16+
Лайт-версия сайта

О любви Мастера и Маргариты

Литература / Литобзор / О любви Мастера и Маргариты
Просмотр работы:
24 июня ’2023   11:28
Просмотров: 1784

"За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." увьекает читателя Булгаков в своем предзакатном романе.
«Мастер и Маргарита» считается сатирическим произведением, но почему-то сатиру относят только на советскую, или, скорее, антисоветскую действительность Московских глав. Однако сатире подвергаются все человеческие ценности, которые описаны в произведении, и, так как любовь является одной из центральных идей, автор исследует и природу данного чувства.
Историю любви Мастера и Маргариты традиционно связывают с силой, которая движет человеком по жизни, дает возможность жить и творить, и перед которой преклоняется великий Воланд.
А если принять во внимание, что Булгаков писал сатирическое произведение и анализировал чувства своих героев, то мы поймем, что автор пытался нам сказать, что любовь – это вовсе не то, к чему люди привыкли.
Что же такое настоящая любовь, по-булгаковски?
Читателям известно, что в основу образа Маргариты легли отношения автора с его тремя женами. Этот собирательный образ состоит и из бесстрашной Таси, которая продавала семейное золото, чтобы найти лекарства больному, и сильной Любанги, которая разделила и славу, и падение, и самоотверженной Люси, которая преданно ухаживала за издерганным, теряющим силы, запрещенным и полузабытым писателем… Он отчаянно просил Елену обещать, что будет умирать на ее руках, а в последние дни своей жизни бредил Тасей, чтобы «просить прощения». Зеленоглазая раскосая роковая ведьма Маргарита, готовая за своего любимого выстоять ночь Великого бала, но не просящая за свою любовь, а мечтающая о смерти – о ней ли писал Булгаков, оправдывая продажу души во имя его, Мастера?
История любви Мастера и Маргариты – это 13 глава «Явление героя», и ее читатель узнает со слов Мастера. Что герой говорит о своей возлюбленной? «…я всю жизнь любил именно эту женщину». Но что его привлекло? «не столько ее красота, сколько никем не виданное одиночество в глазах!» Одиночество, потерянность, растерянность Маргариты! Маргарита для Мастера – часть прекрасной, беззаботной, творческой жизни, в которой он писал роман, и у него было все: дом, деньги, любовь. Примечательно, что он так и говорит: «Ах, это был золотой век…» Для него любовь – это чувство, для Маргариты – смысл жизни, потому что «жизнь ее была пуста». Маргарита заполняет Мастером пустоту и бессмысленность своего брака, в котором нет счастья. «Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! Что же нужно было этой женщине?!. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.» Сама героиня связывает свое несчастье с отсутствием детей: «И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было.» Выходит, что Маргарите нужен ребенок. Мастер выполняет функцию ребенка, о котором надо заботится?
До Маргариты Мастер уже был женат, при этом совершенно не помнит имени бывшей супруги. Он гордился своим домом в подвале, его атмосферой. С появлением Маргариты он испытывает предвкушение от встреч, у него едва бьется сердце, он переставляет предметы в комнате, дописывает роман. Публикует. После первого отказа он помнит «осыпавшиеся красные лепестки на титульном листе и еще глаза моей подруги… косой дождь… отчаяние…» Получается, что сам Мастер дальше и не пошел бы. Но публикация романа нужна Маргарите: «…она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером… и говорила, что в этом романе ее жизнь.» Для нее он – Мастер. А кто он для себя? Тот, кто написал роман о Пилате, решил уйти в клинику, постоянно изматывая себя тягостными и горестными воспоминаниями о своей неудаче. Но Мастер забывает, что предсказание Маргариты исполнилось, он стал знаменитым, хотя на роман и обрушилась лавина критики. Булгаков знал это, как никто другой, что творчество связано с преодолением собственного страха, т.к. за всю свою жизнь он собрал 298 ругательных статей. Исследователи утверждают, что Булгаков вывел себя в Мастере, но, про факту, все произведение – это попытка проанализировать собственную жизнь и понять «кто я»: отчаявшийся и измученный Мастер, за которого любимая женщина проходит ад, или жизнь – это результат осознанного выбора, который делает Иешуа, и после допроса на Лубянке писатель принимает решение оставаться верным себе, даже под страхом смерти.
«…Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели на огонь. Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять.» Тональность рассказа после неудачи меняется. Видимо, любовь постепенно проходит. Обоих связывал только роман. При этом «…статьи не прекращались…» Теперь уже Мастер рассказывает не о любви, а о страхе, галлюцинациях про спрута.
«Моя возлюбленная очень изменилась… похудела и побледнела, перестала смеяться и все просила меня простить ее за то, что она советовала мне, чтобы я напечатал отрывок. Она говорила, чтобы я, бросив все, уехал на юг к Черному морю, истратив на эту поездку все оставшиеся от ста тысяч деньги.»
В роковую ночь Мастер уже не владеет собой, у него паническая атака, он напивается и сжигает роман в предчувствии беды. Ему страшно. После ухода Маргариты его арестовывают, но роман не находят. Через полгода за отсутствием улик героя освобождают, но в его подвале уже живет клеветник Могарыч. «…проще всего, конечно, было бы броситься под трамвай на той улице, в которую выходил мой переулок… страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая.» После всех злоключений Мастер уже не живет любовью. Это чувство не вдохновляет и не дает ему силы жить. Если Маргарита думает о нем каждый день, «во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял ее, и мучилась она только в дневные часы.» то Мастер говорит только о своей болезни. Чем же он болен? «я вспомнить не могу без дрожи свой роман» Ненавистью к роману? Нет, страхом. Страх охватил все тело, все сознание персонажа, и только инстинкт самосохранения привел его в клинику. Даже после извлечения из клиники Мастер не радуется, а развивает мысль, «что вот-вот начнется какая-то совершеннейшая чепуха.» Он не верит в счастье: «Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен.» его не спасает даже ее любовь. Кому нужна любовь и спасение? Выходит, что самой Маргарите: «из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно − про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь?»
Маргарита не вспоминает об их встрече, а мучается угрызениями совести, что не осталась с ним в ночь ареста. Пребывание в клинике не доставляет Мастеру неудобств или страданий: «Я вижу только незначительный кусок этого шара. Думаю, что это не самое лучшее, что есть на нем, но, повторяю, это не так уж худо.» Он не переживает о потери Маргариты, наоборот, он рассчитывает, что она его забыла. Для него жизнь остановилась после публикации и гонений на его роман. Для Маргариты жизнь продолжается в виде страданий и переживаний и стремлением умереть, или отравившись, или «во имя любви». Получается, что главная миссия героини – умереть, но для этого нужно найти какой-то смысл, и именно любовь становится этим смыслом. Для нее смерть – спасение, но если ее любовь не спасает Мастера от страданий и не может дать им возможность продолжать жизнь даже с помощью Воланда, то «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Смерть является спасением и для Мастера, и для Маргариты, т.к. самостоятельно они не могут умереть.
Маргарита не может совершить самоубийство на протяжении всего произведения, хоть и постоянно думает об этом: то случается встреча с Мастером, то Воланд останавливает от утопления… То она «покоряется необходимости» вернуться к мужу, но не может рассказать о влюбленности. С точки зрения концепции романа, Маргарита страдает, но ничего не делает, чтобы покончить со страданиями. Сначала судьбоносная встреча с Мастером переворачивает жизнь и дает силы любить и жить. Пропадает Мастер, и она возвращается к себе домой, однако полгода сидит перед фотографией и плачет. «Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего.» Если бы на этом жизнь ее кончилась, как она мечтает, она бы совершила бы самоубийство: «если он мертв и поманил меня, то это значит, что он приходил за мною, и я скоро умру. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец.» Это и есть смерть во имя любви? Нет, это просто желание умереть, так как прекратить свои мучения самостоятельно она не может. Маргарита не знает, как прекратить мучения, и для нее смерть – единственное спасение разорвать порочный круг, в котором она находится. Она не может совершить самоубийство, потому что страдания как высшая форма несчастья есть смысл ее жизни. Маргарита – жертва обстоятельств и покорно подчиняется Азазелло, Коровьеву и Воланду, чтобы ухватиться за ничтожную надежду «узнать что-нибудь о нем»… Ее эмоциональное состояние не позволяет совершить самоубийство: то героиню штормит от самых высоких эмоций «умираю из-за любви», до «готова к черту идти»; то она в восторге мчит над Москвой, то с хищным криком атакует квартиру критика Латунского. Противоречивость чувств, намерений и желаний делают Маргариту «страдающей женщиной». Мастер для нее – как объект найти какой-то смысл в жизни, нет Мастера – нет и смысла жизни.
Если другие люди в романе заполняют пустоту и неудовлетворенность в жизни алкоголем, карьерой, связями, то почему-то героиня не с каждым встречным завязывает отношения, за что себя и ругает: «Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово "определенно"? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» Обычный разговор ее не цепляет. Она «включается» в разговор с Азазелло, потому что он попадает в ее больное место. Он отвечает на ее мысленный вопрос о похоронах и рассказывает историю о похищенной голове редактора, что вызывает в Маргарите хищный интерес узнать Латунского. Азазелло понимает, что чувство ненависти к этому человеку движет героиней и постоянно давит на больное место: «одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело − ему же в сердце.» И вот он – повод – просить за Мастера, но она молчит. Королева не привыкла нести ответственность ни за свои слова, ни за поступки. Можно угрожать отравить Латунского, можно разгромить дом ДРАМЛИТА только невидимой, потому что «никто не узнает», можно плясать обнаженной перед соседом, можно говорить «напейтесь пьяной и ни о чем не думайте». Все можно. Только кто будет нести ответственность? Те, «кто сами предложат и сами все дадут»? Чем ее поступки отличаются от действий трепача Лиходеева? Что во имя любви? Какую еще безответственность можно оправдать любовью? Не об этом ли пишет Булгаков, что к нему, абсолютно истерзанному, больному, уходит жена красного генерала, которая вынесла все тяготы последних лет с ним, тяжелобольным? Любовь – не оправдание мести и не оправдание смерти, а то, что совершают люди каждый день при жизни.
Маргарита просит не убивать Латунского не из милосердия, а потому что знает, что этот косящий на один глаз сделает то, что она не смогла. «Зачем же было самой стараться» - опять ее проверяют на безответственность. Просьба за Фриду – это первый шаг к собственной совести, ответственности, собственному прощению. Простить Фриду, как и отпустить Пилата, означает прощение «для себя», для Маргариты и Мастера. Убийство ребенка Фриды – это тот самый ребенок боли Маргариты, от которой она страдает всю жизнь и которую пытается заткнуть Мастером. Фрида – отражение Маргариты в потустороннем мире. Не случайно имя героини – на немецком и английском это слово freedom или Freiheit «свобода», о которой так мечтает героиня, сидя под стеной Александровского сада и прося Мастера: «уйди из моей памяти, тогда я стану свободна» и чувствует эту свободу, намазавшись кремом: «Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего.» Только свобода - это не смерть и не вседозволенность, а ответственность за поступки. Наконец, по отношению к Фриде она решает ее проявить, приняв участие в другом человеке. Жизнь Фриды ее трогает, потому что напоминает ее собственную историю, из-за которой «у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было». Был бы ребенок, появился бы и смысл в жизни, не нужно было бы искать Мастера.
Как она просит за Мастера? «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера» - как будто он ее собственность, она и сама это понимает, потому что «лицо ее исказилось судорогой». Мастер – и ее любовь, и ее страдания. Маргарита не мыслит жизни без Мастера, она не существует в отрыве от него, есть либо он, либо его полусожженный роман, который она читает. Нет Мастера – нет и Маргариты. Нет ребенка – нет и романа.
Маргарита соглашается на участие в Бале из-за Мастера: «я погибаю из-за любви… только из-за того, что вы поманили меня словами о нем…» Если смерть во имя любви – высочайшее достижение, то и награда должна быть соответствующей. Но что сильнее: смерть или любовь? Выходит, что любовь Маргариты не спасает Мастера, «извлечение» не значит спасение. За время пребывания в подвале только «горькая нежность поднялась к сердцу мастера», что означает, что Мастер стал скуп на эмоции. «Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство горькой обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно − предчувствием постоянного покоя.» Только Маргарита любит Мастера, т.к. он ее постоянно гонит: и до ареста, и после освобождения из клиники: «но тебя прошу – оставь меня… ты погибнешь со мной…» Со страхом проходит и любовь, и возможность чувствовать. Болезнь, которую не может излечить Стравинский при жизни Мастера, пытаются лечить покоем после смерти с помощью Воланда.
Если Мастер - награда в утешение Маргарите, чей сон она будет беречь, выходит, что объекту любви необязательно испытывать такие же чувства к своему спасителю. Вполне достаточно ее любви, во имя которой можно оправдать все поступки. Так точно ли «Мастер и Маргарита» роман о беззаветной любви? Или о вечных поисках смысла жизни? В детях, в партнерах, в смерти?






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Я буду рядом. Конкурс плейкастов. Приглашаю!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft