16+
Лайт-версия сайта

Но,лошадка верная!

Литература / Проза / Но,лошадка верная!
Просмотр работы:
26 марта ’2020   11:44
Просмотров: 7752

Но, лошадка верная!
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
В конце 60 годов прошлого века мне довелось работать учительницей в сельской восьмилетней школе. Преподавала очень серьёзные предметы: химию, черчение в седьмом и восьмом классах и математику в пятом классе. Кроме того, выполняла обязанности пионервожатой и отвечала за множество внеклассных мероприятий. Возникали новые, непривычные и очень сложные проблемы. Но семнадцать лет – это такой возраст, когда «всё нам по плечу» и «море по колено»! А самое главное, было искреннее желание делать свою работу «на отлично». Не всё получалось сразу, но коллектив педагогов был настроен доброжелательно, помогали, подсказывали. И скоро у меня с учениками установились добрые, дружеские отношения. Конечно, временами, мальчишки баловались, шалили, но на то они и мальчишки, особенно, в 12–14 лет.
Физкультуру преподавал очень серьёзный и строгий мужчина средних лет, муж завуча. Он занимался с учениками общей физической подготовкой, лёгкой атлетикой, спортивными играми и лыжами. На уроках у него царила идеальная дисциплина. Ученики многое умели и добивались определённых результатов.
Я была неплохой спортсменкой, имела второй взрослый разряд по гимнастике. Как-то проговорилась об этом девчонкам-ученицам, и показала им некоторые элементы гимнастических упражнений и акробатики. Девочки были в восторге, и стали просить организовать для них кружок. Я согласилась. Учитель физкультуры усмотрел в этом посягательство на его авторитет, и чинил всяческие препятствия и мелкие пакости. Пришлось вмешаться директору школы. У него было три дочери, младшей из которых, Гальке, исполнилось четыре года. И все они горели желанием заниматься гимнастикой.
Занимались мы несколько раз в неделю после уроков. Спортивных снарядов никаких не было, только несколько матов, но перед нами простиралось непаханое поле вольных упражнений с элементами художественной гимнастики и акробатики. Нашлись девочки гибкие и грациозные, у которых довольно прилично получались композиции с обручами и флажками. Упражнения выполнялись под музыку. Получалось, пусть и немного наивно, но ново, необычно и красиво. Особой популярностью пользовались, так называемые, пирамиды. Спортсменки в определённом положении и порядке выстраивались в несколько ярусов. Обычно, на самую верхотуру взбиралась Галька и, воздев руки вперёд и вверх, тоненьким, трогательным голоском запевала: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо…». Наши физкультурные номера пользовались большим успехом на концертах, и в школе, и в сельском клубе.
В то время в районном центре довольно часто проводились смотры-конкурсы школьной художественной самодеятельности. В одном из таких конкурсов, посвящённом годовщине освобождения района от фашистов, было решено принять участие. Подготовили небольшую программу, куда, конечно же, входили наши физкультурные номера. Мероприятие проводилось в конце января. Зима в том году стояла суровая, снежная. Замело не только заборы и сараюшки, но и некоторые домишки. Ребятня, украдкой от родителей, катались на санках прямо с крыш своих домов.
Наше село находилось в десяти километрах от районного городка. Никакой ухоженной асфальтированной дороги не было. Рейсовый автобус проходил один раз в день, но на него никто не надеялся. Зачастую пассажирам приходилось долгие часы проводить в съехавшем в кювет автобусе, дожидаясь пока случайно проезжающий мимо трактор, не вызволит их из снежного плена. Добирались в райцентр, кто как мог: на попутных тракторах, редких вездеходах, а то и на лошадях, запряжённых в сани. Рассказывали такой анекдот-быль. Один из директоров сельской школы на совещание в районный отдел образования добирался на тракторной телеге, развозившей раньше по фермам силос на корм скоту. Запах у силоса был довольно противный, въедливый и очень стойкий. Директор снял верхнюю одежду и подошёл к секретарше зарегистрироваться. Расфуфыренная дамочка, брезгливо сморщив напудренный носик, изрекла: «Ну и запах от Вас исходит, Иван Петрович!». Бедный Иван Петрович готов был сквозь землю провалиться. Коллеги понимающе ухмылялись и похлопывали его по плечу. А я однажды с молодой семейной парой преодолела расстояние до города на лыжах. Было здорово!
Для поездки на конкурс нам выделили симпатичную спокойную лошадку, запрягли её в большие сани, набитые соломой и застеленные сверху брезентом. Получилось довольно уютное транспортное средство. Одна была загвоздка: я, несмотря на то, что родилась и выросла в селе, не умела обращаться с лошадьми. После небольшой заминки править лошадью взялся восьмиклассник, серьёзный, положительный паренёк. На том и порешили. Директор пожелал нам счастливого пути, не забыв накануне взять с меня расписку об ответственности за жизнь и безопасность детей. Маленькую Гальку не взяли, хотя «рёву» по этому поводу было много.
День выдался чудесный, солнечный, с небольшим морзцем. Лошадка бежала резво. Новоиспечённый возница солидно покрикивал на неё: «Но, пошла!». А вокруг расстилалось бесконечное, слепящее глаза, белое безмолвие. От восторга хотелось кричать, петь, визжать! Я с трудом уговаривала детей поберечь свои голоса для предстоящего выступления.
Добрались до города благополучно. Выступили тоже неплохо. В обратный путь собрались, когда уже начало смеркаться. И тут нас ждал сюрприз: лошадь как-то сумела частично распрячься. Никто не знал, что с этим делать. Пришлось обращаться за помощью к прохожим. Но воскресным вечером в центре города трудно было найти человека умеющего обращаться с лошадьми. Положение казалось безвыходным, впору было разреветься и детям, и учительнице. Наконец-то, на наше счастье нашёлся пожилой мужчина, который запряг лошадь и рассказал нам, что нужно делать, если вдруг, в дороге случиться подобная беда.
Домой мы возвращались без смеха, песен и визга. Мороз крепчал. И уже никто не обращал внимания на царящую вокруг нереальную сказочную красоту. В лунном свете снег искрился разноцветными огоньками. На чернильно-тёмном высоком небе застыла яркая звёздная россыпь. Но звёзды светили холодно, отстранённо, неуютно. Я пыталась развлекать учеников интересными фантастическими рассказами, которых знала великое множество, и всё время мысленно просила лошадку: « Милая, хорошая, не подведи!» И она не подвела.
Добрались мы домой поздно вечером. Родители учеников ждали нас на школьном дворе. Всё обошлось благополучно, даже никто не заболел.
Через несколько дней директор пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Вы-то ничего не знаете, а я уже три ночи не сплю! После вашей поездки кобыла заболела. Она оказалась жеребая. Всё обошлось, а не дай Бог бы, околела! С Вас ведь ничего не возьмешь!»
И, действительно, что с меня возьмёшь!

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Рядом со школой в своих домишках жили две старушки – соседки: «баба Орына» и «баба Горпына». Первая была степенной женщиной, с неспешным разговором и строго поджатыми губами, вторая имела необъятные размеры, громкий, со скандальными нотками, голос и … добрые, смеющиеся глаза. Мне и молодой учительнице, Тоне, предложили поселиться у них в домиках. Но мы решили жить вместе у «бабы Горпыны». И не пожалели. Она была хорошей хозяйкой. Иногда беззлобно покрикивала на нас за безалаберность в хозяйственных делах, но, чаще мы смеялись и шутили. Меня баба называла, не иначе как «куколкой». Вот так и жили. Тоня этой же осенью вышла замуж за земляка-учителя, Юру, значительно старше её. Он оставил преподавание в городской школе и переехал к нам. Вёл в школе немного часов математики и физики и жил вместе с нами на квартире. Кстати, стараниями моего недруга физкультурника и его жены, Юрия Фёдоровича в начале нового учебного года оформили на мою ставку, а меня перевели в другую школу. Но это было потом. А пока мы дружно и весело жили вместе у «бабы Горпыны», хотя можно было совершенно безболезненно переехать кому-то к той же «бабе Орыне».
Во второй половине декабря к нам приехала погостить моя бабушка Дуня. Она очень любила свою внучку и скучала по ней. Я домой ездила редко, уж очень трудный путь был туда. Предстояло ехать по бездорожью 10 километров до районного центра, и ещё 50 километров до родного села. Новый, 1967 год, все обитатели нашей квартиры хотели встречать дома, в кругу своих родных и близких. Тоня и Юра жили в районном городке, в самом его центре. Планировалось всем вместе добраться до их квартиры, там переночевать, а утром нам с бабушкой продолжить путь до дома. Решено было ехать 30 декабря после проведения всех праздничных мероприятий в школе. В то время на селе учителя пользовались заслуженным уважением, и поэтому в совхозе нам предоставили пару лошадей, запряжённых в сани, и конюха, который должен был довезти нас до города и вернуться обратно.
Погода стояла морозная. К вечеру разыгрался ветер, мела позёмка, создавая новые сугробы и переносы на дороге. Было пасмурно, холодно и неуютно. Но поездку решили не переносить на утро. «До своего роду, хоть по шею в воду» - сказала бабушка. Укутавшись в одеяла, мы устроились на санях и со смехом и шутками отправились в путь. Юра был хохмач, ещё тот! Он всю дорогу смешил и подбадривал нас. Конюх умело и лихо правил лошадьми, громко покрикивая на них и щёлкая вожжами. Сам он, время от времени, доставал из-за пазухи заветную бутылку с самогоном, прихлёбывал из неё и довольно крякал. Скоро он стал громко покрикивать на лошадей, не забывая при этом отпускать полупристойные шуточки. Тем не менее, до города мы добрались благополучно, хоть и немного продрогли... Дома у Юры и Тони нас ждал горячий ужин. Все с удовольствием уселись за стол. Кто мог и хотел выпили свою законную «с морозцу и устатку» рюмочку. Вёлся оживлённый застольный разговор, и никто не обращал внимания на притихшего конюха. Внезапно его глаза остекленели и он с грохотом свалился на пол. Никакие попытки привести конюха в чувство не увенчались успехом. Сначала мы испугались, но потом поняли, что мужик спит мертвецки пьяный, и до утра его будить бесполезно. Все со смешками снова уселись за стол. И только бабушка выглядела задумчивой и обеспокоенной. Вскоре она высказала свои опасения и переживания. Оказывается, лошадям в мороз на улице без движения стоять нельзя. Они могут замёрзнуть, заболеть и околеть. Мы, конечно, растерялись, а бабушка заявила, что будет всю ночь, каждый час, выходить на улицу и прогуливать лошадей. Юра не удержался от комментария об оригинальности ситуации: бабушка Дуня, понукивая лошадей, «нарезает круги» по центральной площади города. Вскоре все спали крепким, здоровым сном. И только бабушка всю ночь стойко несла свою вахту.
На рассвете конюх пришёл в себя, и через минуту, его уже и след простыл. Мы с бабушкой Дуней ушли на автостанцию, в надежде уехать домой на раннем автобусе. Нам повезло. До родного села мы добрались довольно быстро, и без приключений.
Март 2020 год.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 26 марта ’2020   12:08
Хорошие миниатюры. Заходите в гости

Оставлен: 26 марта ’2020   23:07
Спасибо за отзыв. Рада, что Вам понравились мои миниатюры - воспоминания.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft