Вот, прочел я здесь в интернете: "B современной России понятие патриот – человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя своей Родины" - и сказал себе.
- Нужное, в общем-то, дело!
И стал я читать дальше о столь полезной озабоченности государства нашего.
"На этапе становления СССР партия руководствовалась указаниями В. Ленина, который говорил: победа в войне обусловлена состоянием духа тех масс, кои на поле брани проливают свою кровь. Для коммунистической партии слова В. Ленина послужили ориентиром, для воспитания патриотизма как граждан своей страны, так и бойцов красной армии в духе пожертвовать за Родину, смелость и бесстрашия.
В современной России понятие патриот – человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя своей Родины…».
- Ну это-то понятно! Об том-то у нас на всех крышах и заборах было написано! – мрачно промолвил я.
И тут зашевелилось вдруг во мне какое-то нехорошее, темное, удушающее чувство несправедливости какой-то ото всех этих бодрых наставлений автора статьи.
«В СССР огромное значение имела пропаганда героического подвига советского народа посредством издания литературы о жизни и деятельности героев, что служило примером подражания граждан их бесстрашию и героизму …».
И вдруг я понял из-за чего это во мне зашевелились нехорошие, темные и удушающие ощущения несправедливости. В тексте о патриотизме было дважды произнесены слова о готовности и обязанности жертвовать собой ради отечества.
- Нет, даже трижды! Да, да, да! – воскликнул я. - Но в чем дело!? – с недоумением в голосе воскликнул я.
И тут из моей памяти полезло вдруг, как всех нас гнобили за критику политики, проводимой партией, возглавляемой генсеками, сторонниками жёстких мер по отношению к несогласным с ними. И получалось тогда, что служишь ты Отечеству только тогда, когда служишь ты у нас какому-нибудь там Его превосходительству, а в остальных случаях ты враг народа.
И похоже, что и до сих пор у нас многие все ещё хотят быть в услужении у Его превосходительства, а не у Конституции, Закона и своего собственного разумения. Вот как, например, советский и российский политический деятель, писатель, сценарист, публицист, журналист, общественный деятель, член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра», лауреат премии Ленинского комсомола Александр Проханов. Он говорит, что в связи со всеми нашими сегодняшними проблемами, нам надо Сталина вернуть. Да и советский и российский политический деятель, театральный режиссёр, политолог и лидер движения «Суть Времени» Сергей Кургинян с ним согласен. То есть, иных способов решения сегодняшних российских проблем у этих высокообразованных мужей, похоже нет. Ну, а уж мы-то, ректорат-то ИХ, с этими высокообразованными мужами, похоже, очень даже согласен!
И вот Ток-шоу «60 минут» —с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым. Тема – патриотизм ну и все что с этим связано. По одну сторону от ведущих программу инакомыслящие, ну, или, как сказали бы при коммунистах - недобитые диссиденты, по другую, те, которые мнят себя патриотами.
Первые осуждают неоправданные жертвы во время войны, репрессии, преследования за убеждения, ГУЛАГ и прочие прелести тоталитарного правления, другие, числящие себя за патриотов, о том, что война — это, вообще, мол, страшное дело, а люди людей ещё нарожают. Важно победить, мы за ценой не постоим.
И как хорош был во всём этом хоре патриотов на час А. Проханов! Он на вопрос о жертвах сталинских репрессий, воздев руки к небесам, патетически сообщал всем о том, что все наши жертвы были необходимы Богу. Казалось бы, очуметь от такого умозаключения, но не спешите чуметь от умозаключений этого человека из вчерашних дней, был на этом Ток-шоу некто и из сегодняшних молодых, которые были с ним согласны.
Да нам это вообще похоже не чуждо. Как вот, например, комсомольскому деятелю А. Н. Шелепину, который во время войны применял тактику «выжженной земли» *, придуманную ещё скифами. Впоследствии этот ну вот очень патриотичный и сообразительный комсомольский деятель стал уже членом ЦК КПСС; членом Президиума ЦК КПСС, а для товарищей по партии - «Шура железный».
Правда, у таких патриотов наших, есть у нас и предшественники из далеких прошлых веков наших. И даже среди литераторов. Поэт Жуковский В. А., например, который прожил свою жизнь в чем-то вроде созданного им самим золотого века, где провидение правило самым благожелательным и даже благочинным образом. И вот одна из излюбленных идей Жуковского о совершенствовании мира. Например, замена смертной казни религиозным таинством, при котором вешать будут в закрытом помещении вроде церкви, под торжественное пение псалмов, невидимое для коленопреклонённой толпы, но на слух прекрасное и вдохновенное. Ну полный атас! Чехов со своей «Палатой номер 6» здесь отдыхает. Очень симпатичны эти идеи были и для Н. В. Гоголя.
Послушайте, а ведь Пушкин А. С. в те времена вполне мог бы попасть под такую «торжественную», «невидимую для коленопреклонённой толпы, но на слух прекрасную и вдохновенную» раздачу. Да и М. Ю. Лермонтов, я думаю, так же закончил бы свои славные дни. Во, дела! Правда, самодержцы наши были к тому времени все европейски образованны уже и все проблемы с устранением неугодных решали они уже по европейским стандартам тех времен, а не по средневековым, как, скажем, при Иване Грозном, память о котором мы сегодня ну вот очень чтим.
Между прочим, вот именно такие " железные шурики" совершенно спокойно и безо всяких там патриотических всхлипов и возгласов при этом, устраивают заговоры и перевороты в государствах. Все та же тактика «выжженной земли». Ради своих амбиций. А после них хоть потоп.
Одним словом, Евразия, и потому долго ещё нам придётся барахтаться во всём этом. То есть в отношении к человеку не как к Homo sapiens, а просто как к животному, что о двух ногах. А мы все тут возмущаемся уж будто бы каким-то там чуждым для нас исламским радикализмом. Всё рядом. То есть, как кто-то там сказал, что средневековье ни где-то там когда-то было, а оно вот тут рядом и стоит только дать отмашку.
===========
* Тактика «выжженной земли» — полное широкомасштабное уничтожение любых объектов промышленного, сельскохозяйственного, гражданского (разумеется, вместе с населением) назначения при отступлении, чтобы они не достались противнику.