16+
Лайт-версия сайта

С чего начинается Родина? Георгий Ясько.

Литература / Критика, философия / С чего начинается Родина? Георгий Ясько.
Пред.
Перейти к предыдущей работе
Просмотр работы:
След.
Перейти к следующей работе
19 ноября ’2010   11:52
Просмотров: 15739

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Что касается России, ответ на этот вопрос давно и хорошо известен. Согласно Вл. Соловьёву, П.А. Флоренскому и др. Россия - это воплощение Великого, царственного и женственного Существа, «…кто же оно, как не… высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединенная и во временном процессе соединяющаяся с Божеством и соединяющая с Ним все, что есть» . Это Царица Небесная, София Премудрость Божия. Великая Матерь, имевшая в архаической древности «десять тысяч имён». Если Христос в его космическом аспекте (Сын) - олицетворение мужского начала Бытия, то София - олицетворение женского начала. Эти два начала - две неразрывные стороны чего-то третьего, вечно непознаваемого Целого. Потому и говорят: «София - Тело Христово, Церковь Христова». Потому Флоренский и говорил о «Христо-Софии» . В других философских и религиозных системах у олицетворений этих начал другие имена. Так в Упанишадах мы находим два первичных аспекта Единого Непознаваемого Божества под именами Пуруша и Пракрити. А в Пуранах женскую и мужскую половины Космического Человека - Брамы называют Вак и Вирадж. Широко известен символ Инь-Ян…

Софию ещё называют «Матерь Мира», это идеал (прототип) женщины. «Идеал» - русское слово, оно у нас получило форму от Платона и означает «конкретная полнота совершенства». (Флоренский). Наше понятие об идеальном чуждо западному миру. Слoво ideal означает во французском языке «мысленный, умственный, воображаемый», в противоположность «настоящему». В немецком «ideel - мнимый, воображаемый; ideal, idealisch - воображаемый» . Мы прямые продолжатели дела Платона, мы имеем представление о реальности платоновского мира идей и насущной необходимости воплощения этих идей как цели, смысле и задаче человеческой жизни на земле. София, космически, в одном из своих аспектов, является энергией, «живым огнём», вместилищем платоновского мира идей. «Первый после Платона, Соловьев делает новое громадное открытие в метафизике. В море умопостигаемого света, который безОбразно открылся Платону, Соловьев с величайшей силой прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности» . Отсюда наше преклонение перед красотой жизни, в которой и выявляется София, наше устремление к культуре как к служению этой красоте и её источнику надмирному Свету незримому («реликтовому свету» физиков). Отсюда наше стремление к идеальному устроению на земле.

Н.А. Бердяев в книге «Русская идея» (1946) определяет русский национальный тип как апокалипсический. Русский человек - человек конца человеческой истории, живой мост к истории богочеловеческой. Стремящийся к преображению человека, земли и неба, к Новому человеку, Новой Земле и Новому Небу. Россия - «работница одиннадцатого часа» всё время стремится сосредоточиться на этой внутренней культурной задаче, заданной человечеству фаворским Преображением Христовым. Отсюда её такое пренебрежение к задаче внешней, к цивилизованному обустройству. Она стремится сосредоточиться в своего роде «геополитическом тапасе». Тапас (санскр.) «созерцание», «медитация» с целью выявления в земном материале - надземного, горнего. «Совершать тапас», - сидеть с целью созерцания вечных идей платоновского мира. При тапасе организмом йога выделяется сильное тепло, отсюда аналогия с высиживанием яйца. Так проявленный мир (Брама) в индийской мифологии начинается с Хиранья Гарбха лучистого или золотого яйца, которое роняет Калаханса - Лебедь Духа. Эзотерически это яйцо или чрево - лучезарный «огненный туман», эфир, или «тёмная энергия», из которой была образована Вселенная. То, что было до Большого Взрыва мы тоже можем назвать «тапасом»: заточённая в нуле (в яйце?) Вселенная была бесконечно горячей, когда произошел Большой Взрыв - энергия стала превращаться в Свет и материю.

Наши отдалённые предки не хотели заниматься «обустройством России», их земля и так была обильна и прекрасна, они хотели пребывать в недеянии, - несуетном мире с собой и этой прекрасной землёй. Для суетного: создания и функционирования аппарата насилия они пригласили варягов. Космическая формула русской идеи «Красота спасёт мир» тогда ещё не получила словесной формы, а жила в душе народа как стихийный импульс. Так при «выборе веры» русские выбрали православие именно за красоту обустройства храма св. Софии и богослужения в нём. Красота для них явилась критерием истинности, критерием святости, критерием божественности. Красота первична: мера истинности, святости, божественности определяется мерой красоты.

История России - история о том, что нельзя создать идеальное государство в отдельно взятой стране. Великая Степь заставила русских заняться делами. Преподобный Сергий дал им общественный идеал (Троицу) и духовную силу для воплощения этого идеала в жизни. Нельзя жить общественной жизнью и быть свободным от законов общественного развития. И в России сложилось типичное сословное государство. Внешняя угроза заставила таки нормализовать сотрудничество четырёх сословий: военного (князья с дружинами), земледельческого, торгового, духовного. Но к XVI веку сословное государство изжило себя и рухнуло. Общество погрузилось в великую Смуту. Из которой его вывело созревшее в нём устремление перейти от сословной к всенародной форме общежития. (В.О. Ключевский) Из Смуты мир вывели народные вожди: гражданин Минин (Сухорук) и князь Пожарский. Всенародно, соборно для отправления необходимой греховной социальной функции - исполнения власти, был избран царь Михаил, основатель новой династии Романовых.

Его сын Алексей, был идеальным русским правителем, по своему характеру он был наиболее близок идеалу древнерусского человека. Больше всего на свете он хотел предаваться любви к своей жене и детям, охоте, участию в богослужениях и утехам искусства. Но жизнь принуждала его заниматься неотложными делами. Угрозы, вызванные военной отсталостью от Европы, расколом, «крестьянский вопрос», ставили под сомнение само существование России. Русские люди никак не могут найти правильное соотношение между созерцательностью, (тапасом) и деятельностью. Яркие вспышки энергии, которыми они творят великие дела, обязательно сменяются у них застоем, «тапасом на печи». Сыну Алексея Тишайшего Петру Великому пришлось взять в руки дубину, чтобы побудить русского человека к деятельности. Движущей силой русской истории он сделал дворян, которые стали правящим сословием России почти что на 200 лет. Государство не смогло перейти от сословной формы к форме всенародной, как того требовал народный дух. Энергии этого духа, не находя себе правильного распределения и применения, взорвали империю в 1917 году и в России снова началась великая Смута.

Н.А. Бердяев ретроспективно из 1946 года писал: «В Петре были черты сходства с большевиками. Он и был большевик на троне» . Глядя же правильно, мы должны сказать, что это В.И. Ленин снова должен был взять в руки петрову дубину, чтобы заставить русского человека приняться за дело общественного устройства. К всенародному делу, от которого величайший индивидуалист истории - русский человек, постоянно отлынивает, В.И. Ленин принуждал его руками пролетариата и его авангарда - партии большевиков. Его приемник и антипод решал уже совсем другую задачу, - личная власть была его целью. Установленный им (руками «ордена меченосцев») режим власти закончился застоем 70-80-х, «тапасом на печи». Причем тепло этого «тапаса» поддерживалось уже не русской задушевностью, а чадом алкоголя и углеводородов. Этот застой снова закончился Смутой. Всё рухнуло. Чтобы заставить русского человека заняться делом, история (руками уже Б.Н. Ельцина), призвала к этому делу те энергичные элементы, которые знали - как своей энергией распорядиться. Эти элементы в Новое Время находятся в сфере интересов уголовного розыска. Их «идея»: «Моё - это моё, а насчёт того, что будто бы твоё, - будем разговаривать». Согласно своим понятиям они кое-как структурировали хаос. Для обуздания их аппетитов, для построения из этих обломков советской империи, империи нового типа пришёл В.В. Путин: «Будем делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать». Он опирается на то сословие, из которого он вышел, на чекистов. Как писал про Россию известный американский социолог и историк Доменик Ливен, РФ как была, так и осталась военно-аристократической страной и, к сожалению, её трансформация в гражданское государство происходит очень медленно . Чего бы ни добивался В.В. Путин, то что у него получается, есть не всенародное, а сословное государство.

Можно сказать, что мы всё время наступаем на одни и те же грабли. Можно вспомнить анекдот, о том, как на нашем заводе хотели делать швейные машинки, а получались почему - то АК. Но если говорить серьёзно, нужно вспомнить статью Флоренского «О цели и смысле прогресса» (1905), в которой он показывает, что идеальное общество на земле может быть создано лишь преображенными, выявляющими идеал человека в своей деятельности индивидуумами. «Итак, происходящий во времени, в определённый момент времени конец мировой истории, качественное преобразование человеческой природы и жизни человеческой и наступление нормального, должного порядка общества - всё это есть необходимый постулат всякой деятельности, будет ли она направлена на осуществление нормального общества, или на мешание ему осуществиться, безразлично. Осуществление же такого общественного порядка мыслимо лишь только после такого преобразования. Мы указали на необходимость преобразования человеческой природы, как на условие возможности нормального общества. Мы показали, что мы не можем не мыслить его, раз только живём. Но тут возникает вопрос: оно необходимо, да; но как же, в силу чего оно возможно?»

«Как же в силу чего оно возможно» - показали обстоятельства Христова преображения: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». (Мф.17:2) «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». (Мк. 9:3) «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающей». (Лк.9:29). Преображение этого Прототипа Человека, открывающее и нам путь к идеалу, к конкретной полноте совершенства произошло в силу воздействия на Него силы Света, огненной энергии, энергии красоты, ставшей уже преображающей, «спасающей» силой, силой Софии. Так вот «красота спасёт мир». «Мiр» - общество.

Мiр, (человечество, земная община людей) подошел уже к концу планетарного этапа своей эволюции . Он находится у порога космического этапа, у начала великой лестницы «вертикального прогресса», ведущей ввысь. У начала своего преображения.

Вот как Флоренский описал начало этого процесса в письме Андрею Белому 18.07.1904 из Тифлиса: "Там и тут жидко рассеянными звёздочками вспыхивают оклики Слова; чаще и чаще мелькает лучезарная искорка - это одна из пылинок попала в золотой сноп лучей; накопляются светоносные брызги, перекликаются и вся поверхность моря - шумящего и мятущегося многоголового чудовища, стада людского - покрывается нежно сплетённою сетью - кружевом мерцающей пены и мириадами блестящих искорок. Мы не можем не ждать, что вот-вот сияние разольётся по всей поверхности, захватит светлою скатертью всякого, кто не хочет только сам погрузиться вниз, в холодную, тёмную влагу, не можем мы отрешиться от впечатления, что отдельные оклики не сегодня завтра сольются в один полнозвучный аккорд, и хаотическое море, мятущееся, выкристаллизуется в готические кружевные соборы, в стройную музыку Церкви. Несётся Дуновение где-то, но уже струйки "хлада тонка" захватывают этот мир, холодная дрожь радости пробегает по всему телу, охватывает предутренняя свежесть" .

«Церковь» здесь - преображенная община человечества, воплощенная София, «отклики Слова», «лучезарные искорки» - преобразившиеся индивидуумы, одним из которых явился сам Флоренский, другим его друг Андрей Белый. Их было двадцать- тридцать человек тогда на планете, носителей нового, космического типа сознания. Эти «слишком ранние предтечи слишком медленной весны», - были творцы Серебряного века, десант Грядущего, высадившиеся тогда на земле, чтобы захватить в наших сердцах плацдарм для основных наступающих сил, плацдарм, куда мог бы ступить Грядущий Христос. Как и положено десанту, они все полегли. Были перебиты. Но за первой волной, принесшей десятки зёрен будущего, пришла вторая волна, за ней третья… Мы знаем, что, таких как они «желающих странного» детей Света (их ещё называют «дети индиго») с начала 80-х годов ХХ века на земле появляются уже тысячи и тысячи. Не по щучьему веленью, по плану эволюции, стихийно, как и при всяком природном процессе.

На земле, в нашей стране, всё готово к приёму и адаптации к нашей земной жизни этих наших детей, наших спасителей. Ужё около 200 лет как сформировалась в России прослойка людей (т.н. интеллигенция), которая готовила почву для того, чтобы эти дети - носители иного, нового типа сознания смогли быть принятыми основной массой, которая как-то уже привыкла к интеллигенции и поначалу может принять детей Света как новую разновидность тех же интеллигентов. Уже ждут их книги и другие творения великих гениев Серебряного века, которые помогут им понять себя и осознать суть своей миссии… Уже силы мрака принялись за неслыханное прежде мучительство и убийство маленьких детей, чтобы не допустить прихода будущего, в котором мраку не будет места…

Георгий Ясько.

Статья напечатана в газете «Осетия. Свободный взгляд». 19.05.07 г. Владикавказ.

Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924 г.

30.04 2007.




Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Отзывы:


Оставлен: 20 ноября ’2010   07:46
Просто я вчера только это выложил, люди не успели осмотреться. Потом, наверное, этот раздел, "Критика и философия", не очень популярен. Надо было его назвать "Философская публицистика".


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"МОЯ АССИРИЯ" ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ И РИТМЫ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
"Жёлтые розы на счастье"
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/pop/2005263.html?author
муз.Н.Первиной, исп. Л. Великанова, сл.А. ЗайнутдиноваЗайнутдинова

alfira17

Присоединяйтесь 











© 2009 - 2019 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  Google+ FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft