16+
Лайт-версия сайта

216. В.Агошков. 9 земля. Почему так называется праздник КУПАЛА?

Литература / Очерки / 216. В.Агошков. 9 земля. Почему так называется праздник КУПАЛА?
Просмотр работы:
17 апреля ’2013   22:50
Просмотров: 20872

216. В.Агошков. 9 земля.

Почему так называется
праздник КУПАЛА?

ОДИН ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ и разгульных народных праздников – Иван Купала: так пишут составители календаря "Застолье" на 2003-й год.

Купала, Купало – в восточно-славянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу – народное прозвище Иоанна Крестителя – с 23 на 24 июня по старому стилю, - цитируем В.В. Иванова и В.Н.Топорова. Прибавляем к старой дате 13 дней и получаем: с 6 на 7 июля.

В 2003-м году в календаре видим: 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи; так что следует уточнить: вначале был Купала, которого церковь пыталась заменить Иоанном Крестителем, Иоанном Предтечей. Но всё, что ей удалось сделать – это соединить в народном сознании Купалу с именем – Иоанн: Иван Купала! Купала – от "купать" – вода. На Купалу обливают водою всякого встречного.

В 50-е ГОДЫ XXв на моей родине – в селе Становой Колодезь перед Купалой ребята заготавливали "насосы" из полых растений, а на палочку, служившую поршнем, накручивали столько материи, чтобы она не повредила сам насос. Поскольку такие насосы довольно таки быстро выходили из строя, то делали их несколько штук, на весь день.

В основном обливали водой, набираемой из всевозможных вёдер и тазов, себя и всех проходивших мимо, для чего иногда прятались в кусты. Особенное удовольствие получали от визга облитых таким способом девочек. Взрослых, конечно, не трогали. Те с улыбкой наблюдали за нами, не вмешиваясь в наши игры.

Насосы из растений позволяли нам обливать водою других за много метров. Сейчас же в основном стараются вылить на человека сразу ведро, что, конечно же, вредит празднику.

ИСТОКИ. Тогда мы не знали истоки этого праздника. Исследователи тоже не всегда едины в его оценках. Возможно, как пишут В.В. Иванов и В.Н. Топоров, обливание женщины связывалось с ритуалом вызывания дождя, плодородного дождя (см. статью "Перун").

Они же в статье "Купала" указывают следующее: "Купалой называли куклу или чучело (женщины или мужчины – сравни такую же куклу Костромы), которое в белорусских ритуалах называли также Марой (воплощение смерти), в русских песнях – ведьмой (в ритуалах "ведьму", конский череп или кости скота сжигают на костре).

Поэтому главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Купалу изгоняют, топят в воде, разжигают священные костры, через которые прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлеба и т.п.).

ВЫСКАЖЕМ НАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ на причину изгнания Купалы и потопления его в воде.

КУПИДОН – от латинского cupido – "сильная страсть", в римской мифологии божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту. Поэтому учёные не совсем правы, говоря о том, что белорусская Мара – это "воплощение смерти". Мара – от латинского АМУР – любовь. Не понятно, почему Купалу изгоняют, топят, чтобы получить высокий, т.е. большой урожай?!

Конец июня-начало июля – это время, когда хлеба только созревают. Во время роста не нужно вызывать сильную страсть. Те же В.В. Иванов и В.Н. Топоров указывают на индоевро-пейский корень *kup – со значением "кипеть, вскипать, страстно желать". Женщине, которая понесла, т.е. забеременела, не нужны сильные страсть и желание. Теперь её внимание должно быть обращено только на плод, который внутри её. Некоторые птицы во время любви приобретают яркий цвет, а после вновь становятся "серыми".

Распущенные волосы на голове девушки – очень красиво; замужняя женщина волосы должна убрать под платок: теперь она за’мужем, за му’жем, и ей незачем ещё раз привлекать к себе внимание другого мужчины. Вульгарно распущенные волосы по плечам замужней женщины говорят о её половом распутстве, и поэтому о такой "красавице" говорят: распущенная, т.е. пустая (щ//ст): женщина, которую пустили, упустили из рук!

ПУСТОЦВЕТ – ПУСТОЙ ЦВЕТ. Чтобы из зерна не получилось пустых цветов – пустоцветов, и сжигали Купалу – сильную страсть, неопродолимое влечение, желание. С этой целью обливали водой и женщину, дабы остудить её страсть. Я вспоминаю, как моя мать два или три раза на моих глазах (на самом деле, возможно и больше) привязывала курицу верёвкой к забору, если птица, вместо того, чтобы сидеть в гнезде на яйцах для выведения потомства, вдруг начинала разгульную жизнь, кудахтать и носиться по двору. Мать окунала курицу в воду, говоря: "Остынь, охолонь маленько!"

Вода, безусловно, служила плодородным началом: нужен был плод, а не пустоцвет. Кстати, об этом далее и пишут В.В. Иванов и В.Н. Топоров:

"В основе мифа лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья – важнейшим символом купальских обрядов".

Конечно, любовь близнецов – брата и сестры – не может дать здоровое потомство, а потому эту связь нужно разорвать, остудить…

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213041201704






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 18 апреля ’2013   10:20
Василий Иванович,мастерски написана статья!!!СПАСИБО!!!С уважением Виктор.                       


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ЭТО ВРЕМЯ ГЕРОЕВ

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft