Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
28 февраля ’2014
21:47
Просмотров:
22253
Добавлено в закладки:
1
Человек и природа, или дикость человека в обществе.
(С примером стихотворения М.Ю. Лермонтова.)
И хоть дикость, в числе всего прочего, - весьма относительная величина в своём истинном значении, но всё же она поражает воображение сознания, различающего передовую мысль, оставленную людьми в мировой истории.
Увы, это моя очередная заметка, посвящается по-большей части совсем юнным людям, в которых ещё не потух основательно огонёк, еле тлеющей СВОБОДНОЙ мысли, которая у взрослых в большинстве своём, - спит мёртвым сном.
Мысль, о которой я тут говорю, это не то, - до ужаса одностороннее проявление её в конкретном человеке, которое развивается в одной из бесконечно различных областях его деятельности до порой неописуемой высоты, подавляя при этом всё остальное в нём самом, но при этом создавая иллюзию об его уме (для себя и окружающих), и превращая тем самым этого человека, - всего лишь в виртуозную машину с функциями тупого животного общения со всем остальным внешним миром, в числе которых и функция - абсолютно бездушной и тупой религиозной программы (механической догмы). Давно уже известна гениальная мысль, - о"человеке-винтике" в обществе, который и сегодня ещё непотопляемый по-видимости.
Таким образом, я тут говорю о той истинно человеческой мысли, которая может быть и не велика по-своему формальному развитию, но велика по-своему фактическому человеческому значению и важности в жизни всех и каждого.
Современный человек, в своём подавляющем большинстве, - лишь с ничтожными проблесками действительно ЖИВОЙ мысли, почти неуловимой и редкой в мгновениях его жизни.
Художественный образ такого ограниченного человека запечатлён например у Лермонтова в его стихотворении "Тучи".
Читая это стихотворение (что бы понять меня), - вместо тучек ясно воображайте себе массу этих "людей в футляре" (по-выражению Чехова), которые ещё почти ничего не могут по-человечески ни чувствовать, ни понимать. Эти люди, - холодные как и тучки, ИБО влекомые лишь бессознательными своими свойствами, то есть гонимые собственной (необузданной ещё ничем) стихией чувственной свободы, жестокой к себе и ко всему иному. Любовь, клевета, преступление ... для такой ограниченности, - это лишь, сугубо личное внутреннее эмоциональное (и временно абсолютно не связанное с внешней реальностью) состояние, как и свойства реальных тучек не связаны с лесом над которым они летят.
Для таких ограниченных людей, - нет никакой существенной разницы между ними и всеми прочими людьми, КАК ЛЮДЬМИ. Такие "люди" видят в другом, - лишь свою узкую потребность, а не человека, понятие о котором, для них имеют туманные основания. Такие ограниченные существа, различают и по-необходимости считаются, - лишь с силой того, ощущение чего, жизнью вложено им как машине, а не человеку. Так же и растение, или реальная тучка, - движимы, лишь своими реальными и бессознательными свойствами, данными им природой.
Такие примитивные существа, выдают по-своей видимости: таких звёзд на эстраде подобных М. Галкину, фармацевтов (химиков, реально высокой квалификации, навязывающих свои лечебные "панацеи" через рекламу), экономистов-капиталистов с не одним реальным высшим образованием, и т.д. ..., - за проявление реального ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ума, а не согласных с этим, - за завистников, неудачников или лентяев.
А по-моему, - всё это признаки безумия!!! Здоровому человеческому инстинкту, - противно такое скотское состояние. Это тут не человеческий ум, но его предыстория, в виде крайнего проявления одной из формы высокоразвитого животного инстинкта или животной смекалки, доведённой до стройной и последовательной (в своих ограниченных пределах) формальной логики, загнанной в тупик, и ищущей свой выход в борьбе с другой такой же (загнанной в тупик) формой "умного" бытия (то есть другого развитого частного животного инстинкта до формы, так называемого, интеллекта). У простых животных, вид такой борьбы находит своё выражение, - в натуральном пожирание друг друга или грызне за добычу. А, у - до человека возвышенных существ (но ещё не превратившихся в него), - это бытовуха или мировые войны.
Человеческая же сущность, с её свойствами, - ещё глубоко дремлет в недрах природы. Эта сущность, в своей истории - зарыта не только в сегодняшнем, по-большей части примитивном человеке, но идёт из бесконечной глуби веков развития неживой материальной природы вообще, как её внутренняя возможность превращаться во что-угодно, ибо есть только одна материальность, а живое и неживое, - это её временный атрибут, или состояние.
И так: тучки тут, - это движение совершенно стихийных существ, внешне, - абсолютно схожих с людьми, а внутренне, - абсолютно схожих с тучами.
Михаил Лермонтов
ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания
Наша Родина, - это естественная ПРИРОДА вообще (потому природа и есть прекрасный образ для любой науки и искусства в том числе), а не случайный кусочек на территории земли, да ещё лишь и только национальный! И задача истинного ума человека, - развить себя в этом окружающим его мире, в соответствии с его природой, с его гармонией, которая и даёт человеку по-этой причине выжить, - как своему дитя, соответствующему её всеобщей сути.
Какой смысл человеку, развиться столь высоко в чём-то, например в овладении атомной энергией, если затем погибнуть от неё, подобно тому, как высоко вознёсся (прежде не заурядный художник) А. Гитлер и погубил вместе с собой миллионы людей?
Конечно, надо возноситься ещё намного выше во всём, чем когда-либо! Однако не так, что подчинившись всецело своему личному фанатизму одностороннего развития, забыть о другом, отчуждая всё остальное от себя (которое так же дано каждому от природы), и отдавая всё это другое в чужие руки, теряя контроль над ним и сея тем самым вражду при столкновении с реальностью.
Истинный ум, - это регулятор бесконечного разнообразия проявления природы в человеке и вне его, а не тормоз её развития. Но этот ум действительно тормозит всякое чрезмерное преждевременное отклонение того или иного её движения, оторвавшегося от общего хора или её всеобщей сущности, потому что всё в ней взаимосвязано.
Стихия природы в конечном счёте свободна диктовать уму и его носителю человеку (как своим детям), - погибнуть ли им или нет. И что бы выжить, человек должен подняться над её стихией, уравновесить её, чем и заслужить полное признание с её стороны, потому что таким образом только человек даёт ей полную свободу всесторонне развиваться дальше.
Однако, такое отношение к нашей общей природе, требует с нашей стороны, - не увлекаться самозабвенно в её объятиях, когда она лелеет нас за то, что мы верно служим ей, а постоянно следить за нашим отношением друг к другу, в процессе которого наше обоюдное проявление развивается и меняется до противоположности. И что бы не случилось необходимости неожиданной радикальной ломки нашего бытия (попросту, - жизненной драмы), надо понимать суть нашего настоящего и реального положения в природе, и природы в нас. Нельзя быть в плену у своих привычек (то есть у своей ограниченной природы), - это путь к смерти во всём. Надо в мысли постоянно опережать всякую стихию, в которую превращается и всякое, первоначально осознанное, наше действие, переходящее в привычку. Потому что основания для любых привычек всегда живые, то есть исторически условны, то есть вечно привязаны к изменчивому быту, а не устойчивому на все века.
Сегодня мы все поэты, юристы, экономисты, каменщики ... а завтра, если ещё живы, - мы (по нашему убеждению) никому не нужные люди на задворках истории. Это говорит только об одном, - такие поэты, юристы, экономисты, каменщики ... , - никогда не понимали того, чем они занимаются в этой жизни! Иначе как же могло так случиться, что они оказались не у дел, в их собственном представлении? У живого дела всегда есть продолжение, и оно не может внутри себя исчезнуть, то есть оказаться на задворках жизни при ещё живом носителе этого дела. То есть, не по форме своего бытия тут исчезнуть, а по существу, - как обескураженное существо, потерявшее в себе всякое человеческое достоинство. Эти ещё бытующие, неожиданные для индивидов, задворки и обескураженность, - не случайность в обществе, а проявление уже давно зревшего полного отрыва от реальности.
Истинный человек, - не может потерять своего достоинства, всех земных желаний и стимула жить, даже если его постоянно выбрасывают на улицу без работы и куска хлеба. Для него всё это не неожиданность, но временная, хоть и тяжёлая необходимость.
Сегодняшние буржуазные дельцы (не более тупые, чем вчерашние, дремавшие в сладких объятиях природы, "коммунисты"), бессознательно демонстрируют всем (правда в самой варварской форме), - коммунистичность природы человека, в частности, - своей мгновенной сменой формы бизнеса: ВЧЕРА они продавали или производили колготки или мебель, а СЕГОДНЯ уже производят или продают, - обувь, бумагу, игрушки... То есть за непонятной и кажущейся случайной сменой форм бизнеса, твёрдо стоит неизменный капитал, олицетворяющий собой общественного человека, только стоящего перед капиталом рабски на коленях. И сами эти дельцы, - такие же рабы.
Не та, видимая нами форма труда, как и быт отдельного человека соответственно, - действительная суть и важность дела в жизни человека, то есть нечто человеческое. Но человеческое, - это есть лишь внутренняя СВЯЗЬ или отношение этих бесконечных форм его деятельности между собой, которую надо понять как единый и неделимый труд, как только одна лишь возможная "профессия" для человека.
28.02.2014
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи