16+
Лайт-версия сайта

Идеология потребления - путь в никуда..Статьи

Литература / Политика / Идеология потребления - путь в никуда..Статьи
Просмотр работы:
25 октября ’2021   00:05
Просмотров: 4661

Психология потребления

Эпиграф:

«Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне - дело славы, дело высокого племени новых людей,- а это ведь и на самом деле так,- и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть этими двумя ценностями - это уже страшно много... Константин Паустовский - «Кара-Бугаз»


Недавно я перечитывал известного советского писателя Константина Паустовского и особенно меня поразила повесть Кара-Бугаз.
Действие происходило в тридцатых годах двадцатого века, на юге России, отчасти в Туркмении, отчасти в Дагестане и вообще на стыке Кавказа и Средней Азии.
Впечатления от книги заставили задуматься о психологии созидания у большинства советских людей и «потребительстве», заразившем населения «новой» России.
В книге описано, как во времена советской власти с помощью энтузиастов - комсомольцев и коммунистов осваивались нетронутые, кажется непригодные для жизни районы южно-азиатской части России, в которых до Революции, только изредка можно было увидеть кочевников туркменов.

Чтение Паустовского, натолкнули меня на воспоминании о детстве и юности, которые прошли в пятидесятые-шестидесятые годы. Тогда я жил в Сибири, в Иркутске, в посёлке гидростроителей и помню атмосферу той жизни: трудную, но жизнерадостную, оптимистичную и не побоюсь этого слова — счастливую, прежде всего для нас, детей.
Люди жили будущим, как целью и смыслом существования. Все куда-то ехали, что-то строили, учились, женились, рожали детей в полной уверенности, что светлое будущее уже не за горами.
Помню, как мы мальчишки, бывали на строительных площадках Иркутской ГЭС, где земля и дороги были политы жидким бетонным раствором, а в теплушках обедали рабочие - строители гидроэлектростанции. Грузовые машины сновали туда-сюда, и не было вокруг ни одного праздного человека, не занятого строительством.

Однажды, с соседским мальчишкой, мы пришли в строящуюся школу, где работал его отец и меня поразили красота и размеры этой будущей восьмилетки Эта школа, была настоящим чудом, потому что после войны дети учились, в большинстве своём, в старых зданиях барачного типа - так учился и мой старший брат.
Вскоре, я пошёл в эту новую двухэтажную школу, с спортивными площадками в двух уровнях, с теплицей и внутренним двором и нас, первоклассников, на торжественной линейке приветствовали уходящие во взрослую жизнь старшеклассники. Многие из них были уже в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, потому что началу их учёбы помешала война...

Ещё помню перекрытие Ангары и громадные, двадцатипятитонные МАЗы, везущие к месту перекрытия гранитные глыбы, которые с понтонного моста, построенного в месте перекрытия, сбрасывали в кипящую, бешено сопротивляющуюся, ангарскую воду.
Помню, как строили посёлок для обслуживающего персонала ГЭС и новую школу там же. Посёлок состоял из просторных коттеджей, а несколько были даже двухэтажные. В школе был не только пришкольный участок, где учителя биологии иногда проводили свои уроки, но и хорошее футбольное поле и площадки для баскетбола и волейбола.
Был и просторный закрытый спортзал, в котором мы тоже играли в баскетбол, когда, после четвёртого класса, нас туда перевели из пржней школы - детей тогда было много и с каждым годом становилось всё больше.
Я пошёл учиться в 1953 году, а другую школу перешёл со всем классом в 1957 году...

Ни о каком платном образовании естественно тогда не могло быть и речи, ведь страна, после разорительной и смертоносной войны, строила социализм и все дети были равны настолько, что просто не думали об этом. Вспоминается даосский афоризм: «Там где появляется добродетель, там возникает и подлость...». Его можно перефразировать на современный лад:
«Там где появляется неравенство, там возникают разговоры о равенстве!»
Иначе говоря, в те времена, просто не возникала тема равенства-неравенства - все настолько привыкли жить одной семьёй и одним народом, будь то евреи, цыгане или татары, что все были «наши», «русские»...
Конечно были тогда в старом посёлке и деревянные туалеты на улице, и воду приходилось носить из колонки, в основном нам с братом, и печи топили дровами, но это и было естественным приучением к физическому труду.

Бывали и разного рода драматические события - помню, как у соседей пришёл на побывку матросик, брат моего друга и он ходил на танцы, в соседний посёлок. Дело было в 1953 году, когда после амнистии Хрущёва, выпустили на свободу много уголовников. Однажды утром, его нашли зарезанным, неподалеку от мостика через болотце, по которому он возвращался домой, из клуба...
Помню, как у моей одноклассницы погиб отец и его брат. Оба работали шофёрами и водили двадцатипятитонные самосвалы. На машину одного из братьев упал электрический провод и его убило прямо в кабине. Второй брат бросился ему помогать, старался вытащить и тоже был убит током...

Пьянства не было, но когда собирались наши родители и их друзья, то конечно выпивали и пели песни часами. Помню названия Песен: «Вот кто-то с горочки спустился...», «Хасбулат удалой...» и много, много других.
Дети жили тогда своим сообществом или двором: ходили купаться, с утра до вечера загорали на искусственных озёрах и часто, ватагой уходили в лес, собирали грибы и ягоды, жгли костры и наслаждались свободой. Родители о нас не беспокоились, ни о каких педофилах и помину не было - люди делом занимались, строили социализм.
Много было молодых специалистов приехавших на ГЭС из разных уголков страны. Они женились, получали квартиры, работали, а потом, когда строительство закончилось, разъезжались на новые стройки - жизнь кипела и иногда напоминала весёлое кочевье...

... Я вырос, пошёл в армию, отслужил на Дальнем Востоке, пришёл на гражданку, поступил работать в университет.
И уже лет в двадцать пять вдруг стал замечать, что жизнь меняется и не в лучшую сторону. Всё меньше было строек, всё больше «коммунистической» пропаганды, всё больше различий в уровне жизни между простыми рабочими и их начальством. Тогда уже был Брежнев и с годов семидесятых, потихонечку стал проявляться застой.
Жизнь, действительно затормозилась, а потом и остановилась вовсе - не было уже ни больших строек, ни энтузиазма, стало больше фальшивых реляций о победах, о построении социализма и «общенародного» государства.
Пьянство и связанные с ним скандалы усилились, а количество бытовых и немотивированных преступлений, заметно увеличилось. Люди, глядя на лживые плакаты, типа «Народ и партия едины» или «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи», криво усмехались видя вокруг себя показуху и начавшееся разделение, на «успевших» и «неудачников»...
Как-то в университете, проводили комсомольский зачёт и однажды, на комсомольском собрании я не удержался и спросил присутствующих: «А зачем вы в комсомоле?»
И тут молодые учёные стали кривится, смотреть в потолок, и шёпотом говорить, что это вопрос, на который нельзя честно ответить и в этом их поддержали присутствующие старшие товарищи - коммунисты.
И тогда, мне показалось, что здесь что-то не так, если они не могут объяснить, зачем они в комсомол вступали...
Позже, во времена Горбачёва и Ельцина, которые прошли школу лицемерия тогдашнего комсомола, я понял, что они уже ни во что не верили, а вступали в комсомол и в партию чтобы делать карьеру.

Что тут было хуже в те времена — диктатура парт номенклатуры или комсомольское лицемерие - я не знаю, но наверное в смеси, это и создало то поколение лжецов и фарисеев, которое развалило не только СССР, но и партию, возглавляемую ими!
И вот сегодня, в России, мы имеем следствие той лживой пропаганды, когда люди с детских лет уже ни во что светлое и искреннее не верят, а становясь взрослыми, быстро усваивают идеалы лицемерия, ханжества и накопительства.
Никто уже не старается думать о других, а думаеттолько о себе и «своих» и эта привычка, постепенно становится второй натурой.
Потребление стало главной целью накопительства и богатства, а примитивный эгоизм и бессмыслица такой жизни, рождают чудовищных лжецов и преступников способных ради денег, славы и комфорта, предать друга и убить своих родственников...

Многие и пальцем не пошевелят, если за работу, самую ничтожную, нельзя получить какие - то деньги - принцип «предоплаты» стал законом жизни, потому что никто никому не верит и потому же, многие хорошие проекты остаются невостребованными и невыполненными.
В больницах, нянечки просят оплату, часто за то, что входит в их обязанности, а чиновники, норовят получить взятку за выполнение действий определяемых в их трудовых договорах. Даже молодые ребята, уже выбирают себе работу, на которой можно кроме зарплаты, получить ещё «левый навар»!
Сегодняшняя жизнь и воспитание, так далеко ушли от заявленных Революцией идеалов свободы, равенства и братства, что ни о каком патриотизме не может идти речи.
Все лживые и напыщенные речи о вставании России с колен, всегда предшествуют определённой личной выгоде или пиодвижению в карьере, а без этого никто и пальцем не пошевелит спасать кого-либо другого, кроме себя...

Так называемые национальные «элиты», сами себя провозгласили лучшими - самыми умными и «креативными», и потому требуют привилегий, а простым людям - народу отводят роль крепостных рабов.
Среди «болотной образованщины» встречаются уже прямо таки «людоеды» и сторонники сословного государства разделённого на господ и рабов. Некоторые, не стесняясь, предлагают стерилизовать или просто морить голодом и непосильной работой «отстающих», а себя выдвигают в судьи-оценщики, «кто достоин, а кто нет».
В Российских либеральных СМИ, «работают» иногда настоящие монстры, которые не ведают что говорят и творят, в силу отсутствия подлинного религиозного воспитания.
Сегодня, они ещё только пробуют свой «волчий» голос - послушайте Грефа и его сторнников - но если дать им волю, то они, со временем, создадут новый Освенцим и не один.

Таких «интеллигентных» чудовищ, как в либеральных изданиях России, на сегодня, нет даже в «дебрях Экваториальной Африки», среди натуральных людоедов.
И все эти умники, - ярые сторонники идеологии потребления начисто забывающие, что прежде чем потреблять, надо создать что-нибудь из необходимого для жизни.
Большинство из таких «креативщиков», за всю жизнь кроме ручки или микрофона, ничего больше в руках не держали и потому, хотят и требуют чтобы их обслуживали другие - «низший класс»!
Невольно вспоминается сатирик Салтыков-Щедрин и его сказка «Мужик и Генерал». Но ведь нынешние молодые людоеды, должны знать, что с того времени более полутора столетий прошло и Россия, во многом благодаря Великой революции сильно изменилась и очень трудно, надолго, вновь загнать в хлев народ, который ещё помнит завоевания Октября...

Очень важный вопрос — как вернуть то отношение к жизни, когда люди не только имеют цель в будущем, но захотят и смогут строить это будущее.
Предложений много, но перечислю несколько.
Известно, что у молодых жизненной энергии невпроворот и потому, через воспитание нравственности, необходимо эту энергию направить на развитие личности и устроение добродетельной жизни для себя и для тех, кто тебя окружает, но пытаться только словами соблазнить молодых, сегодня вряд ли удастся.
Известно, что главной целью воспитания, является пробуждение в человеке, внутренних стимулов для усвоения новых знаний и навыков и поэтому, используя эту энергию молодости, можно и нужно Воспитателям с большой буквы, мягко подталкивая и направляя детей и подростков в сторону добра, учить думать о других, о своей стране, делать что-то реальное и нужное!

Помню, уже на закате Союза, последнюю молодёжную стройку — Байкало-Амурскую магистраль. Я работал там на сейсмостанции и видел, как лучшие молодые юноши и девушки страны, в труднейших условиях строили не только железную дорогу, но и свои характеры. Был даже запомнившийся лозунг «Мы строим БАМ, - БАМ строит нас!» И так и было!

Исходя и из своего жизненного опыта думаю, что можно организовывать в старших классах разного рода познавательные экспедиции: биологические, археологические, географические, охотничьи и так далее. Ввести эти экспедиции в учебные планы, собирать подростков по интересам и отправлять их в «дальние странствия».
Тут открываются много плюсов, а один из главных — это социализация, приучение к самостоятельной жизни и к работе в коллективе - ну и выход юношеской энергии будет вполне цивилизованным.
Я сам, какое-то время был директором подросткового клуба и знаю, что в молодёжных сообществах, высокие романтические цели эффективно помогают в воспитании альтруизма и дружелюбия.
И ещё, хорошо бы в высшей школе возродить строительные отряды, которые помогут студентам не только заработать какие-то деньги, но и что-то значительное построить своими руками, получить шанс проявить себя с подлинно креативной стороны.
Неплохо бы ввести курсы волонтёров, движение, которое так развито в странах Запада, в частности здесь, в Англии - мой сын, уже работая в конторе постоянно в выходные дни ходит на такие мероприятия.
Волонтёрство имеет много направлений: помощь бедным и сиротам, больным, старикам и животным, и не только у себя в городе и стране, но и в развивающихся странах Африки, Азии, да и в Европе - все направлений такой работы и не перечислить.

В этом случае, воспитывается христианское отношение к другим и человек учиться думать о других. Но волонтёрами становятся часто и люди на пенсии - уже в преклонных годах становятся смотрителями в музеях, в исторических зданиях, театрах и концертных залах. И всё это делается бесплатно, из любви к собственной истории и своей стране...

В той же Англии, есть множество благотворительных проектов, которые закладывают и финансируют богатые люди. Недалеко от нас, есть большой детский городок - Корамс— филдс, куда ходят играть дети и часто с родителями.
На этом месте, в первой половине восемнадцатого века, капитан Корам организовал, с помощью многих английских энтузиастов, дом для брошенных матерями детей.
В этом деле, затеянном сострадательным энергичным человеком из народа, со временем стали участвовать и знаменитые художники, и композиторы, и знать, и простые люди.
Движение разрослось и герцог Монтегю, предложил под этот дом, свой дворец, в котором сегодня располагается Британский музей.
По какой-то причине это здание не подошло и потому, выстроили большое и новое...

Но главное, помимо того, что спасены были многие подкидыши-сироты, в этом деле участвовало всё общество, тем самым воспитывая в себе благородные чувства - надеюсь, что и в России подобные проекты вызовут всплеск благотворительности и участие многих волонтёров.
Хороших людей, могущих и главное умеющих делать добро от широты души, в России ещё очень много - их надо только организовать.

Вспоминаю, что в Питере, после организованных нашим клубом соревнований для детей и подростков, на улице перед клубом, многие жители из близлежащих домов предлагали нам свою бескорыстную помощь.
И это тоже было главным результатом таких мероприятий!

Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.







Потребление и прибыль


…Современная человеческая цивилизация «заточена» на прибыль. Прибыль является тем стимулом и той целью которой руководствуется современный человек. Буржуазная цивилизация — это цивилизация потребления через производство добавочной стоимости, то есть прибыли.
Эта категория, является краеугольным камнем теории капитализма разработанной и критикуемой Марксом. Якобы, прибыль, является тем главным стимулом, который движет человечеством в будущее. И действительно, для эпохи капитализма, прибыль является тем двигателем, который развивает не только промышленность, но и выстраивает определённые отношения между людьми и сообществами...

Но кто из нас внимательно читал или помнит сегодня Марксов «Капитал»? Маркс не актуален - вся действительность пытается доказать нам, что социализм – это мечта идиота...
Даже в бывшем Советском Союзе, который стал первой страной попытавшейся воплотить идеи Маркса в жизнь, после Контрреволюции девяностых названной «перестройкой», пытаясь подражать Западу выстроили олигархический первоначальный капитализм, который в эволюции намного отстал от Запада – западный капитализм ушёл далеко вперёд от тех отношений, которые сегодня реанимированы в России. Например в Англии, школьное образование бесплатно, здравоохранений бесплатно, существует множество бонусов, которые помогают жить беднякам.
А в России, при формально провозглашённых бесплатных услугах, на деле всё так или иначе платное…

Но, в последние годы, начался новый этап развития человечества, на основе технологических успехов достигнутых при капитализме. Мир входит в глобализацию, пространство и время сжимаются и по сути, мы являемся свидетелями формирования новой реальности, которая требует и соответствующих перемен в межличностных, корпоративных и общественных отношениях.
Эти технологические изменения, можно рассматривать, как инструменты, которыми будет убит и закопан или сожжён заживо, тот социальный порядок, который мы называем капитализмом!
Таким образом сбывается предсказание Маркса, который утверждал, что капитализм в конце концов изобретёт и своего «могильщика».
Одной из перспектив самоубийства капитализма, явится необходимость уничтожения прибыли, то есть денег - того субстрата, которым люди пользовались в качестве меры труда уже несколько тысяч лет.
Весь мир, долгое время сидел на «игле» денег, и как всякий наркотик, деньги могли лечить, но и убивать, уродуя и насилуя природу человека.
Сегодня, похоже наступают времена, когда прибыль в форме денег, перестаёт быть целью и смыслом существования и развития человечества, как биологического вида, а мировой системный кризис капитализма, о котором так много говорят последнее время, ещё раз подтверждает, что «страшный суд» над прибылью и миром потребления «уже при дверях»!

...В истории человечества уже было время, когда люди верующие в Мессию Иисуса, решили выйти из под контроля денег и прибыли.
Первохристиане объединялись, обобщали имущество и старались жить по братски, услужая друг другу.
Такие сообщества существовали в первых монастырских и катакомбных общинах и стояли у истоков того, что тогда называлось христианством.
Они смогли распространить идею любви и самопожертвования в том страшном мире, которым тогда правил Древний Рим.
Сам факт существования христианства доказывает, что человек добр и способен на самопожертвование ради других, а раз так, то у человечества есть будущее!
Новый Завет Иисуса Христа и по сию пору остаётся той путеводной звездой человечества, ориентируясь на которую, часто в полной тьме инстинктивной жизни, люди искали и ищут ту «землю обетованную», которую обещал своим последователям Иисус из Назарета.

Если смотреть с сегодняшних меркантильных и эгоистичных позиций, то Иисус из Назарета, ставший Мессией – Христом для своих последователей, был полным неудачником в жизни, или лузером, как любят сегодня говорить почитатели «западной» культуры.
Действительно, Он сам был нищим и его последователи были такими, и наверное поэтому Он говорил: «Блаженны нищие духом».
Именно поэтому фарисеи предали Его, а светская власть в лице римского прокуратора Иудеи Пилата, по наущению книжников – фарисеев, подвергла Учителя мучительной смерти через распятие – и Он умер всеми покинутый и одинокий.
Но, как утверждает предание, Иисус Христос воскрес на третий день и воссел одесную «Отца небесного». Это надо понимать так, что его идеи и учение не умерло, а возродилось в качестве религии под названием христианство!

В канун христианского праздника Пасхи, нам ещё раз нужно вспомнить историю жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа и убедиться в очевидной истине, что мир альтернативный миру наживы и ненависти, всегда был, есть и будет, и этот мир любви, служения людям и самопожертвования, навсегда запечатлен в Новом Завете – просто надо уметь его прочитать и понять.

Сегодня, псевдо христианство разлагается, ему на смену приходит секулярное общество, общество инстинктивное потребления и возврата к животной жизни, а церковный официоз пытается уверить всех подлинных христиан, христиан по духу, что идеология потребления – это единственный путь, на котором человечество достигнет будущего.
Но вся сегодняшняя реальность говорит нам об обратном – мир становится всё страшнее и развратнее, а это значит, что кризис разрушающегося капитализма, рано или поздно смениться новой формацией и жизнь человеческая будет течь по предназначенному руслу поисков, ошибок и новых спасительных открытий нравственных истин и установлений человеческого общежития!


Апрель 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 25 октября ’2021   04:15
Идеология потребления - путь к сытой жизни, в отличие от марш-броска голодных или полуголодных людей к "зияющим высотам" коммунизма...


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВСЕ НА РАДИО ! ИДЁТ ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА !

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
You are bright light of my souls desire... Исполнение:Вадим Кудряшов
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2548975.html?author

1791

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft