16+
Лайт-версия сайта

Польша аборты и власть

Литература / Мемуары, публицистика / Польша аборты и власть
Просмотр работы:
10 сентября ’2022   07:41
Просмотров: 3015

Из архива 2020 г.

Олег Яненагорский

Друзья в разговорах недоумевают: «Что происходит в Польше, почему из-за абортов народ требует убрать действующую власть? И причем здесь Конституционный суд? Ты же специалист по конституционному праву – объясни нам». Объяснил, как мог, в том числе с примерами из практики правового регулирования абортов. Теперь решил написать на эту тему небольшую статью.

Сначала о польской конституции и абортах.

Несколько лет назад я собирал материалы для большой статьи о правовом регулировании абортов в царской России и в СССР. Тема эта интересная и сложная, но сейчас не о ней речь. Вспомнил про материалы лишь потому, что важен вопрос – с какого времени появляется «право на жизнь», которое защищается большинством современных конституций. Если с момента рождения – то субъектом правовой охраны младенец становиться «с первым вздохом». Другими словами, если лишить жизни новорожденного, то это уже убийство. В некоторых европейских странах человеческий зародыш (эмбрион) с точки зрения правовой защиты приравнивается к рожденному человеку, то есть аборт приравнивается к убийству. Я несколько упрощенно излагаю суть проблемы (без юридической фразеологии и теоретических аспектов), поскольку пишу не для юристов.

В Конституции Польши есть раздел 6 "О правах и свободах" и в нем подраздел «B. Личные права и свободы». Дальше процитирую статьи 105, 106 и 107 польской Конституции. Эти цитаты важны для понимания политической ситуации, которая сегодня сложилась в Польше и требований протестующих на площадях и улицах.
«Статья 105. Убийство относится к числу наиболее тяжких преступлений и карается суровым наказанием. Также запрещена эвтаназия, наказуемая лишением свободы на срок до 5 лет (хотя суд вправе, в исключительных случаях, отказаться от назначения наказания).
Статья 106. Другим следствием признания высшей ценности человеческой жизни служат положения закона "О планировании семьи, защите человеческого эмбриона и условиях допустимости абортов" от 7 января 1993 года, которым запрещены аборты. В соответствии с законом аборт разрешен в Республике Польша в трех конкретных случаях, а именно:
a) если беременность сопряжена с риском для жизни или здоровья беременной женщины;
b) если пренатальные тесты или другие медицинские показания указывают на высокую вероятность серьезного и необратимого повреждения эмбриона или неизлечимого заболевания, угрожающего его жизни;
c) если имеются обоснованные причины предполагать, что беременность явилась результатом преступления.
Статья 107. В соответствии с уголовным законодательством прерывание беременности в нарушение закона наказывается тюремным заключением на срок до трех лет. Согласно статье 153 Уголовного кодекса, если кто-либо, применяя насилие по отношению к беременной женщине или другие средства, осуществляет прерывание беременности или принуждает ее к этому силой, незаконная угроза или намеренное введение в заблуждение с целью прерывания беременности подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет. Тот, кто совершил действие, указанное в параграфе 1, после того как эмбрион становится способным самостоятельно жить вне тела беременной женщины, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от одного года до 10 лет.

В переводе с юридического языка польской конституции на «обыденный русский» это означает, что аборты были разрешены в Польше в трех случаях:
1. угроза для жизни беременной женщины в течение беременности или при родах,
2. повреждения эмбриона или неизлечимого заболевания плода (как правило, генетические заболевания или отклонения),
3. беременность как результат изнасилования и других сексуальных преступлений.

Почти 27 лет действовали эти нормы и польская власть неоднократно пыталась исключить их из действующего конституционного права. Часть общества сопротивлялась этому и, наконец, решение вопроса было передано на рассмотрение Конституционного суда.
22 октября 20290 года Конституционный суд Польши большинством голосов (11 из 13) признал неконституционной норму, разрешающую прерывать беременность при обнаружении врожденных дефектов у плода.
В некоторых СМИ пишут, что теперь «аборты в Польше фактические запрещены» - это не соответствует действительности, поскольку остальные нормы действуют. Но проблема не в этом. Власть не ожидала столь массовых и столь ожесточенных протестов после оглашения решения Конституционного суда.

Причины массовых протестов в Польше

Формально протесты начались с возмущения женщин, которые посчитали, что ущемлены их конституционные права на личную жизнь, в том числе – право на прерывание беременности по медицинским показаниям. Затем к ним присоединились те, кто по иным причинам был недоволен властью - радикальные группировки феминисток и ЛГБТ, фермеры, несущие убытки из-за действий правительства, представители малого и среднего бизнеса, пострадавшие от карантинных мероприятий (короновирус) и друге группы.
Это, так сказать, объективно-субъективные факторы, видимые невооруженным взглядом. Далее – только мое мнение.
Полагаю, что еще несколько аспектов сыграли свою роль в усилении беспорядков:
1. европейская поддержка радикальных группировок феминисток и ЛГБТ, выраженная «на самом верху» (Брюссель);
2. «усталость» от правящей партии «Право и справедливость» и возмущение недальновидными действиями ее лидеров, причиняющих экономический и политический вред Польше (санкции против России, попытка свергнуть Лукашенко в Белоруссии и пр.);
3. Жесткое (если не сказать жестокое) подавление массовых выступлений с протестом против политики польских властей на фоне одобрение той же властью недавних протестов в Белоруссии.
4. растерянность среди католиков Польши, вызванная одобрением гомосексуальных союзов Папой римским;

Последние два пункта поясню дополнительно. Польша – страна католическая и очень большая часть населения разделяет консервативные религиозные ценности, в том числе – семью как "союз мужчины и женщины", запрет на аборты и пр. И одобрение главой Католической церкви гомосексуальных союзов нанесло удар по мировоззрению католиков, по основам их религиозной жизни. https://zen.yandex.ru/media/id/5e15ddab06cc4600afee58.. У верующих католиков возникло непонимание - что происходит? Если сегодня Понтифик одобряет гомосексуальные союзы, то, может быть, завтра - в угоду либеральной идеологии - он одобрит и аборты?
В этом отношении для меня был очень показательным пример «войны с памятниками». После решения Конституционного суда Польши, скульптуре Папы Иоанна II, установленной в городе Констанцин-Езёрна, неизвестные вандалы покрасили руки красной краской (символика «руки в крови») https://eadaily.com/ru/news/2020/10/26/kak-auknetsya-..
Это сигнал, что для части жителей католической Польши не осталось святынь.

Протесты против власти "Права и Справедливости"

Теперь несколько слов о протестах. В течение нескольких месяцев правительство Польши публично одобряло протесты «оппозиции» в Белоруссии, как «проявления свободы, демократии и законных методов» в попытках «свалить» действующую власть по методичкам оранжевых революций. Но если в Белоруссии можно «улице давить на власть», и это одобряется польской властью, то почему полякам нельзя делать тоже самое, по отношению к своей (польской) власти? Протесты поляков с видимой стороны (не берем во внимание идеологические мотивы) абсолютно похожи на протесты белорусов. Правда, если верить новостным видеосюжетам, то подавляются они более жестоко, чем в Белоруссии. Наверное, поляки возмущены политикой «двойных стандартов»… и готовятся «абортировать» действующую власть.
Сегодня налицо идейный раскол польского общества, в том числе – и среди представителей силовых структур (полиция и армия), поскольку и среди них есть глубоко верующие католики и лица, придерживающиеся либеральных взглядов. А, следовательно, в определенных момент, какая-то часть вооруженных может отказаться от приказа на подавления беспорядков на улицах и площадях. Это естественно повлечет ответственность за невыполнение приказа…

На этом я остановлюсь, надеясь, что сумел частично объяснить связь абортов и протестов против польского правительства.

Олег Яненагорский, член "Союза писателей России


© Copyright: Олег Яненагорский, 2020
Свидетельство о публикации №22011040050






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи


© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft