16+
Лайт-версия сайта

Грибы в экосистеме

Литература / Обществоведение / Грибы в экосистеме
Просмотр работы:
12 февраля ’2014   22:06
Просмотров: 20136

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мариинская гимназия»




V региональный экологический фестиваль «Чистота родного края»


«Грибы в экосистеме»





Костина Варвара
2 «А» класс
Руководитель: Полубесова И.Е.
учитель начальных классов





Ульяновск
2014г.



Содержание.
1.Обоснование проекта.
1.1 выбор темы
1.2 цель исследования
1.3 задачи исследования
1.4 гипотеза исследования
1.5 методы исследования
2.Что такое грибы?
2.1Строение гриба
2.2 Охрана грибных угодий. Красная книга.
2.3 Интересные факты о грибах
3. Социальная направленность проекта
3.1. Грибные тесты
3.2.Результаты социологического исследования:
3.3. «Загадки о грибах». Мероприятие для дошкольников МБДОУ «Детский сад №13» г.Ульяновска.
4. Заключение. Выводы.
5. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
6. Литература
7. Приложение
7.1 Пособие для детского сада и учащихся начальной школы «Правила юного грибника».
7.2 Грибы в народной мудрости.
7.3 Ядовитые грибы.
7.4 Съедобные грибы.
7.5 Схема« Для чего нужны грибы».
7.6 Схема «Вред человека грибам»
8. Стихотворение «Важные грибы» (С.Н. Костина)










1.2 цель исследования
- выяснить, что такое грибы
1.3 Задачи исследования
1. найти и проанализировать научную литературу по теме;
2. доказать, что грибы необходимы для сохранения окружающей среды;
3. выяснить, что знают о грибах мои одноклассники;
4. научить одноклассников правильно собирать грибы;
5. провести ознакомительные мероприятия с воспитанниками старшей группы детского сада № 13;
1.4 Предмет исследования – грибы, их влияние на экосистему
1.5 Гипотеза исследования:
- я думаю, что грибы необходимы в природе;
- я считаю, что каждый человек, может внести свой вклад в сохранение окружающей среды, бережным отношением к грибам.
1.6. Методы исследования:
-наблюдение
-анализ научной литературы
-анкетирование
-творческая работа.












1.Обоснование проекта.
1.1. Выбор темы исследования.

Прошлым летом я гостила в деревне у бабушки с дедушкой в Тереньгульском районе. Места там красивые: поля, леса, речка… Бабушка рассказала, что грибов у них много и позвала в лес. Вот на одном дереве я и увидела какой-то нарост. Присмотрелась, а на другом дереве тоже такие же наросты. Захотелось мне их сбить, да не тут то было! Крепко приросли они к стволам. Я спросила у бабушки, что это такое? Оказалось – гриб! Вот так ! Я и не знала, что грибы на деревьях растут. А ведь не похож этот гриб ни на рыжик, ни на белый…У него и ножки то нет! Решила я разобраться в грибах.







2.Что такое грибы?
Что же я знаю о грибах? Что бывают они съедобные и несъедобные. И... и всё. Так мало. А оказывается грибы - это удивительные существа! Грибы — это не растения и не животные, а отдельное царство. Наземная часть гриба — лишь малая доля организма. Основная его часть находится в земле.
Изучает грибы наука - микология.
Где находится царство грибов? Повсюду вокруг нас. Грибы живут везде, где могут найти для себя пищу - в земле, на растениях, в воде, на одежде, на продуктах.










Крохотные, видимые только в микроскоп споры, семена грибов, летают в воздухе. Учёные подсчитали, что на земле существует около пяти миллионов видов грибов! Размеры у грибов могут быть самые разные - от крохотных, видимых только в микроскоп, до гигантских. Какое существо самое большое в мире? И не слон, и не кит, нет. Это гриб!
2.1. Строение гриба



Среди грибов немало вредных - они вызывают болезни животных и растений, разрушают деревянные дома, портят продукты, могут вызвать сильную аллергию и даже отравление. Но много и полезных грибов..





















О том, что съедобные грибы очень вкусные знают многие. А для чего нужны несъедобные грибы? Оказывается у матушки Природы все устроено мудро. И если она создала такое многообразие, значит без грибов никак. Заблуждения о грибах во многом объясняются именно тем, что их жизнь невидима. Многие рассуждают примерно так: «Подумаешь, грибы... Даже если их и не было бы в природе, мы всего-то лишились бы вкусной еды ». Это не так. Без грибов человечество осталось бы без многих продуктов, без лучших лекарств, которыми можно вылечить все – от обычной простуды до раковой опухоли. Больше того: грибы оказали огромное влияние на ход эволюции. Именно они способствовали распространению растений . Не будь грибов, не существовало бы и лесов в их нынешнем виде, и, наверное, их обитателей. Да и человека могло бы не быть.
Всем известно, что грибы растут в лесу и это не случайно – лес без них просто погибнет. Каждую осень в лесах падают на землю тонны погибших листьев и древесины (опада), осыпается много созревших плодов, умирают звери и насекомые. Грибы перерабатывают погибшие растения и животных, и превращают их в минеральные вещества, которые возвращают обратно в землю и являются питательной средой для почвы и новых растений. Таким образом, происходит круговорот веществ в природе и сохраняется биологическое равновесие. А если грибы исчезнут, леса заполнятся непереработанными фекалиями, истощится почва, потому что в нее не будут поступать питательные вещества, ведь они так и останутся в неперегнивших растениях и животных. И через десятилетия планета заполнится кучами мусора из непереработанных отходов. На ней уже не будет места и условий для жизни новых растений и животных. Грибы – это санитары леса, без которых не обойтись. Еще медленное разложение опада приведет к возникновению больших залежей торфа , а это чревато лесными пожарами, которые могут начаться от малейшей искры или молнии. При пожарах в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа, а кислород катастрофически уменьшается. А если выгорят леса, мы все погибнем без свежего воздуха.
2.2 Охрана грибных угодий
Природа в опасности! У нас есть основания для тревоги и опасений. Существует проблема воды, пробле¬ма чистого воздуха, проблема сохранения па¬хотных земель и, наконец, проблема леса, т. е. проблема охраны и воспроизводства его богатств. Это касается как животного, так и растительного лесного мира, в том числе, конечно, и грибов.
Грибнику полагается не только любить при¬роду, а и заботиться о сохранности грибных угодий. М. М. Пришвин в своем дневнике «Незабудки» записал: «Если будет вода, и в ней ни одной рыбки—я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка—я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми — не лес». Так вот, перефразировав Пришвина, можно ска¬зать: и лес без грибов — не лес. А грибы бы¬вают только тогда, когда их сохраняют от не-разумного сбора. Есть такие горе-грибники, которые, найдя белый гриб, поднимут, вскопают далеко вокруг весь мох и лесную подстилку ради нескольких мелких, с ноготок, грибков. Это не что иное, как истребление грибов, и «сборщиков» таких следовало бы выдворять из леса.
При разрушении лесной подстилки разру¬шается и мицелий (грибница). Нежные нити его, попав на поверхность, гибнут, так как нарушен темпе¬ратурный режим, влажность, изменен и поч-венный покров. Ну, если уж не нравится гриб — не тронь его, оставь на месте. В природе нет ничего лишнего. Как непри¬ятно бывает видеть среди березок и елочек повсюду останки раздавленных и сбитых гри¬бов. Часто можно слышать, что в лесах вокруг городов мало грибов, лес обеднял. Все это потому, что не бережем мы лес, грибные мес¬та вытаптываем, засоряем и деревья выруба¬ем. Казалось бы, ну что особенного в том, что срубили елочку или сломали березку, сгреб¬ли прошлогодние листья или разожгли костер. Но все это нарушает нормальную среду жиз¬недеятельности грибов, уменьшает грибную производительность леса. Конечно, уменьшение количества грибов в лесу может объясняться и тем, что лес стал старым, сомкнутым, глухим. В та¬ких случаях разумна очистка леса за счет уда¬ления части деревьев с тем, чтобы для остальных создать лучшие условия роста, уве-личить доступ света, тепла и влаги к поверх¬ности почвы. При этом улучшаются усло¬вия и для грибов, они начинают расти обиль¬нее.
Какой - же вред человек причиняет грибам ? (см. Приложение 7.6)



Список грибов, занесённых в
Красную книгу России
Гриб-зонтик девичий (Macrolepiota puellaris)
Грифола курчавая (Grifola frondosa), гриб-баран
Грифола зонтичная (Grifola umbellata), трутовик разветвленный
Мухомор шишкообразный (Amanita strobiliformis)
Гиропор каштановый (Gyroporus castaneus), каштановый гриб,
Гиропор синеющий (Gyroporus cyanescens), синяк
Осиновик белый (Leccinum percandidum)
Решеточник красный (Clathrus ruber)
Рогатик пестиковый (Clavariadelphus pistillaris)
Паутинник фиолетовый (Cortinarius violaceus)
Ежевик коралловидный (Hericium coralloides)
Сетконоска сдвоенная (Dictiophora duplicata)
Мутинус собачий (Mutinus caninus)
Мутинус Равенеля (Mutinus ravenelii)
Спарассис курчавый (Sparassis crispa)
Шишкогриб хлопьеножковый (Strobilomyces strobilaceus)
Порфировик ложноберезовиковый (Porphyrellus pseudoscaber)

2.3. Интересные факты о грибах.
Самый удивительный гриб планеты называется - «плазмодий», проживает он и у нас, в России. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень. По лесу ходит перекатываясь-переваливаясь с боку на бок.


Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания.
Есть грибки, которые обитают в верхних слоях атмосферы, на высоте свыше 30 километров. Существуют грибы, которые живут внутри млекопитающих.

У нас в России растет один из самых дорогих грибов в мире — трюфель. Трюфель – самый дорогой гриб в мире. Лучшие его сорта продают за 2, 5 тыс.долларов за 1кг.

Доказан тот факт, что грибы существовали 400 миллионов лет назад, то есть, задолго до появления динозавров.
В российских лесах можно встретить гриб с названием «Весёлка», вошедший в книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по скорости роста. Каждые 2 минуты он вырастает на сантиметр! В первый день он выглядит как сероватое яйцо, на второй становится зонтиком на высокой ножке, а на третий его уже и не видно.


Гриб — самое гигантское живое существо на Земле.
Не верите? Очень большой гриб нашли в Америке (штат Висконсин) в 1985 году. Он весил 140 кг и имел охват два метра.


Оказывается, существуют даже хищные грибы! Они питаются червями, расставляя на них ловушки из колец мицелия. Если червь коснётся такой ловушки, то прилипает к ней и тут же оказывается опутанным нитями грибницы. Спастись шансов нет никаких.


Споры грибов могут прорастать внутри живых существ.

Грибы размножаются спорами. Обычный шампиньон выбрасывает до 40 миллионов спор! При этом споры выбрасываются на расстояние более двух метров и летят они со скоростью автомобиля: 90 км/час или 25 метров в час.


Некоторые грибы светятся в темноте, причём некоторые из них растут - внутри подгнивших стволов деревьев… картинка, уж поверьте, жутковатая…
Знаете ли вы, что муравьи-листорезы умеют выращивать грибы, которые в последствии употребляют в пищу? Причём, делали они это уже 20 млн. лет назад.
В бледной поганке яда хватит, чтобы убить трёх – четырёх человек.
В 2002 году в разрушенном реакторе Чернобыльской АЭС робот обнаружил грибы! Они не только не погибли, но и прекрасно размножались. В составе этих грибов обнаружено огромное количество меланина. Это вещество присутствует в коже человека и защищает его от ультрафиолета.
Грибы - такие разные и такие необычные по форме! Есть смешные, есть страшные, есть милые или неприятные, отталкивающие... мир грибов очень многообразен.










3.Социальная направленность проекта.
3.1 Грибные тесты

Прочитав много нового и интересного о грибах, я решила узнать, что же знают о них мои одноклассники. Я составила тест вот с такими вопросами и попросила ребят ответить на них.
Тестирование для детей 8-9 лет.
1. Задача — расставить плюсы рядом с верными утверждениями и минусы рядом с неверными.

Грибы — это растения.(-)
Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы. (+)
Рыжик, лисичка — съедобные грибы. (+)
Грибы растут на деревьях. (+)
Несъедобные грибы нужны в природе. (+)
Самый ядовитый гриб — мухомор. (-)
Гриб дождевик съедобен.(+)
За грибами следует отправляться днем. (-)
Подберёзовик называют царём грибов (-)
Грибы едят растения (+)
Грибы влияют на экологию (+)

3.2 Результаты социологического исследования.

Оказалось ребята мало, что знают о грибах и совсем ничего не знают о влиянии их на экологию. Тогда я решила ознакомить их со своим проектом и рассказать о важной роли грибов в круговороте веществ в природе (приложения 7.1,7.2, 7.5,7.6). Их очень заинтересовали удивительные факты о грибах. Потом, на уроке окружающего мира, мы вместе с учителем разобрали экологические задачи и провели грибной кресс-кросс.

Экологические задачи

1. Нашел грибник один боровик и разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет)
2. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля. — Ведь они нужны лесу, животным!
— Они же несъедобные, поганки, — ответил Вова.
Кто из мальчиков прав? (Коля)

3. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
— Ты зачем набрал мухоморов? — удивленно спросил Костя.
Я их собрал, чтобы другие не отравились, — ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша? (Нет, эти грибы едят некоторые животные)

Грибной кресс-кросс

Найди шесть названий грибов. Буквы можно читать только по горизонтали и вертикали.

о г р у з д
п с ы р о ь
е л и с е ж
н о к и ч к
м к к и к а
а о н в а б
с л е о р о



3.3 «Загадки о грибах». Мероприятие для дошкольников МБДОУ «Детский сад №13» г.Ульяновска.
Рядом с нашей школой есть детский садик №13, куда мы с учителем решили сходить, чтобы провести ознакомительную беседу о грибах. Я считаю, что необходимо с раннего возраста воспитывать в детях бережное отношение к природе, в том числе и к грибам. Я рассказала ребятам для чего нужны грибы и как их правильно собирать (приложения 7.2,7,3,7.4,7.5,7.6). Загадала им интересные загадки, а потом мы вместе лепили грибы из пластилина.

Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)


Угадай загадку — покажи отгадку
Царь грибов на толстой ножке —
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он...
(белый).

Под сосною на опушке
Греют рыжие макушки.
В мох душистый две косички
Прячут хитрые...
(лисички).

Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут...
(маслята).


Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки.
(Мухомор)

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучей?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучей?
(Опята)





Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится,
Все равно его найдем:
Шляпа красная на нем.
(Подосиновик)

После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные —
Самые заметные.
(Сыроежки)

- Этот гриб растёт в лесу под ёлкой,
Он звонче всех хрустит в засолке.
(Груздь)

- А этот гриб волнуется, и ясно почему:
Ах, как бы не испортили на шляпке бахрому!
(Волнушка)

Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые?..
(Поганки)


Лета первая примета:
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(Подберезовик)







Вот такая грибная полянка у нас получилась!!!





4. Заключение. Выводы.
Итогом моей работы стала разработка пособия «Правила юного грибника» для воспитанников детского сада и младших школьников. (Приложение 7.1)



Выводы:
1. Я считаю, что причины, по которым грибам угрожает опасность исчезновения, состоят в основном в деятельности человека.
2. Я считаю, что необходимо рассказывать о грибах и их роли в экосистеме детям с раннего возраста.
3. Я считаю, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение природы, путём бережного отношения к грибам и их правильного сбора.
4. Я разработала пособия для правильного сбора грибов.
5. А вот какие грибы были в моей корзинке в день сбора: рыжики, подберёзовики, маслята, подосиновики .








5.Что можно исследовать в этом направлении дальше?

Мама говорит, что изучать грибы можно очень долго. Но я бы хотела узнать:
1. Какой грибок причиняет вред нашим комнатным цветам и как с ним бороться?
2. Как вырастить чайный гриб дома и узнать о его полезных свойствах ?



6. Литература:
1.Емельянова Э.Л., Серия: Расскажите детям о грибах. /Мозаика-Синтез, 2013.
2. Леонович, А. А. Я познаю мир. Тайны природы  : дет. энцикл. / А. А. Леонович. – М.  : АСТ, 2001.
3. Пелле Янсен, Всё о грибах./ СЗКЭО, 2011.
4. Костин В.И., Шляпочные и трубчатые грибы /Ульяновск 2013.
5. Макарова Н.Е., Большая книга: Грибы, /Харвест, АСТ 2007.


Сайты интернета:
http://samlib.ru/w/wasnecowa_e_i/gribnoetzarstvo.shtml Васнецова Елена Игоревна (vasnetsova@bk.ru)
http://www.chronos.msu.ru/old/moip/sadchikov_goryat_lesa.html
http://ecoportal.su/news.php?id=62780
http://www.borovik.by/mushrooms/interesnoe-o-gribax/gribyi-i-ekologiya.html
http://open-karelia.ru/scool/gribochki/1087-ekologiya-i-griby.html





7. Приложения
7.1 Пособие для детского сада и учащихся начальной школы «Правила юного грибника».
1. Не знаешь гриб – не бери его.
2. Никогда не пробуй гриб на вкус.
3. Не собирай старые и перезрелые грибы.
4. Не сбивай мухоморы, ими питаются и лечатся животные.
5. Гриб осторожно выкручивай. Образовавшуюся ямку присыпь листьями и хвоей.
6. Не шуми в лесу – ты здесь в гостях.



7.2 Грибы в народной мудрости.

В народе говорят...
1. Лесу нет, и гриб не родится.
2. Под большим деревом и гриб вольготней живет.
3. Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
4. Много мошек — готовь лукошек.
5. Первый туман лета — верная грибная примета.
6. Парной туман над лесом — пошли грибы.
7. Грибы ищут — по лесу рыщут.
8. Назвался груздем — полезай в кузов.
9. Затянулись дожди — груздей не жди.
10. Поздний грибок — поздний снежок.
11. Появились опенки — лето кончилось.
12. Туманы среди лета — к грибам.
13. Где один гриб, там и другой.
14. Если дождь редкий, ожидай грибов.
15. Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.



7.3 Ядовитые грибы






7.4 Съедобные грибы












8. Стихотворение «Важные грибы».

А вот это стихотворение мы сочинили с мамой.

Важные грибы.
Вот возник однажды спор:
-Зачем нужен мухомор?
Для чего же на полянке
Разрослись в лесу поганки?...
Ведь съедобные грибы
Знаем для чего нужны!
Папа стал нам объяснять,
Что грибы нельзя пинать,
- Они созданы природой
Лес могучий защищать.
Гриб ведь лесу - брат и друг,
Посмотрите-ка вокруг:
Кто листву всю убирает,
Почву минералами питает?
Кто зверей больных подлечит
И обедом обеспечит?
Для людей гриб всякий важен-
Для еды, лекарства даже…
Без грибов никак нельзя!
Отвечаю вам, друзья.
Так оказывается гриб –
Он не просто так возник!
Он в природе очень важный -
Санитар лесов отважный.
Бережно ко всем грибам
Относиться надо нам!!!

С.Н. Костина






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Знаменитая песня Майкла Джексона, в "новой подаче"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Рупор будет свободен через:
21 мин. 10 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft