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.
Необходимость унификации, создании одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории, тоже придётся…

Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки разных народов мира – и больших и маленьких. Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной «особенности», атеизации народа, племени или народности и утраты глубинных смыслов существования. Тот или иной народ, становиться безымянным населением - людьми без роду и племени.
Пример национальной аннигиляции мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет. Создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ, между странами малыми и великими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур.
Невольно получается, что культура сегодня, как никогда служит, если не прислуживает экономическому Успеху…

Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений, языком культуры конгломерата стран и народностей был язык греческий, во времена Римской Империи, а уже в новое время – французский.
Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений от Германии, утратила своё значение и вместо, на мировую культурную сцену вышел английский язык и англо-саксонская культура. Постепенно однако, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное развитие мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан…
Язык, конечно в первую очередь является носителем национальной культуры, и потому, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран и вопрос предсказаний сегодня, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончания такого процесса…

В этом случае, естественно встаёт вопрос – а нужна ли национальная культура во времена Глобализации?.. А если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще…
И здесь, на горизонтах вселенского будущего маячат процессы превращения одной или несколько объединившихся сильных стран в мирового экономического и культурного «гегемона», с возможным возвращением самых диких форм изощрённой эксплуатации и заганивания «победителями» других народов, проигравших эту борьбу, в своеобразное современное культурное рабство.
Думаю, что это рабство не будет рабством прошлого, когда рабов считали за рабочий скот умеющий более или менее говорить, и рабовладельцы постоянно заставляли и принуждали их тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху «свободным» людям. Словесное и смысловое определение из древних времён – раб, будет заменено, на слово – «прислужник». И характерной чертой, этих прислужников, будет отсутствие у них национальных черт – национальной культуры и языка.
Это рабство будет в основном культурным рабством, и разделение будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и «потребителями», а точнее между теми кто владеет культурой как товаром, и теми кто её потребляет. Национальные особенности в такой ситуации в общем то ни к чему…

… Конечно, в определённом смысле, это касается и Религиозных верований, и в частности Русского Православия. И тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, надо внимательнее вчитаться в «Легенду о Великом инквизиторе», Достоевского.
Думаю, что Фёдор Михайлович, в этой легенде, прежде всего имел ввиду не «революционное» будущее, критикуя и издеваясь над ним, а будущее буржуазное, в которое мы так «победоносно» вошли в последнее десять – двадцать лет, и в которое уже один раз «входили», сто с лишним лет назад…
Мне всегда казалась, непонятным, равнодушие великого писателя к страданиям бедняков и крепостных крестьян. Но позже, повнимательнее прочитав в этом романе монологи Ивана Карамазова о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение.
Я вдруг вспомнил весь «крестный ход» жизни великого русского писателя – страдальца и подумал, что он, пройдя через состояние государственного преступника, потом став «зэком» на долгие годы, а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле…

После стольких испытаний, он не был идеалистом или либеральным болтуном и понимал, и знал русский народ, русских людей, как со стороны добра, так и со стороны зла. О величии долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, он писал в своих тюремных записках и понимал крепостничество, как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором протеста…
Сегодня, наследие Достоевского: литературное, философское и социальное - толкуют вкривь и вкось. Современные буржуазные «переводчики» Достоевского упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни. Однако вспомните его романы, повести и рассказы, его публицистику. Ведь он прежде всего, боролся против буржуазной алчности и безмерного материального стяжательства и тщеславия нарождающегося класса «предпринимателей».
И конечно главной идейной основой творчества Достоевского, было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого, был старец Зосима, главный положительный герой «Братьев Карамазовых»…

Протест писателя был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров - буржуазии, против их «лакейства» и преклонения перед деньгами…
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова – сладострастника и отчаянного стяжателя, или будущего «национального» деятеля, Ракитина, или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова. Все они упорно хотели и умели делать денежки…
Но уже и в Романах «Идиот», и «Бесы», Достоевский написал портреты буржуазных «бесов», и предостерегал от поклонению буржуазным ценностям фальшивых свобод и эгоистических прав…
На мой взгляд, разгадывая, анализируя сегодняшнюю эпоху, надо почаще всматриваться в творчество великих русских писателей, той поры и находить в их героях похожие на сегодняшние, черты характеров и бытовые подробности…

Возвращаясь к современной России, хотелось бы заметить, что само понимание опасности культурной аннигиляции и последующей опасности помещения русских, российских людей в «резервации», в «загоны» для «прислужников», то есть превращения в мыслящий «рабочий скот», заставляет искать выход из создавшейся ситуации.
Конечно, неизвестно в каких формах такое рабство будет существовать на земле в будущем, однако радужных настроений такое очередное разделение на рабов и господ, я думаю, у того большинства, кому в очередной раз предназначено историей стать рабами, совсем не вызывает…

… Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом, видно, что многие русские слова, сегодня подменяются иностранными и в этом не было бы ничего плохого, если бы все люди живущие сегодня в России такой или этот «русский» язык понимали. Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так и наверное, такое разделение, эта «социальная пропасть» в российском обществе будет со временем всё больше углубляться и расширяться.
Напомню, что это естественные последствия Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, вполне искусственных различий, связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями, будут усиливаться, если этому не будут поставлены эффективные заслоны…

… Надо с горечью, согласиться ещё с одним фактом: сегодня, Западная Европа и Америка, по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава, а ныне страна называемая Российской Федерацией.
Неоднородность или разделение на классы, слои и прослойки, делает и народ и государство опасно нежизнеспособным. Поэтому, какими бы мы не были «прогрессистами», но если желаем добра своему народу, нам придётся делать усилия по устранению разделения, не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.
Конечно, одно без другого просто невозможно будет осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран «развитых», нам прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми, и соответственно, все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование.
Я полагаю, что ближайшей целью образовательной политики в России должно быть всеобщее среднее образование, а потом и высшее и может быть надо объединить эти цели…

Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование существовавшее уже в Советском Союзе. Другой вопрос как это организовать сегодня, в реальной, капиталистической жизни? Однако, зная цели и задачи и работая над устранением проблем, рано или поздно можно их решить. Тут, как и во всём, нужна политическая воля властей!
В русском православии сегодня, как сто и двести лет назад идёт яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы – на русском или на старославянском…
Для меня, однозначным решением является решение служить на русском современном и культурном языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей. Другой вопрос, что это нужно делать осторожно и исходя из отношения к происходящему, большинства верующих.
Для многих «охранителей», вопрос языка служб, вопрос «эстетический», вопрос сохранения некиих «элитных» старых форм служения в церкви доступных только «избранным»…

Но сегодня, речь, как мне кажется, должна идти даже не о сохранении старославянского как языка служб, но о сохранении русского православия как такового, уяснения без лицемерия и фарисейства всей трагической глубины христианства, вообще.
По недавним опросам общественного мнения, при признания православия большинством россиян своей верой, только около пяти процентов верующих можно считать воцерквлёнными и только около двух процентом могут внятно рассказать и объяснить свою веру..
Во многом, такой разрыв между мнением и знанием обусловлен пережитками «старого», казённого православия, иногда от той темноты, а не света, который идёт не только от непонятных служб, но и от объяснений своей веры батюшками – священниками…
Мало того, что мы теряем верующих из года в год, но главное, что мы теряем дух Христов, дух любви, который должен исходить от церкви, от клира и архиереев, но и от самих верующих.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы сами виноваты в том, что от веры, из церкви люди уходят. И он объяснял это тем, что мы сами становимся мало похожи на добрых и любящих последователей кроткого Христа, который жизнь свою отдал за наше спасение.
Если мы, в большинстве своём не способны и не хотим помочь даже ближнему, то как же мы будем уверять других, в том что мы последователи Христа Спасителя. Ведь он же, взволнованно говорил: «возлюби врага своего» и «если ударили по левой щеке – подставь правую…» А мы?!

Возвращаясь к языку служб, мне хотелось бы подчеркнуть, - как мы можем усвоить такие непривычные для нас нравственные понятия, если в большинстве своём Библию не читаем и не понимаем, а на службах половина не знает почему и зачем говорят те или иные слова, да ещё на непонятном языке, да ещё часто скороговоркой…
Так, некогда законсервированное традиционное, старое, мешает расти новому, близкому и понятному - нашему пониманию и осознанной самоотверженной любви к Идеалам Христовым.
Интересно, что когда мы в совместных службах переводим слова литургии на английский, французский, немецкий, мы ведь не переводим это на староанглийский, на старофранцузский или старонемецкий. Но почему же мы свою русскую службу произносим на старославянском? Зачем мы отталкиваем своих соотечественников от окормленияих душ, от сознательного верования?
Подлинная, сознательная вера способна на чудеса стойкости и самопожертвования, но важно, чтобы вместе со словами в жизнь приходил и высокий пример веры и были люди, видя жизнь которых, слыша и понимая их слова о жизни, мы могли бы зажигаться пламенем их веры, и следовать за ними поколение за поколением…

… Недавно, я прочитал в «Санди таймс» очерк о колониях Меннонитов, христиан – протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету.
Принципами их жизни, все эти триста с лишним лет, были старые установления и даже в еде они употребляли продукты выращенные только своими руками. Они отказались от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества… Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами… Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений... Управляется каждая колония «Советом министров», в количестве пяти человек… Нарушителей правил, они изгоняют из общины, но бывает это очень редко. В большинстве своём, они гостеприимны и добродушны…
Описываемая колония, пятьдесят лет назад ушла из Соединённых Штатов где их заставляли служить в армии, переселилась в Белиз - бывшую колонию Англии и там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему…
Пятьдесят лет назад, их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной. Они живут в округе, несколькими колониями и в праздники ездят друг к другу в гости… На сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллионов человек…
Вся эта история, напомнила мне историю русских духоборов, которым Лев Толстой помог переселиться из России в Канаду, где они и живут по сию пору, вполне достойно и даже по-русски…

… Эту историю я пересказал, вспоминая возражения сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру, «отстанет» от Европы, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе. Пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой…

К сожалению сегодня, со многими странами затронутыми Западной культурно – атеистической экспансией возможно как раз обратное, культурная аннигиляция, что и происходит уже во многих странах и регионах планеты, да и в России тоже.
Есть и другая опасность, другой соблазн. Мы, на словах, можем быть вполне консерваторы и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре. Читая, православные сайты, у батюшек, особенно у молодых, я часто встречаю англицизмы или даже жаргонные словечки. И в этом нет ничего необычного, если бы эти «деятели», на другой странице, не призывали бы к сохранению старого или даже к «обратному ходу». Получается так, что «говорю одно, а делаю другое».
Церковная служба на малопонятном языке, приучает человека верующего, или желающего уверовать, к неким двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.
В одной части, мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся часто не понимая зачем и почему, но просто потому, что это считается правильным и хорошим, а в другой части жизни начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы и всеми методами и средствами зарабатываем денежки, не понимая и не желая знать, что это «фарисейство» и лжевера…

Также надо понять, что «вера без дел – мертва». К несчастью, в сегодняшней России, как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью. Человек, исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви тут же «переключается» на зарабатывание денег, часто методами совсем не праведными.
Денежный вопрос, вторгается в Церковные отношения и даже в монашескую жизнь. Часто иерархи, берут «пожертвования» от людей, очевидно неверующих и живущих не по вере и эти «подаяния» превращается в своеобразную «индульгенцию». Так ли важно в этом случае, что эти «неправедные», а иногда откровенно бандитские деньги, используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей.
Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация католичества возникла, как протест против церковной коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций. А ведь, деньги, собранные таким образом, шли, в том числе и на завершение строительства великого Собора Святого Петра, в Риме…

Иногда по неведению или по слабости, мы берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое…
Я уже говорил где – то, что вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследие, слепо, по обезьяньи копируя не только экономику и социальные системы управления, но и культуру, а потом и язык, мы можем двинуться, а мне кажется уже двигаемся в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны…

Другой пример обезьянничанья русских «реформаторов»: лет двадцать назад, в России были введены смена часов каждые полгода, на манер которым это делают страны Запада. Там это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает. Но вместе с тем, английские города, и особенно Лондон, всегда по ночам сверкает огнями и на улицах светло как днём. Меня, такая щедрость, всегда поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её и в физическом, и в психологическом смысле безопасной.
С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе: «Экономика должна быть экономной» и тёмные улицы городов, не только провинциальных, но и столичных, по которым отваживались передвигаться ночью только местные хулиганы…
Сегодня, несмотря на копирование Запада в одном, старое, то есть темнота в городах и посёлках так и осталась, несмотря на «сэкономленные» киловатты электричества…

Я не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо то и одного, не статистического, но живого человека.
Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан, делать жизнь удобной для человека. Автобусы, часто почти совсем пустые, но ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь. Целые электрички пустуют в конце дня, но те, кто придёт на станцию где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут туда, куда им надо или туда, куда они хотят.
На это направлена и вся материальная культура. И никто в Лондоне не будет сохранять какой - то уголок города, пусть и старый и исторический, если это неудобно для тех жителей, или владельцев предприятий, которые «прописаны» в этом районе и живут здесь сегодня.
Другое дело, что старое умело вписывается в новое высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.
Много мест в Лондоне, где старое, сохранившееся ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво с новым, а иногда и с суперновым. В этом заключена привлекательность таких мест для туристов, но в этом и сохранение удобства жизни в современном городе для наших современников…
Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик, в центры современной культуры. И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма, по проекту известного архитектора - профессионала решит построить офис – высотку или небоскрёб. Все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут структурно – образующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты, рынки, магазины и магазинчики. А вокруг разместиться множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов, но и кормить в обеденное время множество клерков, которые будут работать в этой высотке…

Хотелось бы добавить по поводу русских «охранителей», что если протестовать, как это делали и делают они в разных частях России в отношении нового, и той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центрах таких городов, как Москва, Питер, Новосибирск. На мой взгляд, эти убогие «экономные» многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики, напоминают тюремных затворников, отделённые от воздуха, от природы, от деревьев и травки зелёной, этой нелепой многоэтажной «тюрьмой», в которую люди вынуждены вселяться, потому что им кажется, что на Западе так живут.
Ничего подобного, - могу вам авторитетно заявить! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев. Остальные живут в двух - трёх этажных домах, на городских зелёных пространствах, с обязательным садиком подле каждого дома или домика.
Я понимаю, что в России эти жалкие многоэтажки – «рабочие общаги», строят для бедных. Но ведь помимо бедности, люди имеют ещё человеческое достоинство!
Их дети, тоже должны иметь право жить нормальной жизнью, копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек…

… Ещё один замечательный момент, который надо бы перенять русской культуре у английской культуры. Множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и множество разных «учреждений» культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты.
В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения и это конечно не только расшатывает русскую национальную культуру, но и делает наших детей нелюбопытными и отсталыми и вносит в общество элемент кулацкого «жлобства», стяжательства и алчности…
И последняя иллюстрация.

В русских новостях, я смотрел сюжет о приамурском посёлке, в котором года полтора назад развалился водопровод и воду стали продавать в определённой точке посёлка, привозя её в автоцистернах.
Посёлок этот находится не в безводной пустыне, куда надо через тысячи километров проводить водопровод, но находиться в Сибири, где чистой воды в реках и озёрах сохранилось с избытком…
глядя на эту картинку, я с грустью подумал, что вместе с таким отношением к людям и между людьми, просматривается воспитание и культура в том числе, и те самые жлобство и стяжание, которыми постепенно подменяются национальные качества характера русских людей, таких как щедрость и гостеприимство.
Кажется, что одно с другим слабо связано. Но у меня накопилось за эти годы множество примеров, когда русские, якобы копируя Запад, впадают в элементарную экономическую и культурную дикость, что рано или поздно прорастёт невзгодами и катастрофами социальными и культурными…

Только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура, в соревновании с «пришлой», будет выходить победителем. Тогда и русским людям, будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена считалось русской национальной особенностью. Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы очень любили бывать в Союзе и восхищались гостеприимством и открытостью советского человека. Тогда их, иностранцев, доставали советские чиновники - это так, но сегодня, если не все то многие хотят на них заработать и чем беззастенчивей бессовестней, тем лучше.
Если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то всем от этого будет лучше. И конечно, культура напоказ, культура за деньги – это «ширпотреб» - не сохранение, а разрушение того культурного богатства которое ещё остался в России…
Но главное, что тогда, когда культура станет делом народа и духом народа, наши дети и внуки будут гордиться культурой родины, а не стремиться заменить всё это богатство, однообразием и пошлостью западной масс – культуры, культуры на продажу…


Апрель. 2008 год. Лондон. Владимир Кабаков







О провинциализме и провинциалах.



«Наш русский провинциализм и замкнутость нельзя преодолеть европейскими провинциализмом и замкнутостью…» Бердяев Н. А., Судьба России, 1917

…Живя в Лондоне, я первое время поражался вполне социалистической природе современного капитализма в Англии. Потом, поездив по странам Европы и Америки, и там я увидел приметы развитого социализма. И только приезжая в «новую» Россию, сравнивая, начал понимать, что на родине сегодня правит первоначальный капитализм, со всеми ужасами неограниченной эксплуатации человека, человеком.
В чем причины такого предательства своего недавнего прошлого, почему для советских людей и конечно прежде всего тех, кто называл себя интеллигенцией, Запад вдруг стал страной обетованной?!
Но ведь это очарование «заморскими чудесами» сохранилось и даже преумножилось в современной России!
Я задумался, откуда в головах российских граждан происходит эта ошибка в мировоззрении и чудовищный откат назад, и вдруг начал понимать, что именно провинциальное сознание и желание походить на Запад, привели к «восточной» тирании богатства над бедностью и чиновничества над «управляемой массой», которую с некоторых пор, даже стесняются называть народом. Россия, в своём социальном развитии, в страшные девяностые, обрушилась в прошлое на столетие и теперь, пытается разобраться, что же с нею произошло?

Постепенно, я пришёл к выводу, что главной причиной такого состояния нравов и умов является провинциализм, который зародился ещё в позднем Союзе, а за годы правления либералов, стал одной из характерных черт российской ментальности. К такому состоянию умов, привело постоянное самоуничижение и комплекс неполноценности отечественной истории, старательно внушаемый россиянам со времён хрущёвского доклада о культе личности и преодолении «ошибок» в истории Советского Союза.
Конечно, ни Хрущев, ни его партийное и чиновное окружение не понимало, к какому результату приведёт эта «критика» целого периода развития и становления России как супер державы. Но это произошло и теперь мы пожинаем плоды восхищения «западной демократией».

Критикой Хрущёвым и нарождающейся парт номенклатуры «культа личности Сталина, мастерски воспользовались не только на Западе, но и внутренние враги России, в лице новой буржуазии и застарелого мещанства.
Вместе с критикой культа личности, на передний план советской истории вылезли деятели культуры, которые попытались сделать себе имя на угодливом, лакейском шельмовании всего великого, что принесла с собой Великая Октябрьская Революция, в монархическую Россию и капиталистический мир.
В их числе выделяется Солженицын с его «Гулагом», который на Западе приняли на ура, но который со временем и в России стал библией антисоветизма.

Я жил в Советском Союзе и знаю, что основные идеи и мысли Гулага — это политические фальсификации, которые «несгибаемый» и надо отметить, талантливый «Анти Ленин» — Солженицын, с помощью западной пропаганды и антисоветчиков из местных кадров, разрушил общественное сознание нескольких поколений советских, а теперь уже и российских читателей.

Я не один раз писал, как свидетель жизни в Советском Союзе, что и атмосфера жизни, и реальное равенство и свобода были несравнимы с тем, что я вижу в сегодняшней России, завоёванной сторонниками власти денег и славы!
Тогда, особенно после войны, все жили идеей построения светлого будущего и потому, были интернационалистами и мечтателями. И отношения между людьми были совсем другими - люди с молодых лет участвовали в строительстве и послевоенном подъёме страны, и пели совершенно искренне: «Прежде думай о Родине, а потом о себе!»
(Сам я пошёл работать в шестнадцать лет, строил ЛЭП, служил в Армии, а позже работал на БАМе…)
А потом, уже при Хрущёве, пришли времена критики культа личности и шельмования целых десятилетий истории страны. Недалёкие антисталинисты - наследники тех, кто пытался в те давние времена восстановить власть денег и буржуазии - назвали те годы временами сталинского «террора».

Ошибки и перехлёсты, конечно были. И террор был, но делать из них основу жизни в Союзе, и потом каяться в том, в чём тебя лживо обвиняли и обвиняют враги — это путь к социальному самоубийству!
На Западе тоже была работорговля и жуткий террор во времена освоения Австралии и Америка, однако никто ведь не делает из этого террора основы сегодняшнего благосостояния в Австралии, или в той же Америки - это просто осталось частью истории...
Но в Советском Союзе, с «нелёгкой» руки глупого обывателя Хрущёва, пытавшегося усилить свою власть через шельмование Сталина, всю предвоенную драматическую эпоху представили как «преступления сталинского режима».

Я уже говорил и ещё раз повторяю, что это делалось не из «теории заговоров» против советского социализма и русско-советской истории, а просто по глупости недалёкого Хрущёва и начинавшей возвышаться парт номенклатуры.
Тогда и возник этот комплекс неполноценности, который является сегодня, идеологической почвой для возрастания «пятой колонны» и разного рода «интеллектуальных» критиков из среды российских образованцев. Уже в современной, «капиталистической» России, этот провинциализм захватил все области жизнедеятельности начиная с культуры и кончая наукой и спортом!
Именно из их среды выросли разного рода деятели типа Павловского, Альбац, Латыниной, Шендеровича, Морозова выступающих в заглавных ролях на «Эхе Москвы». И ныне - «имя им — легион»!

Анализируя сегодняшние успехи Запада в создании у себя «социализма с человеческим лицом», ещё раз убеждаюсь, что примером и идеологической основой социальной политики этих государств, являлись успехи раннего, «сталинского» Советского Союза не только в мирном строительстве, но и как пример крепости социальной системы, которая выдержала все испытания временем, в том числе испытанием страшной войной на уничтожение, которую Советскому Союзу объявили немецкие нацисты и их европейские и азиатские союзники.

Но к сожалению, сама послевоенная Советская Россия, с воцарением буржуазной парт номенклатуры, заражённая бациллой самоуничижения и «раскаяния», не выдержала массированной информационной войны, которую назвали войной холодной.
Моральное разложение парт чиновничества пошло вглубь и закончилось полнейшей сдачей социализма прежде всего верхушкой парт номенклатуры, а потом и народа. Уже тогда, Горбачёв затеял «перестройку», закономерно ставшую апофеозом буржуазности и путём возвращения к сословному государству.

Ельцин, верный лицемерию и лживой патриотичности комсомольских деятелей семидесятых годов прошлого века, только продолжил это самопредательство идеалов интернационализма, свободы и равенства.
В итоге Союз развалился не только из-за давления с Запада, но прежде всего из-за предательства партийной и чиновной номенклатуры, их идеологической обслуги - разного рода либеральных образованцев – они захотели не только узаконить свою власть над советским народом, но и конвертировать её в денежные знаки.
Иначе говоря, советские люди, оболваненные прозападной пропагандой, отказались от того, что тот же Запад, а тем более социалистический Китай, успешно трансформировали и использовали для создания вполне себе социалистического образа жизни. На Западе, это часто происходило при правлении разного толка социалистов.

Полагаю, что одной из главных причин такого самопредательства России, послужил провинциализм и наивная вера россиян буржуазным средствам информации. Нас убеждали и прямо, и косвенно в том, что Запад хорошо живёт именно потому, что он капиталистический.
Со временем, советские идеологические кадры ослеплённые богатствами и благообразием жизни в той же Англии, а больше всё-таки в Америке, поверили, что социализм — это ошибка и предав все жертвы Революции, Великой Отечественной войны и даже жертвы террора, захотели вернуться в «первоначальный капитализм».

«Советские» чиновники, до сих пор не различают правду и ложь о жизни в той же Америке. Они, конечно «не знали», что в США количество заключённых в тюрьмах превышает два миллиона - то есть почти половину всех зэков в мире - и если бы не жестокости властей и закона, то ни о каком процветании большинства не могло бы идти и речи!
А западные кураторы «холодной войны», спасённые от завоевания нацистской Германией громадными материальными и человеческими жертвами Советского Союза, радовались этой парт номенклатурной глупости, откровенному самопредательству и преклонению перед богатством, и только подправляли в нужном направлении это движение вспять!

Конечно, были люди, и в частности Александр Зиновьев, который написал книгу «Трагедия России», полную драматизма и горьких упрёков властям и народу сбитому с толку антисоветской пропагандой. В этой книге философ и логик Зиновьев показал, как в Союзе, возглавляемом «горбачёвыми и ельциными», слепые ведомые слепыми поводырями, предали и разрушили страну, для создания и укрепления которой было положено столько героических жертв.
Однако давно известно, что «нет пророка в своём отечестве» и талантливого и мудрого мыслителя Александра Зиновьева, никто из новой когорты правителей - уже вполне сформировавшихся буржуа - не услышал.

В конце девяностых годов прошлого столетия, началась в России кровавая и бессовестная вакханалия олигархического капитализма, длившаяся около двух десятилетий и унёсшая жизни нескольких миллионов бывших советских людей не только в России, но и во всех вновь образованных, на развалинах Союза, «независимых государствах».
Однако главной пострадавшей в этом процессе вестернизации, оказалась Россия, которая за эти годы потеряла около десяти миллионов человек: убитых в бандитских разборках, умерших с голоду и переживаний и тех не родившихся, которых сотнями тысяч убивали в абортариях.

К счастью, похоже этот самоубийственный период истории России подходит к концу. Мрачный шут Ельцин, предвидя свой крах и крах своих сторонников - алчных «младореформаторов» - передал власть Путину и вскоре умер, бесславно и позорно мучаясь за свои предательства и преступления против России и россиян.
Но Ельцин, хоть и в конце жизни, нашёл силы признать свои ошибки и сквозь пьяный бред, все-таки пробился к осознанию никчёмности и преступной бесхарактерности идеологии и власти, которую он возглавил после государственного переворота, осуществлённого в Беловежской пуще.
Однако, главная причина, толкнувшая парт номенклатуру на развал Союза и на «убийство» социализма, так и осталась в умах и душах «новых русских» - и это тот же провинциализм!

Сегодня, комплекс неполноценности не только не изжит, но продолжает плодить нравственных и психически неполноценных людей, часть из которых назвали себя «несистемной оппозицией», а другая часть, «русскими националистами», сегодня составляющие не только большинство деятелей пятой колонны, но существующих и в среде российских «бизнесменов», и даже среди чиновников самого высокого ранга.

Действия «Эха Москвы», разного рода «элитных» изданий типа «Сноба» и Российского журнала», полны деятелей антироссийской направленности, с провинциальным восторгом смотрящих на Запад - их в этой патологической ненависти к собственной стране и её властям, самоубийственно поддерживают высокого ранга правительственные чиновники.
Эти провинциальные недоросли уверены, что они-то сами хороши и по убеждениям вполне западные люди, но им в управление дан совсем уже никудышный народ, погрязший в социальных «суевериях» о равенстве, свободе и братстве.
И вся эта орава антисоветчиков и фашиствующих русофобов, толкает, теперь уже новую Россию к экономическому, идеологическому, а главное культурному самоубийству.
Никакой народ или государство, неспособно существовать не обладая собственной независимой национальной культурой!
Но именно убийством российской, национальной культуры и прославились все деятели прозападной волны. В этот процесс вовлечены сегодня даже некоторые недалёкие дипломаты и служащие российских посольств, однако и чиновники из вновь организованных структур, которые по идее должны отстаивать и продвигать российскую культуру не только у себя в стране, но и за её рубежами.

Во времена Советского Союза, в странах Запада существовали агенты советского влияния из тех умных людей, которые разделяли взгляды на социализм и понимали размер и влияние культуры Россия на всё происходившее и происходящее в мире.
Имена Толстого, Достоевского, Чехова, Маяковского, Пастернака в литературе; имена композиторов, хореографов и музыкантов: Мусоргского. Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шаляпина, Фокина Баланчина для многих стран, в том числе западных, стали основой развития и их собственных культур.
Но в сегодняшней России они забыты или полузабыты и основу российской культуры, сегодня составляют жалкие поделки, стремящиеся подражать западному, не всегда тонкому вкусу.
Посмотрите на засилье поп-культуры не только в столичных российских городах, но и в провинции и вы убедитесь, что мои упрёки в отсутствии у россиян уважения к собственным культурным корням, вовсе не беспочвенны! Но такое происходит сегодня с внутренними российскими «культурными трендами».
А вовне, на Запад, мутным потоком льётся разного рода российская «чернуха» о жизни в бывшем Союзе и «невыносимой» жизни в сегодняшней России.
И такие авторы-чернушники, не только из среды либеральных «политических русофобов», но и из среды государственных культурных деятелей, продаваясь и лакействуя, естественно вызывают чувство омерзения и презрения здесь - в Западной Европе, в Америке и в странах - бывших союзниках СССР - кто же будет уважать откровенных и льстивых лакеев!
Беда состоит ещё в том, что по этим российским «лакеям западной мысли» не только обыватели, но и политики на Западе судят и делают выводы о жизни в России!

Нынешние культурные власти страны, мало что делают чтобы познакомить западноевропейских и американских читателей и слушателей с достижениями современных деятелей культуры, да и просто с образом жизни россиян.
Я уверен, что многие западные интеллигенты и просто люди с самостоятельной точкой зрения на происходящее в мире, хотели бы узнать о жизни в России из независимых источников и в этом, я вижу возрастающее влияние телестанции «Россия сегодня»
Но этого явно недостаточно - надо привозить на Запад, на гастроли концертные коллективы состоящие из детей и ветеранов и в свою очередь, для знакомства с жизнью россиян, надо привозить в Россию иностранцев, организуя «поезда Дружбы», в которых бы присутствовали не только западные артисты, художники, музыканты, писатели и философы, но и простые граждане. И такая практика уже существовала ранее.
Надо поддерживать не только соотечественников, живущих заграницей, но, главное, знакомить иностранцев - простых людей и молодых политиков - с тем, как реально живут и занимаются творчеством простые люди - россияне.

Но сегодня, я повторюсь, даже российские официальные лица способствуют выпячиванию негатива и «чернухи», в том числе издевательствами над жизнью людей в Советском Союзе, тем самым и в сегодняшней России, ставшей его правопреемницей.
Сегодня стараниями антисоветчиков в России и на Западе - это стало модным направлением, в насаждении которого участвуют российские чиновники и официальные лица, чаще по глупости чем по умыслу.
Я уже писал об этом в статье «Русская выставка в Сатчи-галлери» и хотелось бы ещё раз повторить, что антироссийским настроениям часто способствуют неумелые действия российских властей!

…Таким образом, комплекс неполноценности и провинциализм, становится почвой для провокаций и недвусмысленного натравливания врагов или геополитических соперников России, на свою страну.
Перед Великой Отечественной войной, точно таким образом действовал Митрополит Анастасий - глава Русской православной церкви за рубежом, лакействуя перед «сильными мира сего» и уверяя Гитлера, что его ждут люди, недовольные советской властью в СССР, чтобы поднять восстание и помочь Вермахту разбить «большевистскую» Россию.
И его уверения, наверняка сыграли свою роль, в развязывании Гитлером войны, не только против своих врагов в Европе но и против Советской России – так называли Советский Союз за рубежом.

В некотором смысле, нынешняя «пятая колонна» в России точно так же вводит в заблуждение политиков Запада, рассказывая и показывая своим наглым противостоянием власти её слабость, подталкивая Запад на обострение отношений с Россией.
Но не дай бог Западу, через развязывание Третьей мировой войны убедиться, что сегодняшняя Россия не так слаба, как рисуют, в своих речах и писаниях, эти российские лакеи «западной мысли»!


Начало мая 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков








Провинциализм болотных теоретиков.



Ещё раз о «Российском журнале»


…Читая интервью Александра Морозова с Глебом Павловским в «Русском журнале», я старался найти причину их откровенного русофобства, провинцикаализма и преклонения перед Западом.
И пришёл к выводу, что оба этих деятеля-теоретика застряли в прошлом, в позиции критиков власти и народа который одобряет эту политику. Власть, они обзывают «режимом Путина», а народу придумали новую кличку «сталинское большинство».

Здесь, как кажется, можно говорить о том, что вся наша болотная оппозиция застряла в прошлом и уже не рождает новых идей и новых мыслей.
Сегодняшняя «несистемная оппозиция» конструктивно оформилась в некий отряд «чистенько одетых людей», которые пытаются воспроизвести буржуазный переворот – цветную революцию, то есть через протесты провозгласить откровенную власть «самоназначенной элиты» над молчаливым большинством, то есть народом.
В этом смысле ни Александр Морозов (больше подсозонательно, потому что не теоретик, а пропагандист), ни Глеб Павловский - действительный теоретик элитарности «чистеньких», не осознают себя частью России, а скорее простодушно, вполне по подростковому воображают себя носителями «факела свободы и знания».

Конечно, на роль Данко они не тянут, да и посмеиваются над романтической жертвенностью горьковского героя - они потребители, но потребители не только вещей, но и идей, идущих мощным потоком из недавнего прошлого Европы и Америки. Повторяю — из прошлого, потому что сегодняшний Запад озабочен проблемами выживания «национального капитализма», в лице «золотого миллиарда». Идеи буржуазной исключительности и естественной «элитарности богатых», перестала быть интеллектуальным мэйнстримом на Западе уже лет тридцать назад!
Но российские последователи элитарности в стиле Ханны Арндт или Хайдеггера, в том числе и авторы «Русского журнала», так и застряли в своей юношеской влюблённости в «запрещённую литературу» и сегодня, пытаются насадить в России культ самодовольного и сексуально раскрепощённого западного буржуа.
В определённом смысле их можно сравнить с Синедрионом, осудившим Иисуса Христа за признание главной исторической и цивилизационной силой человеческой истории, «простецов» из народа!

Их провинциализм и подростковый задор критиканства, основан на непонимании драматизма мировой истории. Для них, драма России определяется чисто внутренними факторами, плохой или хорошей властью. Иначе говоря, они за «деревьями» российской истории, не видят «леса» истории мировой, в которой местная история - только фрагмент драматической картины развивающегося мира.
А драматизм мировой истории, обусловлен невозможностью определить происходящее в удобочитаемых терминах и сделать из этого прогнозы на будущее.
Иначе говоря, эти болотные теоретики обсуждают и анализируют историю, которая уже «стала», потому что это легче и можно через наукообразное словоблудие запутать читателя и слушателя безнаказанно мороча им голову. На это они и рассчитывают, как впрочем и большинство из их одураченных последователей.

Они неглупые люди — особенно Павловский, но они утратили энергию и способность сопереживания, сострадания и потому, создают свою нишу в публицистике, которая отчасти русофобская, отчасти прозападная.
Почему отчасти?!
Да потому что они не понимают, ни народной жизни в России, ни жизни на Западе, а эта узость и провинциализм, ещё со времён советских диссидентов присущи российской образованщине.
Сегодняшние протестанты становятся всё более и более лояльны буржуазному потребительству, не желающему понимать, что сытая и спокойная жизнь ведёт к вырождению не только личностей, но целые народы и государства.

Наглядный тому пример — поздний Советский Союз, а в наши дни — это Западная Европа и Америка, поверившие, что мы живём в конце истории человечества.
Но это не так и не может быть так. История закончится только тогда, когда на земле, по тем или иным причинам, не останется ни единого представителя рода «сапиенс - сапиенс»!


Июнь 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков







2013-год. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?"






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Репка, Тарзан, Весна, Конкурсные!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft