16+
Лайт-версия сайта

Не понимаю - 2.

Литература / Очерки / Не понимаю - 2.
Просмотр работы:
08 ноября ’2020   18:29
Просмотров: 6472

Итак, я по-прежнему не понимаю. Я стараюсь по мере возможности следить за событиями в Нагорном Карабахе. И у меня возник вопрос. Но задам я его в самом конце. А пока что у меня есть несколько замечаний. Еще раз напоминаю – я не политолог, не экономист и не историк. Я отдаю себе отчет в том, что те цитаты (большие цитаты из Википедии, интервью и статей, которые я приведу здесь), не дают полной картины происходящего. Более того, я думаю, что на основании этих цитат многие люди, ученые, умные, прекрасно разбирающиеся в ситуации, могут упрекнуть меня в предвзятости и необъективности. Скажу больше: я к этому готова. Но все же я хочу высказать свои субъективные замечания.
Итак.
В интервью телеканалу Al Arabiya 31.10.2020. Никол Пашинян, премьер-министр Республики Армения, заявил следующее: «Очень важно, чтобы мы знали историю нагорно-карабахского конфликта. Кстати, 1 или 2 дня назад произошло очень важное событие. К сожалению, во многих случаях делается попытка представить карабахский вопрос как территориальный спор, то есть спор, в котором есть две стороны. Одна сторона говорит, что эта земля наша, а другая говорит - нет, это наша земля. Однако на самом деле этот конфликт не имеет ничего общего с такими утверждениями. Какое важное событие произошло? Выступая два дня назад в клубе “Валдай”, президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что этот конфликт начался не как территориальный спор, а как этнический конфликт. К сожалению, поскольку история конфликта довольно длинная, международное сообщество часто теряет источник и восприятие того, какая история у этого карабахского вопроса. А карабахский вопрос на этом этапе возник в 1988 году, когда в Советском Союзе начались процессы демократизации. В то время существовала Нагорно-Карабахская автономная область, 80% населения которой составляли армяне. И армяне Нагорно-Карабахской автономной области, воспользовавшись процессом демократизации Советского Союза, решили поднять вопрос о своих нарушенных правах. А какие их права были нарушены? В процессе образования Советского Союза, уже в 1920-х годах, Нагорный Карабах, 80 и более процентов населения которого также составляли армяне, в результате произвольного решения Сталина был включен не в состав Советской Армении, а в состав Советского Азербайджана. И армяне Нагорного Карабаха, парламент Нагорно-Карабахской автономной области решили поднять этот вопрос, попытаться путем абсолютно мирной политической борьбы решить вопрос, вопрос статуса, на что Советский Союз и Советский Азербайджан ответили насилием. И это насилие в первую очередь проявилось в азербайджанских городах Сумгаит, Баку, где начались погромы армян и их убийство. Это был первый этап конфликта. Следующий этап начал развиваться в ситуации распада Советского Союза. И согласно законам Советского Союза, если одна из советских республик получала независимость, входящие в ее состав автономные субъекты, такие как Нагорно-Карабахская автономная область, могли сами принимать решение о своем статусе. Поскольку они вместе вошли в состав Советского Союза, и даже не то, что вместе вошли, а у них обеих была субъективность в составе Советского Союза, когда Азербайджан объявил о своей независимости от Советского Союза, Нагорный Карабах, в свою очередь, объявил о своей независимости. И точно так же и по той же логике, как Азербайджан стал независимым от Советского Союза, по той же логике Нагорно-Карабахская автономная область стала независимой от Советского Союза и Советского Азербайджана. Да, до сегодняшнего дня международное сообщество не признало этот факт, эту независимость. И в этом суть конфликта или борьбы: армяне Нагорного Карабаха борются за то, чтобы их право на самоопределение было признано международным сообществом. Вот вся история. Но очень важно понимать причину этой независимости, причинно-следственную связь. Армяне Нагорного Карабаха стремились к независимости не по прихоти, а просто столкнулись с проблемой экзистенциальной опасности в составе Советского Азербайджана, которая проявлялась сначала в явлениях культурного геноцида, после мирной борьбы 1988 года - уже в виде насилия, а после 1991 года - в виде полномасштабного военного наступления.» И еще: «Самый важный для армянской стороны вопрос - это признание статуса Нагорного Карабаха, а конкретнее - признание права на независимость и самоопределение.»

Но Галина Старовойтова писала: «С точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению». Значит, вопрос о том, кому принадлежит территория Карабаха, все-таки стоит.
Далее. По оценкам российского политолога С. М. Маркедонова, в массовом сознании армянского общества борьба за права карабахских армян отождествлялась с борьбой за интересы всей Армении: «Борьба за присоединение НКАО интерпретировалась как борьба за «воссоединение» армянских этнических земель и восстановление исторической справедливости». Обращаю ваше внимание – «воссоединение армянских этнических земель». И мне думается, что дело не только в праве на самоопределение, но и в принадлежности земли одному из государств.

По поводу погромов в Сумгаите и Баку – лично я отношусь к пострадавшим в результате этого насилия. Моего деда, члена Союза писателей СССР, Армении и Азербайджана, между прочим, считавшего, что Карабах должен остаться в составе Азербайджана, жестоко избили на улице какие-то отморозки. Их, как я понимаю, мнение моего деда не интересовало. Просто он был армянином. Все! Как бы я ни хотела остаться жить в Баку, на своей Родине, мне пришлось бежать оттуда. При этом я заявляю, что подонки, напавшие на старика, - нелюди, не имеющие права называться азербайджанцами. Так же, как и те, кто совершал преступления в Сумгаите и Баку. И точно так же те, кто совершал убийства мирных жителей в Ходжалы ( а недавно бомбил Гянджу), не имеют права называться армянами – это также нелюди. Настоящие ЛЮДИ - армяне и азербайджанцы – спасали своих соседей и друзей. Настоящие люди – армяне и азербайджанцы, веками живущие по соседству, - хотели и хотят жить мирно, работать, учиться, воспитывать своих детей… Но моей семье и мне, так же как и десяткам тысяч людей с обеих сторон, неповинных в разжигании конфликта, пришлось кардинально менять свою жизнь – и покинуть родные места. Но вот читала в Википедии об истории конфликта – снова привожу то, что я увидела: «Конституция Азербайджанской ССР 1937 года провозгласила армянский язык языком судопроизводства в НКАО, закрепив также опубликование на армянском языке решений и распоряжений Совета депутатов трудящихся НКАО. В Степанакерте на армянском языке издавались газеты «Советский Карабах» и «Метаксагорц» («Шелководство»). С 1932 года в Степанакерте функционировал Государственный армянский драматический театр им. М. Горького. Правовой статус области определялся Законом «О Нагорно-Карабахской автономной области», принятым Верховным Советом Азербайджанской ССР 16 июня 1981 года.
В 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки. В адрес руководства Азербайджанской ССР высказывались обвинения в экономической дискриминации НКАО, а также в попытках изменить демографическую структуру автономной области (в 2002 году Гейдар Алиев подтвердил в одном из интервью, что, занимая пост первого секретаря ЦК КП Азербайджана (1969—1982), он проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев). Если карабахские армяне чувствовали себя ущемлёнными в культурных и политических правах на территории Азербайджана, то карабахские азербайджанцы выдвигали встречные обвинения в дискриминации со стороны армянского большинства на территории самой НКАО. По мнению Дмитрия Фурмана, положение карабахских армян было лучше и они обладали большими правами, чем азербайджанцы, компактно проживавшие на территории Армении, у которых вообще не было своей национальной автономии.
В то же время, как указывает Анатолий Ямсков, переселявшиеся в Карабах азербайджанцы считали Нагорный Карабах своей исторической землей, и он был им действительно хорошо знаком. Как правило, это были те, кто имел родственников среди коренных азербайджанцев Нагорного Карабаха, те, кто слышал от отцов и дедов про бывшие родовые кочевья и кочевые пути в Нагорном Карабахе, и наконец те, кто неоднократно сам был в Нагорном Карабахе в качестве колхозного или совхозного чабана. Кроме того, подобное изменение соотношения азербайджанского и армянского населения объяснялось более высоким естественным приростом среди азербайджанцев и значительным оттоком сельских армян в Баку.
20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО, созванная поздно вечером в субботу по требованию депутатов-армян, обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. В решении, опубликованном на следующий день в газете «Советский Карабах», говорилось:
«Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР» .
В январе 1988 года в НКАО распространялись листовки следующего содержания:
«Карабахцы, судьба нашей области благодаря перестройке, гласности и демократии зависит только от нас. Настало время для проведения на ведущих предприятиях, в колхозах и совхозах области общих партийных, профсоюзных и комсомольских собраний, в повестку дня которых должен быть включен вопрос о воссоединении Карабаха с Матерью-Родиной. Дух гласности и демократии должен стать импульсом для открытого и откровенного обсуждения этого вопроса. Выписки из резолюций этих собраний, заверенные соответствующими печатями, необходимо отправлять в ЦК КПСС».
Влиятельные научные и общественные деятели — армяне (писатель Зорий Балаян, историк Сергей Микоян и др.) активно лоббировали карабахский вопрос за границей. В ноябре 1987 года во время встречи с армянской общиной Парижа в поддержку переподчинения Карабаха Армении высказался советник Михаила Горбачёва Абел Аганбегян, председатель Экономического бюро Совета Министров СССР.
Отдельные исследователи высказывали мнение о единой тактике высшего руководства страны в отношении национальных вопросов в СССР в годы перестройки: ничего не делать для предотвращения конфликтов, давать возможность событиям разрастись, затем использовать для их подавления незначительные силы, разжигая страсти, и только потом применять самые жестокие меры — как против виновных в нарушении порядка, так и против безвинных, способствуя тем самым лишь ещё большему обострению ситуации. По их мнению, конечной целью организаторов межнациональных конфликтов являлась ликвидация СССР как государства-корпорации в угоду республиканским элитам и вхождению новых государств в систему мирового разделения труда.
Как отмечал Сванте Корнелл, атмосфера в самом Нагорном Карабахе была отнюдь не мирной — наоборот, согласно настойчиво циркулировавшим здесь слухам, Москва была фактически готова пойти навстречу карабахским армянам, но для этого им надо было ещё более решительно заявить о своих требованиях.
Вечером 27 февраля в телевизионном интервью заместителя генерального прокурора СССР А. Ф. Катусева прозвучали слова о том, что в столкновении близ Аскерана, произошедшем 22 февраля, погибли два азербайджанца. Это сообщение, как утверждается, могло стать одной из причин, которые спровоцировали армянский погром в Сумгаите 27—29 февраля, ставший поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Согласно армянским источникам, число жертв среди армян во много раз превосходило официальные данные. Существуют свидетельства того, что разгулу насилия в Сумгаите способствовало сознательное бездействие местных правоохранительных органов и центральных государственного и партийного аппаратов. Отсутствие полного расследования причин и обстоятельств погромов, установления и наказания провокаторов и непосредственных участников преступлений, несомненно, привело в дальнейшем к эскалации конфликта.»
И как я лично понимаю – ни одна из сторон не была мирно настроена.
А еще здесь у меня появляется вопрос – неужели непонятно, что во всем виноваты руководители, финансовые воротилы, те самые, кому был выгоден развал СССР, мощного государства? Неужели непонятно, что нас с вами зомбируют, убеждая в том, что наши ближайшие соседи – наши враги?
Вот еще цитата из статьи Альберта Акопяна: «Единственная причина, по которой Россия всё ещё не вмешалась в конфликт всей своей мощью, это сохранение у власти в Ереване главного виновника войны — Никола Пашиняна. Вот такое, сугубо личное мнение автора. Не Пашинян был у власти в Армении в 2016-м, когда прилетела первая ласточка этой войны. И не он впустил в Армению USAID, фонд Сороса и прочую русофобскую сволочь. Он всего лишь порождение созданной системы, его приход к власти — закономерный результат «многовекторности» предшественника. Но Пашинян — последний. И ему за всё отвечать.
В дополнение к тому, чего добился лично он. А лично он два с половиной года занимался тем, что методично рвал связи с Россией и уже этим, но не только этим, а еще и прямо провоцировал Азербайджан. Мы в свое время предположили, что цель этого государственного деятеля состоит в отрыве Армении от России ценой сдачи Карабаха. И если ошиблись, то только в том, что он попытается сделать это, каким-то образом списав поражение на предыдущую власть. Действительно, сделать это было бы весьма сложно. Гораздо проще было сделать так… как сделано. Ну а если Армения еще и одержит победу «в одиночку», то он и героем нации станет.
Но не станет. И Армении «хотя бы до одного моря» не будет. Будет, скорее всего, возвращение в целом к линии, существовавшей до 27 сентября. И в отличие от 2016 года пару-тройку отвоеванных или возвращенных заброшенных сел выдать за «победу» ни азербайджанскому, ни армянскому руководству никак не удастся: слишком много жертв. Значит, будет разбор полетов. Естественно, в обеих странах виноватой с той или иной степенью официальности будет объявлена Россия. После чего обе страны начнут подготовку к новой войне.
Исключая единственный вариант: именно Россия усадит обе стороны за стол переговоров и принудит их следовать ее видению справедливого урегулирования. Это видение не секретно. Оно на виду. Лидеры враждующих сторон его знают. Но кровь будет литься до тех пор, пока они не признают, что знают.
Благотворительности не следует ждать ни одной из сторон. Дипломатический стиль России очень жёсток. Хотя сначала кажется мягким, а то и «никаким». Россия создает «формы», которые кажутся сторонам очень гибкими и привлекательными в смысле будущих трактовок, но которые, как оказывается, можно заполнить только правильным содержанием. В свое время Киев ухватился за «расплывчатые» формулировки Минских соглашений в надежде пересидеть трудные времена. Сегодня видеоконференции Минской группы проходят примерно по такому сценарию: «Пункты 1, 2, 3 выполнены. Вы готовы приступить к обсуждению пункта 4 о модальности проведения выборов, как следует из текста документа? Принимается только ответ „Да“» — «Украина независимое государство! Мы не позволим разгова…» — (российская сторона отключает связь, представитель ОБСЕ Хайди Грау претензий к ней не имеет).
Это при том, что на Донбассе нет российских миротворцев. А в Карабахе они будут. Когда Пашинян откажется от требования обсудить этот вопрос в рамках Минской группы с участием США и Франции, а Алиев откажется от требования привлечь к миротворчеству Турцию. А пока воюйте. Таков результат вашего выбора на сегодня».
Думаю, понятно, что можно ожидать от нынешнего руководства Армении и Азербайджана.
Хотя справедливости ради (моей субъективной справедливости) должна сказать, что и к руководству Азербайджана можно предъявить много претензий. Позволено ли будет сделать хотя бы одно замечание? «19 февраля 2004 — в учебном заведении НАТО в Будапеште лейтенант ВС Азербайджана Рамиль Сафаров зарубил топором спящего армянского военнослужащего — 26-летнего лейтенанта Гургена Маркаряна. Оба офицера изучали английский язык в рамках программы НАТО «Партнёрство во имя мира». Суд, длившийся полтора года, признал вину Сафарова и приговорил его к пожизненному заключению без права на амнистию в первые 30 лет». Моя подруга полностью оправдала действия Р. Сафарова, сказав, что Г. Маркарян издевался над флагом Азербайджана. Вот я – человек вспыльчивый (южная кровь сказывается, наверное). Я бы за насмешки над флагом моей страны могла бы ударить. Но я НИКОГДА не пошла бы убивать спящего человека. Азербайджан потребовал выдачи своего гражданина. Хорошо, Венгрия выдала Р. Сафарова азербайджанской стороне. Что было дальше? Сафарова повысили в звании, перескочив через одно (он был старшим лейтенантом, стал майором), выплатили разницу в зарплате. И встретили как национального героя!!! Офицера (?), не посмевшего открыто ответить на оскорбление, но трусливо убившего спящего человека. Знак вопроса стоит потому, что я не уверена в том, что господина Сафарова можно вообще считать офицером и мужчиной после такого поступка.
Думаю, читатели понимают меня сейчас – у меня нет цели оскорбить любую из сторон. Я четко провожу грань между нелюдями, которым эта война выгодна (и не имеет значения, по каким причинам), которые кричат о национальном самосознании, призывая бороться до победы, и людьми, желающими скорейшего наступления мира и компромиссного решения карабахского конфликта.
И вот в самом конце я хочу задать тот вопрос, о котором вскользь упомянула в самом начале. Сначала еще одна цитата: «Регион вошел в состав Российской империи в начале XIX века после русско-персидской войны, тогда часть местного мусульманского населения покинула территорию и эмигрировала в Персию. Армения и Азербайджан спорили за этот регион долгое время. После революции 1917 года статус территории так и не определили. 3 июня 1921 года было решено передать Нагорный Карабах Армении, но уже на следующий день было пересмотрено решение в пользу Азербайджана.
Нагорный Карабах вошел в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. При этом регион по большей части населяли армяне. В советский период Армения несколько раз поднимала вопрос о передаче Нагорного Карабаха под ее юрисдикцию, но руководство СССР это предложение не поддерживало.
В 1988 году в Нагорном Карабахе собрали 75 тыс. подписей за воссоединение с Арменией. После отказа советского руководства между республиками начались вооруженные столкновения…»
Конфликт не разрешен до сих пор. Предположим, на минуту предположим, что Нагорный Карабах получит статус независимого государства. А далее либо воссоединится с Арменией, либо нет. Это уже неважно. Важно, на мой субъективный взгляд, другое. Дальше должна наступить мирная жизнь для тех, кто будет жить в этом самом независимом государстве. Где эти граждане независимого Карабаха возьмут топливо и газ? Их будут доставлять по воздуху? Ведь Карабах станет анклавом. И это независимое государство со всех сторон будет окружено территорией независимого Азербайджана, руководство которого может отказаться поставлять нефть и газ в Карабах. А еще может заблокировать поставки электроэнергии и питьевой воды. Вывод – все равно придется договариваться. А простые люди с обеих сторон будут вспоминать гибель и страдания своих родных и близких в Баку, Сумгаите, Ходжалы, Гяндже, Степанакерте и других местах… Может, лучше все-таки прекратить войну сейчас, сесть за стол переговоров и наконец постараться найти компромисс?
P.S. Между прочим, мои бабушка и дедушка - армяне – получили высшее образование в Азербайджане. И бабушка преподавала армянский язык и армянскую литературу в армянской школе в Баку! А дед работал Главным цензором по охране государственных тайн в печати – в Баку! И выступал на азербайджанском телевидении и радио на армянском языке.
И мой отец, родившийся в Баку, закончивший Одесский институт инженеров морского флота, прошел путь от простого рабочего до высокопоставленного руководителя – в Баку!!! В Армении даже мои родственники, не говоря уже о посторонних людях, считали меня, моего отца и его сестру, бабушку и деда, всех других армян, живших в Азербайджане, предателями нации, называя нас «шуртвац» - «перевертышами». А родной брат одного моего коллеги – армянина, живший в Ереване, назвал нас всех «заложниками» - мол, жители Карабаха будут настаивать на своих политических правах, а в Азербайджане ничего не смогут сделать – ведь только в Баку жили 200 000 армян…
Знаете что? Я – армянка по отцу и украинка по матери - горжусь тем, что я бакинка. Я горжусь тем, что у меня есть друзья - азербайджанцы, русские, поляки, грузины…. Я не оправдываю то, что сейчас происходит. Но я хочу верить в разум тех, кто сможет принять компромиссное решение и закончить братоубийственную войну.
Извините, если что не так!!! У меня все!









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

панк-рок!SchwarzenЕГЕРЬ!ГОЛОСУЕМ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft