16+
Лайт-версия сайта

Послесловие к «Маргарите»

Литература / Очерки / Послесловие к «Маргарите»
Просмотр работы:
19 августа ’2021   02:10
Просмотров: 5280

Послесловие к «Маргарите»
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/2280401.html

Эпиграф:

«Древнегреческий философ Протагор выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Например, дует один и тот же ветер, но кто-то мерзнет при этом, а кто-то нет. Так разве можно сказать, что ветер холодный или теплый сам по себе?»
(Лев Балашов)

«Это очень удобная философия, поскольку позволяет оправдать все, что угодно. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи. Отсюда тезис софистов о том, что каждое высказывание можно с равным успехом как обосновать, так и опровергнуть. Некоторые софисты готовы были доходить до абсурда»
(Анисов А. М. Современная логика. М., 2002. С. 19)



Конечно же, при упоминании имени Маргарита и слове «мастер» - тем более в пределах одной строфы - без Булгакова дело не обходится. Это невозможно объехать никак, ни на какой козе. Ну и я не буду лукавить - именно эту Маргариту я рисовал в своём лёгком стишке.

Чем больше времени проходит - тем глубже открывается эта вещь - роман Булгакова о Мастере и его спутнице. И тем более пророческим он становится - при его осмыслении с точки зрения современной истории, в которой нам выпало жить. И выясняется, что «нет ничего нового под солнцем» (Эккл.) Эта история уже происходила - столетие назад. Когда мир катился в царство антихриста, как телега без лошади - по обрыву вниз, в тартарары.

Потому в стихе всплыли символы, о которых я хочу сказать. Зачем - не знаю. Просто захотелось написать комментарий к написанному стиху.

...

Сюжет прост, непритязателен. На поверхности. Он про Маргариту, булгаковскую героиню, женщину, чья любовь может вдохновлять художников, мастеров. А они убегают от любви, от семьи - в прямом и переносном смысле. Создавая произведения, которые косвенно служат разрушению и семьи, и любви, и ценностей, связанных со всем этим.

Поэтому и возникает в стихе образ брошенной Маргариты, пустой зыбки - колыбели, в которой нет ребенка. Творчество без любви не дает плода, не оставляет потомства, так сказать. Вместе с бесплодными Маргаритами закончатся и мастера...

...

Дега на стене - просто репродукция с какой-нибудь картины французского художника, воспевшего балет, и не только в его внешней «парадной» красоте, а с точки зрения - что творится за кулисами. Это и труд, и боль, и усталость. Это - работа, тяжелая и трудная. А в итоге - балет как символ того, что люди считают безусловно - прекрасным, ибо балет - лёгкость, изящество, грация, а балерины Дега - символ женственности.

В начале стиха - легкие тела, воздушные наряды балерин, подвижность, жизнь. В конце - ноги женской статуи, неподвижность, могильный холод мрамора. Галатея здесь - иллюстрация к реверсированному сюжету, к сценарию, проигранному «наоборот». В мифе любовь мастера одухотворяет скульптуру, оживляет мрамор, а в стихе - нелюбовь превращает в камень живую женщину.

...

Яблоко, упавшее к ногам Галатеи - после упоминания об Афине и Афродите - отсылает к знаменитому мифу о споре богинь за первенство.
Кто спорил? Гера - покровительница брака и деторождения, Афина - олицетворение интеллектуального начала, чувства долга и разумной деятельности, и Афродита, Венера - воплощение вечной любви и молодости. Идеальный Парис предпочел любовь всему остальному.
А кому досталось яблоко раздора в сюжете стиха? А вот тут самое интересное.

...

Символ искусства и искушения: яблоко Магритта. Яблоко - это едва ли не главная «фишка» у этого художника. На его картинах оно как бы висит в воздухе, парит, всегда, против правил и вопреки законам гравитации. Оно само по себе - воплощение чуда. Это вообще центральный его мем, символ творчества как греха и любви.
Художник метафорически становится тем Парисом, который выбирает для себя главную ценность, идеал. И его яблоко - достаётся Галатее, которая уже совершила обратный переход от живой женщины к неживой статуе.
Яблоко падает к её ногам - и это драма. Это символ грехопадения - не только личного, но и вообще, искусства. Античное яблоко, из-за которого было столько шума и войн - никому больше не нужно.
Если учесть последние веяния - то в Европе уже поставили крест на искусстве и идеалах последних пятисот лет, отрекаясь от всего, что казалось главным. Об этом говорят соответствующие европейские официальные декларации, документы и законы.

...

А «тёмный апостол» - что за образ? И как он тут оказался? Согласно булгаковскому сюжету это может быть и Воланд - Маргарита еще столетие назад позвала его, призвала, и он откликнулся. Но он же и темный властелин - апокалиптический образ «справедливого владыки», антихриста.
Согласитесь, это ведь женские (феминистские) инициативы - вся эта матриархальная нынешняя свистопляска, экологический сатанизм, ведические так называемые «древние знания», магическая культура, ведьмовство... В общем, вся эта бесовщина - закономерный ход вещей. Там, где нет мужчины во главе - власть оказывается в руках женщины.

Тёмным апостолом называли ещё Иуду. Предателя, обрекшего на смерть Сына Бога. Предавшего саму любовь в его лице. Власть, отданная Богом апостолам, могла быть и у Иуды. Но он устранился, отказался от божественной власти. Попытался сбежать от судьбы, и жребию предпочёл самоубийство.

Мастер ударяется «в бега», предаёт Маргариту, отказываясь от главенства, совершая побег от ценностей, от любви и обязательств перед любовью. Погоня за нереальной свободой - это отказ от любви, от «легкого бремени» ответственности перед теми, с кем тебя связывает любовь. Это потеря власти над жизнью.
Маргарита бессильна в мире любви. А в мире нелюбви она обретает силу и власть, отказываясь от своего живого естества. Парадокс? Нет, опять-таки - закономерность.

Так что под простым сюжетом о женском одиночестве и безответственном перед любовью мастере - лежит апокалиптический сюжет перехода от светлого христианского мироощущения к темному языческому культу Гекаты, к одержимости, мстительности и другим неприятным вещам, до поры хранящимся в женщине, «сосуде греха», в чёрном ящике, в шкатулке пресловутой Пандоры. Об этом говорится сегодня много. Не знаю, что тут можно сказать. Да минует нас чаша сия, как говорится.

...

Золотая рыбка... Пушкинский символ. Символ «золотого века», когда, казалось, было возможно - всё... И старуха у старого разбитого корыта. Стремление женщины получить абсолютную власть - но какая она, эта власть? Если в её представлениях тёмный апостол что-то вроде этой самой «золотой рыбки», исполняющей желания: наказать за предательство, покарать за вероломство. Такая власть - страшна по сути. Она более преисполнена страстей, более деятельна и жестока, чем патриархальная, основанная, не смотря на ошибки, всё-таки на здравом смысле, а не на магии.

Я сказал об этом - чуть выше. Ведь что такое культ Гекаты, о котором сегодня столько разговоров - и громко, и шёпотом? Оно находится в пространстве женских представлений «о своём». Потому что вне христианской морали люди всегда ищут «своего», исходя - вольно или невольно - из личной человеческой выгоды, из эмоционального нутра. Это - не о любви, а о власти над теми, кто отказывается подчиняться правоте или тому, что принято считать правотой, и потому - должен быть наказан. О «золотой рыбке» и её возможностях. В пространстве трехлитровой банки. Человек, который «ищет своего», всегда хочет присвоить механизм исполнения своих желаний, а проще - хотелок.

Поэтому при всех разговорах о безграничной свободе мы получаем в итоге ограничение пространства свободы, где внутри можно всё, а пределы этого «нутра» ограничены, как ограничено представление о мире в каждой отдельной голове. В нашем случае - женской голове, в голове буогаковской Маргариты.
Мы возвращаемся к ошибочному утверждению, к одному из трагических «глюков» в системе исторического человеческого мышления: «Человек - мера всех вещей». Мера, да - не всех вещей, а только доступных пониманию... Мера - да не для всех одинаковая. А там, где начинаются манипуляции с мерой (чего никак не сделать, например, с высокой мерой в Заповедях) - жди беды.
Так что по-другому и быть не могло.

...

Я часто думаю: почему после деклараций о свободе творчества всегда наступает «конец прекрасной эпохи» (Бродский).
В том, к чему мы пришли сейчас, к этому вывернутому представлению о мире и о нас самих - вина, в первую очередь, лежит на искусстве, и на мастерах - на тех, кто это искусство создаёт. Или предаёт.

...

Но это все необязательно считывать - на поверхности лёгкий, простой и грустный сюжет о Маргарите, какое-то время обожествляемой как Афина и Афродита, но преданной и брошенной Мастером.
О живой женщине, добровольно, с её согласия, превращённой тёмным апостолом - дьяволом - в прекрасную статую, произведение искусства - в мёртвую мраморную Галатею.
И всё.
...




©П. Фрагорийский. Послесловие к«Маргарите».
Из кн. «Триумф ремесленника».






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 19 августа ’2021   05:47
"Кто виноват?" в содомии "золотого миллиарда" и "Что делать?".."Шерше ля фам", ибо...Феминизация - деградация?.. Что-то не видно по исламским странам, где женщины в загоне и особи второго сорта какого-либо общественного прогресса. В лучшем случае -- застой...Хотя доля истины есть в критике идеализации человека со всеми его страстями и пороками. Манифест антихристианства М.Горький провозгласил устами своего персонажа Сатина: "Человек -- вот Правда!"

Оставлен: 19 августа ’2021   07:17
Без Бога человек превращается в зверя. Просто хватило генетически впитанного запаса по сле 1917 - да и в соц. идеологии все заповеди были кроме главной, без которой все гнить начало: о том что выше Бога нет ничего. Вот тут системная ошибка была.

А феминизация общества - это путь в ад.
ислам - тоже крайность для нас. У них - свои порядки, демократия ни одной из мусульманских стран не дала ничего, кроме крови, смерти и хаоса. При чем не только им - а уже бумеранг полетел обратно в виде беспредела беженцев и мигрантов. В каждой земле своя религия и свои уставы. Нам туда не надо, но и у нас нечего чужие порядки навязывать.

А человек звучал гордо... Пока не вышел весь.
Не оказалось иммунитета против всей этой заразы - содомии, феминизма и прочих чокнутых инициатив.

Оставлен: 19 августа ’2021   07:29
Феминизм в крайнем своём выражении - гендерном равенстве во всём и вся - абсурден. Ибо, по определению, то бишь от природы, не может быть равенства как между людьми, так и меж сильным и слабым полом. определённая и необходимая "дискриминация" женщин в ряде профессий, военной, к примеру, вполне и даже с избытком компенсируется отношением мужчин к женщине в любви, как к матери, как музе своего творчества и т.д.

Оставлен: 19 августа ’2021   07:59
Совершенно согласен. Равенства нет. это все уловки дьявола.


Оставлен: 19 августа ’2021   07:39
Да, много верного, но... статья вызывает неоднозначные чувств.
Вы так здорово протянули ниточки через всю историю,
так замечательно связали Булгакова с Троей, и яблоком Магритта(а что такое - яблоко Евы и Адама?), и всё это переплели с феминизацией и ящиком Пандоры...
Вывод: женщина - сама, по сути своей - стршилище, феминизация - зло, ведущее к отрицанию Бога, и все беды на Земле от того, что безответная и бесплодная любовь ведёт к катастрофе. А виновато во всём - искусство.
Ну, может, я тоже утрирую, но основное - так.
Прекрасная статья, очень глубокая, продуманная, и хочется соглашаться с каждым словом автора.

Оставлен: 19 августа ’2021   07:57
ну яблоко Адама и Евы - это и есть символ грехопадения. Думаю, это даже разжевывать не нужно.
Да, по сути мы все страшилища, когда нарушается этический закон. Содомизация и феминизация - и есть зло, происходящее от безбожия, от нарушения гармонии, заповеданной человеку.
. Мужчина и женщина - это гармония. А отдельно - уродство. Я не говорю о частных случаях - я говорю о принипе сосуществования - согласно законам Бога, а не дьявола.
А искусство - это кратчайший путь к сознанию человека, это шлюз информационный, именно через образы человек исцеляется, и именно через образы - инфицируется.
Именно через образы людей уродуют - от чайлдфри до перверзий различного рода.

Искусство - единственный способ по-настоящему растлить человека. Всё остальное можно регулировать - и экономические механизмы, и политические. А вот с этим - с тем что внутри, с тем что отравило сознание - просто так ничего не сделаешь. Растлить - быстро можно, а исцеление - медленно происходит.

Оставлен: 19 августа ’2021   08:51
Да несогласна я, что яблоко - символ грехопадения.
Хотя, так принято считать.
Это символ познания.
- Человек, познай себя сам.
Пока не познал - животное. Родился, родил, умер. Всё.
Тишь и гладь на планете. Едим друг друга, потому, что мы все и всё вокруг - пища.
Яблоко - разум. И это уже совсем другое измерение жизни.
===========
У Разума есть особенность - он хочет высказаться. Чтобы его понимали.
Искусство - возможность сделать это.
Почему такой разрыв науки и духовного развития человека?
Человек не выполняет самого главного библейского Завета - познай себя.
Зря, выходит, Господь разрешил Змею соблазнить Еву?
А ведь этим Он дал возможность Разуму - развиваться.
И хлеб добывать в поте лица своего.
Духовного начала - достаточно. Ты только САМ! познавай мир и себя.
Человек болеет извращениями, как вирусом, как войной, ложью, завистью.
Возможно, и этот этап необходимо пройти, чтобы понимать, что такое извращение.
А отказ от детей - тоже извращение.
Ну и само собой тут сразу зависает детский вопрос - зачем мы?
ИМХО.

Оставлен: 19 августа ’2021   14:53
Символ познания добра и зла - это одно, а вообще-то оно связано с грехопадением - в плане личного бытия человека. Как ни крути. Это как топор: им можно наколоть дров, а можно зарубить по пьянке человека.
Одно дело, когда это яблоко нужно - и другое дело, когда оно брошено под ноги статуе.

Зря не зря... Они просто не выдержали простейшего испытания на вшивость. Искушения - нужны, мы благодаря им и познаем что есть добро и что есть зло, учимся различать.

А вот то что людей хотят загнать в стеклянную будку с ошейником - это беда. Одно дело когда человек знает что нельзя грешить - сознательно не грешит, и другое дело - когда он как дрессированная крыса просто приучается к правилам. Вот это - конец разуму. И на спасение души даже рассчитывать будет невозможно.


Оставлен: 19 августа ’2021   15:13
1) стихотворение действительно, прозрачно- легко
2) философия ,почти совсем согласна, интересно всё
Приведено НО феминизация, вы не правы в вашем выводе;
Патриархат был натуральным развитием,
То есть общество пришло к нему из необходимости,
И подходящих психических и физических, а также природно окружающих факторов,
А феминизация, содержит практически ответ, не натуральное а принудительное движение,
( где так же не натурально всё с ним связанное)
Мужчины и женщины здесь действительно равны,
- Они каждый , пол по своему ЖЕРТВЫ,
Этого навязанного процесса
3) Ах, да Искусство. - это ещё проще виноват,
Потребитель и время в котором творят,
Каждый творец, это зеркало своего времени,
Они не творят для прошлого, не для будущего,
Только для настоящего, а оно ну сами видите....

Оставлен: 19 августа ’2021   17:28
Конечно - оба жертвы навязанного процесса.
Но вина лежит - в первую очередь - на мужике. Потому как выключена основная функция: защиты. Защиты своей женщины, семьи, любви.
А женщина - да, она более уязвима, менее защищена от внешнего зла. Потому если оставить в ней пустоту - она может заполнить её ... скажем так... чем попало.

Потребитель не виноват. Он всего лишь оплачивает проституирующих "творцов". Согласитесь, тот, кто проституирует на святых вещах - предатель.
и преступник - преступает этические законы (они же Божьи).
Божьим даром торговать нельзя.
Картины продавать можно - а себя нельзя.

Оставлен: 19 августа ’2021   19:43
Оба в десятку, в этот раз согласна полностью,
С маленьким добавлением,
Пустота была бы только пол беды,
Если со временем не перерастала в боль,
Её заглушить намного труднее, а боль потому
Что Надежда умирает...

Оставлен: 19 августа ’2021   23:21
Да. всё очень точно сказано.
Всё так и есть.
Разбить сердце человеку - это большой грех.


Оставлен: 20 августа ’2021   12:52
Понравилось послесловие!

Оставлен: 20 августа ’2021   19:47
Спасибо)
да я вот удивляюсь - думаю может меня разыгрывает человек)


Оставлен: 30 августа ’2021   14:17
Юра, поздравляем с прохождением твоей работы на нашу аллею! 

Оставлен: 30 августа ’2021   19:51
Спасибо) Рад.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Для тех,кто любит погрустить-тату(получаса)

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
А с неба звучала свирель...Исполнение: Евгений Шувалов
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2548699.html?author

1790

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft